Конспект занятия "История шерстяного клубочка"
план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа)

Хлыстова Оксана Александровна

Конспект образовательной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Бирюлинский детский сад «Белочка» Высокогорского муниципального района Республики Татарстан

Конспект

образовательной деятельности

на тему «История шерстяного клубочка»      

Составители:

                                                                                  воспитатель Хлыстова О.А.

                                                                             воспитатель Галеева Э.Р.

                                                                2023г.

Цель: Формирование у детей представлений процесса изготовления шерстяных ниток и приобщение к народным промыслам.

Задачи:

- Ознакомление детей с историей возникновения ниток из шерсти. Расширение  и углубление представлений детей о роли нитки в жизни человека.

- Развитие творческих способностей, тактильное восприятие, мелкую моторику и исследовательских навыков через вовлечение в практическую деятельность

- Воспитание у детей уважение к труду людей, изготавливающих нити и изделия из них и интереса к истории окружающего мира.

Возраст детей: 6-7 лет

Оборудование: изделия из шерсти (шапка, варежки, носки, платок, юбка, кофта), манекен 1шт., прялка, веретено, кусочек шерсти, тарелочки 31шт, шаблоны одежды для изготовление аппликации 11шт, шерстяные разноцветные нитки в нарезанном виде, вязанные коврики 11шт., разведенная гуашь в флаконах 44шт., влажные салфетки, корзинка с клубочком и спицами, сигнальные карточки по безопасности, фартуки 10шт., образцы узоров.

Ожидаемый  результат: В процессе образовательной деятельности  дети получат знания о возникновения ниток из шерсти, расширят представления о роли нитки в жизни человека. Научаться изготавливать аппликацию из шерстяных ниток, раскрашивать шерстяной коврик через экспериментальную деятельность. У детей формируется интерес к истории окружающего мира и уважительное отношение к труду людей, изготавливающих нити и изделия из них

Ход занятия.

1 сбор

Воспитатель - Здравствуйте, ребята. Меня зовут Оксана Александровна, я работаю воспитателем  в Бирюлинском детском саду «Белочка»

Приветствие (вступление в кругу с детьми)

Нитки разные нужны

Нитки разные важны

Ими вяжут, ими шьют

Но сначала их прядут

И в клубочки их мотают,

На катушки собирают.

(сопровождать слова движениями)

- Я приехала к вам не с пустыми руками, я привезла вам музей и предлагаю его посетить, но хочу напомнить вам одно очень важное правило поведения в музее: экспонаты в музее можно трогать только с разрешения экскурсовода (проходят в музей)

Посещение   музея

-  Посмотрите, что храниться в этом музее? Показывает (Шапка, шарф, варежки, носки, кофточка).

Голос (аудиозапись):

-Ой, ой-ой- ой, эй-эй  ( воспитатель ищет от куда звук),

На столе стоит корзина накрытая платком, в ней клубочек. Воспитатель удивляется и  открывает ткань, под которой находиться клубочек из шерстяных ниток.

Голос клубочка  - Здравствуйте ребята. Я потерялся и хочу узнать, от куда я взялся и для чего нужен. Вы поможете мне?

        Воспитатель - Ну, что  поможем клубочку узнать,  откуда он появился и для чего нужен?        

- Вся изделия в музее изготовлены из чего, как вы думаете? (ответы детей - шерсти).

-Я предлагаю вам взять их в руки и потрогать. Какие они?  (ответы детей - мягки, теплые)  Вязаная одежда очень теплая и одеваем мы такую одежду чаще всего в холодное время года.

- Вы же помните, о чем просил нас клубочек?  Он просил узнать, откуда он появился. Сейчас я вам об этом расскажу. И ты клубочек слушай внимательно.

- Древнего человека кормила и одевала сама природа. Люди охотились на животных, мясо употребляли в пищу, а из шкуры шили одежду. Со временем человек приручил животных и понял, что можно использовать не только шкуру, но и шерсть, которой покрыто тело животного.Но человеку подошла шерсть не всех животных, больше всего ему понравилась шерсть козы и овцы.Потому что именно у этих животных она оказалась самой мягкой. А каким образом можно взять шерсть у животного? (ответы детей). Шерсть можно состричь.

- Я предлагаю вам посмотреть интересное видео,  из которого мы узнаем как это происходит. ( воспитатель включает  видео стрижки овец)

- Посмотрите, шерсть срезают специальными ножницами,очень аккуратно, ведь ножницы очень острые и ими можно поранить животное. Сама процедура стрижки безболезненнаи даже приятна для овечки. Ножницами стричь очень долго, поэтому с появлением электричества человек придумал  специальные электрические машинки. Они похожи на те, которыми стригут людей, только больше. С их появлением процесса стрижки стал намного легче и занимает меньше времени. Посмотрите, овечка совершенно спокойно лежит и ей даже нравиться, что её постригли. После  стрижки шерсть хорошо очищают, расчесывают, высушивают. И получают вот такую шерсть.

( воспитатель показывает  шерсть, у каждого ребёнка на тарелочке лежит кусочек шерсти и   детям предлагается ее рассмотреть.)

Воспитатель - Я предлагаю вам рассмотреть шерсть, которую еще не до конца обработали. Посмотрите, что вы в ней видите ( ответы детей - крошки, соринки, мелкие палочка)

 - Но не смотря,  на это она какая? Попробуйте взять в руки и сжать. Какая она? Она мягкая. Предлагаю вам её понюхать, у неё есть запах? Чем она пахнет? Положим  шерсть на ладошку и я предлагаю подуть на неё. Полетела? Шерсть очень легкая. Попробуйте кусочек шерсти потянуть в разные стороны, разорвалась. А если внимательно присмотреться, можно увидеть, что шерсть состоит из множества волосков. Но из такой шерсти  связать одежду? Как вы думаете получиться? ( ответы детей ) Поэтому шерсть скручивают на специальных станках, на фабриках, изготавливая пряжу из которой потом и вяжут все эти вещи.

 - Но вы знаете, в старину, когда ещё не было станков и электричества пряжу пряли дома на прялке и обучали этому мастерству с самого детства. Прялка была в каждом доме и считалась одним из самых почитаемых предметов. Состоит прялка из донца, на котором сидят, лопасти,к которой  привязывали кудель - пучок шерсти и ножки-стояка. Во время работы мастерица садилась на донце и скручивала нить из кудели на веретено. (Воспитатель показывает как прядется нить). После того, как спряли пряжу, из неё вяжут разные теплые одежду. А, именно какие ребята? ( ответы детей - варежки, носки, кофты, шарфы и шапки) .

        - Вы хотите попробовать изготовить изделие из шерсти? Делать мы это будем необычным способом . Я привезла все необходимое и предлагаю пройти к столу.

Изодеятельность  «Шерстяная аппликация»

Воспитатель - Перед вами лежат шаблоны одежды(шапка, варежки, носки), с уже нанесенным клеем и тарелочки с мелкими кусочками пряжи разного цвета.

        - Подумайте, что именно вы хотите сделать, выберите цвет, можно сделать не только одного цвета, но и разноцветным.  Можно сделать узор – вот лежать образцы орнаментов, возможно, они помогут вам в создании вашей работы. И приступаем к работе.

        ( Воспитатель выполняет работу параллельно с детьми и комментирует свои действия).

Воспитатель - Какие интересные и красивые изделия у все получаются, яркие, разноцветные.

- Вы знаете, что из шерсти изготавливают не только теплую одежду, но и предметы быта, например ковры, которые не только служат украшением, но ещё и утепляют дом. Они тоже бывают очень яркими разноцветными с различным орнаментом. Как вы думаете, откуда же  взялась цветная пряжа? Вы же видели, что овечка  белого цвета и ее шерсть тоже белого цвета?   (ответы детей - её покрасили).

- У меня для вас сюрприз.  Я приготовила всё необходимое для покраски шести и предлагаю вам пройти к столу и самостоятельно покрасить маленький шерстяной коверчик.

Экспериментирование.

- Перед тем, как мы приступим к работе, я хочу вам напомнить про технику безопасности при работе с красками.

( Воспитатель показывает сигнальные  знаки : одеть фартук, не брать краску в рот, не брызгать друг друга и т.д. Дети озвучивают правила и одевают фартуки).

Воспитатель -  Перед вами лежат тарелочка с  ковриками из шерстяных ниток, флаконы с краской и образцы узоров. Вы можете воспользоваться предложенными образцами узоров, а можете придумать свой и разукрасить коврик. Не забудьте про правила и можете преступать к работе.

 (Воспитатель выполнять работу параллельно. Комментировать свои действия. Беседует с детьми )

Воспитатель - Какие интересные ковры получились. Получилось у нас покрасить коврик. Какой можно сделать вывод? (ответы детей - оказывается шерсть можно покрасить в любой цвет).

- Как вы думаете, удалось нам помочь клубочку? ( ответы детей)

-Расскажем ему об этом. Я предлагаю вам вернуться в музей.

2 сбор. Музей.

- Что мы можем рассказать клубочку?  Откуда он взялся? ( ответы детей)

- Что было сегодня для вас самым сложным? Почему?

- Что больше всего понравилось? Почему?

- Что вы расскажите в группе о сегодняшней деятельности?

- Клубочек, ты внимательно нас слушал и всё узнал?

( воспитатель незаметно включает аудиозапись)

 Клубочек - Ой, ребята я всё понял и очень много интересного узнал. Спасибо вам, оказывается, я очень нужен людям.

Воспитатель - Спасибо вам. Мне было очень приятно с вами работать. Я получила массу положительных эмоций.

Приложение

Фотоматериал

C:\Users\Admin\Downloads\P1200336.JPG

C:\Users\Admin\Downloads\P1200340.JPG

C:\Users\Admin\Downloads\P1200346.JPG

C:\Users\Admin\Downloads\P1200364.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Волшебные клубочки"

В ходе НОД дети методом тактильго и зрительного восприятия учатся воспринимать предметы. Учатся называть некоторые признаки предметов, обогащая свой словарь....

Конспект НОД "Цветные клубочки"

Учить детей рисовать слитные линии круговыми движениями, не отрывая карандаша от бумаги; правильно держать карандаш; в процессе рисования использовать карандаши разных цветов. Обращать внимание детей ...

Конспект образовательной деятельности "Клубочки, ниточки".

Конспект образовательной деятельности по художественно - эстетическому развитию "Клубочки, ниточки" с детьми старшего дошкольноговозраста. Использование приемов правополушарного рисования в ...

Конспект занятия пластилинография "Клубочки для котенка" (средняя группа)

продолжить развивать интерес к новым способам лепки ;-упражнять в раскатывании пластилина между ладонями прямыми движениями, раскатывать пальцами обеих рук на поверхности доски для придания предмету н...

Конспект образовательной деятельности "Клубочки для котенка" в младшей группе. Продуктивная деятельность (рисование), образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Тема: «Клубочки для котенка»Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе продуктивной деятельности «Клубочки для котенка».Задачи:Создать условия для  выражения д...

Самоанализ итогового интегрированного занятия в старшей группе по теме: «История шерстяного клубочка».

Самоанализ итогового интегрированного занятияв старшей группе по теме: «История шерстяного клубочка».Выполнила: воспитатель Чернышова Юлия ВладимировнаЗанятие осуществлялось на основании к...

Конспект занятия в старшей группе: «История шерстяного клубочка».

Цель: формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей о предметном мире. Познакомить с материалами, из которых делают одежду – пряжа, нитки. Задачи:Познакомить детей с истор...