ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Картины из пластилина»
рабочая программа по аппликации, лепке (средняя группа)
Данная образовательная программа - обеспечивает своевременное, всестороннее развитие личности ребенка с учетом его индивидуальных и психофизических особенностей.Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 56.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 29 Красногвардейского района Санкт-Петербурга
ПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНА
Педагогическим советом Приказом №______ от ________20__г.
Протокол № ____ Заведующая______________ Припёкова Н.В.
От ___________20__ г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Картины из пластилина»
Возраст учащихся: средняя группа (4-5лет)
Срок реализации: 1 год
Разработала: Антипова Э.С.
Воспитатель
Педагог дополнительного образования
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
2020 г.
СОДЕРЖАНИЕ
№п/п | Раздел | Стр. |
1 | Пояснительная записка | |
2 | Календарный учебный план | |
3 | Содержание программы | |
4 | Оценочные и методические материалы | |
#1055;ОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
- Направленность программы:
- Художественно–эстетическое развитие.
- Дополнительное образование
- Модифицированная, составлена на основе методической литературы по изобразительной деятельности для дошкольников.
- Общекультурный
Актуальность программы:
Актуальность данной Программы обусловлена значительной продолжительностью рабочего дня для многих родителей, вследствие чего возникает недостаток развивающего, познавательного общения родителей и детей. В связи с этим наряду с основным образованием огромное значение приобретает дополнительное образование дошкольников. Кроме того, ценность дополнительного образования состоит в том, что оно способствует практическому применению умений и навыков детей, полученных в детском саду, стимулирует их познавательную мотивацию, развивает творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу, которое предъявляет новые, все более высокие требования, в том числе к ребенку.
Из года в год диагностика показывает, что у детей слабо развита мелкая моторика рук. Для решения проблемы разработана программа дополнительного образования « пластилинография» .
Данная образовательная программа - обеспечивает своевременное, всестороннее развитие личности ребенка с учетом его индивидуальных и психофизических особенностей; активно помогает каждому ребенку в освоении соответствующих возрасту умений и знаний, и обучает систематически и грамотно анализировать полученные результаты.
Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией.
Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям от младшего дошкольного возраста до подготовительной к школе группы, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми. Занятия пластилинографией представляют большую возможность для развития и обучения детей.
Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.
Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков. Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми младшего дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т. д.
Развитию мелкой моторики, развитию руки, ручной умелости необходимо уделять особое внимание, поскольку развитие двигательной сферы выступает важным условием общего психического развития.
Лепкой дети начинают заниматься уже с младшего возраста, осваивая простейшие приемы работы с пластилином: раскатывание, сплющивание, вытягивание. Это дает предпосылки к созданию сложных лепных композиций в старшем дошкольном возрасте и к использованию разнообразных приемов при выполнении декоративных налепов разной формы: прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путем примазывания одной части к другой.
Важное значение начинает приобретать цвет пластилина, как одно из средств выразительности и передачи признаков изображаемых предметов. Дети учатся смешивать разные цвета для получения более светлого оттенка, осваивают прием «вливания одного цвета в другой».
Программа «Пластилинография» предусматривает обучение детей нетрадиционной технике работы с пластилином, принцип которой заключается в создании лепной картины с изображением полуобъемных предметов на горизонтальной поверхности.
Адресат программы.
Программа рассчитана на один год обучения и рекомендуется для занятий с детьми от 3 до 4 лет. Программа «Пластилинография» предлагает проведение занятий 1 раз в неделю.
Исходя из календарного года (с 1октября по 26 мая) количество часов, отведённых для занятий 32 ч.
В этом возрасте у ребенка при правильно организованном развитии уже должны быть сформированы основные сенсорные эталоны. Он знаком с основными цветами (красный, желтый, синий, зеленый). Трехлетний ребенок способен выбрать основные формы предметов (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) по образцу, допуская иногда незначительные ошибки.
Цель и задачи
Цель: Формирование у детей дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей посредством пластилинографии.
Задачи:
Обучающие:
научить различным способам создания персонажей и объектов в пластилине;
научить лепке из пластилина, развивая не только речь, художественные способности, но и абстрактное и логическое мышление, воображение;
научить практическим навыкам работы инструментами и приспособлениями при лепке;
научить конструктивному и пластическому способам лепки;
сформировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости внося коррективы в первоначальный замысел.
Развивающие:
развивать познавательные процессы (внимание, воображение, восприятие, память);
сформировать способности в выборе способов и приемов в сюжетной, предметной, и декоративной лепке;
развиватьобразную память, эстетические чувства, глазомер, мелкую моторику рук.
Воспитательные:
привить интерес к творческому процессу, искусствуи культуре;
воспитать умение доводить дело до конца;
сформировать навык самодисциплины.
Условия реализации программы
Условия набора и формирования групп
- Зачисление учащихся в группы для занятий по данной программе осуществляется в заявительном порядке, в соответствии с договором об оказании дополнительных образовательных услуг между родителями и дошкольным образовательным учреждением в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Законами Российской Федерации «Об образовании» и «О защите прав потребителей».
- Программа адресована детям 4-5 лет.
- Занятия проводятся в группах по 10-14 человек и индивидуально, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом.
- Отсутствие медицинских противопоказаний.
- В коллектив принимаются все желающие.
Материально-техническое обеспечение программы
Для успешной реализации данной программы необходимо:
Материально – техническое обеспечение программы
Кабинет- помещение, предназначенное для специальных занятий с необходимым для этого оборудованием.
Функциональное использование кабинета.
-Проведение индивидуальных и подгрупповых занятий;
-Индивидуальное консультирование;
-Проведение кружков
-Проведение мастер классов с родителями и детьми;
-Педагогическое просвещение родителей воспитанников в вопросах детского творчества и его значимости.
Особенности организации образовательного процесса
Основной формой работы с учащимися по данной программе является занятие, продолжительность которого соответствует СанПиН , СанПиН и возрастным нормам детей 4-5 лет 1 раз в неделю по 15 минут.
Проведение в дошкольном образовательном учреждении дополнительных занятий за счет времени, отведенного на прогулку, дневной сон и основную образовательную деятельность, не допускается. С целью профилактики утомления, нарушения осанки, зрения детей в процессе образовательной деятельности проводятся профилактика нарушений осанки, плоскостопия, оптимизация и чередование периодов интенсивной и умеренной физической нагрузки и покоя. Организация деятельности по программе дополнительного образования предполагает обеспечить выполнение требований к оптимизации двигательно-познавательной нагрузки на ребенка в течение дня с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
Занятия по программе проходят согласно расписанию.
Занятия по данной программе осуществляются во второй половине дня.
Организация деятельности обучающихся на занятии: групповая. Фронтально.
Каждую неделю текущего месяца проводиться выставка работ.
Программа рассчитана на 1 год обучения – 32 часа в год.
В информационно-рецептивный метод включаются следующие приемы: рассматривание; наблюдение; образец воспитателя; показ воспитателя.
Репродуктивный метод - это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящий навыки до автоматизма. Он включает в себя: прием повтора; работа на черновиках; выполнение формообразующих движений рукой.
Исследовательский метод направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества.
Эвристический метод направлен на проявление самостоятельности в каком - либо моменте работы на занятии, т.е. педагог предлагает ребёнку выполнить часть работы самостоятельно
Занятие по типу является комбинированным.
Занятие может проводиться как в форме сказки так и форме творческой мастерской.
Планируемые результаты.
По итогам учебного года дети должны:
- Проявлять интерес к эстетически привлекательным образам
(репродукции картин, книжным иллюстрациям, красивым предметам быта).
-научатся вести совместную деятельность;
- усвоены основные приёмы работы в технике пластилинографии;
-разовьют креативность, наблюдательность, образную память, глазомер;
-научатся выполнять поставленные задачи;
-приобретут навык самоорганизации;
-приобретут навык самодисциплины;
-разовьют умение управлять своими эмоциями, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей.
#1059;ЧЕБНЫЙ ПЛАН
2020 – 2021 гг. обучения
МЛАДШАЯ ГРУППА
Общее количество часов –32
Количество в неделю – 1
№ п/п | Названия разделов и тем | Количество часов | Формы аттестации / контроля | ||
всего | теория | практика | |||
1. | Вводное занятие. Вводный инструктаж | 1 | 0,5 | 0,5 | Обучающее занятие, игра. |
2. | Диагностика уровня развития детей на начало года. | 1 | 0 | 1 | Мониторинг. |
3. | Темы: «Подсолнух» «Подсолнух» «Воздушные шары» «Бусы для Люси» | 7 | 1 | 6 | Практическое занятие, игры. |
4. | Темы: «Клубочки для котенка» «Мы делили апельсин» «Мы делили апельсин» Солнышко проснулось, деткам улыбнулось» | 4 | 0,5 | 3,5 | Практическое занятие, игры. |
5. | Темы: «Снежинки» (на темном фоне) «Черепаха» «Самолет летит» «Елочные шары на ветке» | 3 | 0,5 | 2,5 | Практическое занятие, игры. Выставка |
6. | Темы: «Звездное небо» «Снеговик» | 4 | 0,5 | 3,5 | Практическое занятие, игры. |
7. | Тема: «Мышка норушка и золотое яблочко» «Вышла курочка гулять , а за ней цыплятки» « Радуга- дуга» | 5 | 0,5 | 4,5 | Практическое занятие, игры. |
8. | Тема: «Ландыш» «Фиалки». Букет для мамы. «Фиалки». Букет для мамы "Вот и весна пришла!" | 4 | 0,5 | 3,5 | Практическое занятие, игры. |
9 | Повторение и закрепление пройденного материала за год. «Чему мы научились» | 2 | 0 | 2 | Практическое занятие, игры. Выставка |
10 | Диагностика уровня усвоенного материала за год. | 1 | 0 | 1 | Мониторинг. |
итого | 32 | 4 | 28 | ||
#1050;АЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
2020 – 2021 гг. обучения
МЛАДШАЯ ГРУППА
Год обучения | Дата начала обучения по программе | Дата окончания обучения по программе | Всего учебных недель | Количество учебных часов | Режим занятий |
1 год | #1075;. | #1075;. | 32 | 32 | 1 раза в неделю |
Содержательный раздел.
Месяц | Темы | Задачи | Форма проведения. Методы и приемы |
Сентябрь | Набор учащихся в группу . | ||
Октябрь | Темы: | Наблюдение, беседа, результаты детского творчества Рассмотреть образцы изделий в технике пластилинография. Ознакомить с приѐмами лепки: примазывание, сглаживание, раскатывание, моделирование. | |
«Подсолнух» | -Учимся делать налеп из пластилина. Мы продолжаем учиться скатывать и расплющивать маленькие шарики. Узнаем новые стихотворения и послушаем маленькую сказку. Материалы для занятий: —подсолнух (нарисованный или распечатанный шаблон); — пластилин черного или серого цвета; —куклы бабушка и дедушка. Также можно распечатать или нарисовать рисунки и наклеить их на плотный картон. | ||
«Подсолнух» | -Учимся делать налеп из пластилина. Мы продолжаем учиться скатывать и расплющивать маленькие шарики. Узнаем новые стихотворения и послушаем маленькую сказку. Материалы для занятий: —подсолнух (нарисованный или распечатанный шаблон); — пластилин черного или серого цвета; —куклы бабушка и дедушка. Также можно распечатать или нарисовать рисунки и наклеить их на плотный картон. | ||
«Воздушные шары» | -Закрепить умение. раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями. -Формировать умение, прикреплять готовую форму на плоскость путём равномерного расплющивания по поверхности основы. | Использовать в своей работе приѐмы: раскатывание примазывание, сглаживание, перевод рисунка | |
«Бусы для Люси» | З-акрепить умение, раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями. -Формировать умение, прикреплять готовую форму на плоскость путём равномерного расплющивания по поверхности основы. | ||
Ноябрь | Темы: | Использовать в своей работе приѐмы: раскатывание примазывание, сглаживание, перевод рисунка. | |
«Клубочки для котенка» | -Формировать умение детей, приёму сворачивания длинной колбаски по спирали. -Упражнять в раскатывании пластилина пальцами обеих рук на поверхности стола для придания предмету необходимой длины. | ||
«Мы делили апельсин» «Мы делили апельсин» | -Закреплять умение, раскатывать пластилин между ладонями прямыми и круговыми движениями, оттягивать нужные части предметов. -Формировать умение, использовать в работе дополнительные предметы для передачи характерных признаков объектов. -Закрепить знания о жёлтом и оранжевом цвете. | ||
Солнышко проснулось, деткам улыбнулось» | - Воспитывать у детей отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание им помочь. - Учить передавать образ солнышка, совершенствуя умения детей скатывать кусочек пластилина между ладонями, придавая ему шарообразную форму. Учить приему приплющивания шарика на горизонтальной поверхности для получения плоского изображения исходной формы. -Упражнять в раскатывании комочков пластилина прямыми движениями обеих рук. -Поддерживать в детях желание доводить начатое дело до конца, следуя игровой мотивации занятия. | ||
Декабрь | Темы: |
| Использовать в своей работе приѐмы: раскатывание примазывание, сглаживание, перевод рисунка. Уметь делать эскиз |
«Снежинки» (на темном фоне) | -Используя пластилинографию, учить детей выражать в художественнотворческой деятельности свои впечатления и наблюдения. -Побуждать их передавать разнообразие форм снежинок. | ||
«Ёжик» | -Закреплять знания детьми овальной формы, приёмов изготовления такой формы: раскатывание прямыми движениями ладоней, оттягивание, сплющивание. -Формировать умение, использовать в работе дополнительные предметы для передачи характерных признаков объектов. -Упражнять в расплющивании готовой формы на горизонтальной плоскости. | ||
«Самолет летит» | -Формировать умение детей, делить брусок пластилина на глаз на две равные части, раскатывать его прямыми движениями ладоней. -Формировать умение детей составлять на плоскости предмет, состоящий из нескольких частей, добивать точной передаче формы предмета, его строения, частей. -Использовать знакомые приёмы работы: раскатывание, сплющивание. Закрепить знания о голубом и синем цветах | ||
«Елочные шары на ветке» | -Упражнять в раскатывании комочков пластилина круговыми движениями рук и расплющивании по поверхности основы. -Развивать цветовосприятие, умение видеть красоту в сочетании тёмно-зелёного цвета ели с яркими цветами украшений. | ||
Январь | Темы: | Использовать в своей работе приѐмы: раскатывание примазывание, сглаживание, перевод рисунка. Уметь делать эскиз | |
«Звездное небо» | -Развивать композиционное и пространственное восприятие. -Закрепить умение детей лепить предмет. Состоящий из нескольких частей, располагать элементы (бусинки) близко друг к другу, в определенном порядке. Чередуя по цвету. - Совершенствовать умение скатывать из пластилина колбаску прямыми движениями, делить ее на равные части при помоши стеки. -Уточнить знание детей о круглой форме предметов, закрепить умение лепить шарики малого размера, скатывая их кругообразным движением пальцев руки. - Закреплять знания о цвете, развивать чувство ритма. | ||
«Снеговик» | -Формировать умение детей, составлять изображение целого объекта из частей, одинаковых по форме, но разных по величине, создавая образ снеговика посредством пластилина на горизонтальной плоскости. -Совершенствовать умение, скатывать комочки пластилина между ладонями, придавая им шарообразную форму. -Упражнять в равномерном расплющивании готовой формы на поверхности основы. -Воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящим в жизни детей в определённое время года. | ||
Февраль | Темы: | Выполнить полуобьѐмный сюжет на плоскости. использовать в работе стеки, бросовый материал. | |
«Мышка норушка и золотое яичко» | -Учить изображать с помощью пластилина сказочных героев. - Научить преобразовывать шарообразную форму в овальную прямыми движениями рук. - Закрепить умение передавать характер формы, используя знакомые способы лепки: раскатывание, оттягивание деталей предмета, сплющивание. - Развивать сюжетно-игровой замысел. | ||
«Вышла курочка гулять,а за ней цыплятки» | -Продолжать формировать умение детей, составлять изображение целого объекта из частей, одинаковых по форме, но разных по величине. -Закрепить приёмы раскатывания пластилина между ладонями круговыми и прямыми движениями. -Закрепить умение детей равномерно расплющивать готовые формы на основе для получения плоского изображения. | ||
« Радуга- дуга» | -Формировать умение детей изображать дугообразную форму радуги и порядок цветов в ней. -Упражнять детей в раскатывании колбасок разного цвета примерно одной толщины, разной длины прямыми движениями рук. -Продолжать формировать умение, использовать стеку для отрезания лишних концов при укладывании радужных полос. | ||
Март | Темы: | Выполнить натюрморт с помощью пластилина. Использовать в своей работе приѐмы: раскатывание примазывание, сглаживание, перевод рисунка. | |
«Ландыш» | -Вызвать интерес к пробуждающейся весенней природе, познакомить весенними изменениями, дать представления о первоцветах. -Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой изображения- пластидинографией, учить создавать выразительный образ посредством передачи объёма и увета. -Развивать мелкую моторику рук. | ||
«Фиалки». Букет для мамы. | -Продолжать развивать интерес к новым способам лепки. Учить приему сворачивания пластилина по спирали. -Развивать мелкую моторику рук | ||
«Фиалки». Букет для мамы | Продолжать развивать интерес к новым способам лепки. Учить приему сворачивания пластилина по спирали - Развивать мелкую моторику рук | Выполнить натюрморт с помощью пластилина. Использовать в своей работе приѐмы: раскатывание примазывание, сглаживание, перевод рисунка. | |
"Вот и весна пришла!" | -Формировать у детей интерес к пробуждающейся весенней природе, дать представление о первоцветах. -Закреплять умение и навыки детей в работе с пластилином. -Продолжать развивать мелкую моторику рук. | ||
Апрель - май | Повторение и закрепление пройденного материала за год. «Чему мы научились» | - Закрепить знания о техниках полученных за год Оценить уровень освоения программы воспитанниками. | Практическое занятие; -репродуктивный; -эвристический; Наблюдение, беседа, результаты детского творчества. |
Календарно - тематическое планирование
Месяц | Разделы | Направления | Кол-во занятий, часов |
1. октябрь-ноябрь | Знакомство с техникой «Плоскостное изображение» | Основы графики. Горизонтальная плоскость. | 9 |
2. декабрь | Знакомство с техниками «Рельефная лепка» | Модульная лепка. | 4 |
3. Январь | Тема: Знакомство с техникой «Объѐмное «(выпуклое изображение) | Основы графики. Горизонтальная плоскость. | 3 |
4. февраль | Знакомство с техникой «Каркасная лепка» | Трафарет. | 4 |
5. Март | Тема: Знакомство с техникой «Полуобъѐмное плоскостное изображение» | Пейзажная и предметная живопись | 5 |
6. Апрель | Тема: «Объѐмное» (выпуклое изображение) | Натюрморт. | 4 |
7. Май | Повторение и закрепление пройденного материала за год. «Чему мы научились» Диагностика | По выбору детей | 3 |
#1054;ценочные и методические материалы
Методическая литература:
*Г.Н. Давыдова. “Пластилинография для малышей” 2013г
* Г.Н. Давыдова.»Пластилинография цветочные мотивы»
* Г.Н. Давыдова «Детский дизайн» Пластилинография. 2008 г.
* Р. Орен. Лепка из пластилина: развиваем моторику рук. Издательство Махаон. 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Волшебный пластилин»
Направленность: художественнаяУровень программы: базовыйВозраст учащихся: 5-7 летСрок реализации: 1 год Разработчик программы:Грибович Татьяна Александровна, во...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Чудеса из пластилина»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Чудеса из пластилина»...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Яркий пластилин»
Программа «Яркий пластилин» создана для эстетического и художественного воспитания дошкольников, воспитания творческой личности, развития мелкой моторики рук, удовлетворе...
Дополнительная общеобразовательная программа по лепке из пластилина с использованием нетрадиционных техник для детей 3-4 лет «Пластилиновая сказка»
Лепить из пластилина одно удовольствие. Он мягкий, податливый, его не нужно сушить обжигать. Сделал понравившуюся игрушку, поставил на полочку и любуешься. А пластилиновыми картинами можно украсить ко...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Картинная галерея в детском саду» Для детей 4 – 7 лет
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа«Картинная галерея в детском саду»Для детей 4 – 7 лет...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебный пластилин»
Направленность программы: естественнонаучная...

Дополнительная общеобразовательная программа «Чудо - пластилин»
Цель программы – развитие индивидуальных творческих способностей и интереса к искусству в целом в процессе занятий пластилинографией; формирование и развитие художественно-творческих способ...
