ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Волшебный пластилин»
рабочая программа (средняя группа)

Грибович Татьяна Александровна

 

Направленность: художественная

Уровень программы: базовый

Возраст учащихся: 5-7 лет

Срок реализации: 1 год

 

 

 

 

 

Разработчик программы:

Грибович Татьяна Александровна, 

воспитатель МБОУ Школа №21 (Дошкольные группы)

 

 Цель программы: Использование техники пластилинография в развитии у дошкольников индивидуальных творческих способностей.

 

Задачи:                                                                                 

Познакомить с новым способом изображения – пластилинографией, учить детей создавать выразительные образы посредством объёма и цвета.

Развивать у детей  интерес  к художественной деятельности.

Формировать у детей изобразительные навыки.

Учить анализировать свойства используемых в работе материалов и применять их в своей работе.

Развивать взаимосвязь эстетического и художественного восприятия в творческой деятельности детей.

Развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер.

Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.

Сроки реализации программы:

Сентябрь 2021- май 2022

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dopolnitelnaya_programma_volshebnyy_plastilin.docx62.35 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г. О. САМАРА

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Школа № 21имени В.С. Антонова» городского округа Самара

                                                                           

Принята на заседании педагогического совета                              

МБОУ Школа №21 г.о. Самара  

Протокол №1   от «28»  августа   2021 г.                                          

 

УТВЕРЖДАЮ

 Директор МБОУ Школа №21 г.о.Самара                

                        _________________/Е.А.Жадяева/

Приказ от 28 августа 2021 г. № 176 - од

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ  ПРОГРАММА

 «Волшебный пластилин»

Направленность: художественная

Уровень программы: базовый

Возраст учащихся: 5-7 лет

Срок реализации: 1 год

Разработчик программы:

Грибович Татьяна Александровна,  

воспитатель МБОУ Школа №21 (Дошкольные группы)

Самара, 2021 год

Содержание  

Раздел.

№ страницы

Содержание

1

Раздел 1. Пояснительная записка

3

Направленность  дополнительной  общеобразовательной общеразвивающей  программы

3

Актуальность

4

Цель и задачи дополнительной  общеобразовательной общеразвивающей  программы

4

Сроки реализации дополнительной  общеобразовательной общеразвивающей  программы

4

Режим и формы занятий

5

Ожидаемый результат

5

Раздел 2.  Содержание программы: учебный (тематический) план и содержание дополнительной  общеобразовательной общеразвивающей  программы

7-12

Раздел 3.  Формы  аттестации  и оценочные материалы.

13

Раздел 4. Организационно-педагогические условия реализации программы  (Рефлексия, содержание изучаемого материала)

14-16

Список используемой литературы

17

 Раздел 1. Пояснительная записка

Я весь мир слепить готов –

Дом, машину, двух котов.

Я сегодня властелин –

У меня есть пластилин

Направленность программы «Волшебный пластилин» по содержанию является художественно - эстетической; по функциональному предназначению - художественно – прикладной; по форме организации - кружковой; по времени реализации - пятигодичной.

Программа разработана на основе методических разработок автора Давыдовой Г.Н. и на основе следующих нормативно-правовых документов:

- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015г. № 996-р);

- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (направленных Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242)

- «Методические рекомендации по дополнительных общеобразовательных программ» Приложение к письму министерства образования и науки Самарской области от 03.09.2015 № МО -16- 09-01/826-ТУ

- Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391 "Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ“;

- Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 N 816 "Об утверждении Порядка организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ“;

- Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 г. «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;

- Указ Президента РФ от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»

- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 г. (Проект)

Новизна программы состоит в том, что ребенок приобретает новый сенсорный опыт – чувство пластики, формы и веса.

Актуальность программы состоит в том, что развитие мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании - карандаш и кисть, в лепке - стека). На этих занятиях дети вырабатывают умения управлять инструментом.

Цель программы: Использование техники пластилинография в развитии у дошкольников индивидуальных творческих способностей.

Задачи:                                                                                  

Познакомить с новым способом изображения – пластилинографией, учить детей создавать выразительные образы посредством объёма и цвета.

Развивать у детей  интерес  к художественной деятельности.

Формировать у детей изобразительные навыки.

Учить анализировать свойства используемых в работе материалов и применять их в своей работе.

Развивать взаимосвязь эстетического и художественного восприятия в творческой деятельности детей.

Развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер.

Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.

Сроки реализации программы:

Сентябрь 2021- май 2022

           В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

          Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства, мною был организован образовательный проект художественной направленности  - «Волшебный пластилин» - основной идей которой является рисования картин – пластилином, пластилинография.

Все дети с малых лет любят лепить из пластилина разные самодельные скульптуры и дарить маме на 8 марта. Детям нравится работать с пластилином. Он яркий, мягкий, эластичный, и, главное, из него можно сотворить абсолютно все: свой красочный мир, полный приключений и необычных существ. Они уже умеют лепить всевозможные фигуры: зверей, техники, загадочных существ. Но хотелось бы узнать больше о возможностях пластилина. Поэтому цель нашей работы такова - Использование техники пластилинография в развитии у дошкольников индивидуальных творческих способностей.

Режим занятий.

Занятия проводятся 1 раза в неделю с октября по май, длительностью 30 минут.

Программа разработана с учетом художественно-образовательных технологий, которые отражают:

  1. Принцип доступности - обучение и воспитание ребенка в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме: игры, чтения литературы, рассматривание иллюстраций, продуктивной деятельности.

  1. Принцип гуманистичности – индивидуально - ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребенка.

  1. Принцип деятельности - развитие мелкой моторики осуществляется через вид детской деятельности – лепку.

4.Принцип интеграции – сочетание основного вида деятельности с развитием речи, с игровой деятельностью, с развитием познавательных процессов.

  1. Принцип системности - решение поставленных задач в системе кружковой работы.

Ожидаемые результаты освоения программы:

Пластилинография способствует освоению образовательной программы.

К концу года дети:

  1. Реализуют познавательную активность. Весь подбираемый материал для занятий с детьми имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.

  1. В интересной игровой форме обогащают свой словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизацию словаря, пониманию ребенком речи окружающих.

  1. Развивают сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка.
  2. Дети наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях кружка происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.

5.Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они также умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.

Способы проверки результатов освоения программы "Волшебный пластилин" проходят в виде смотров-выставок в группе, где в процессе просмотра работ, дети вместе с воспитателями обсуждают работы, интересуются оригинальностью замысла и воплощением его в работе.

Вывод Изготовление пластилиновых поделок и картин ярких расцветок с

применением различных приёмов - увлекательное занятие, дающее радость. Готовые работы можно дарить друзьям, а можно, вставив в рамку, повесить у себя в комнате, а можно поучаствовать в творческом конкурсе.

   

Раздел 2.  Содержание программы: учебный (тематический) план и содержание дополнительной  общеобразовательной общеразвивающей  программы

 Учебный (тематический)   (тематический) план дополнительной  образовательной (кружковой) программы составлен с учетом требований СанПиН:

- продолжительность непрерывной образовательной деятельности для детей дошкольного возраста  в второй младшей  группе  не более 10-15 минут;

- продолжительность непрерывной образовательной деятельности для детей дошкольного возраста  в средней группе  не более 15 -20 минут;

- продолжительность непрерывной образовательной деятельности для детей дошкольного возраста  в подготовительной группе  не более 25 -30 минут;

-   от 3 до 5 минут занимает теоретические занятия (рабочее место, правила поведения и меры предосторожности при работе с пластилином, необходимые инструменты, виды пластилина, его свойства и применение, материалы и приспособления, применяемые при работе с пластилином, разнообразие техник работ с пластилином, знакомство с картонной основой для сюжетной картинки);

- практические занятия 25-27 минут (основные приемы лепки пластилином, основные элементы, смешивание пластилина, полезные советы);

- перерывы между периодами непосредственно образовательной деятельности – не менее 10 минут;

-непрерывная образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводится в первую половину дня.

Условные обозначения: Т – теоретическое занятие; П – практическое занятие. Занятия: комбинированные, творческие мастерские, практические.

        Учитывая направленность образовательной деятельности на поддержку  индивидуальности и инициативы и возрастные особенности воспитанников, особое внимание  в текущем учебном году уделяется решению следующих задач:

-побуждать детей  самостоятельно выбирать способы изображения при создании выразительных образов, используя  освоенные технические приемы;

-вызывать интерес к сотворчеству с воспитателем и другими детьми при создании коллективных  композиций;

-интегрировать виды  изобразительной  деятельности в  в разных  вариантах  их сочетания между собо

Раздел 2.  Содержание программы: учебный (тематический) план и содержание дополнительной  общеобразовательной общеразвивающей  программы

Условные обозначения: Т – теоретическое занятие; П- практическое занятия

Название тем

Всего часов

Кол-во занятий

Форма и содержание  занятия

Сроки реализации

Т

П

«Фонтан»

1

1

1

Рассмотрение пластилинографии как вида декоративно-прикладного искусства. Рассмотрение  образцов  изделий в технике пластилинография. укреплять познавательный интерес к природе.

Осваивать способ создания знакомого образа посредством пластилина на горизонтальной плоскости.

Сентябрь 2021- май 2022

«Герб Самары»

1

1

1

Выработка правил поведения по организации работы в технике пластилинография: освещение, одежда, посадка, поддержание чистоты и порядка.  Правила работы с пластилином. Просмотр презентации по теме. Виды пластилина, его свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с пластилином. Разнообразие техник работ с пластилином. Знакомство с картонной основой для сюжетной картинки. Включать в оформление работы «бросовый» материал для создания необычных поверхностей в изображаемом объекте.

Сентябрь 2021 - май 2022

«Планеты»

1

0,5

0,5

Выполнение некоторых деталей в пластилинографии: трава, маленькие цветы в траве, сборный цветок, листок, лапки или коготки, оформление.

Информация познавательного характера.

Сентябрь 2021 - май 2022

«Снеговик»

1

0,5

0,5

Комбинированное занятие

Просмотр презентации по теме. Литературные сведения о предмете изготовления. Беседа с показом образца. Рассмотрение  этапов  изготовления изделия «Снеговика. Осваивать способ создания знакомого образа посредством пластилина на горизонтальной плоскости. Закреплять навыки раскатывания, сплющивания.Стимулировать интерес к экспериментированию в работе;

Сентябрь 2021 - май 2022

«Корзина фруктов»

1

0,5

0,5

Комбинированное занятие

Просмотр презентации по теме.

Знакомство с натюрмортом.

Закрепление знаний о колорите овощей.

Композиция и цвет в расположении элементов на поверхности.

Подготовка эскиза, основы, фона.

Подбор цветового решения.

Заполнение рисунка пластилином.

Сентябрь 2021 - май 2022

«Чебурашка» 

1

0,5

0,5

Комбинированное занятие

Просмотр презентации по теме. Литературные сведения о предмете изготовления. Беседа с показом образца. Рассмотрение  этапов  изготовления изделия «Чебурашки». Осваивать способ создания знакомого образа посредством пластилина на вертикальной плоскости. Закреплять навыки раскатывания, сплющивания. Стимулировать интерес к экспериментированию в работе.

Сентябрь 2021 - май 2022

«Дед мороз»

1

0,5

0,5

Комбинированное занятие

Просмотр презентации по теме.

Энциклопедические и литературные  сведения о жанре изобразительного искусства - портрет. Подготовка эскиза, основы, фона.

Подбор цветового решения.  

Заполнение рисунка пластилином.

Сентябрь 2021 - май 2022

«Снегири на веточках»

1

0,5

0,5

Комбинированное занятие

Презентация по теме.

Обобщить представления детей о зимующих птицах. Разобрать особенности внешнего вида снегиря. Побуждать детей точно передавать внешний вид объекта; подбирать цвет и сопоставлять размер.

Сентябрь 2021 - май 2022

«Колобок» 

1

-

1

Практическое занятие

Просмотр презентации по теме.

Энциклопедические и литературные  сведения о предмете.

Рассматривание образца.

Формирование композиционных навыков.

Подбор цветового решения.

Работа по образцу над композицией.

Выполнение лепной картины, когда детали предметов сохраняют объем и выступают над поверхностью основы.

Сентябрь 2021 - май 2022

«Котик на прогулке»

1

-

1

Практическое занятие

Энциклопедические и литературные  сведения о предмете.

Формирование композиционных навыков.

Подбор цветового решения.

Работа по образцу над композицией.

Выполнение лепной картины, когда детали предметов сохраняют объем и выступают над поверхностью основы.

Понятие симметрия на примере лебедя в природе и в рисунке.

Работа в технике мазок пластилином, плавно «вливая» один цвет в другой на границе их соединения.

Сентябрь 2021 - май 2022

«Рыбки»

1

0,5

0,5

Творческая мастерская

Беседа о рыбке.

Учить детей прием обратного рисования пластилином на прозрачных поверхностях.

 Закрепить технику создания изображения на плоскости  в полуобъёме при помощи пластилина.

Учить создавать целостность объекта из отдельных деталей, используя имеющиеся навыки: придавливания деталей к основе, примазывания, приглаживания границ соединения отдельных частей.

Сентябрь 2021 - май 2022

«Божья коровка»

1

-

1

Практическое занятие

Просмотр презентации по теме.

Энциклопедические и литературные  сведения о предмете.

Формирование композиционных навыков.

Подбор цветового решения.

Работа по образцу над композицией.

Выполнение лепной картины, когда детали предметов сохраняют объем и выступают над поверхностью основы.

Сентябрь 2021 - май 2022

«Велосипедист»

1

0,5

0,5

Творческая мастерская

Рассказ «Исторические сведения о велосипедистах».

Просмотр презентации по теме.

Познакомить  детей с новой методикой изображения – «рисование пластилином», а именно научить приемам декорирования.

Работа над композицией.

 Отчет о проделанной работе.

Оформление коллективной  композиции «Велосипедист»

Сентябрь 2021 - май 2022

«Лебеди»

1

0,5

0,5

Комбинированное занятие

Понятие симметрия на примере лебедя в природе и в рисунке.

Работа в технике мазок пластилином, плавно «вливая» один цвет в другой на границе их соединения.

Подготовка эскиза лебедя.

Выбор основы и фона.

Закрепление технического приема работы с пластилином в технике пластилинография.

Сентябрь 2021 - май 2022

Итоговое занятие

«Вот что я умею»

1

-

1

Конкурс

Развивать умение самостоятельно задумывать сюжет картины.

 Учить задавать вопросы, возникающие по ходу занятия.

Закреплять умения оценивать работу сверстников и свою, радоваться успехам других (самостоятельная  деятельность детей)

Сентябрь 2021 - май 2022

Диагностика

15

7

8

Раздел 3. Формы аттестации и оценочные материалы.

Формы подведения итогов работы по каждой теме или разделу.

     Подведение итогов осуществляется в виде составления индивидуальных и коллективных  готовых поделок-выставок,  фотоотчетов.

Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий

Выставки:

   однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;

   постоянные  - проводятся в помещении, где работают дети;

   тематические - по итогам изучения  темы;

            итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.

      Итогом работы детей может стать участие в конкурсах детского творчества на базе учереждения,  муниципальном, областном уровнях. Лучшие работы дошкольников вкладываются на личном сайте личном сайте работника образования – ns/portal.

Рефлексия.

       Программа предполагает совместную работу детей с педагогом. Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы индивидуальная помощью педагога каждому ребенку должна чередоваться с их самостоятельной творческой деятельностью. Место педагога в деятельности по обучению детей, работе с пластилином, меняется по мере развития овладения детьми навыками. Основная задача на всех этапах освоения программы – содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка

       Программа предусматривает преподавание материла по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровне.

      Разнообразные формы занятия дают возможность детям проявить свою индивидуальность, самостоятельность, способствуют гармоничному и духовному развитию личности. При организации работы необходимо постараться соединить игру, труд и обучение, что поможет обеспечить единство решения познавательных, творческих  и игровых задач.

        Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие воспитывает уверенность в себе. В программе предусмотрено не только постепенное усложнение материала, но и постепенное изменение видов работы: от создания индивидуальной поделки до композиции  коллективной работы.

Результаты апробации программы.

        Проводимая мной работа показывает, что системность и  поэтапность занятий с использованием нетрадиционной  техники в изобразительной деятельности «Пластилинографии»,   способствуют формированию прочных изобразительных навыков и развитию индивидуальных творческих способностей у детей дошкольного возраста.

        В результате апробации программы «Волшебный пластилин» выяснилось, что использование техники пластилинография хорошо усваивается детьми. Расширяет круг их знаний и умений, позволяет им приобрести практические навыки.

        Опыт работы свидетельствует: изображение в оригинальной технике  с помощью пластичных материалов позволяет ощутить незабываемые положительные эмоции. Рисование пластилином даёт удивительную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно – пластичных образах, удивляет своей непредсказуемостью, повышает сенсорную чувствительность (способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, пластики), развивает воображение, формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат, а самое главное -  способствует развитию индивидуальной творческой личности. К тому же выполненные поделки красочны, оригинальны и неповторимы. У дошкольников  появляется желание творить, получить результат работы, да ещё и приготовить ценный подарок своими руками.  Дети любят фотографироваться со своими изделиями. Занятия очень интересны не только детям, но и их  родителям.

      Конечный, видимый результат работы – это «нарисованная» пластилином своими руками картина. Что может быть главнее для самого ребёнка! Создавать красоту своими руками, когда всё, абсолютно всё, зависит от тебя, гораздо интереснее, чем покупать готовые вещи, сувениры и подарки.

Организованы фотовыставки, фотоотчёты с занятий;

выставки: «Снеговик», «Машина для папы»,  «Тюльпаны», «Снегири»,                  «Цветик - семицветик»  и многие другие.

           Опыт работы по программе представлен:

Городской семинар «Условия развития самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста», презентация: «Вариативные формы развития творческих  способностей дошкольников  в пластилинографии» (Выставка творческих работ).

         Приятно видеть, что недавно пришедшие дети, представляют свои готовые изделия: результат совместного творчества  - педагога и ребёнка.

         По программе «Волшебный пластилин» накоплен разнообразный практический материал: разработки занятий, иллюстративный материал.

        Занятия пластилинографией – это большой  практический жизненный опыт, освоения и постижения окружающего мира, красоты и гармонии. Нет предела творчеству, ибо творчество – это та самая детская игра, которая сумела выжить во взрослом человеке.

Раздел 4. Организационно-педагогические условия реализации программы  (Рефлексия, содержание изучаемого материала результаты апробации программы)

Содержание изучаемого материала.

         Обучающиеся приобретают необходимые в жизни элементарные знания, умения и навыки работы с пластилином в технике пластилинографии. В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении изделий, обучающиеся постепенно переходят от простых изделий к освоению сложных, от изменения каких-то деталей изделия  до моделирования, новых более сложных изделий, тематических композиций.

         Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания.

        Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления.

        Практические работы включают изготовление, оформление поделок. На каждом занятии используется дополнительный энциклопедический и литературный материал: стихи, загадки, сведения о животных, птицах, насекомых и т.д.

        Почти все занятия строятся по одному плану.

1. Подготовка к занятию (установка на работу, организация рабочего места).

2. Обобщающее повторение (выявление опорных знаний и представлений):

повторение названия базовой формы;повторение действий прошлого занятия;

повторение правил техники безопасности, правил поведения на занятии.

3.  Введение в новую тему (использование загадок, стихов, раскрывающих тему занятия; энциклопедических и литературных сведений об изделии):показ образца;

рассматривание образца, анализ.

4. Практическая часть:

- показ педагогом процесса изготовления поделки (в зависимости от уровня подготовки и сформированности навыков);- вербализация воспитанниками этапов работы над изделием (расшифровка: «Что нужно делать?»);

- самостоятельное изготовление детьми изделия (в зависимости от уровня подготовки и сформированности навыков);

- оформление, отделка изделия, или оформление в композицию;

Оценка результатов деятельности:

анализ работы воспитанника по критериям: аккуратность, правильность и последовательность выполнения, рациональная организация рабочего времени, соблюдение правил техники безопасности, творчество, оригинальность, эстетика.

Методическое обеспечение программы.

Для успешной реализации данной программы используются современные методы  и приёмы занятий, которые помогают сформировать у обучающихся устойчивый интерес к данному виду деятельности:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

словесный (устное изложение, беседа, рассказ, объяснение, и т.д.);

наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, просмотр фотографий, поделок, работа по образцу и др.);

практический (ролевые игры, изготовление изделий, экскурсии, и др.).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

репродуктивный –дошкольники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

исследовательский – самостоятельная творческая работа дошкольников.

Методы создания положительной мотивации обучаемых:

эмоциональные: ситуации     успеха,      поощрение     и   порицание, познавательная игра, свободный выбор задания, удовлетворение желания быть значимой личностью;

волевые:  предъявление   образовательных   требований, формирование ответственного  отношения к получению  знаний,  информирование  о прогнозируемых результатах образования.

Методическое и техническое оснащение.

Художественные средства:

методические пособия и книги по пластилинографии; энциклопедии; литературные произведения (тематические).

Наглядные средства:

стенды (правила техники безопасности и др.); иллюстрационный тематический материал, презентации, демонстрационные работы и образцы в технике пластилинография.

Технические средства: видео-аудио материалы, компьютер, проектор, интерактивная доска, магнитофон, цифровой фотоаппарат.

Принципы, лежащие в основе программы:

Доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);Принцип систематичности и последовательности: постановка или корректировка задач «от простого к сложному», «от хорошо известному к малоизвестному и незнакомому» » (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ);

Принцип развивающего характера художественного образования;

Наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);

Демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и дошкольника в социуме, уважение  к личности ребенка, реализация собственных творческих потребностей);Научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);Принцип обратной связи (совместное обсуждение с детьми того, что получилось и что не получилось, изучение их мнения, определение настроения и перспективы работы.); принцип стимулирования (поощрение и вознаграждение), принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта.

Список используемой литературы

  1. Давыдова Г.Н. Пластилинография. – М.: ООО издательство «Скрипторий», 2008. 94 стр.
  2. Давыдова Г.Н. Пластилинография. Детский дизайн. – М.: ООО издательство «Скрипторий», 2008. 105 стр.
  3. Давыдова Г.Н. Пластилинография. Анималистическая живопись. – М.: ООО издательство «Скрипторий», 2008. 94 стр.
  4. Давыдова Г.Н. Нетрадиционная техника рисования в детском саду. – М.: ООО издательство «Скрипторий», 2008. 94 стр.
  5. Журнал «Цветной мир. Изобразительное творчество в детском саду». Лепка и тестопластика.- М.: 2008 2. 64 стр.
  6. Никитина А.В. Нетрадиционная техника рисования. – СПб.: издательство «Каро», 2008. 112 стр.
  7. Давыдова Г.Н. «Пластилинография» - 1,2. – М.: Издательство «Скрипторий 2003г», 2006.
  8. Давыдова Г. Н. Пластилинография. Анималистическая живопись. – М.: Издательство «Скрипторий», 2007.
  9. Давыдова Г.Н. «Детский дизайн» Пластилинография. 2008, 80 стр..
  10. Давыдова Г. Н. Пластилинография. Цветочные мотивы. Издательство «Скриптория-2003» 2011, 72 стр..
  11.  Иванова М. Лепим из пластилина. Издательство АСТ-ПРЕСС КНИГА. 2007
  12. Кард В., Петров С. «Сказки из пластилина» - ЗАО «Валери СПб», 1997 – 160 с.») (Серия «Учить и воспитывать, развлекая)
  13. Лебедева Е. Г. «Простые поделки из бумаги и пластилина». Издательство: Айрис-пресс. 2008
  14. Лыкова И.А. «Лепим игрушки: Лепка из пластилина. Мастерилка».  Издательство: Мир книги. 2008
  15. Лыкова И.А. Я Будущий скульптор. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008г. – 48 с. – илл.
  16. Новиковская О.А. Ум на кончиках пальцев. — М.: АСТ СПб: Сова, 2006
  17. Узорова О. В., Нефедова Е.А. Физкультурные минутки. М.: Астрель-АСТ-Ермак, 2004
  18. Шкицкая И.О. Пластилиновые картины. Издательство Феникс. 2009
  19. Чернова Е.В. Пластилиновые картины/Е. В. Чернова – Ростов н./Д.: Феникс, 2006. –    48с. – (Город мастеров).
  20. В.Кард, С.Петров «Игрушки из пластилина. Веселый зоопарк».
  21.  Интернет ресурсы: http://allforchildren.ru/poetry/plastilin09.php
  22. Г.Н. Давыдова "Пластилинография" Издательство "Скрипторий, 2003"
  23.  Утробина К., Утробин Г. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет. Издательство "ГНОМ и Д", 2004
  24.  Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников - Издательство" АСТ ", 2002

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"

Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....

Дополнительная общеобразовательная - Дополнительная общеразвивающая программа "Школа будущего первоклассника"

Одной из приоритетных задач модернизации российского образования является повышение доступности дошкольного образования. Для выполнения этого, Министерством образования и науки РФ, рекомендовано введе...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Чудеса из пластилина»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  художественно-эстетической направленности  «Чудеса из пластилина»...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Яркий пластилин»

Программа «Яркий пластилин» создана для  эстетического и художественного воспитания дошкольников, воспитания творческой  личности,  развития мелкой моторики рук, удовлетворе...

Дополнительная общеобразовательная программа по лепке из пластилина с использованием нетрадиционных техник для детей 3-4 лет «Пластилиновая сказка»

Лепить из пластилина одно удовольствие. Он мягкий, податливый, его не нужно сушить обжигать. Сделал понравившуюся игрушку, поставил на полочку и любуешься. А пластилиновыми картинами можно украсить ко...