Интегрированное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Традиционный весенний праздник Жаворонки».
план-конспект занятия по аппликации, лепке (младшая группа)

Кудашкина Римма Ивановна

Цель: познакомить детей с народным обычаем встречи прилета птиц «Жаворонки».

Задачи: продолжать формировать у детей интерес к птицам, закрепить умение выделять их характерные особенности;

развивать речь через малые фольклорные формы; развивать умение взаимодействовать в группе сверстников; развивать мелкую моторику рук;

 воспитывать интерес к праздникам и традициям своего народа.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 22_marta_zhavoronki.docx23.18 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие  для детей младшего дошкольного возраста «Традиционный весенний праздник Жаворонки».

Цель: познакомить детей с народным обычаем встречи прилета птиц «Жаворонки».

Задачи: продолжать формировать у детей интерес к птицам, закрепить умение выделять их характерные особенности;

развивать речь через малые фольклорные формы; развивать умение взаимодействовать в группе сверстников; развивать мелкую моторику рук;

 воспитывать интерес к праздникам и традициям своего народа.

Оборудование: магнитная доска, магниты, иллюстративный материал («Весна  - признаки весны», «Жаворонок», «Взрослые и дети лепят жаворонков», «Дети с «жаворонками» на улице»), ободок-шапочка «Солнышко», изделие  из бумаги и картона «жаворонок», аудиопроигрыватель, аудиозапись голоса жаворонка.

Раздаточный материал: на каждого ребенка и на педагога: цветные заготовки туловищ птиц, листы сложенные гармошкой для хвоста и крыльев, кисточка для клея, клеенка, клей в мисочке.

Ход :

Организационная часть.

Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года?

Дети:  Весна.

Воспитатель читает стихотворение:

На дворе звенит капель,

По полям бегут ручьи, на дорогах лужи.

Скоро выйдут муравьи после зимней стужи.

Пробирается медведь

Сквозь лесной валежник

Стали птицы песни петь

И расцвел подснежник.

Воспитатель: А какие признаки весны вы знаете?

Показ иллюстрации «Весна – признаки весны».

Дети:  Весной тает снег, много сосулек на крышах, текут ручьи, появляются лужи, просыпается медведь, солнышко становится ярче и греет сильнее, появляются цветы, птицы прилетают.

Воспитатель: Ребята, но зима еще не хочет уходить. И снег снова идет, и холодно бывает, особенно по утрам. Как же нам прогнать зиму? Давайте солнышко попросим! Вспомним игру-закличку.

Подвижная игра «Гори, Солнце, ярче!»
В центре круга - ребенок -"Солнце" 
(На голову ребенку надевают ободок-шапочку с изображением солнца).

Дети хором произносят:
Гори, Солнце, ярче -
Лето будет жарче,
А зима теплее,
А весна милее.


Дети идут, взявшись за руки вокруг "Солнца". На третью строчку подходят ближе к "Солнцу", сужая круг, на четвертую - отходят, расширяя круг. Водящий ребенок произносит "Горю!" и догоняет детей.
Игра проводится 1-2 раза

Чувствуете, как теплее стало?  (ответы детей) Это солнышко ярче засветило и пригревает!

Основная часть.

Воспитатель: А завтра будет 22 марта, а по народной традиции этот день носит название «Жаворонки».  Повторите, ребята! (дети проговаривают)

Воспитатель:  В этот день, по народному календарю, прилетают из теплых стран 40 птиц и первая из них – птица жаворонок. (показ иллюстрации Жаворонок) Посмотрите какая пестрая птица. Жаворонок любит селиться, делать гнезда на полях и пашнях. Послушайте как он поет. (аудиозапись голоса жаворонка)

Ребята, как называется этот день? (ответы детей: жаворонки)

Что делают птицы в этот день? (ответы детей: птицы прилетают из теплых стран)

Воспитатель: Этот день очень интересный! Этот день по длине будет равен ночи! А значит, весна вступает в свои права и зиме уж делать нечего, уйдет она на время.

 В этот день в давние времена в каждом доме взрослые с ребятишками  лепили из теста птичек «жаворонков» и пекли их.  (показ иллюстрации) 

Птичек почти всегда делали с распростертыми крылышками, как будто летящих, сорок штук. А у кого не было теста, лепили птиц из глины или мастерили из тряпок и бумаги. Дети крепили их на прутики, ходили по селу, забирались на высокие взгорочки, крыши, заборы, подбрасывали своих птичек вверх и кликали весну. (показ иллюстрации Дети с «жаворонками» на улице) А кликали, т.е. призывали вот так:

Жаворонки, прилетите,

Студёну Зиму унесите,

Красну - Весну принесите:

Зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела!

И дрова все пожгла,

И солому всю пожгла,

Молоко всё унесла. (Повторение хором 2-3 раза)

Ребята, из чего могли делать птичек «жаворонков»? (ответы детей: из теста, из глины, из тряпок и бумаги)

Готовые  жаворонки раздавались детям с обязательными сопутствующими словами: «Жаворонки прилетели – на головку сели». Такими словами взрослые желали детям крепкого здоровья и счастья.

А вы хотите сделать жаворонка? (ответы детей)

Для работы сначала приготовим пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Птички»

Полетели птички,

Крыльями махали.

На деревья сели,

Вместе отдыхали.

Руки скрещены, большие пальцы вместе, взмахи другими  четырьмя пальцами каждой руки одновременно

Разъединить руки пальцами вверх, пальцы раскрыть.

Соединить пальцы в щепотки «головки», повернуть друг к другу.

Посмотрите каких ярких красивых будем делать птичек из цветной бумаги и картона. (показ изделия) Пойдемте к столам.

Воспитатель: У каждого клеенка, тарелочка с заготовками, кисточка и клей в мисочке.  Давайте посмотрим, что у нас лежит в тарелочках.  Цветная картонная основа – голова с туловищем птицы, и два цветных листа бумаги сложенных гармошкой.

 Ребята, у нашей птицы есть голова и туловище, а чего нашему жаворонку не хватает? (Ответы детей: крыльев и хвоста).

Объяснение и педпоказ. 

Для жаворонка из листов сложенных в гармошку мы сделаем крылья и хвост. Посмотрите: берем один лист сложенный гармошкой. Собираем гармошку, получается плотная полоска,  и сгибаем ее пополам, хорошо продавили сгиб!  Вставляем сложенную гармошку узким краем полоски в прорезь на спинке на основе. Что у птицы получилось? (Ответы детей: получились крылья)

Ребята, проговорите, повторите, что и как сейчас вы должны сделать? (Сложить лист гармошкой и согнуть пополам, потом вставит полоску узким концом в прорезь на спине)

Практическая работа.

Самостоятельная деятельность. Помощь затрудняющимся детям.

Ребята, чего еще не хватает жаворонку? (Ответы детей: хвоста)

Объяснение и педпоказ. 

Чтобы сделать хвост, мы сначала сделаем также как и с крыльями, собираем лист по сгибам в полоску, сгибаем полоску пополам, вставляем в прорезь на хвостике – основе. Все очень знакомо. Но что-то хвостик у жаворонка разделился, надо его склеить. Для этого берем кисточку возле металлической юбочки, опускаем ворс в клей, смазываем кисточкой одну полоску хвоста, которая была сложена внутрь.  Далее поправляем основу, чтоб она тоже приклеилась, и опять складываем хвостик пополам. Так мы Склеили два хвостика в один. Сжали хвост и держим немного. Потом отпускаем и чуть-чуть расправляем его. И уносим сушить. Ребята, вам понятно? (Ответы детей)

Ребята, проговорите, повторите, что сейчас вы должны сделать? (Ответы детей: сложить лист гармошкой и согнуть пополам, потом вставит полоску в хвостик-основу, потом нанести клей на полоску хвоста и сложить хвостик, отнести сушить)

Практическая работа.

Самостоятельная деятельность. Помощь затрудняющимся детям.

Итог.

Какой завтра будет день?

Что делали в этот день дети со взрослыми?

Ребята, а вы из чего делали птичку-жаворонка?

Когда наши жаворонки подсохнут, мы с ними можем поиграть и вспомнить заклички!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника для детей младшего дошкольного возраста «Бельчата на празднике Нового года»

Новогодний праздник.Дети знакомятся с лесными зверьками.Попадают в гости к бельчатам....

Развлечение для детей младшего дошкольного возраста (отражение новогоднего праздника)

Развлечение для детей младшего дошкольного возраста (отражение новогоднего праздника)...

Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста «Эвинек» – весенний праздник Эвенков

Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста«Эвинек» – весенний праздник Эвенков...

Знакомим детей младшего дошкольного возраста с народными праздниками и традициями.

Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому в...