Парциальная образовательная программа «Волшебная бумага»
методическая разработка по аппликации, лепке (средняя группа)
Художественно-эстетическое развитие осуществляется в процессе ознакомления с природой.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 86.03 КБ |
Предварительный просмотр:
«ПРИНЯТО» на педагогическом совете МБДОУ «Детский сад №4 п.Новоорск» Протокол № _________________ «____» ________________ 2021 г. | «УТВЕРЖДЕНО» Зав. МБДОУ«Детский сад №4 п.Новоорск» _______________ О.А.Шамшиева «___» _________________ 2021 г. |
Парциальная образовательная программа
«Волшебная бумага»
Образовательная область:
Художественно-эстетическое развитие.
Воспитатель: Курманбаева А.А.
Новоорск, 2021-2022 уч.г
I. | Целевой раздел | Стр. |
Пояснительная записка | ||
1.1. | Актуальность парциальной образовательной программы | |
1.2. | Цель и задачи парциальной образовательной программы | |
1.3 | Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы | |
1.4 | Возрастные характеристики развития детей | |
1.5 | Планируемые результаты освоения детьми дошкольного возраста парциальной образовательной программы | |
1.6 | Обоснование выбора содержания парциальной программы | |
1.7 | Формы подведения итогов реализации парциальной образовательной программы | |
II. | Содержательный раздел | Стр. |
2.1 | Тематическое планирование образовательной деятельности | |
2.2 | Содержание парциальной образовательной программы | |
III. | Организационный раздел | Стр. |
3.1 | Кадровое обеспечение парциальной образовательной программы | |
3.2 | Материально-техническое обеспечение парциальной образовательной программы | |
3.3 | Методическое обеспечение парциальной образовательной (материалы и средства развития, обучения и воспитания) | |
3.4 | Время и сроки реализации парциальной образовательной программы | |
3.5 | Организация развивающей предметно-пространственной среды | |
IV. | Дополнительный раздел | Стр. |
4.1 | Презентация парциальной образовательной программы | |
V. | Литература | Стр. |
Приложение Приложение 1 Карта наблюдения |
I.Целевой раздел
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1 Актуальность парциальной образовательной программы.
В современных условиях художественно-эстетическое развитие осуществляется в процессе ознакомления с природой, разными видами искусства и активного включения детей в различные виды художественно-эстетической деятельности. Оно направлено на приобщение к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры.
Конечно, овладевая рисованием, лепкой, аппликацией, ребенок не научится писать. Но все эти виды продуктивной деятельности делают руку малыша умелой, легко и свободно управляющей инструментом, развивают зрительный контроль за движением руки. Помогают образованию связи рука-глаз. Все это будет ему хорошим помощником в школе.
При совершенствовании у детей ручной умелости, развивается интеллект, формируются психические процессы, развиваются коммуникативные навыки. Развиваясь, рука ребенка не только способствует формированию всех этих качеств, но и постепенно готовится к успешному школьному обучению (к письму).
Программа реализуется в рамках образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
Программа обеспечивает учёт потребностей и интересов детей в изобразительной деятельности.
В работе используются различные по фактуре материалы (цв.бумага, картон, гофрированная бумага и др.)
К концу учебного года дети должны будут уметь работать с бумагой в разных техниках, научиться правильно держать карандаш, ручки станут более гибкими, послушными, дети научились самостоятельно и творчески работать.
Программа кружка разработана для детей 4-5 лет.
Количество детей: 8-10 человек.
Методы, используемые в работе кружка:
-словесные (рассказы, объяснения, беседы)
-наглядные (методы иллюстраций и демонстраций)
-практические (воспроизводящие и тренировочные упражнения
1.2 Цель и задачи парциальной образовательной программы.
Цель: Максимальное содействие индивидуальному развитию детей путём совершенствования мелкой моторики кисти и пальцев рук.
Задачи:
- Развивать творчество воображения;
- Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость.
- Совершенствовать умения самостоятельно выполнять поставленные задачи, осуществлять взаимопомощь;
1.3 Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы.
Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами, определенными ФГОС.
В основу программы заложены следующие принципы:
- обогащение (амплификация) детского развития;
- индивидуализация дошкольного образования;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
Основополагающими подходами к построению образовательной деятельности в рамках программы стали:
- гуманитарный, как основа учёта личного опыта детей, индивидуального процесса познания ребенком;
- системно-деятельностный, как основа учёта ведущего вида деятельности - игровой, установление обратной связи с детьми и родителями
1.4. Возрастные характеристики развития детей.
Младшие дошкольники с удовольствием осваивают различные виды творческой деятельности. Ребенку нравится заниматься сюжетной лепкой, аппликацией. Поделки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между поделками мальчиков и девочек. Мальчики строго изображают по образцу. Девочки более разнообразнее (красочнее, добавляют что-то своё) изображают образы. При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно- творческие способности. Задача педагога поддерживать интерес к художественно-эстетической деятельности, который может успешно развиваться и в последующие годы дошкольного детства.
1.5 Планируемые результаты освоения детьми дошкольного возраста парциальной образовательной программы.
Реализация парциальной образовательной программы будет способствовать достижению следующих результатов.
Ребенок:
- способен активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе художественно-творческой деятельности;
- владеет развитым воображением, реализуемым в художественно-творческой деятельности;
- развита крупная и мелкая моторика рук
1.6. Обоснование выбора содержания парциальной программы
Парциальная программа разработана на основе образовательная программы МДОУ «Детский сад №4 п. Новоорск». В примерной программе уделено внимание аппликациям, рисованию ладошками, тычками, лепке, тестопластике, пластилинографии . Данных техник на наш взгляд, является недостаточным. Это обусловило созданию данной парциальной программы, которая расширяет задачи образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» и способствует повышению эффективности реализации образовательной программы
1.7 Формы и средства определения результативности реализации парциальной образовательной программы
- выставки детских работ;
- использование детских работ для оформления интерьера ДОУ;
- дни презентации детских работ родителям;
- составление альбома лучших работ;
- наблюдение за действиями детей в процессе поэтапной работы
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тема |
Задачи |
Материал |
Модуль 1.Осень на дворе. | ||
« Фруктовый сад» | Учить детей аккуратно отрывать небольшие кусочки бумаги от большого, аккуратно приклеивать на картон. Учить мять бумагу, скатывать из нее комочки, обмакивая в клей , приклеивать их к картону. | ½ белого картона с изображением дерева, цветная бумага (зеленый, коричневый цвет), бумажные салфетки красного цвета, клей кисть, салфетки. |
Октябрь | ||
«Осенние листочки» | Учить детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки разного размера и формы, приклеивать кусочки бумаги к картону, создавать изображение листопада, продолжать знакомство с «теплыми» цветами (желтый, оранжевый, красный). | Альбомный лист с изображением дерева, цветная бумага (желтая, оранжевая, красная), клей, кисть, салфетки. |
«Ветка рябины» | Продолжать учить скатывать маленькие кусочки бумаги в плотный комочек и составлять из них гроздь рябины. Воспитывать желание делать аппликацию и доводить начатое дело до конца. Укреплять кисть рук, развивать мелкую моторику. | ½ лист картона, бумажные салфетки красного цвета, клей, кисти, салфетки. |
Модуль 2. Животные | ||
«Петушок – золотой гребешок» | Упражнять в комковании и скатывании в жгутики полосок от бумажных салфеток. Продолжать формировать навыки аппликации (наклеивание бумажных шариков на силуэт хвоста). | ½ тонированного альбомного листа с силуэтом петушка хвост не раскрашенный, бумажные салфетки, клей . |
«Медвежата» | Продолжать учить аккуратно разрывать бумагу на кусочки разного размера, приклеивать кусочки бумаги к картону. | ½ картона с изображением медведя, клей, салфетки. |
Модуль 3. Новый год | ||
«Сугробы, снег на деревьях» (коллективная работа) | Закреплять умения детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки различного размера и формы, аккуратно приклеивать на основу (на крону деревьев, на землю), пространственное освоение листа, развитие воображения. Продолжать учиться действовать сообща. | ½ тонированного листа ватмана с изображением деревьев, листы белой бумаги, клей, салфетки. |
«Новогодняя елочка» | Учить детей составлять аппликативное изображение елочки из готовых форм (треугольников), с частичным наложением друг на друга. Продолжать учить скатывать из мелких кусочков бумаги шарики, аккуратно пользоваться клеем. | ½ альбомного листа, заготовки из зеленой бумаги (треугольники разных размеров), двусторонняя бумага ярких цветов, фантики, клей, салфетки, кисти. |
Модуль 4. Зима | ||
«Зайка беленький сидит» | Продолжать учить детей отрывать небольшие кусочки бумаги от большого, аккуратно приклеивать на картон. | ½ тонированного альбомного листа, белая бумага, ватные диски разрезанные на части, клей, кисти, салфетки. |
«Покормим птичек» | Закреплять умение детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки разного размера, приклеивать кусочки бумаги к картону; формировать интерес и положительное отношение к аппликации. | Цветная коричневая бумага, ½ альбомного листа с контурным изображением птички, клей, салфетки. |
Модуль 5. Февраль | ||
«Неваляшка, пирамидка» | Упражнять в умении детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки различного размера, приклеивать кусочки бумаги по контуру. Закрепить знания основных цветов. Воспитывать бережное отношение к игрушкам. | ½ альбомного листа, цветная бумага (красная, желтая, синяя, зеленая), клей, кисти, салфетка. Игрушки неваляшка, пирамидка. |
«Летят самолеты» | Закреплять умение составлять предмет из нескольких деталей разной формы и размера (прямоугольников, полосок). Аккуратно пользоваться клеем, намазывать всю форму. | ½ тонированного альбомного листа (в виде российского флага), заготовки самолетов из цветной бумаги (прямоугольники, полоски). |
Модуль 6. Весна | ||
«Цветы в подарок маме» | Учить детей создавать красивую композицию из цветов (букет) в смешанной технике: бумажная пластика + рванная бумага, развивать эстетическое восприятие, формировать образное представление. Воспитывать заботливое отношение к маме, желание ее порадовать. | ½ тонированного альбомного листа с контурным изображением веточки, салфетки желтого цвета, зеленая и красная цветная бумага, клей, кисти, салфетки. |
«Смотрит солнышко в окно» | Продолжать учить детей работать в смешанной технике: бумажная пластика + рванная бумага, дополнять по желанию недостающими деталями, развивать воображение, чувство цвета и формы. | Альбомный лист с изображением окна, желтые бумажные салфетки, бумага желтого цвета, клей, салфетки. |
Модуль 7. Апрель | ||
«Космос» | Упражнять в технике бумагопластики. Наклеивание бумажных шариков на подготовленный темный фон. | картон черного цвета, бумажные салфетки желтого и белого цвета, клей, салфетки. |
«Веточка вербы» | Продолжать учить скатывать маленькие кусочки бумаги в плотный комочек, отрывать небольшие кусочки бумаги от большого, аккуратно приклеивать на картон. | ½ цветного картона, Желтого цвета бумажные салфетки, коричневая цв.бумага, клей, салфетки. |
Модуль 7. Пробуждение природы. | ||
«Божьи коровки» | Продолжать учить отрывать от листа бумаги кусочки, наклеивать на приготовленную картинку. Воспитывать бережное отношение к насекомым. | ½ зеленого цвета картона с контурным изображения Божьей коровки, цветная бумага красного и черного цвета, клей, салфетки. |
«Одуванчики в траве» (коллективная работа) | Закреплять умения детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки небольшого размера, приклеивать заготовку частично, чтобы она получилась объемной (листики). Развивать умение работать аккуратно. Вос-ть желание работать сообща. | ½ тонированного листа ватмана, заготовки для листиков из зеленой бумаги, бумага желтого цвета, клей, кисти, салфетки. |
2.2. СОДЕРЖАНИЕ ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.
Модуль 1. Осень во дворе.
Тема Ветка рябины.
Содержание темы.
Поделка « Ветка рябины» из салфеток своими руками.
На прогулке детям предложено отгадать загадку, и найти отгадку на участке детского сада.
Рассматривание рябины, особенности листьев, ягод. ( обращаем внимание на цвет и форму) . Читаем стихотворение « Осень»( автор). Вызываем у детей интерес самим сделать веточку рябины.
Порядок выполнения работы:
- Рассматривание с детьми образца. Показ приема выполнения работы (способ скатывания салфеток в шарики). - Приготовление с детьми деталей для выполнения аппликации. - Берем салфетку отрываем кусочек, скатываем в шарик и опускаем в клей , приклеиваем на лист бумаги в виде ягодки рябины.
Работа организовывается в форме групповой и индивидуальной деятельности воспитателя и ребенка.
Формы, способы, методы.
Групповая деятельность, индивидуальная деятельность.
Методы: игровые упражнения, загадывание загадок, пальчиковая гимнастика, рассматривание ветки рябины.
Игровая деятельность: игра «Рябинка».
Коммуникативная деятельность: Беседа с детьми о времени года? Что осенью происходит с деревьями?
Продуктивная деятельность: заготовки-рисунок рябины.
Художественно-творческая деятельность: рисование ветки рябины.
Продукт:
Заготовки для рисования пальчиком.
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 Кадровое обеспечение:
Воспитатель - организует предметно-пространственную среду в группе.
Младший воспитатель – помогает в организации среды.
Музыкальный руководитель (подбирает музыку по теме ОД);
3.2 Материально-техническое обеспечение Программы:
Для реализации программы необходим следующий материал:
разноцветные бумажные салфетки, цв. бумага, клей, гуашь
демонстрационный материал, мультимедиа, дидактические игры, пособия.
3.3 Научно-методическое обеспечение Программы.
- Основная образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №4 п. Новоорск»( Приказ № 27 от 17.09.2014 г.).
- Богатеева З.А. Занятия аппликацией в детском саду: Книга для воспитателя детского сада - М.: Просвещение, 1988.-224 с.: ил.
- Вохринцева С.В. Аппликация в детском саду и дома средняя группа – Издательство «Страна Фантазий», 2008.- 56 с.
- Гусакова М.А. Аппликация: Учеб. пособие для учащихся – М.: Просвещение, 1982.-191 с.: ил.
- Дубровская Н.В. Аппликация из бумаги - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.- 64 с.
- Щеблыкин И.К. Аппликационные работы.- М.: Просвещение, 1990.- 191 с.: ил.
3.4. Время и сроки реализации Программы
Организационно-образовательная деятельность по освоению содержания программы организуется 1 раз в неделю, во второй половине дня, продолжительность –15 минут.
3.5 Организация развивающей предметно-пространственной среды
Оформление пространства для детей | Содержание | Способы использования среды |
Центр творчества | Материалы и оборудование для аппликации: цв. бумага, бумага для аппликации с шаблоном, бумажные салфетки разного цвета, клей ПВА, краски, гуашь, кисти разного размера (жесткие мягкие), тряпочки, наборы форм плоских и объемных фигур, фигурок животных для тактильного обследования, мелкие игрушки и предметы для декорирования и обыгрывания, а также представление изображения (информации, предметов) по принципу контраста | активизация детского художественно-эстетического творчества, обогащение опыта творческой деятельности детей |
«Стена творчества». | Данная стена оформляется работами детей. Она расположена в приемной группы. | демонстрация детских работ |
IV. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Аппликация является одним из важнейших средств познание мира и развитие знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельности ребенка.
В процессе аппликации у ребенка совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности. Хорошо развивается мелкая моторика рук. Нужно отметить, что почти все дети, занимаясь аппликацией, впоследствии сами придумывают сюжет. Познавая красоту окружающего мира (природа, люди) произведения искусства ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства, радость, восхищения, восторг.
И поэтому тема моей программы «Волшебная бумага».
Программа направлена на развитие художественно-творческой деятельности средних дошкольников в процессе поэтапного моделирования объектов окружающего мира.
Поэтапное моделирование помогает сделать аппликации приятным и легким занятием, чтобы ребенок не боялся, что у него не получится, а мог моделировать любое животное и растение, человека.
Родители совместно со своими детьми могут участвовать в творческих тематических выставках, организуемых в детском саду.
V. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Богатеева З.А. Занятия аппликацией в детском саду: Книга для воспитателя детского сада.- М.: Просвещение, 1988.-224 с.: ил.
- Гусакова М.А. Аппликация: Учеб. Пособие для учащихся – М.: Просвещение, 1982.-191 с.: ил.
- Гречина О., Суздальцева Л. Язык творческих чувств.- Дошкольное воспитание. – 2012. - № 2. – С.58- 65.
- Дубровская Н.В. Аппликация из бумаги - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.- 64 с.
- Комарова Т.С. Развитие художественных способностей дошкольников. Монография. – М.: МОЗАЙКА- СИНТЕЗ, 2013. – 144 с.: цв. вкл.
- Основная образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №4 п. Новоорск» ( Приказ № 27 от 17.09.2014 г.)
- Погодина С. Художественные эталоны: как под их влиянием развивается детское изобразительное творчество.// Дошкольное воспитание. – 2011.- № 9. – С. 52- 63.
- Щеблыкин И.К. Аппликационные работы.- М.: Просвещение, 1990.- 191 с.: ил.
Приложение 1
Карта индивидуального развития дошкольника
№ пп | Целевые ориентиры | Показатели развития ребенка | Качество проявляется | ||
В процессе деятельности | В результате деятельности (продукте, личностном приращении) | ||||
1 | Владеет активной речью, включенной в общение; Стремиться к общению со взрослыми | способен активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе художественно-творческой деятельности | |||
2 | Эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремиться проявлять настойчивость в достижении результата своих действий | владеет развитым воображением, реализуемым в художественно-творческой деятельности; | |||
3 | У ребенка развита крупная моторика | Хорошо развита крупная и мелкая моторика рук. | |||
3.5 Организация развивающей предметно-пространственной среды
Оформление пространства для детей | Содержание | Способы использования среды |
Центр творчества | Материалы и оборудование для аппликации: пластилин, тесто, цв. бумага, бумага для аппликации с шаблоном, бумажные салфетки разного цвета, клей ПВА, краски, гуашь, дощечки для пластилина, кисти разного размера (жесткие мягкие), тряпочки, наборы форм плоских и объемных фигур, фигурок животных для тактильного обследования, мелкие игрушки и предметы для декорирования и обыгрывания, а также представление изображения (информации, предметов) по принципу контраста | активизация детского художественно-эстетического творчества, обогащение опыта творческой деятельности детей |
«Стена творчества». | Данная стена оформляется работами детей. Она расположена в приемной группы. | демонстрация детских работ |
1.7 Формы и средства определения результативности реализации парциальной образовательной программы
- выставки детских работ;
- использование детских работ для оформления интерьера ДОУ;
- дни презентации детских работ родителям;
- составление альбома лучших работ;
- наблюдение за действиями детей в процессе поэтапной работы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ВОЛШЕБНАЯ КИСТОЧКА»
Основной целью современного дошкольного образования является воспитание и развитие личности. Именно в детстве закладывается фундамент творческой личности, именно тогда закрепляются нравственные нормы ...

Парциальная образовательная программа посредством нетрадиционных техник рисования «Волшебные краски» для детей от 1 до 3 лет
Парциальная программа по художественно-эстетическому развитию воспитанников посредством нетрадиционных техник является нормативным документом, в котором представлены основные умения и навыки, подлежащ...
Парциальная образовательная программа по познавательному развитию «Волшебная бумага» для детей 5 - 6 лет
Программа «Волшебная бумага» имеет познавательную направленность.Исходя из программы «От рождения до школы» одной из основных целей в образовательной области «Познаватель...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (на основе комплексной основной образовательной программы дошкольного образования «Детство»/под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева 2016г. и парциальной образовательной программы по приобщению дошкольников к культур
Рабочая программа является нормативным документом, определяющим цели и ценности образования в муниципальном бюджетном образовательном учреждении дошкольного образования, характеризующим содержание обр...

Программа краткосрочной образовательной практики «Волшебная бумага» (изготовление атрибутов для игры методом моделирования из бумаги (картона)) для детей 6-7 лет с ОВЗ (ТНР)
В качестве методической разработки представлена программа краткосрочной образовательной практики для детей с ОВЗ (ТНР) 6-7 лет....

ПРОЕКТ ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ВОЛШЕБНЫЕ КРАСКИ»
Парциальная программа «Волшебные краски» имеет художественно-эстетическую направленность и предполагает развитие у дошкольников художественно-творческих способностей в процессе ознакомления с различны...


