Программа кружка «Волшебные ручки» в старшей группе 2022 -2023 учебный год.
рабочая программа по аппликации, лепке (старшая группа)

Евгения Александровна Трипутина

В настоящее время существует огромное количество разнообразных материалов, предоставляющих огромный простор для детского творчества. Но как интересно бывает сделать что-нибудь необычное из вполне обычных материалов, найти нестандартное применение тому, к чему все уже привыкли.В работе не требуются дорогостоящие материалы ни трудоемкие, ни технически сложные действия.

Практически всю работу дети выполняют самостоятельно. Полученный при этом результат всегда эстетически и эмоционально привлекателен. Но при этом ребенку не просто заниматься целенаправленной трудовой деятельностью, тем более доводить ее до конца. В связи с этим на занятии встает важная задача — сформировать положительную мотивацию трудовой деятельности. С этой точки зрения значимы как конечный результат, эмоционально и эстетически привлекательный и посильный процесс изготовления. Для этого от воспитателя требуется: все этапы работы тщательно продумать, подготовиться к занятию с детьми, чтобы у детей не возникли технические проблемы. В основе такого методического подхода положена идея: ребенок должен самостоятельно создавать нечто свое, новое, используя приобретенные навыки и умения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 356»

  1. Программа
  1. кружка «Волшебные ручки»

в старшей группе

на 2022 -2023 учебный год.

Составила:

воспитатель Трипутина Е.А.,

  1.                                                                                                               

2022г.

Пояснительная записка.

В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Что же понимается под творческими способностями?

В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.

С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.

Таким образом, творчество -  создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

Изучением творческих способностей занимались многие психологи, философы, педагоги. Достаточно назвать таких деятелей науки, как Л. Н. Коган, Л. С. Выготский, Н. А. Бердяев, Д. С. Лихачёв, А. С. Каргин, В. А. Разумный, О.И. Мотков и другие.

Широко известно высказывание В.А.Сухомлинского «ум ребенка – на кончиках его пальцев». Но этот ум тоже требует развитие, как и все остальное. Помочь развиться творчеству ребенка, поставить на верный путь, может   взрослый. Что мы в своей работе и делаем.

В настоящее время существует огромное количество разнообразных материалов, предоставляющих огромный простор для детского творчества. Но как интересно бывает сделать что-нибудь необычное из вполне обычных материалов, найти нестандартное применение тому, к чему все уже привыкли.

Задачи:

Учить предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки).

Совершенствовать коммуникативные навыки, умение самостоятельно ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы).

Определять приемы работы и инструменты, контролировать свою работу (определять правильность действий и результаты).

Оценивать качество готовых изделий, формировать общую умелость руки, развивать сенсорные эталоны формы, цвета, величины.

Развивать тактильную чувствительность мелкой ручной моторики, эстетический вкус.

Воспитывать аккуратность.

Формировать умение доводить начатое дело до конца.

Цель:  сформировать положительную мотивацию трудовой деятельности, развивать умение самостоятельно создавать нечто свое, новое, используя  приобретенные навыки и умения

Предполагаемый результат:

  • научить составлять несложные композиции;
  • формировать умение доводить начатое дело до конца;
  • оценивать качество готовых работ;
  • использовать разные средства выразительности при создании композиции (бросовый, природный материал).

Результативность:

Октябрь- подарки малышам «Грибы и божьи коровки»;

Ноябрь – создание коллажа «Жар - птица»;

Декабрь – подарки малышам «Елочные украшения»;

Январь – создание картины «Зима»;

Февраль – полки кулонов к маминому дню;

Март – выставка «Котята»;

Апрель – выставка поделок кружка «Волшебные ручки»

Тематическое планирование

Месяц

Неделя

Содержание

Задачи

Результат

I квартал

Сентябрь

Вводное занятие

Дать детям представление о ручном труде, в частности аппликации, расширить знания об этом древнем виде искусства, рассказать, как с помощью аппликации и другого подручного материала можно создать интересные модели.

В работе использовать фотографии, изделия прикладного искусства и применение в быту.

2 занятия

«Грибочки» из гороха

Формирование общей умелости руки.

Развивать сенсорные эталоны формы, цвета, величины.

Воспитывать аккуратность

«Грибная полянка»

2 занятия

«Клубничка» из гороха

Развивать эстетический вкус, совершенствовать коммуникативные навыки, умение самостоятельно ориентироваться в задании, развивать умение составлять несложные композиции из сделанного материала.

Е.Румянова «Аппликация», д/в № 8 2008 г. с. 35.

Коллективная работа и индивидуальные работы

Октябрь

2 занятия

«Ящерица»

(горох)

Вовлечь детей в увлекательную игру-труд. Развивать творческое воображение, воспитывать желание ребенка работать аккуратно, доводить начатое дело до логического конца, оценивать качество готовых изделий

2 занятия

«Божья коровка»

(горох)

Заинтересовать работать коллективно, соблюдать дружеские отношения, положительно относиться к работам товарищей, использовать в работе творчество русского народа (прибаутки, потешки).

Коллективная

2 занятия

«Яблоневый сад»

(горох)

Учить предварительно планировать ход работы над изделием, работать аккуратно, доводить работу до конца, воспитывать радостное чувство от проделанной работы.

Коллективная

Ноябрь

«Дерево из бисера»

В работе с бисером соблюдать аккуратность. Учить предварительно планировать ход работы над изделием.

Коллективная

«Осень–краса»

«Жар-птица»

(стразы)

В работе с блестками соблюдать аккуратность. Определять приемы работы и инструменты, контролировать свою работу (определять правильность действий и результаты).

Учить правильно оценивать качество готовых изделий.

«Матрешка»

(горох)

Развивать творческое воображение, воспитывать желание украсить свою матрешку красиво, аккуратно.

В работе использовать русский фольклор.

«Ежик»

(горох)

Создавать условия для положительных эмоций, совершенствовать умения работать ножницами, кистью, клеем, закреплять умения работать с бросовым материалом (горохом).

Декабрь

«Рыбка» из пуговиц

Учить умению подбирать нужного размера пуговицы, располагать их на «рыбке». Воспитывать аккуратность.

«Елка в лесу»

(из манной крупы)

Учимся работать с манной крупой. Воспитывать аккуратность, развивать тактильную чувствительность мелкой ручной моторики.

«Елочные шарики»

(манная крупа)

Возбудить чувство ожидания праздника «Новый год».

Развивать эстетический вкус, желание создать очень красивый шарик.

Научить детей раскрашивать уже прикрепленную манную крупу.

«Три медведя»

(чай)

Возбудить у детей желание создать картину с применением чая.

Воспитывать трудолюбие учить доводить работу до конца.

Январь

«Дерево» из кружев

Воспитывать аккуратность в работе, умение доводить дело до логического конца

Е.Румянова, с. 115

«Снеговик» из ваты)

Работаем с ватой. Прививать аккуратность и желание сделать очень красивую поделку.

Коллаж

«Зима»

Создать картину, используя уже готовые поделки детей.

Февраль

«Красивое украшение для мамы»

(стразы, бусины, природный материал)

Возбудить желание сделать приятный подарок для мамы. Воспитывать эстетический вкус. Возбудить желание проявить творчество, последовательность, трудолюбие.

«Человек из букв»

(коллективная работа)

Научить выкладывать на листе бумаги фигурку девочки.

Е.Румянова, стр. 60.

«Букет из роз»

(цветная бумага разных цветов)

Учить из полосок цветной бумаги скручивать жгуты по спирали, с целью создания цветка.

Март

«Овечки из ваты»

Увлечь детей созданием картины. Учить планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления изделия).

Е.Румянова, с. 103

«Закладка для книг»

(из бумаги)

Развивать умения работать ножницами (вырезать сердечки или фигурки по желанию детей).

Развивать чувство цвета.

Е.Румянова, с. 123

«Полосатый кот»

(путем обрыва бумаги)

Учимся создавать образ кота из бумаги путем обрыва.

Е.Румянова, с. 44

Апрель

«Птичка»

(из мозаики)

Разрывать бумагу на квадратики и наклеивать их на силуэт птички, добиваясь создания образа птички.

Е.Румянова, с. 46

«Русские березы»

(путем обрыва бумаги)

Создать картину–пейзаж путем обрыва бумаги.

Е.Румянова, с. 39

Коллективная

Коврик  (ткань)

Создать симметричный узор из лоскутков ткани.

Прическа для девочки

Учимся работать ножницами, учимся разрезать бумагу строго по параллелям.

Е.Румянова, с. 70

Работа с родителями

  1. Ознакомить родителей с задачами кружка, с планом работы;
  2. Приглашение родителей на открытое занятие, на выставки детских работ;
  3. Заявления от родителей на согласие посещения кружка детьми.

Структура занятий:

  1. Сформировать положительную мотивацию трудовой деятельности;
  2. Пальчиковая гимнастика;
  3. Рассматривание образцов, обсуждение;
  4. Выстраивание плана действий («что сначала, что потом»);
  5. Выбор материала;
  6. Самостоятельная работа детей;
  7. Анализ готовой работы;
  8. Физкультурная минутка или игра с поделкой.

Подготовка предметно–развивающей среды:

  • Бумага разного формата, цвета, качества, цветной картон;
  • Краски, клей, ножницы, лак, фломастеры, карандаши, кисточки;
  • Природный раздаточный материал: зерна, горох, семечки и пр.
  • Бросовый материал: нитки, пуговицы, стразы, бисер, бусы, перья, вата, спички, ткань и пр.

Процессуальные и содержательные

отличия данной технологии

Обычно на одном занятии дети изготовляют одну и ту же поделку, ориентируясь на образец. Здесь не присутствует творческий и самостоятельный выбор, поскольку методические руководства деятельностью — пошаговые указания педагога по принципу «делай так». Здесь нет инициативы и автономии. Вся группа работает в одном темпе.

Предлагаемая технология иная. База — это поделки в натуральную величину. Это и есть образец для ребенка. К каждой поделке есть инструкция и силуэтное изображение основы поделки. Это позволяет ребенку самому «снимать контур», получая уже готовую основу для поделки. Это предполагает самостоятельную деятельность ребенка и минимальное участие взрослого. Участие взрослого в работе — помочь соблюдать предложенные технологические этапы по изготовлению выбранной поделки. Здесь каждый ребенок может выбрать поделку по своему вкусу и желанию.

Но перед этим дети всей группой под руководством педагога проводят исследовательскую работу: рассматривают образцы, обсуждают, выбирают то, что более всего привлекает ребенка, анализируют выбранный образец. Ребенок выстраивает план действий (что делать сначала, что потом), выбирает материал, реализует задуманное, сверяет результат с образцом, вносит изменения и дополнения.

Все занятие посвящено только продуктивному ручному труду.

Основа каждой работы  — несложное силуэтное изображение предмета.

В работе с половинками гороха несложное изображение приобретает рельефность, необычность фактуры, оригинальность.

Инструкция для работы:

  1. Перерисовать силуэт на кальку;
  2. Вырезать силуэт;
  3. Перевести силуэт на плотную бумагу (картон);
  4. Отметить места приклеивания горошин;
  5. Приклеить горошины.

Можно сделать рамочку из бумаги и придумать, как поделку использовать в играх или быту; добиваться от детей сопровождения поделок диалогом с персонажами поделки.

Характеристика предлагаемой технологии.

Исходное условие ее разработки — требование

процессуальной и материальной доступности

В работе не требуются дорогостоящие материалы ни трудоемкие, ни технически сложные действия.

Практически всю работу дети выполняют самостоятельно. Полученный при этом результат всегда эстетически и эмоционально привлекателен. Но при этом ребенку не просто заниматься целенаправленной трудовой деятельностью, тем более доводить ее до конца. В связи с этим на занятии встает важная задача — сформировать положительную мотивацию трудовой деятельности. С этой точки зрения значимы как конечный результат, эмоционально и эстетически привлекательный и посильный процесс изготовления. Для этого от воспитателя требуется: все этапы работы тщательно продумать, подготовиться к занятию с детьми, чтобы у детей не возникли технические проблемы. В основе такого методического подхода положена идея: ребенок должен самостоятельно создавать нечто свое, новое, используя приобретенные навыки и умения.

Развитие ручной умелости

Позволяет развивать у детей моторику, координацию, усидчивость, аккуратность, самоконтроль, умение доводить порученное дело до конца.

Формируется общая умелость руки, в том числе мелкая моторика руки — важный показатель физического и нервно-психического развития.

При выполнении действий с предметами решается большая часть мыслительных задач — рука действует, а мозг фиксирует ощущения, соединяя их со зрительными, слуховыми, обонятельными восприятиями в сложные, интегрированные образы и представления. Чем больше запас действий и проб накопит в своем опыте ребенок, тем скорее он перейдет к более высокому уровню развития мышления — наглядно-образному — и будет оперировать уже не предметами, а их образами.

Особая значимость продуктивных ручных действий дошкольников состоит в формировании базовых глубинных компонентов «психического стержня» ребенка, т.е. целенаправленная деятельность, результатом которой стал бы некий продукт, представляющий собой ценность и пригодный к употреблению. Эту потребность американский ученый Эрик Эриксон охарактеризовал как «чувство созидания», т.е. на смену желанию у ребенка «все разобрать», разломать приходит желание что-то смастерить, починить самостоятельно, непременно, чтобы этот продукт труда пригодился во взрослой жизни.

Формулировка: «Я сам могу это сделать, я справлюсь» — это первая формула «психологии победителя».

Уже во взрослой жизни человек, обладающий такой внутренней убежденностью, сталкиваясь с проблемой, думает не о сложности, а о том, как ее решить. И как правило, достигает успеха.

Технология, направленная на развитие ручной умелости, выполняет свою важнейшую психологическую функцию: «работает» на формирование у ребенка базовой, глубинной убежденности в своей компетентности, поскольку результат его труда вызывает у окружающих положительные эмоции, одобрение и похвалу без всяких натяжек.

Задачи: 

  • Развитие сенсорных эталонов формы, величины, цвета.
  • Развитие у детей тактильной чувствительности, мелкой ручной моторики, эстетического вкуса.
  • Воспитание аккуратности;
  • Формирование умения доводить начатое дело до конца.
  • Совершенствование коммуникативных навыков.
  • Умение самостоятельно ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы)
  • Предварительное планирование хода работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки).
  • Определять приемы работы и инструменты, контролировать свою работу (определять правильность действий и результаты, оценивать качество готовых изделий).

Задачи:

Развивать умения составлять несложные композиции из сделанного материала.

Развивать творческое воображение, фантазию соединять свои работы в композиции.

Развивать у детей сообразительность, творчество, использовать разные средства выразительности при создании образа.

Обогащать игровой опыт и создавать условия для самовыражения.

Вовлечь детей в увлекательную игру и творческую деятельность, развивать интерес к окружающему миру.

Расширять социальный опыт и обогащать словарь.

Создавать условия для положительных эмоций, снимать напряжение, совершенствовать конструктивные умения, развивать воображение и творческие способности, расширять знания об окружающем мире.

Замечать и устанавливать причинно-следственные связи.

Развивать воображение, познавательные интересы и творчество.

Воспитывать желание работать аккуратно, помогая друг другу.

Литература:

  1. Е. Румянцева. «Аппликация «Простые поделки»
  2. Дошкольное воспитание № 8, 2008г.
  3. Джун Джексон. «Поделки из бумаги»
  4. М.А. Гусакова. «Аппликация»
  5. А.С. Галанов. «Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству».
  6. А.Алексеевская. «Волшебные ножницы».
  7. И.М. Петрова. «Объемная аппликация».
  8. Р.Т. Казакова. «Рисование с детьми дошкольного возраста».
  9. Интернет- ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по Художественно-Эстетическому Развитию (аппликация) старшая группа 2022-2023 учебный год

Аппликация - это важная часть в Художественно-Эстетическом развитии детей дошкольного возраста, дети развивают творческое воображение, умение создавать композиции, развивать мелкую моторику, владение ...

Рабочая программа в старшей группе 2022- 2023 учебный год

Рабочая  программа старшей группы "Почемучки" на  2022- 2023 учебный год...

Картотека индивидуальной работы по ФЭМП в старшей группе. 2022 -2023 учебный год

Материал предназначен для индивидуальной работы с детьми старшей группы по математике...