ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Картины из пластилина»
рабочая программа по аппликации, лепке (средняя группа)

Антипова Эмма Сергеевна

Данная образовательная программа - обеспечивает своевременное, всестороннее развитие личности ребенка с учетом его индивидуальных и психофизических особенностей.Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 29 Красногвардейского района Санкт-Петербурга

ПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНА

Педагогическим советом Приказом №______ от ________20__г.

Протокол № ____ Заведующая______________ Припёкова Н.В.

От ___________20__ г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Картины из пластилина»

Возраст учащихся: средняя группа (4-5лет)

Срок реализации: 1 год

Разработала: Антипова Э.С.

Воспитатель

Педагог дополнительного образования

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2020 г.


СОДЕРЖАНИЕ

№п/п

Раздел

Стр.

1

Пояснительная записка

2

Календарный учебный план

3

Содержание программы

4

Оценочные и методические материалы


#1055;ОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

  1. Направленность программы:
  1. Художественно–эстетическое развитие.
  2. Дополнительное образование
  3. Модифицированная, составлена на основе методической литературы по изобразительной деятельности для дошкольников.
  4. Общекультурный

Актуальность программы:

Актуальность данной Программы обусловлена значительной продолжительностью рабочего дня для многих родителей, вследствие чего возникает недостаток развивающего, познавательного общения родителей и детей. В связи с этим наряду с основным образованием огромное значение приобретает дополнительное образование дошкольников. Кроме того, ценность дополнительного образования состоит в том, что оно способствует практическому применению умений и навыков детей, полученных в детском саду, стимулирует их познавательную мотивацию, развивает творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу, которое предъявляет новые, все более высокие требования, в том числе к ребенку.

Из года в год диагностика показывает, что у детей слабо развита мелкая моторика рук. Для решения проблемы разработана программа дополнительного образования « пластилинография» .

Данная образовательная программа - обеспечивает своевременное, всестороннее развитие личности ребенка с учетом его индивидуальных и психофизических особенностей; активно помогает каждому ребенку в освоении соответствующих возрасту умений и знаний, и обучает систематически и грамотно анализировать полученные результаты.

Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией.

Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям от младшего дошкольного возраста до подготовительной к школе группы, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми. Занятия пластилинографией представляют большую возможность для развития и обучения детей.

Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.

Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков. Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми младшего дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т. д.

Развитию мелкой моторики, развитию руки, ручной умелости необходимо уделять особое внимание, поскольку развитие двигательной сферы выступает важным условием общего психического развития.

Лепкой дети начинают заниматься уже с младшего возраста, осваивая простейшие приемы работы с пластилином: раскатывание, сплющивание, вытягивание. Это дает предпосылки к созданию сложных лепных композиций в старшем дошкольном возрасте и к использованию разнообразных приемов при выполнении декоративных налепов разной формы: прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путем примазывания одной части к другой.

Важное значение начинает приобретать цвет пластилина, как одно из средств выразительности и передачи признаков изображаемых предметов. Дети учатся смешивать разные цвета для получения более светлого оттенка, осваивают прием «вливания одного цвета в другой».

Программа «Пластилинография» предусматривает обучение детей нетрадиционной технике работы с пластилином, принцип которой заключается в создании лепной картины с изображением полуобъемных предметов на горизонтальной поверхности.

Адресат программы.

Программа рассчитана на один год обучения и рекомендуется для занятий с детьми от 3 до 4 лет. Программа «Пластилинография» предлагает проведение занятий 1 раз в неделю.

Исходя из календарного года (с 1октября по 26 мая) количество часов, отведённых для занятий 32 ч.

В этом возрасте у ребенка при правильно организованном развитии уже должны быть сформированы основные сенсорные эталоны. Он знаком с основными цветами (красный, желтый, синий, зеленый). Трехлетний ребенок способен выбрать основные формы предметов (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) по образцу, допуская иногда незначительные ошибки.

Цель и задачи

Цель: Формирование у детей дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей посредством пластилинографии.

Задачи:

Обучающие:

научить различным способам создания персонажей и объектов в пластилине;

научить лепке из пластилина, развивая не только речь, художественные способности, но и абстрактное и логическое мышление, воображение;

научить практическим навыкам работы инструментами и приспособлениями при лепке;

научить конструктивному и пластическому способам лепки;

сформировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости внося коррективы в первоначальный замысел.

Развивающие:

развивать познавательные процессы (внимание, воображение, восприятие, память);

сформировать способности в выборе способов и приемов в сюжетной, предметной, и декоративной лепке;

развиватьобразную память, эстетические чувства, глазомер, мелкую моторику рук.

Воспитательные:

привить интерес к творческому процессу, искусствуи культуре;

воспитать умение доводить дело до конца;

сформировать навык самодисциплины.

Условия реализации программы

Условия набора и формирования групп

  • Зачисление учащихся в группы для занятий по данной программе осуществляется в заявительном порядке, в соответствии с договором об оказании дополнительных образовательных услуг между родителями и дошкольным образовательным учреждением в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Законами Российской Федерации «Об образовании» и «О защите прав потребителей».
  • Программа адресована детям 4-5 лет.
  • Занятия проводятся в группах по 10-14 человек и индивидуально, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом.
  • Отсутствие медицинских противопоказаний.
  • В коллектив принимаются все желающие.

Материально-техническое обеспечение программы

Для успешной реализации данной программы необходимо:

Материально – техническое обеспечение программы

Кабинет- помещение, предназначенное для специальных занятий с необходимым для этого оборудованием.

Функциональное использование кабинета.

-Проведение индивидуальных и подгрупповых занятий;

-Индивидуальное консультирование;

-Проведение кружков

-Проведение мастер классов с родителями и детьми;

-Педагогическое просвещение родителей воспитанников в вопросах детского творчества и его значимости.

Особенности организации образовательного процесса

Основной формой работы с учащимися по данной программе является занятие, продолжительность которого соответствует СанПиН , СанПиН и возрастным нормам детей 4-5 лет 1 раз в неделю по 15 минут.

Проведение в дошкольном образовательном учреждении дополнительных занятий за счет времени, отведенного на прогулку, дневной сон и основную образовательную деятельность, не допускается. С целью профилактики утомления, нарушения осанки, зрения детей в процессе образовательной деятельности проводятся профилактика нарушений осанки, плоскостопия, оптимизация и чередование периодов интенсивной и умеренной физической нагрузки и покоя. Организация деятельности по программе дополнительного образования предполагает обеспечить выполнение требований к оптимизации двигательно-познавательной нагрузки на ребенка в течение дня с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Занятия по программе проходят согласно расписанию.

Занятия по данной программе осуществляются во второй половине дня.

Организация деятельности обучающихся на занятии: групповая. Фронтально.

Каждую неделю текущего месяца проводиться выставка работ.

Программа рассчитана на 1 год обучения – 32 часа в год.

В информационно-рецептивный метод включаются следующие приемы: рассматривание; наблюдение; образец воспитателя; показ воспитателя.

Репродуктивный метод - это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящий навыки до автоматизма. Он включает в себя: прием повтора; работа на черновиках; выполнение формообразующих движений рукой.

Исследовательский метод направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества.

Эвристический метод направлен на проявление самостоятельности в каком - либо моменте работы на занятии, т.е. педагог предлагает ребёнку выполнить часть работы самостоятельно

Занятие по типу является комбинированным.

Занятие может проводиться как в форме сказки так и форме творческой мастерской.

Планируемые результаты.

По итогам учебного года дети должны:

- Проявлять интерес к эстетически привлекательным образам

(репродукции картин, книжным иллюстрациям, красивым предметам быта).

-научатся вести совместную деятельность;

- усвоены основные приёмы работы в технике пластилинографии;

-разовьют креативность, наблюдательность, образную память, глазомер;

-научатся выполнять поставленные задачи;

-приобретут навык самоорганизации;

-приобретут навык самодисциплины;

-разовьют умение управлять своими эмоциями, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей.


#1059;ЧЕБНЫЙ ПЛАН

2020 – 2021 гг. обучения

МЛАДШАЯ ГРУППА

Общее количество часов –32

Количество в неделю – 1

№ п/п

Названия разделов и тем

Количество часов

Формы аттестации / контроля

всего

теория

практика

1.

Вводное занятие.

Вводный инструктаж

1

0,5

0,5

Обучающее занятие, игра.

2.

Диагностика уровня развития детей на начало года.

1

0

1

Мониторинг.

3.

Темы:

«Подсолнух»

«Подсолнух»

«Воздушные шары»

«Бусы для Люси»

7

1

6

Практическое занятие, игры.

4.

Темы:

«Клубочки для котенка»

«Мы делили апельсин»

«Мы делили апельсин»

Солнышко проснулось, деткам улыбнулось»

4

0,5

3,5

Практическое занятие, игры.

5.

Темы:

«Снежинки» (на темном фоне)

«Черепаха»

«Самолет летит»

«Елочные

шары на ветке»

3

0,5

2,5

Практическое

занятие, игры.

Выставка

6.

Темы:

«Звездное небо»

«Снеговик»

4

0,5

3,5

Практическое

занятие, игры.

7.

Тема:

«Мышка норушка и золотое яблочко»

«Вышла курочка гулять , а за ней цыплятки»

« Радуга- дуга»

5

0,5

4,5

Практическое занятие, игры.

8.

Тема:

«Ландыш»

«Фиалки». Букет для мамы.

«Фиалки». Букет для мамы

"Вот и весна пришла!"

4

0,5

3,5

Практическое занятие, игры.

9

Повторение и закрепление пройденного материала за год.

«Чему мы научились»

2

0

2

Практическое занятие, игры.

Выставка

10

Диагностика уровня усвоенного материала за год.

1

0

1

Мониторинг.

итого

32

4

28


#1050;АЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

2020 – 2021 гг. обучения

МЛАДШАЯ ГРУППА

Год обучения

Дата начала обучения по программе

Дата окончания обучения по программе

Всего учебных недель

Количество учебных часов

Режим занятий

1 год

#1075;.

#1075;.

32

32

1 раза в неделю


Содержательный раздел.

Месяц

Темы

Задачи

Форма проведения. Методы и приемы

Сентябрь

Набор учащихся в группу .

Октябрь

Темы:

Наблюдение, беседа,

результаты детского творчества

Рассмотреть образцы изделий в технике пластилинография. Ознакомить с приѐмами лепки: примазывание, сглаживание, раскатывание, моделирование.

«Подсолнух»

-Учимся делать налеп из пластилина. Мы продолжаем учиться скатывать и расплющивать маленькие шарики. Узнаем новые стихотворения и послушаем маленькую сказку.

Материалы для занятий:

—подсолнух (нарисованный или распечатанный шаблон);

— пластилин черного или серого цвета;

—куклы бабушка и дедушка. Также можно распечатать или нарисовать рисунки и наклеить их на плотный картон.

«Подсолнух»

-Учимся делать налеп из пластилина. Мы продолжаем учиться скатывать и расплющивать маленькие шарики. Узнаем новые стихотворения и послушаем маленькую сказку.

Материалы для занятий:

—подсолнух (нарисованный или распечатанный шаблон);

— пластилин черного или серого цвета;

—куклы бабушка и дедушка. Также можно распечатать или нарисовать рисунки и наклеить их на плотный картон.

«Воздушные шары»

-Закрепить умение. раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями.

-Формировать умение, прикреплять готовую форму на плоскость путём равномерного расплющивания по поверхности основы.

Использовать в своей работе приѐмы: раскатывание примазывание, сглаживание, перевод рисунка

«Бусы для Люси»

З-акрепить умение, раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями.

-Формировать умение, прикреплять готовую форму на плоскость путём равномерного расплющивания по поверхности основы.

Ноябрь

Темы:

Использовать в своей работе приѐмы: раскатывание примазывание, сглаживание, перевод рисунка.

«Клубочки для котенка»

-Формировать умение детей, приёму сворачивания длинной колбаски по спирали.

-Упражнять в раскатывании пластилина пальцами обеих рук на поверхности стола для придания предмету необходимой длины.

«Мы делили апельсин»

«Мы делили апельсин»

-Закреплять умение, раскатывать пластилин между ладонями прямыми и круговыми движениями, оттягивать нужные части предметов.

-Формировать умение, использовать в работе дополнительные предметы для передачи характерных признаков объектов.

-Закрепить знания о жёлтом и оранжевом цвете.

Солнышко проснулось, деткам улыбнулось»

- Воспитывать у детей отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание им помочь.

- Учить передавать образ солнышка, совершенствуя умения детей скатывать кусочек пластилина между ладонями, придавая ему шарообразную форму. Учить приему приплющивания шарика на горизонтальной поверхности для получения плоского изображения исходной формы.

-Упражнять в раскатывании комочков пластилина прямыми движениями обеих рук.

-Поддерживать в детях желание доводить начатое дело до конца, следуя игровой мотивации занятия.

Декабрь

Темы:

Использовать в своей работе приѐмы: раскатывание примазывание, сглаживание, перевод рисунка. Уметь делать эскиз

«Снежинки» (на темном фоне)

-Используя пластилинографию, учить детей выражать в художественнотворческой деятельности

свои впечатления и наблюдения.

-Побуждать их передавать разнообразие форм

снежинок.

«Ёжик»

-Закреплять знания детьми овальной формы, приёмов изготовления такой формы: раскатывание прямыми движениями ладоней, оттягивание, сплющивание.

-Формировать умение, использовать в работе дополнительные предметы для передачи характерных признаков объектов.

-Упражнять в расплющивании готовой формы на горизонтальной плоскости.

«Самолет летит»

-Формировать умение детей, делить брусок пластилина на глаз на две равные части, раскатывать его прямыми движениями ладоней.

-Формировать умение детей составлять на плоскости предмет, состоящий из нескольких частей, добивать точной передаче формы предмета, его строения, частей.

-Использовать знакомые приёмы работы: раскатывание, сплющивание.

Закрепить знания о голубом и синем цветах

«Елочные

шары на ветке»

-Упражнять в раскатывании комочков пластилина круговыми движениями рук и расплющивании по поверхности основы.

-Развивать цветовосприятие, умение видеть красоту в сочетании тёмно-зелёного цвета ели с яркими цветами украшений.

Январь

Темы:

Использовать в своей работе приѐмы: раскатывание примазывание, сглаживание, перевод рисунка. Уметь делать эскиз

«Звездное небо»

-Развивать композиционное и пространственное восприятие.

-Закрепить умение детей лепить предмет. Состоящий из нескольких частей, располагать элементы (бусинки) близко друг к другу, в определенном порядке. Чередуя по цвету.

- Совершенствовать умение скатывать из пластилина колбаску прямыми движениями, делить ее на равные части при помоши стеки.

-Уточнить знание детей о круглой форме предметов, закрепить умение лепить шарики малого размера, скатывая их кругообразным движением пальцев руки.

- Закреплять знания о цвете, развивать чувство ритма.

«Снеговик»

-Формировать умение детей, составлять изображение целого объекта из частей, одинаковых по форме, но разных по величине, создавая образ снеговика посредством пластилина на горизонтальной плоскости.

-Совершенствовать умение, скатывать комочки пластилина между ладонями, придавая им шарообразную форму.

-Упражнять в равномерном расплющивании готовой формы на поверхности основы.

-Воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящим в жизни детей в определённое время года.

Февраль

Темы:

Выполнить полуобьѐмный сюжет на плоскости. использовать в работе стеки, бросовый материал.

«Мышка норушка и золотое яичко»

-Учить изображать с помощью пластилина сказочных героев.

- Научить преобразовывать шарообразную форму в овальную прямыми движениями рук.

- Закрепить умение передавать характер формы, используя знакомые способы лепки: раскатывание, оттягивание деталей предмета, сплющивание.

- Развивать сюжетно-игровой замысел.

«Вышла курочка гулять,а за ней цыплятки»

-Продолжать формировать умение детей, составлять изображение целого объекта из частей, одинаковых по форме, но разных по величине.

-Закрепить приёмы раскатывания пластилина между ладонями круговыми и прямыми движениями.

-Закрепить умение детей равномерно расплющивать готовые формы на основе для получения плоского изображения.

« Радуга- дуга»

-Формировать умение детей изображать дугообразную форму радуги и порядок цветов в ней.

-Упражнять детей в раскатывании колбасок разного цвета примерно одной толщины, разной длины прямыми движениями рук.

-Продолжать формировать умение, использовать стеку для отрезания лишних концов при укладывании радужных полос.

Март

Темы:

Выполнить натюрморт с помощью пластилина. Использовать в своей работе приѐмы: раскатывание примазывание, сглаживание, перевод рисунка.

«Ландыш»

-Вызвать интерес к пробуждающейся весенней природе, познакомить весенними изменениями, дать представления о первоцветах.

-Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой изображения- пластидинографией, учить создавать выразительный образ посредством передачи объёма и увета.

-Развивать мелкую моторику рук.

«Фиалки». Букет для мамы.

-Продолжать развивать интерес к новым способам

лепки. Учить приему сворачивания пластилина по спирали.

-Развивать мелкую

моторику рук

«Фиалки». Букет для мамы

Продолжать развивать интерес к новым способам

лепки. Учить приему сворачивания пластилина по спирали

- Развивать мелкую

моторику рук

Выполнить натюрморт с помощью пластилина. Использовать в своей работе приѐмы: раскатывание примазывание, сглаживание, перевод рисунка.

"Вот и весна пришла!"

-Формировать у детей интерес к пробуждающейся весенней природе, дать представление о первоцветах.

-Закреплять умение и навыки детей в работе с пластилином. -Продолжать развивать мелкую моторику рук.

Апрель - май

Повторение и закрепление пройденного материала за год.

«Чему мы научились»

- Закрепить знания о техниках полученных за год

Оценить уровень освоения программы воспитанниками.

Практическое занятие;

-репродуктивный;

-эвристический;

Наблюдение, беседа,

результаты детского творчества.

Календарно - тематическое планирование

Месяц

Разделы

Направления

Кол-во занятий, часов

1. октябрь-ноябрь

Знакомство с техникой

«Плоскостное изображение»

Основы графики.

Горизонтальная плоскость.

9

2. декабрь

Знакомство с техниками

«Рельефная лепка»

Модульная лепка.

4

3. Январь

Тема: Знакомство с техникой «Объѐмное «(выпуклое изображение)

Основы графики.

Горизонтальная плоскость.

3

4. февраль

Знакомство с техникой «Каркасная лепка»

Трафарет.

4

5. Март

Тема: Знакомство с техникой

«Полуобъѐмное плоскостное изображение»

Пейзажная и предметная живопись

5

6. Апрель

Тема:

«Объѐмное» (выпуклое изображение)

Натюрморт.

4

7. Май

Повторение и закрепление пройденного материала за год.

«Чему мы научились»

Диагностика

По выбору детей

3

#1054;ценочные и методические материалы

Методическая литература:

*Г.Н. Давыдова. “Пластилинография для малышей” 2013г

* Г.Н. Давыдова.»Пластилинография цветочные мотивы»

* Г.Н. Давыдова «Детский дизайн» Пластилинография. 2008 г.

* Р. Орен. Лепка из пластилина: развиваем моторику рук. Издательство Махаон. 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Волшебный пластилин»

Направленность: художественнаяУровень программы: базовыйВозраст учащихся: 5-7 летСрок реализации: 1 год     Разработчик программы:Грибович Татьяна Александровна, во...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Чудеса из пластилина»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  художественно-эстетической направленности  «Чудеса из пластилина»...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Яркий пластилин»

Программа «Яркий пластилин» создана для  эстетического и художественного воспитания дошкольников, воспитания творческой  личности,  развития мелкой моторики рук, удовлетворе...

Дополнительная общеобразовательная программа по лепке из пластилина с использованием нетрадиционных техник для детей 3-4 лет «Пластилиновая сказка»

Лепить из пластилина одно удовольствие. Он мягкий, податливый, его не нужно сушить обжигать. Сделал понравившуюся игрушку, поставил на полочку и любуешься. А пластилиновыми картинами можно украсить ко...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Картинная галерея в детском саду» Для детей 4 – 7 лет

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа«Картинная галерея в детском саду»Для детей 4 – 7 лет...

Дополнительная общеобразовательная программа «Чудо - пластилин»

Цель программы – развитие индивидуальных творческих способностей и интереса к искусству в целом в процессе занятий пластилинографией; формирование и развитие художественно-творческих способ...