Аппликация, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста
методическая разработка по аппликации, лепке (младшая, средняя группа)
Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребёнка и отвечает его природе, тем успешнее идёт его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Аппликация, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста
Подготовили: Изметьева Т.А.
«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки,
а умелые руки снова способствуют развитию мозга».
И. П. Павлов
Дошкольное детство – возрастной этап, в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. Общепризнанно, что это период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребёнка, становления основ, важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребёнка и отвечает его природе, тем успешнее идёт его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления.
Путь в творчество имеет множество дорог, известных и пока неизвестных. Поговорим сегодня об аппликации.
Аппликация в переводе с латинского обозначает «прикладывание». Это один из видов изобразительной техники. В его основе лежит вырезание различных деталей и наложение их на фон в определенном порядке. Детали закрепляют на основе с помощью различных ниток, клея. Своеобразие аппликации заключается как в характере изображения, так и в технике ее исполнения. Изображение в аппликации обладает большой условностью по сравнению с другими видами плоскостного изображения — рисунком, живописью.
Виды аппликации:
– Предметная (состоящая из отдельных изображений –лист, ветка, дерево, гриб, цветок, птица, дом, человек и т.д.)
– Сюжетно-тематическая (отображающей совокупность действий, событий – «Салют Победы», «Полет в космос», «Птицы прилетели» и т.д.
– Декоративная аппликация (включающая орнаменты, узоры)
Подготовительными упражнениями к освоению этого вида деятельности являются игры с мозаикой, при помощи которой дети, раскладывая готовые геометрические формы, знакомятся с их особенностями, цветом, способами расположения. Овладению процессом аппликации помогает вырезывание без наклеивания (дети режут бумагу, изготовляя для игры билеты, флажки и т.п., учатся пользоваться ножницами).
Бумага ярких расцветок – самый доступный и популярный материал для дошкольников. Для работы с аппликацией необходимо заранее запастись специальным нехитрым оборудованием – это сама бумага для фона и элементов, кисточка, клей, ножницы, чистые салфетки. Бумага, которая будет использоваться в качестве фона, должна иметь большую плотность, а ее расцветка подбирается в зависимости от идеи будущего изображения. Наклеиваемые формы вырезают из тонкой бумаги, лучше всего глянцевой. Работа над аппликациями из бумаги помогает ребенку приобретать полезные умения и навыки, развивать ручные, инструментальные действия. Дети учатся сгибать бумагу, складывать ее пополам, вырезать, склеивать, знакомятся с разными видами бумаги (оберточная, чертежная, рисовальная, гофрированная), ее качествами, цветом и фактурой (гладкая, матовая, плотная, тонкая, мягкая и т.п.).
В настоящее время в аппликации можно использовать самые разнообразные элементы: различные виды бумаги, ткани, нитки, солому, мех, скорлупу, песок, бересту, высушенные растения, листья, семена и другие природные материалы. Работа с природным материалом вполне доступна детям дошкольного возраста. Природа – удивительный и богатейший кладезь готовых форм и красок. Увлекательно, интересно и полезно общение с природой. Оно развивает творчество, мышление, наблюдательность, трудолюбие. Занятия с природным материалом способствует воспитанию у детей любви к родной природе, бережного к ней отношения.
Занятия аппликацией начинают проводить со второй младшей группы. В первой младшей группе дети готовятся к этим занятиям в играх с цветной мозаикой, по своему желанию или по показу воспитателя раскладывают формы в ряд, чередуя по цвету, составляя из них несложные предметы — домик, цветок и т.п. В эти годы малыши демонстрируют невероятную готовность делать все, к чему их привлекают взрослые, детям нравится принимать участие и действовать. Важно поощрять такую активность ребёнка. На четвертом году жизни ребенок способен воплотить свой несложный замысел в изображении, может овладеть некоторыми техническими навыками. В этом отношении аппликация — более трудный по технике выполнения вид деятельности, чем рисование или лепка, так как сложнее способы ее выполнения. Конечно, на данном этапе развития ребенка аппликацию он выполняет при помощи взрослого, совершая лишь отдельные действия. Но это помогает ребенку получить представление о данном виде изобразительной деятельности как о способности создавать рисунок при помощи бумаги и ножниц.
В среднем дошкольном возрасте содержание поделок обогащается, дети обширнее знакомятся с окружающим миром, природой, народным искусством, а также используемыми для аппликации деталями. Основное усложнение заданий заключается в развитии композиционных умений (наклеивание формы в различных сочетаниях) и освоении навыка пользования ножницами, что требует достаточно развитой координации движений руки, так как для получения четкой формы надо уметь ритмично действовать ножницами. Ребята в возрасте 4-5 лет способны выполнять следующие действия, которым их необходимо научить: – вырезать из разных материалов (бумаги или ткани) детали для аппликации, в том числе по контуру; – создавать аппликации с использованием сухих листьев; – располагать детали на круглых формах (розетка, круг или овал).
В старшем дошкольном возрасте аппликационные работы проводятся в полном объёме. Дошкольники осваивают симметричное, многослойное и силуэтное вырезание, обрывание, создают не только плоскостные, но и полу объёмные поделки. Содержание поделок продолжает расширяться, используется большее количество деталей, используются новые цвета и различные светлые и темные оттенки цветов, красиво сочетающиеся в узоре.
В подготовительной группе педагог не настаивает на своем алгоритме выполнения работы, а предлагает детям самим выбрать последовательность работы.
Приемы:
– «продолжи», «преобразуй». Тогда ребенок начинает проявлять свое творчество и воображение.
– привлечение детей к деятельности по работе с нестандартным материалом,
– «превращение» (художники, портные, конструкторы),
– условие свободного выбора темы работы из подобранного материала,
Можно выявить следующие параметры, на которые аппликация оказывает положительное влияние:
- развитие художественного вкуса;
- формирование художественных и графических навыков;
- становление эстетического восприятия окружающего мира;
- развитие воображения;
- творческих способностей;
- пространственного восприятия и фантазии;
- воспитание культуры зрителя;
- формирование знаний о мировой художественной культуре;
- развитие мелкой моторики;
- индивидуальности.
Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой и другими материалами даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и вкус.
На заметку педагогам:
Как стимулировать развитие творческих способностей ребенка
- Создание благоприятной окружающей атмосферы.
- Доброжелательность воспитателя или родителя.
- Отсутствие критики в адрес ребёнка.
- Поощрение его оригинальных идей, восторг при их реализации.
- Возможность для практических занятий.
- Здоровый личный пример творческого подхода к решению разного рода проблем.
- Предоставление возможности ребенку задавать вопросы по теме.
- Возможность давать высказаться в процессе обучения, игр.
- Отсутствие у ребенка страха быть непонятым или высмеянным в случае, если что-либо не получается.
Спасибо за внимание!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование нетрадиционных техник аппликации как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».
В данной статье хочу поделиться опытом работы по использованию нетрадиционных техник аппликации в совместной изобразительной деятельности педагога с детьми....

«Использование нетрадиционных техник аппликации как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
Статья для воспитателей дошкольных учреждений о развитии творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных техни...

Статья "Использование нетрадиционных техник аппликации как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста".
На современном этапе развития дршкольной педагогики проблему детского творчества невозможно рассматривать отдельно от вопросов обучения изоброзительной деятельности. Именно нетрадиционные техники аппл...

Статья: «Аппликация как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
Данная статья посвящена развитию творческих способностей у детей через аппликацию.Основным показателем творчества является получение чего-то нового,неповторимого....

Статья "Использование нетрадиционных техник аппликации как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста".
Одним из наиболее близких и естественных для ребёнка-дошкольника видов деятельности, является изобразительная деятельность. Изобразительная деятельность в детском саду - эффективное средство поз...

Использование нетрадиционных техник аппликации как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста
Используя в работе с детьми нетрадиционные техники аппликации, мы усиливаем интерес ребенка творить, создавать, фантазировать....

Аппликация, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».
Консультация на тему: «Аппликация,как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспит...
