Интегрированное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Традиционный весенний праздник Жаворонки».
план-конспект занятия по аппликации, лепке (младшая группа)
Цель: познакомить детей с народным обычаем встречи прилета птиц «Жаворонки».
Задачи: продолжать формировать у детей интерес к птицам, закрепить умение выделять их характерные особенности;
развивать речь через малые фольклорные формы; развивать умение взаимодействовать в группе сверстников; развивать мелкую моторику рук;
воспитывать интерес к праздникам и традициям своего народа.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Традиционный весенний праздник Жаворонки».
Цель: познакомить детей с народным обычаем встречи прилета птиц «Жаворонки».
Задачи: продолжать формировать у детей интерес к птицам, закрепить умение выделять их характерные особенности;
развивать речь через малые фольклорные формы; развивать умение взаимодействовать в группе сверстников; развивать мелкую моторику рук;
воспитывать интерес к праздникам и традициям своего народа.
Оборудование: магнитная доска, магниты, иллюстративный материал («Весна - признаки весны», «Жаворонок», «Взрослые и дети лепят жаворонков», «Дети с «жаворонками» на улице»), ободок-шапочка «Солнышко», изделие из бумаги и картона «жаворонок», аудиопроигрыватель, аудиозапись голоса жаворонка.
Раздаточный материал: на каждого ребенка и на педагога: цветные заготовки туловищ птиц, листы сложенные гармошкой для хвоста и крыльев, кисточка для клея, клеенка, клей в мисочке.
Ход :
Организационная часть.
Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года?
Дети: Весна.
Воспитатель читает стихотворение:
На дворе звенит капель,
По полям бегут ручьи, на дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи после зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник
Стали птицы песни петь
И расцвел подснежник.
Воспитатель: А какие признаки весны вы знаете?
Показ иллюстрации «Весна – признаки весны».
Дети: Весной тает снег, много сосулек на крышах, текут ручьи, появляются лужи, просыпается медведь, солнышко становится ярче и греет сильнее, появляются цветы, птицы прилетают.
Воспитатель: Ребята, но зима еще не хочет уходить. И снег снова идет, и холодно бывает, особенно по утрам. Как же нам прогнать зиму? Давайте солнышко попросим! Вспомним игру-закличку.
Подвижная игра «Гори, Солнце, ярче!»
В центре круга - ребенок -"Солнце" (На голову ребенку надевают ободок-шапочку с изображением солнца).
Дети хором произносят:
Гори, Солнце, ярче -
Лето будет жарче,
А зима теплее,
А весна милее.
Дети идут, взявшись за руки вокруг "Солнца". На третью строчку подходят ближе к "Солнцу", сужая круг, на четвертую - отходят, расширяя круг. Водящий ребенок произносит "Горю!" и догоняет детей.
Игра проводится 1-2 раза
Чувствуете, как теплее стало? (ответы детей) Это солнышко ярче засветило и пригревает!
Основная часть.
Воспитатель: А завтра будет 22 марта, а по народной традиции этот день носит название «Жаворонки». Повторите, ребята! (дети проговаривают)
Воспитатель: В этот день, по народному календарю, прилетают из теплых стран 40 птиц и первая из них – птица жаворонок. (показ иллюстрации Жаворонок) Посмотрите какая пестрая птица. Жаворонок любит селиться, делать гнезда на полях и пашнях. Послушайте как он поет. (аудиозапись голоса жаворонка)
Ребята, как называется этот день? (ответы детей: жаворонки)
Что делают птицы в этот день? (ответы детей: птицы прилетают из теплых стран)
Воспитатель: Этот день очень интересный! Этот день по длине будет равен ночи! А значит, весна вступает в свои права и зиме уж делать нечего, уйдет она на время.
В этот день в давние времена в каждом доме взрослые с ребятишками лепили из теста птичек «жаворонков» и пекли их. (показ иллюстрации)
Птичек почти всегда делали с распростертыми крылышками, как будто летящих, сорок штук. А у кого не было теста, лепили птиц из глины или мастерили из тряпок и бумаги. Дети крепили их на прутики, ходили по селу, забирались на высокие взгорочки, крыши, заборы, подбрасывали своих птичек вверх и кликали весну. (показ иллюстрации Дети с «жаворонками» на улице) А кликали, т.е. призывали вот так:
Жаворонки, прилетите,
Студёну Зиму унесите,
Красну - Весну принесите:
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!
И дрова все пожгла,
И солому всю пожгла,
Молоко всё унесла. (Повторение хором 2-3 раза)
Ребята, из чего могли делать птичек «жаворонков»? (ответы детей: из теста, из глины, из тряпок и бумаги)
Готовые жаворонки раздавались детям с обязательными сопутствующими словами: «Жаворонки прилетели – на головку сели». Такими словами взрослые желали детям крепкого здоровья и счастья.
А вы хотите сделать жаворонка? (ответы детей)
Для работы сначала приготовим пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Птички»
Полетели птички, Крыльями махали. На деревья сели, Вместе отдыхали. | Руки скрещены, большие пальцы вместе, взмахи другими четырьмя пальцами каждой руки одновременно Разъединить руки пальцами вверх, пальцы раскрыть. Соединить пальцы в щепотки «головки», повернуть друг к другу. |
Посмотрите каких ярких красивых будем делать птичек из цветной бумаги и картона. (показ изделия) Пойдемте к столам.
Воспитатель: У каждого клеенка, тарелочка с заготовками, кисточка и клей в мисочке. Давайте посмотрим, что у нас лежит в тарелочках. Цветная картонная основа – голова с туловищем птицы, и два цветных листа бумаги сложенных гармошкой.
Ребята, у нашей птицы есть голова и туловище, а чего нашему жаворонку не хватает? (Ответы детей: крыльев и хвоста).
Объяснение и педпоказ.
Для жаворонка из листов сложенных в гармошку мы сделаем крылья и хвост. Посмотрите: берем один лист сложенный гармошкой. Собираем гармошку, получается плотная полоска, и сгибаем ее пополам, хорошо продавили сгиб! Вставляем сложенную гармошку узким краем полоски в прорезь на спинке на основе. Что у птицы получилось? (Ответы детей: получились крылья)
Ребята, проговорите, повторите, что и как сейчас вы должны сделать? (Сложить лист гармошкой и согнуть пополам, потом вставит полоску узким концом в прорезь на спине)
Практическая работа.
Самостоятельная деятельность. Помощь затрудняющимся детям.
Ребята, чего еще не хватает жаворонку? (Ответы детей: хвоста)
Объяснение и педпоказ.
Чтобы сделать хвост, мы сначала сделаем также как и с крыльями, собираем лист по сгибам в полоску, сгибаем полоску пополам, вставляем в прорезь на хвостике – основе. Все очень знакомо. Но что-то хвостик у жаворонка разделился, надо его склеить. Для этого берем кисточку возле металлической юбочки, опускаем ворс в клей, смазываем кисточкой одну полоску хвоста, которая была сложена внутрь. Далее поправляем основу, чтоб она тоже приклеилась, и опять складываем хвостик пополам. Так мы Склеили два хвостика в один. Сжали хвост и держим немного. Потом отпускаем и чуть-чуть расправляем его. И уносим сушить. Ребята, вам понятно? (Ответы детей)
Ребята, проговорите, повторите, что сейчас вы должны сделать? (Ответы детей: сложить лист гармошкой и согнуть пополам, потом вставит полоску в хвостик-основу, потом нанести клей на полоску хвоста и сложить хвостик, отнести сушить)
Практическая работа.
Самостоятельная деятельность. Помощь затрудняющимся детям.
Итог.
Какой завтра будет день?
Что делали в этот день дети со взрослыми?
Ребята, а вы из чего делали птичку-жаворонка?
Когда наши жаворонки подсохнут, мы с ними можем поиграть и вспомнить заклички!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника для детей младшего дошкольного возраста «Бельчата на празднике Нового года»
Новогодний праздник.Дети знакомятся с лесными зверьками.Попадают в гости к бельчатам....

Развлечение для детей младшего дошкольного возраста (отражение новогоднего праздника)
Развлечение для детей младшего дошкольного возраста (отражение новогоднего праздника)...

Педагогический проект для детей младшего дошкольного возраста приуроченый к празднику День матери "При солнышке тепло, а при матушке добро"
Методическая разработка педагогического проекта...
Конспект экологического праздника для детей младшего дошкольного возраста «Радость весеннего леса»
Экологический праздник....

Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста «Эвинек» – весенний праздник Эвенков
Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста«Эвинек» – весенний праздник Эвенков...

Формирование патриотических чувств у детей младшего дошкольного возраста .Знакомство с праздником "День народного Единства"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24924052","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...
Знакомим детей младшего дошкольного возраста с народными праздниками и традициями.
Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому в...
