Аппликация "Снегири"
план-конспект занятия по аппликации, лепке (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Тема: «Снегири на дереве зимой»
Образовательная область: художественно-эстетическое развитие.
Вид деятельности: аппликация.
Предварительная работа: предварительная беседа с детьми о птицах (их особенностях в поведении, внешнем виде в целом); чтение русской народной сказки «Иван-царевич и Серый волк».
Материал:
- демонстрационный: иллюстрации из книг, зеленый лист бумаги, гербарий, емкость с клеем ПВА, кисточка для клея;
- раздаточный (на одного ребенка): емкость с клеем ПВА, кисточка для клея, зеленый лист бумаги, гербарий из листочков и цветов, пайетки, карандаш коричневый.
Программное содержание:
- образовательная: закреплять умение подбирать формы из гербария, подходящие к той или иной части изображения (туловище, хвост, клюв и т.д.), наклеивать детали из гербария клеем ПВА (наносить клей поточечно по краям формы), правильно пользуясь кистью для клея; закреплять умение создавать композицию самостоятельно;
- развивающая: развивать эстетический вкус, аккуратность, внимательность;
- воспитательная: прививать любовь к природе и интерес к сказочным героям.
Ход занятия:
Части занятия | Содержание | Примечания |
1. Вступительная часть | Воспитатель: «Скажите, ребята, какое сейчас время года? (Зима) А каких птиц зимой на улице мы можем увидеть? (Сорока, снегирь, воробей, синица, ворона, голубь, дятел). Правильно. А как одним словом можно назвать птиц, которые остались зимовать с нами? (Зимующие). Молодцы! А теперь я попрошу вас послушать внимательно загадку, которую сейчас вам загадаю. Кто отгадает, с тем я сделаю целую поделку. Вы же хотите помастерить?» (Да). «Красногрудый, чернокрылый, Любит зернышки клевать. С первым снегом на рябине Он появится опять. Зимой на ветках яблоки! Скорей их собери! И вдруг вспорхнули яблоки, Ведь это…» (Снегири) «Молодцы, ребята! Давайте вспомним из стихотворения, какой там был снегирь? Как он выглядел? (Красная грудка, крылья и голова черные). Верно. А настоящий снегирь, которого мы видим с вами на улице – как выглядит он? (Так же). Все согласны? (Да). Посмотрите на картинку снегиря внимательно, его ли вы сейчас описывали? (Да). А теперь скажите точно, какие цвета есть у снегиря? (Черный, красный, белый). Кто хочет выйти к доске и показать указкой, какие части у птицы он видит, на какие фигуры эти части похожи и какого они цвета? (Ребенок выходит к доске: туловище похоже на овал, красного цвета, голова – круг, черного цвета, клюв – 2 треугольника, красного цвета, крылья – полуовал, черного цвета, глаза – белого и черного цветов, лапки – черные). Все ли Света назвала правильно? (Да). Умничка, Света, садись. Все запомнили, как выглядит снегирь? (Да). Это очень важно, потому что когда мы с вами будем делать аппликацию снегиря, картинку я уберу. Вы будете работать творчески и по памяти. Так же интересней, правда ведь?» (Да). Молодцы, за вашу память я не беспокоюсь. Значит, и образ снегиря запомните легко. Но сейчас вот что мне от вас нужно: перед вами на столах лежит цветная бумага, я прошу вас отобрать те цвета, которые вам понадобятся. Переверните листки бумаги цветной стороной вниз и посмотрите, что нарисовано на обратных сторонах? (Детали птицы). Вы догадаетесь по фигуре нарисованной детали, чем она будет? Где крыто, где туловище? (Да). Какие части тела птицы у вас на красной бумаге? На черной? На белой? А теперь назовите мне, что нам еще может понадобиться, для составления аппликации? (Клей-карандаш, ножницы, клей ПВА, кисточка). Верно, посмотрите, лежат ли у вас на столах ножницы, клей-карандаш? (Да). Замечательно, именно это нам и понадобится для аппликации, которая называется «Снегирь». Но снегиря мы будем делать не одного. Всех ваших снегирей я предлагаю поместить на это высокое дерево. Как вам такая идея? Вы согласны? (Да). Мне тоже кажется, что получится просто отлично. А как тогда можно будет назвать нашу общую работу? («Снегири на дереве зимой»). Замечательное название! А главное: подходящее. Чтобы наше дерево получилось по-настоящему красивым, вам требуется постараться над созданием аппликации снегиря. Кто хочет выйти к доске и уже из вырезанных деталей продемонстрировать то, как нужно эти делали скрепить? Маша, выходи сюда. Ребята, посмотрите. Получилась у Маши птица снегирь? Похожа ли она на ту, которую я вам показывала в начале занятия? (Да). Как думаете, у вас получится сделать таких же красивых снегирей? (Да). Давайте проверим! Но перед этим я хочу провести с вами физминутку». Воспитатель проводит физминутку «Снегири»: «Вот на ветках посмотри, В красных майках снегири. Распустили перышки, Греются на солнышке. Головой вертят, вертят, Улететь они хотят. Кыш! Кыш! Улетели!» (Повтор 2-3 раза). Воспитатель: «Но не забывайте, что делали для аппликации вам нужно будет вырезать самим. Для этого давайте разомнем ваши пальчики». Воспитатель проводит пальчиковую гимнастику «Кулачок»: «Этот пальчик — маленький, (загибаем мизинчик) Этот пальчик — слабенький, (загибаем безымянный пальчик) Этот пальчик — длинненький, (загибаем средний пальчик) Этот пальчик — сильненький, (загибаем указательный пальчик) Этот пальчик — толстячок, (загибаем большой пальчик) Ну а вместе — кулачок!». Повтор 2-3 раза. | |
Дети сидят за столами. Воспитатель демонстрирует иллюстрацию снегиря. Дети отбирают красный, черный, белый листы бумаги. Воспитатель демонстрирует заранее подготовленное дерево, нарисованное на ватмане. Ребенок с помощью магнитов и магнитной доски соединяет уже вырезанные части из цветной бумаги друг с другом так, чтобы получилась птицы снегирь. Воспитатель и остальные дети помогают ребенку. Воспитатель проводит физминутку и пальчиковую гимнастику. | ||
2. Основная часть | Воспитатель: «Дети, давайте вспомним, как нужно обращаться с ножницами во время работы, как их нужно правильно держать» (дети демонстрируют). После того, как дети вырезали, воспитатель помогает детям определиться с местоположением вырезанных частей птицы, подсказывает на демонстрационном варианте, на какую часть нужно нанести клей-карандаш, чтобы часть приклеилась правильно и нужной стороной снаружи. | Воспитатель осуществляет индивидуальную работу с детьми. |
3. Заключительная часть | Воспитатель: «Итак, ребята, взгляните, какие работы получились у вас! Это же настоящие снегири! И такие все разные! Каждый особенный. Вы помните, какая работа у нас должна была получится? Как мы назвали нашу общую аппликацию? (Снегири на дереве зимой). Правильно! А вот и наше дерево. Ребята, я хочу, чтоб вы сами выбрали место на дереве именно для вашей птицы. Я сейчас нанесу клей ПВА, а затем вы хорошо приклеите вашу поделку на ватман». Ребята, какую работу мы сегодня с вами проделали? Что мы выполнили вначале? А что доработали сейчас? Какая работа у нас получилась? Коллективная или индивидуальная? Вы покажете своим родителям ваших снегирей? Запомнили, где сидит ваша птичка? (Дети отвечают). | Получившиеся работы выкладываются на ковре. Воспитатель на стол кладет рисунок на ватмане, наносит клей ПВА поточечно и предлагает детям самим выбрать место его птицы. |