Проект Тема «Нетрадиционная аппликация как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» 2020-2021 на учебный год
проект по аппликации, лепке (младшая группа)
Тема
«Нетрадиционная аппликация как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
2020-2021 на учебный год
Составитель:
Воспитатель МАДОУ – детский сад №47
Валева Елена Сергеевна
Руководитель: Харинская Лариса Викторовна
Екатеринбург, 2020-2021 г.
Валева Елена Сергеевна
Тема: «Нетрадиционная аппликация как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
Название МАДОУ: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение - детский сад №47
Дата начала работы над темой: 12 ноября 2019 года.
Предполагаемая дата окончания работы: Май 2021 год.
Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи:
- Изучить методический материал и интернет сайты по данной теме
- Разработать перспективное тематическое планирование по развитию творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством нетрадиционной аппликации
- Совершенствовать методы и приемы использования нетрадиционных материалов в технике аппликации.
- учить детей нетрадиционным техникам аппликации, сочетая различный материал и технику изображения, способы и формы его воплощения, технически грамотно применять нетрадиционные и традиционные способы аппликации.
Ожидаемые результаты:
- Познакомятся с нетрадиционной техникой аппликации.
- У дошкольников появится желание заниматься продуктивной деятельностью
- Дети освоят нетрадиционные техники в аппликации
- Сформируется устойчивый интерес у детей к аппликации на занятиях и в самостоятельной деятельности;
- Развитие мелкой моторики
- Разовьются, творческие и художественные способности.
Форма работы:
Совместная деятельность педагога с детьми
Совместная деятельность педагога с родителями
Индивидуальная работа с детьми
Свободная, самостоятельная деятельность самих детей
Методы и приёмы работы:
Объяснение, показ, беседа, игра
Создание игровой ситуации
Рассматривание картин и книжных иллюстраций.
Проговаривание последовательности работы, показ воспитателя.
Проблемные ситуации,
Пальчиковая гимнастика, физкультминутки;
Самостоятельная продуктивная деятельность детей.
Музыкальное сопровождение
Организация выставок
Чтение художественной литературы
Форма отчета по проделанной работе:
План по самообразованию на 2020-2021 год
Конспекты непрерывной образовательной деятельности по занятиям
Консультации для родителей
Итоговое мероприятие совместно с родителями и детьми «обрывайка развивайка»
Этапы работы:
1 ЭТАП информационно-аналитический (вводно-ознакомительный)
изучение научной и учебно – методической литературы
2 ЭТАП — внедрение в практику.
3 ЭТАП — представление опыта работы по теме.
Актуальность темы:
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) обозначена такая задача, как развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка в качестве субъекта отношений с людьми, миром и самим собой.
На этапе дошкольного детства особое значение имеет развитие образных форм познания окружающего мира – восприятия, образного мышления, воображения. Известно, как ярки и неповторимы, бывают впечатления, полученные в детстве. Но, к сожалению, далеко не у всех детей они таковы. И не каждый переносит во взрослую жизнь умение по-детски видеть мир в его живых красках и образах. А это очень нужно людям, потому что такое умение – необходимая составная часть всякого творчества. Значит, нельзя упускать возможности расширить, углубить способность к образному познанию, для развития которой дошкольный возраст создает особо благоприятные условия.
Одной из образовательных областей основной образовательной программы от рождения до школы ДОУ в соответствии с ФГОС ДО является «художественно-эстетическое развитие», которое предполагает не только развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру, но и реализацию самостоятельной творческой деятельности детей. Одним из целевых ориентиров в этой области является овладение ребенком основными культурными способами деятельности, проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности, в том числе художественно-творческой, у ребенка развито воображение, которое реализуется в разных видах деятельности.
В истории дошкольной педагогики проблема творчества детей всегда была одной из актуальных. Современное общество имеет потребность в творческой личности. Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, к сожалению, остаются недостаточно развитыми и не раскрытыми, а значит, и нереализованными в будущей жизни. Наличие развитого воображения в зрелые годы обуславливает успешность любого вида профессиональной деятельности человека. Поэтому развитие творческих способностей – одна из главных задач дошкольного воспитания.
Актуальность темы заключается в том, что нетрадиционная аппликация в продуктивной деятельности является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества. Аппликация с использованием нетрадиционных техник не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Можно сказать, что нетрадиционные техники аппликации позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в аппликации чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами, ребенок получает возможность выбора.
Развитие творческих способностей ребенка подразумевает развитие воображения и способности выражать свои чувства, представления о мире различными способами, гибко, нестандартно мыслить. Для этого необходимо научить его видеть в каждом предмете Разные его стороны, отталкиваясь от отдельного признака, строить Новый образ. Одна из общих черт, объединяющих любые способности, состоит в том, что все они – ориентировочные действия, которые обеспечивают в каждом случае отбор и применение необходимых знаний и умений для решения новых задач.
Способности и умения тесно связаны между собой. Одно без другого просто не существует. Но равновесие может нарушаться. Если мало умений или они несовершенны, способности становятся бескрылыми – им не из чего «выбирать» и нечего «применять».
В современной психолого-педагогической науке С.Л. Рубинштейн под способностями понимает свойства и качества (индивидуальные особенности) человека, делающие его пригодным к успешному выполнению каких-либо видов общественно полезной деятельности. Способности определяют успехи человека в различных видах деятельности. Рассматривая структуру способностей, С.Л. Рубинштейн выделял два основных компонента: «операциональный» – отлаженная система тех способов действия, посредством которых осуществляется деятельность и «ядро» психические процессы, которыми регулируются операции: качество процессов анализа и синтеза.
В контексте точки зрения С.Л. Рубинштейна находится теория В.Д. Шадрикова, согласно которой способность определяется как свойство функциональных систем, реализующих отдельные психологические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности. В качестве «ядра» выступают функциональные механизмы, зависящие от задатков, а «периферия представлена системой операциональных компонентов, развивающихся в ходе деятельности» Уже в раннем возрасте у детей можно заметить самое первое проявление способностей – склонность к какому-либо виду деятельности. Выполняя ее, ребенок испытывает радость, удовольствие, ему интересен не результат, а сам процесс. Ребенку нравится не делать аппликацию, а клеить аппликацию.
Б.М. Тепловым. определял способности как индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, которые не сводятся к имеющемуся у человека запасу навыков и знаний, а обуславливают легкость и быстроту их обретения
Современные психологические исследования говорят о том, что способность понимать прекрасное не только умом, но и чувством, наиболее успешно развивается лишь тогда, когда ребенок не является пассивным объектом эстетического воздействия, а активно воссоздает художественные образы участвуя в доступных ему формах художественной самодеятельности. принимая участие в художественной самодеятельности ребенок получает возможность к самореализации, развитию индивидуального мира, что способствует развитию его творческих способностей.
Т. С. Комарова определяет детское творчество как создание ребенком субъективно (значимого для него прежде всего) нового продукта (рисунка, лепки, рассказа, сказки, песенки, игры, придуманной ребенком) и объективно значимого для общества эффекта, получаемого в виде психического развития ребенка в процессе творческой деятельности, и результата; придумывание к известному новых, ранее не используемых деталей, по-новому характеризующих создаваемый образ (в рисунке, в рассказе, в аппликации).
В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков обращают внимание на способность дошкольников в процессе включения в творческую деятельность по созданию аппликации, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности, в процессе которой формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность, раскрывается творческий потенциал
И. А. Лыкова рекомендует в аппликации использовать разнообразные материалы: (бумагу разного качества и свойства, ткань, природные материалы и вещества, бросовый материал), а также знакомит с техниками симметричного, ажурного вырезания, разнообразными способами прикрепления деталей на фон, получения объемной аппликации. Обращает внимание на создание разнообразных форм, последовательность работы над сюжетной аппликацией; создание коллажей.
О. А. Малик уделяет значительное место силуэтному вырезанию, считая в этом виде выразительность контура, приобретает первоначальное значение.
Таким образом, мы можем сделать вывод, развитие способностей личности человека происходит в деятельности. Но сама по себе деятельность не может автоматически развивать способности личности, для этого необходимы некоторые условия. Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь открыть в ребенке художника, развить творческие способности, которые помогут ему стать личностью. Наиболее эффективным средством для развития творческих способностей является «нетрадиционная аппликация » Нетрадиционная аппликация, вносит определенную новизну в повседневную деятельность, делает ее более интересной и увлекательной, быстро позволяет достичь желаемого результата. Направлена, на развитие творческих способностей детей, мелкой моторики рук, художественного восприятия, аккуратности, усидивости, трудолюбия.
«Аппликация» дала характеристику свойств различных материалов, пригодных для аппликации, описала особенности подготовки их к деятельности, процесс работы с ними и способы их хранения. Исследование в области изучения детской аппликации было проведено ленинградским исследователем И. Гусаровой и детально описано в книге «Аппликация в детском саду». Автор тщательным образом изучила возрастные особенности детей, опираясь на владение сенсорикой и моторикой. На этой основе определены задачи, содержание, техника и методика руководства аппликацией
в разных возрастных группах. В ней автор наметила этапы овладения аппли -кационной деятельностью в детском саду: освоение действий с материалами
(ножницы, клей и кисть); овладение определёнными процессами и ручной деятельностью в совокупности множества аппликационных процессов: вырезания, выкладывания, наклеивания. На этом этапе возможно, по мнению автора, максимальное проявление самостоятельности у дошкольников, так как навыки и умения, приобретенные в процессе освоения этого вида изобразительной деятельности, способствуют появлению умелости ребёнка, что делает процесс качественно новым для него: он может воплотить любое содержание в аппликации.
Т. Казакова исследователь изобразительной деятельности младших до школьников, подвергла изучению своеобразие аппликации детей 3-го года жизни. Автор описывает переход от доизобразительной стадии к процессу создания ребёнком узнаваемых взрослыми и детьми предметов и явлений окружающего мира. Аппликация, требующая выполнения трёх действий – вырезания, выкладывания и наклеивания – ещё не доступна детям третьего года жизни. В тоже время Т. Казакова предложила систему подготовки детей к аппликационной деятельности и описала методы, позволяющие обучить малыша процессу выкладывания изображения.
Свой вклад в процесс понимания сущности и разработку методики обучения дошкольников аппликации внесли украинские педагоги Л. Скиданова и Л. Сирченко. Их работа связана с изучением декоративной аппликации, определением её содержания, способов заполнения геометрических форм узорами и методикой обучения, декоративной аппликации в разных возрастных группах-дошкольного учреждения.
Аппликация способствует развитию не только изобразительных и техни-ческих умений, а и таких личностных качеств, как настойчивость, выдержка, аккуратность, самостоятельность, способность сосредотачиваться. Эти качества непременно пригодятся ребёнку при обучении в школе. Кроме того, аппликация влияет на развитие глазомера, координации движений рук, развивает у ребёнка умения сравнивать, различать, обобщать. В процессе обучения аппликации развиваются композиционные умения: умения соотносить части по величине, форме, цвету, оформлять их в целое, правильно располагать в пространстве Красочный, яркий цвет вызывает у малыша положительные эмоции. Развитие чувства цвета помогает формировать у него представление о прекрасном
в окружающем мире и произведениях искусства. Благодаря работе над аппликацией, ребёнок овладевает трудовыми умениями и специальными навыками, связанными с обработкой материала и применением инструментов.
Аппликация, лепка, конструирование, изучением которых занималась плеяда педагогов В. Аванесова, З. Богатеева, Н. Вакуленко, Д. Воробьева, И. Гусарова, О. Дронова, Т. Казакова, Т. Комарова, Л. Компанцева, В. Косминская, В. Котляр, Н. Ку-рочкина, Е. Лоотсар, Е. Рогалева, Е. Рябоконь, Н. Сакулина, Л. Сирченко, Л. Скиданова, Е. Трусова, Е. Удина, Е. Флерина, Н. Шибанова, Н. Халезова, и др.
Наиболее распространёнными видами аппликации в детском саду являются:
- предметная, состоящая из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, птица, цветок, животное, человек и т.д.);
- сюжетная, отображающая те или иные события;
- декоративная, включающая орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.
Аппликация – один из немногих продуктивных видов деятельности, характерных для дошкольного детства. Тем ценнее все новообразования, происходящие в процессе работы ребёнка над созданием аппликации и при использовании полученного продукта. Аппликация, по мнению М. Гусаковой, «наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это даёт возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях, но и для создания картин, панно, орнаментов и т.п.». Благодаря изучению возможностей аппликационных материалов, проведённому М. Гусаковой, дошкольная педагогика обрела знания о доступности использования детьми дошкольного возраста бумаги, природных и бросовых материалов разного качества
Анализируя работу на тему: «Нетрадиционная аппликация как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» можно сделать вывод, что использование нетрадиционных техник в работе с детьми дошкольного возраста является эффективным средством творческого развития детей. Творчество не появляется само собой, оно формируется, оно развивается в результате длительной систематической работы. Способность к творчеству ребенок получает от рождения в форме задатков, но основную роль играет развитие ее через упражнения, занятия, игры.
Перспективный план по самообразованию воспитателя на 2020 -2021 учебный год.
Месяц | Работа воспитателя | Работа воспитателя с детьми
| Работа воспитателя с родителями
|
Ноябрь 2020г | Изучение методической литературы, эффективных технологий в работе с детьми по теме: «Нетрадиционная аппликация как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
Подбор методической литературы по теме «Нетрадиционная аппликация как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
Подбор методик отслеживания развития творческих способностей | Аппликация: «на ладошке вся моя семья» Цель: Формирование первичных ценностей и представлений о семье, развитие творческого воображения и мышления Задачи: Учить , детей наносить клей на деталь и наклеивать ее на лист; Учить громко и четко произносить слова потешки, сопровождая их соответствующими тексту действиями. Воспитывать отзывчивость и доброту.
Педагогический мониторинг художественно-творческого развития детей | Консультация для родителей «Что такое аппликация» |
Декабрь 2020г | Постановка целей и задач по данной теме «Нетрадиционная аппликация как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
| Аппликация «Будка для моего щеночка» Цель: Расширять и закреплять знания детей о домашних животных, об их внешнем виде, пище, месте обитания, пользе человеку. Задачи: Учить детей делать аппликацию из геометрических кругов, закрепить знания работы с шаблонами, клеем. Развивать память, внимание, мелкую моторику рук. Учить детей работать сообща, дружно. Воспитывать радость от восприятия результата общей работы. Аппликация «Птицы на зимнем дереве» Цель: Изготовление коллективной аппликации из готовых форм Задачи: Закреплять представление детей о зимующих птицах, их названиях, особенностях строения тела, отличительных чертах разных видов птиц Учить аккуратно, пользоваться клеем, при необходимости пользоваться салфеткой. Учить работать коллективно Развивать мелкую моторику рук, умение собирать целое из частей Воспитывать любовь к пернатым, желание прийти им на помощь
Аппликация из салфеток: Коллективная работа с детьми «детям спички не игрушки» Цель: Познакомить детей с новым для них видом творчества - аппликацией из салфеток. Задачи: Развивать творческие способности детей посредством работы с салфетками; Развивать мелкую моторику рук; Учить детей обрывать салфетку, сминать в комочек и наклеивать в нужном месте на листе бумаги. Закреплять правила безопасности | Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук детей» посредством аппликации».
|
Январь 2020г | Приобретение материалов необходимых для работ по аппликации, пополнение в течение года | Аппликация «Красивая салфеточка» Цель: Развитие интереса детей к художественному творчеству, практических умений в работе с бумагой Задачи: Развивать композиционные умения, цветовое восприятие Закреплять знания детей о геометрических формах, названиях цветов; Учить детей составлять узор на квадратной форме из готовых заготовок располагая их в определённой последовательности.
Аппликация «Красивая чашка в горошек» Цель: Формирование умения создавать узор для украшения чашки, используя (уже готовые) кружочки. Задачи: Продолжать учить наклеивать готовые формы, намазывая клеем. Закрепить красный, зеленый и желтый цвета. Формировать интерес к аппликации. Продолжать развивать творческие способности детей посредством работы с салфетками; Продолжать развивать мелкую моторику рук; | Консультация для родителей «Значение аппликации в жизни детей».
|
Февраль 2020г | Составление перспективного плана на 2020-2021 учебный год по теме самообразования.
| Коллективная аппликация с детьми «создание альбома «Наши правила в группе» Цель: Продолжать знакомить детей с правилами в группе, через беседу и создание коллективной аппликации Задачи: Формировать интерес к аппликации. Продолжать развивать творческие способности Продолжать развивать мелкую моторику рук;
Обрывная аппликация «Заснеженное дерево» Цель: Создание зимнего дерева используя обрывную технику. Задачи: Воспитывать бережное отношение к природе Учить рвать белую бумагу на маленькие кусочки и наклеивать их, не выходя за края контура. Развивать кругозор детей и мелкую моторику рук. Продолжать развивать творческие способности
Обрывная аппликация «поможем повару» Цель: Создание аппликации, используя обрывную технику. Задачи: Продолжать учить рвать белую бумагу на маленькие кусочки и наклеивать их, не выходя за края контура. Развивать кругозор детей и мелкую моторику рук. Продолжать развивать творческие способности | Консультация «Влияние нетрадиционной техники аппликации на развитие творческих способностей детей»
Родительское собрание с родителями «нетрадиционная аппликация как средство развития творческих способностей детей второй младшей группы» Цель: Познакомить родителей с продуктивным видом деятельности, нетрадиционной аппликацией, и дать понять насколько развивает продуктивная деятельность, мелкую моторику рук и творческие способности детей.
|
Март 2020г | Создание уголка в приемной для выставок детских работ | Аппликация объемная «Открытка для мамы» Цель: Продолжать вызывать интерес к искусству аппликации. Задачи: Познакомить детей с понятием открытка. Сделать с детьми открытку для мам к 8 марта. Продолжать развивать творческие способности Продолжать развивать мелкую моторику рук Учить предварительно выкладывать детали в определенной последовательности и наклеивать их. Формировать навыки аккуратной работы, чувства удовлетворения от сделанного.
Аппликация из салфеток «Мимоза маме» Цель: Создание социальной ситуации в процессе продуктивной деятельности Расширить представления детей о празднике мамы и традиции поздравлять их в этот день. Задачи: Учить детей выполнять наклеивание комочков из бумаги (салфеток). А также листов из цветной бумаги для получения красивой ветки мимозы. Вызывать интерес к созданию выразительного образа пушистой веточки мимозы в технике бумагопластика. Учить скатывать мелкие шарики из кусочков салфетки. Развить у детей чувство цвета и формы, мелкую моторику пальцев рук.
Обрывная аппликация «Настроение колобка» Цель: Формировать умение выполнять аппликацию из рванной бумаги, воспитывать аккуратность Задачи: Продолжать знакомить детей со свойством бумаги, техникой работы с аппликацией из рванной бумаги Продолжать развивать творческие способности Продолжать развивать мелкую моторику рук Воспитывать аккуратность в работе
«Аппликация из ладошек. Птица Жар-огонь». Цель: Познакомить детей с правилами пожарной безопасности; учить детей работать в группе (на примере выполнения птицы). Задачи: Развивать логическое мышление, фантазию, внимание, пространственные представления, исполнительские умения и творческие способности; Воспитывать эстетический вкус, аккуратность, дисциплинированность, бережливость, бережное отношение и уважение к своему труду и труду других людей; | Консультация для родителей «Салфеточная аппликация как средство развития мелкой моторики рук»
Родительское собрание «нетрадиционная аппликация как средство развитие творческих способностей детей дошкольного возраста»
|
Апрель 2020г | Создание в группе художественно-эстетической предметно-развивающей среды. | Аппликация «грузовик» Цель: продолжать учить детей составлять изображение из геометрических фигур. Задачи: Закреплять знания детей о геометрических фигурах (круг. прямоугольник), о цвете (красный, зеленый, желтый, черный); Закреплять знания детей о строении грузовика (кузов, кабина, колеса). Продолжать воспитывать интерес к аппликации Продолжать воспитывать аккуратность при работе с клеем
Аппликация «Ракеты для космонавтов» Цель: Расширять представление детей о космосе, о ракетах. Продолжать учить детей составлять изображение из деталей. Задачи: Учить детей составлять изображение из деталей. Учить правильно располагать предметы на листе бумаги, различать геометрические фигуры и правильно называть цвета. - Учить аккуратно пользоваться клеем и кисточкой. Воспитывать умение радоваться общему результату.
Аппликация из цветных полосок «Птички невелички» Цель: Научить детей составлять аппликацию из цветных полосок, в виде птички Задачи: Научить детей наклеивать полоски на шаблон «птичку» Продолжать учить работать по образцу, создавать образ птички из туловища цветных полосок.
Аппликация ватными дисками «Подснежники » Цель: Развитие творческих способностей в освоении техники прикрепления ватных дисков на картон для получения объемной аппликации. Задачи: Учить детей создавать объёмную аппликацию цветок подснежник из готовых форм (ватных дисков); Продолжать учить пользоваться клеем , аккуратно наклеивать изображение на плоскость листа; Учить детей красиво выстраивать композицию на листе. Продолжать развивать творческие способности | Консультация для родителей «Пальчиками играем – стихи повторяем» |
Май 2020г | Сбор природного материала для работы с детьми на занятиях.
| Аппликация мозаика «Солдат» Цель: Вызвать у детей чувство благодарности к людям старшего поколения, тем, кто защищал нашу Родину. Задачи: Продолжать развивать творческие способности детей. Учить детей создавать определенную композицию, применяя мозаичную аппликацию Продолжать учить пользоваться клеем , аккуратно наклеивать изображение на плоскость листа; Учить детей красиво выстраивать композицию на листе
Аппликация мятой бумаги «Паучок» Цель: Выполнение аппликации паучка нетрадиционным способом из мятой бумаги, с элементом рисованием Задачи: Формировать у детей мять бумагу, составлять аппликацию из отдельных частей, пользоваться клеем аккуратно; Воспитывать интерес к окружающему миру, любовь и бережное отношение к природе | Консультация для родителей «Аппликация. Нетрадиционные методы»
Итоговое мероприятие совместно с родителями и детьми |
Июнь 2020г |
| Аппликация из полосок «Пусть всегда будет солнце!» Цель: Продолжать составлять аппликацию из желтых полосок, лучики солнышка Задачи: Продолжать учить детей наклеивать полоски на шаблон «солнышко» Продолжать учить работать по образцу, создавать образ солнышка из желтых полосок. Продолжать развивать творческие способности |
|
Литература
- Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников: Учебно методическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей./Подред.проф.Т.Б.Филичевой.—М.:"Гном-Пресс",1999.—64с.(Впомощьлогопеду.) ISBN5-89334-097-3
- «Венгер Л.А. Вот и вышел человечек…»: Карапуз; Москва; 2010 ISBN 978-5-904673-66-6
- Груздева О.В., Арамачева Л.В., Дубовик Е.Ю. Г 901 Развитие творческих и технических способностей детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации: учебное пособие / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2016. – 134 c
- Груздева О.В., Арамачева Л.В., Дубовик Е.Ю. Г 901 Развитие творческих и технических способностей детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации: учебное пособие / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2016. – 134 c.
- Петрова Т.И., Шкерина Т.А. П 305 Общая педагогика: учебное пособие / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2017. – 104 с.
- От рождения до школы. Примерная общеобразова-тельная программа дошкольного образования (пилотный вари-ант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с
- Удина Е.Н.У30 Обучение аппликации в игре [Текст]: учеб.-метод. пособие / Е.Н. Уди-на. – Севастополь: СевГУ, 2019. - 138 с
- Дьякова, Т. А. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности / Т. А. Дьякова, И. А. Страшко. — Текст : непосредственный, электронный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 2 (12). — С. 9-13. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/87/3134/ (дата обращения: 03.05.2020).
- . https://infourok.ru/diplomnaya-rabota-applikaciya-kak-sredstvo-razvitiya-tvorcheskih-sposobnostey-doshkolnikov-3103542.html
- Мелькумова, Н. А. Аппликация как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста / Н. А. Мелькумова. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2015. — № 3 (83). — С. 808-813. — URL: https://moluch.ru/archive/83/15478/ (дата обращения: 03.05.2020).
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 61.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение -
детский сад №47
Тема
«Нетрадиционная аппликация как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
2020-2021 на учебный год
Составитель:
Воспитатель МАДОУ – детский сад №47
Валева Елена Сергеевна
Руководитель: Харинская Лариса Викторовна
Екатеринбург, 2020-2021 г.
Валева Елена Сергеевна
Тема: «Нетрадиционная аппликация как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
Название МАДОУ: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение - детский сад №47
Дата начала работы над темой: 12 ноября 2019 года.
Предполагаемая дата окончания работы: Май 2021 год.
Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи:
- Изучить методический материал и интернет сайты по данной теме
- Разработать перспективное тематическое планирование по развитию творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством нетрадиционной аппликации
- Совершенствовать методы и приемы использования нетрадиционных материалов в технике аппликации.
- учить детей нетрадиционным техникам аппликации, сочетая различный материал и технику изображения, способы и формы его воплощения, технически грамотно применять нетрадиционные и традиционные способы аппликации.
Ожидаемые результаты:
- Познакомятся с нетрадиционной техникой аппликации.
- У дошкольников появится желание заниматься продуктивной деятельностью
- Дети освоят нетрадиционные техники в аппликации
- Сформируется устойчивый интерес у детей к аппликации на занятиях и в самостоятельной деятельности;
- Развитие мелкой моторики
- Разовьются, творческие и художественные способности.
Форма работы:
Совместная деятельность педагога с детьми
Совместная деятельность педагога с родителями
Индивидуальная работа с детьми
Свободная, самостоятельная деятельность самих детей
Методы и приёмы работы:
Объяснение, показ, беседа, игра
Создание игровой ситуации
Рассматривание картин и книжных иллюстраций.
Проговаривание последовательности работы, показ воспитателя.
Проблемные ситуации,
Пальчиковая гимнастика, физкультминутки;
Самостоятельная продуктивная деятельность детей.
Музыкальное сопровождение
Организация выставок
Чтение художественной литературы
Форма отчета по проделанной работе:
План по самообразованию на 2020-2021 год
Конспекты непрерывной образовательной деятельности по занятиям
Консультации для родителей
Итоговое мероприятие совместно с родителями и детьми «обрывайка развивайка»
Этапы работы:
1 ЭТАП информационно-аналитический (вводно-ознакомительный)
изучение научной и учебно – методической литературы
2 ЭТАП — внедрение в практику.
3 ЭТАП — представление опыта работы по теме.
Актуальность темы:
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) обозначена такая задача, как развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка в качестве субъекта отношений с людьми, миром и самим собой.
На этапе дошкольного детства особое значение имеет развитие образных форм познания окружающего мира – восприятия, образного мышления, воображения. Известно, как ярки и неповторимы, бывают впечатления, полученные в детстве. Но, к сожалению, далеко не у всех детей они таковы. И не каждый переносит во взрослую жизнь умение по-детски видеть мир в его живых красках и образах. А это очень нужно людям, потому что такое умение – необходимая составная часть всякого творчества. Значит, нельзя упускать возможности расширить, углубить способность к образному познанию, для развития которой дошкольный возраст создает особо благоприятные условия.
Одной из образовательных областей основной образовательной программы от рождения до школы ДОУ в соответствии с ФГОС ДО является «художественно-эстетическое развитие», которое предполагает не только развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру, но и реализацию самостоятельной творческой деятельности детей. Одним из целевых ориентиров в этой области является овладение ребенком основными культурными способами деятельности, проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности, в том числе художественно-творческой, у ребенка развито воображение, которое реализуется в разных видах деятельности.
В истории дошкольной педагогики проблема творчества детей всегда была одной из актуальных. Современное общество имеет потребность в творческой личности. Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, к сожалению, остаются недостаточно развитыми и не раскрытыми, а значит, и нереализованными в будущей жизни. Наличие развитого воображения в зрелые годы обуславливает успешность любого вида профессиональной деятельности человека. Поэтому развитие творческих способностей – одна из главных задач дошкольного воспитания.
Актуальность темы заключается в том, что нетрадиционная аппликация в продуктивной деятельности является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества. Аппликация с использованием нетрадиционных техник не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Можно сказать, что нетрадиционные техники аппликации позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в аппликации чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами, ребенок получает возможность выбора.
Развитие творческих способностей ребенка подразумевает развитие воображения и способности выражать свои чувства, представления о мире различными способами, гибко, нестандартно мыслить. Для этого необходимо научить его видеть в каждом предмете Разные его стороны, отталкиваясь от отдельного признака, строить Новый образ. Одна из общих черт, объединяющих любые способности, состоит в том, что все они – ориентировочные действия, которые обеспечивают в каждом случае отбор и применение необходимых знаний и умений для решения новых задач.
Способности и умения тесно связаны между собой. Одно без другого просто не существует. Но равновесие может нарушаться. Если мало умений или они несовершенны, способности становятся бескрылыми – им не из чего «выбирать» и нечего «применять».
В современной психолого-педагогической науке С.Л. Рубинштейн под способностями понимает свойства и качества (индивидуальные особенности) человека, делающие его пригодным к успешному выполнению каких-либо видов общественно полезной деятельности. Способности определяют успехи человека в различных видах деятельности. Рассматривая структуру способностей, С.Л. Рубинштейн выделял два основных компонента: «операциональный» – отлаженная система тех способов действия, посредством которых осуществляется деятельность и «ядро» психические процессы, которыми регулируются операции: качество процессов анализа и синтеза.
В контексте точки зрения С.Л. Рубинштейна находится теория В.Д. Шадрикова, согласно которой способность определяется как свойство функциональных систем, реализующих отдельные психологические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности. В качестве «ядра» выступают функциональные механизмы, зависящие от задатков, а «периферия представлена системой операциональных компонентов, развивающихся в ходе деятельности» Уже в раннем возрасте у детей можно заметить самое первое проявление способностей – склонность к какому-либо виду деятельности. Выполняя ее, ребенок испытывает радость, удовольствие, ему интересен не результат, а сам процесс. Ребенку нравится не делать аппликацию, а клеить аппликацию.
Б.М. Тепловым. определял способности как индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, которые не сводятся к имеющемуся у человека запасу навыков и знаний, а обуславливают легкость и быстроту их обретения
Современные психологические исследования говорят о том, что способность понимать прекрасное не только умом, но и чувством, наиболее успешно развивается лишь тогда, когда ребенок не является пассивным объектом эстетического воздействия, а активно воссоздает художественные образы участвуя в доступных ему формах художественной самодеятельности. принимая участие в художественной самодеятельности ребенок получает возможность к самореализации, развитию индивидуального мира, что способствует развитию его творческих способностей.
Т. С. Комарова определяет детское творчество как создание ребенком субъективно (значимого для него прежде всего) нового продукта (рисунка, лепки, рассказа, сказки, песенки, игры, придуманной ребенком) и объективно значимого для общества эффекта, получаемого в виде психического развития ребенка в процессе творческой деятельности, и результата; придумывание к известному новых, ранее не используемых деталей, по-новому характеризующих создаваемый образ (в рисунке, в рассказе, в аппликации).
В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков обращают внимание на способность дошкольников в процессе включения в творческую деятельность по созданию аппликации, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности, в процессе которой формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность, раскрывается творческий потенциал
И. А. Лыкова рекомендует в аппликации использовать разнообразные материалы: (бумагу разного качества и свойства, ткань, природные материалы и вещества, бросовый материал), а также знакомит с техниками симметричного, ажурного вырезания, разнообразными способами прикрепления деталей на фон, получения объемной аппликации. Обращает внимание на создание разнообразных форм, последовательность работы над сюжетной аппликацией; создание коллажей.
О. А. Малик уделяет значительное место силуэтному вырезанию, считая в этом виде выразительность контура, приобретает первоначальное значение.
Таким образом, мы можем сделать вывод, развитие способностей личности человека происходит в деятельности. Но сама по себе деятельность не может автоматически развивать способности личности, для этого необходимы некоторые условия. Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь открыть в ребенке художника, развить творческие способности, которые помогут ему стать личностью. Наиболее эффективным средством для развития творческих способностей является «нетрадиционная аппликация » Нетрадиционная аппликация, вносит определенную новизну в повседневную деятельность, делает ее более интересной и увлекательной, быстро позволяет достичь желаемого результата. Направлена, на развитие творческих способностей детей, мелкой моторики рук, художественного восприятия, аккуратности, усидивости, трудолюбия.
«Аппликация» дала характеристику свойств различных материалов, пригодных для аппликации, описала особенности подготовки их к деятельности, процесс работы с ними и способы их хранения. Исследование в области изучения детской аппликации было проведено ленинградским исследователем И. Гусаровой и детально описано в книге «Аппликация в детском саду». Автор тщательным образом изучила возрастные особенности детей, опираясь на владение сенсорикой и моторикой. На этой основе определены задачи, содержание, техника и методика руководства аппликацией
в разных возрастных группах. В ней автор наметила этапы овладения аппли -кационной деятельностью в детском саду: освоение действий с материалами
(ножницы, клей и кисть); овладение определёнными процессами и ручной деятельностью в совокупности множества аппликационных процессов: вырезания, выкладывания, наклеивания. На этом этапе возможно, по мнению автора, максимальное проявление самостоятельности у дошкольников, так как навыки и умения, приобретенные в процессе освоения этого вида изобразительной деятельности, способствуют появлению умелости ребёнка, что делает процесс качественно новым для него: он может воплотить любое содержание в аппликации.
Т. Казакова исследователь изобразительной деятельности младших до школьников, подвергла изучению своеобразие аппликации детей 3-го года жизни. Автор описывает переход от доизобразительной стадии к процессу создания ребёнком узнаваемых взрослыми и детьми предметов и явлений окружающего мира. Аппликация, требующая выполнения трёх действий – вырезания, выкладывания и наклеивания – ещё не доступна детям третьего года жизни. В тоже время Т. Казакова предложила систему подготовки детей к аппликационной деятельности и описала методы, позволяющие обучить малыша процессу выкладывания изображения.
Свой вклад в процесс понимания сущности и разработку методики обучения дошкольников аппликации внесли украинские педагоги Л. Скиданова и Л. Сирченко. Их работа связана с изучением декоративной аппликации, определением её содержания, способов заполнения геометрических форм узорами и методикой обучения, декоративной аппликации в разных возрастных группах-дошкольного учреждения.
Аппликация способствует развитию не только изобразительных и техни-ческих умений, а и таких личностных качеств, как настойчивость, выдержка, аккуратность, самостоятельность, способность сосредотачиваться. Эти качества непременно пригодятся ребёнку при обучении в школе. Кроме того, аппликация влияет на развитие глазомера, координации движений рук, развивает у ребёнка умения сравнивать, различать, обобщать. В процессе обучения аппликации развиваются композиционные умения: умения соотносить части по величине, форме, цвету, оформлять их в целое, правильно располагать в пространстве Красочный, яркий цвет вызывает у малыша положительные эмоции. Развитие чувства цвета помогает формировать у него представление о прекрасном
в окружающем мире и произведениях искусства. Благодаря работе над аппликацией, ребёнок овладевает трудовыми умениями и специальными навыками, связанными с обработкой материала и применением инструментов.
Аппликация, лепка, конструирование, изучением которых занималась плеяда педагогов В. Аванесова, З. Богатеева, Н. Вакуленко, Д. Воробьева, И. Гусарова, О. Дронова, Т. Казакова, Т. Комарова, Л. Компанцева, В. Косминская, В. Котляр, Н. Ку-рочкина, Е. Лоотсар, Е. Рогалева, Е. Рябоконь, Н. Сакулина, Л. Сирченко, Л. Скиданова, Е. Трусова, Е. Удина, Е. Флерина, Н. Шибанова, Н. Халезова, и др.
Наиболее распространёнными видами аппликации в детском саду являются:
- предметная, состоящая из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, птица, цветок, животное, человек и т.д.);
- сюжетная, отображающая те или иные события;
- декоративная, включающая орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.
Аппликация – один из немногих продуктивных видов деятельности, характерных для дошкольного детства. Тем ценнее все новообразования, происходящие в процессе работы ребёнка над созданием аппликации и при использовании полученного продукта. Аппликация, по мнению М. Гусаковой, «наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это даёт возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях, но и для создания картин, панно, орнаментов и т.п.». Благодаря изучению возможностей аппликационных материалов, проведённому М. Гусаковой, дошкольная педагогика обрела знания о доступности использования детьми дошкольного возраста бумаги, природных и бросовых материалов разного качества
Анализируя работу на тему: «Нетрадиционная аппликация как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» можно сделать вывод, что использование нетрадиционных техник в работе с детьми дошкольного возраста является эффективным средством творческого развития детей. Творчество не появляется само собой, оно формируется, оно развивается в результате длительной систематической работы. Способность к творчеству ребенок получает от рождения в форме задатков, но основную роль играет развитие ее через упражнения, занятия, игры.
Перспективный план по самообразованию воспитателя на 2020 -2021 учебный год.
Месяц | Работа воспитателя | Работа воспитателя с детьми | Работа воспитателя с родителями |
Ноябрь 2020г | Изучение методической литературы, эффективных технологий в работе с детьми по теме: «Нетрадиционная аппликация как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» Подбор методической литературы по теме «Нетрадиционная аппликация как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» Подбор методик отслеживания развития творческих способностей | Аппликация: «на ладошке вся моя семья» Цель: Формирование первичных ценностей и представлений о семье, развитие творческого воображения и мышления Задачи: Учить , детей наносить клей на деталь и наклеивать ее на лист; Учить громко и четко произносить слова потешки, сопровождая их соответствующими тексту действиями. Воспитывать отзывчивость и доброту. Педагогический мониторинг художественно-творческого развития детей | Консультация для родителей «Что такое аппликация» |
Декабрь 2020г | Постановка целей и задач по данной теме «Нетрадиционная аппликация как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» | Аппликация «Будка для моего щеночка» Цель: Расширять и закреплять знания детей о домашних животных, об их внешнем виде, пище, месте обитания, пользе человеку. Задачи: Учить детей делать аппликацию из геометрических кругов, закрепить знания работы с шаблонами, клеем. Развивать память, внимание, мелкую моторику рук. Учить детей работать сообща, дружно. Воспитывать радость от восприятия результата общей работы. Аппликация «Птицы на зимнем дереве» Цель: Изготовление коллективной аппликации из готовых форм Задачи: Закреплять представление детей о зимующих птицах, их названиях, особенностях строения тела, отличительных чертах разных видов птиц Учить аккуратно, пользоваться клеем, при необходимости пользоваться салфеткой. Учить работать коллективно Развивать мелкую моторику рук, умение собирать целое из частей Воспитывать любовь к пернатым, желание прийти им на помощь Аппликация из салфеток: Коллективная работа с детьми «детям спички не игрушки» Цель: Познакомить детей с новым для них видом творчества - аппликацией из салфеток. Задачи: Развивать творческие способности детей посредством работы с салфетками; Развивать мелкую моторику рук; Учить детей обрывать салфетку, сминать в комочек и наклеивать в нужном месте на листе бумаги. Закреплять правила безопасности | Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук детей» посредством аппликации». |
Январь 2020г | Приобретение материалов необходимых для работ по аппликации, пополнение в течение года | Аппликация «Красивая салфеточка» Цель: Развитие интереса детей к художественному творчеству, практических умений в работе с бумагой Задачи: Развивать композиционные умения, цветовое восприятие Закреплять знания детей о геометрических формах, названиях цветов; Учить детей составлять узор на квадратной форме из готовых заготовок располагая их в определённой последовательности. Аппликация «Красивая чашка в горошек» Цель: Формирование умения создавать узор для украшения чашки, используя (уже готовые) кружочки. Задачи: Продолжать учить наклеивать готовые формы, намазывая клеем. Закрепить красный, зеленый и желтый цвета. Формировать интерес к аппликации. Продолжать развивать творческие способности детей посредством работы с салфетками; Продолжать развивать мелкую моторику рук; | Консультация для родителей «Значение аппликации в жизни детей». |
Февраль 2020г | Составление перспективного плана на 2020-2021 учебный год по теме самообразования. | Коллективная аппликация с детьми «создание альбома «Наши правила в группе» Цель: Продолжать знакомить детей с правилами в группе, через беседу и создание коллективной аппликации Задачи: Формировать интерес к аппликации. Продолжать развивать творческие способности Продолжать развивать мелкую моторику рук; Обрывная аппликация «Заснеженное дерево» Цель: Создание зимнего дерева используя обрывную технику. Задачи: Воспитывать бережное отношение к природе Учить рвать белую бумагу на маленькие кусочки и наклеивать их, не выходя за края контура. Развивать кругозор детей и мелкую моторику рук. Продолжать развивать творческие способности Обрывная аппликация «поможем повару» Цель: Создание аппликации, используя обрывную технику. Задачи: Продолжать учить рвать белую бумагу на маленькие кусочки и наклеивать их, не выходя за края контура. Развивать кругозор детей и мелкую моторику рук. Продолжать развивать творческие способности | Консультация «Влияние нетрадиционной техники аппликации на развитие творческих способностей детей» Родительское собрание с родителями «нетрадиционная аппликация как средство развития творческих способностей детей второй младшей группы» Цель: Познакомить родителей с продуктивным видом деятельности, нетрадиционной аппликацией, и дать понять насколько развивает продуктивная деятельность, мелкую моторику рук и творческие способности детей. |
Март 2020г | Создание уголка в приемной для выставок детских работ | Аппликация объемная «Открытка для мамы» Цель: Продолжать вызывать интерес к искусству аппликации. Задачи: Познакомить детей с понятием открытка. Сделать с детьми открытку для мам к 8 марта. Продолжать развивать творческие способности Продолжать развивать мелкую моторику рук Учить предварительно выкладывать детали в определенной последовательности и наклеивать их. Формировать навыки аккуратной работы, чувства удовлетворения от сделанного. Аппликация из салфеток «Мимоза маме» Цель: Создание социальной ситуации в процессе продуктивной деятельности Расширить представления детей о празднике мамы и традиции поздравлять их в этот день. Задачи: Учить детей выполнять наклеивание комочков из бумаги (салфеток). А также листов из цветной бумаги для получения красивой ветки мимозы. Вызывать интерес к созданию выразительного образа пушистой веточки мимозы в технике бумагопластика. Учить скатывать мелкие шарики из кусочков салфетки. Развить у детей чувство цвета и формы, мелкую моторику пальцев рук. Обрывная аппликация «Настроение колобка» Цель: Формировать умение выполнять аппликацию из рванной бумаги, воспитывать аккуратность Задачи: Продолжать знакомить детей со свойством бумаги, техникой работы с аппликацией из рванной бумаги Продолжать развивать творческие способности Продолжать развивать мелкую моторику рук Воспитывать аккуратность в работе «Аппликация из ладошек. Птица Жар-огонь». Цель: Познакомить детей с правилами пожарной безопасности; учить детей работать в группе (на примере выполнения птицы). Задачи: Развивать логическое мышление, фантазию, внимание, пространственные представления, исполнительские умения и творческие способности; Воспитывать эстетический вкус, аккуратность, дисциплинированность, бережливость, бережное отношение и уважение к своему труду и труду других людей; | Консультация для родителей «Салфеточная аппликация как средство развития мелкой моторики рук» Родительское собрание «нетрадиционная аппликация как средство развитие творческих способностей детей дошкольного возраста» |
Апрель 2020г | Создание в группе художественно-эстетической предметно-развивающей среды. | Аппликация «грузовик» Цель: продолжать учить детей составлять изображение из геометрических фигур. Задачи: Закреплять знания детей о геометрических фигурах (круг. прямоугольник), о цвете (красный, зеленый, желтый, черный); Закреплять знания детей о строении грузовика (кузов, кабина, колеса). Продолжать воспитывать интерес к аппликации Продолжать воспитывать аккуратность при работе с клеем Аппликация «Ракеты для космонавтов» Цель: Расширять представление детей о космосе, о ракетах. Продолжать учить детей составлять изображение из деталей. Задачи: Учить детей составлять изображение из деталей. Учить правильно располагать предметы на листе бумаги, различать геометрические фигуры и правильно называть цвета. - Учить аккуратно пользоваться клеем и кисточкой. Воспитывать умение радоваться общему результату. Аппликация из цветных полосок «Птички невелички» Цель: Научить детей составлять аппликацию из цветных полосок, в виде птички Задачи: Научить детей наклеивать полоски на шаблон «птичку» Продолжать учить работать по образцу, создавать образ птички из туловища цветных полосок. Аппликация ватными дисками «Подснежники » Цель: Развитие творческих способностей в освоении техники прикрепления ватных дисков на картон для получения объемной аппликации. Задачи: Учить детей создавать объёмную аппликацию цветок подснежник из готовых форм (ватных дисков); Продолжать учить пользоваться клеем , аккуратно наклеивать изображение на плоскость листа; Учить детей красиво выстраивать композицию на листе. Продолжать развивать творческие способности | Консультация для родителей «Пальчиками играем – стихи повторяем» |
Май 2020г | Сбор природного материала для работы с детьми на занятиях. | Аппликация мозаика «Солдат» Цель: Вызвать у детей чувство благодарности к людям старшего поколения, тем, кто защищал нашу Родину. Задачи: Продолжать развивать творческие способности детей. Учить детей создавать определенную композицию, применяя мозаичную аппликацию Продолжать учить пользоваться клеем , аккуратно наклеивать изображение на плоскость листа; Учить детей красиво выстраивать композицию на листе Аппликация мятой бумаги «Паучок» Цель: Выполнение аппликации паучка нетрадиционным способом из мятой бумаги, с элементом рисованием Задачи: Формировать у детей мять бумагу, составлять аппликацию из отдельных частей, пользоваться клеем аккуратно; Воспитывать интерес к окружающему миру, любовь и бережное отношение к природе | Консультация для родителей «Аппликация. Нетрадиционные методы» Итоговое мероприятие совместно с родителями и детьми |
Июнь 2020г | Аппликация из полосок «Пусть всегда будет солнце!» Цель: Продолжать составлять аппликацию из желтых полосок, лучики солнышка Задачи: Продолжать учить детей наклеивать полоски на шаблон «солнышко» Продолжать учить работать по образцу, создавать образ солнышка из желтых полосок. Продолжать развивать творческие способности |
Литература
- Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников: Учебно методическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей./Подред.проф.Т.Б.Филичевой.—М.:"Гном-Пресс",1999.—64с.(Впомощьлогопеду.) ISBN5-89334-097-3
- «Венгер Л.А. Вот и вышел человечек…»: Карапуз; Москва; 2010 ISBN 978-5-904673-66-6
- Груздева О.В., Арамачева Л.В., Дубовик Е.Ю. Г 901 Развитие творческих и технических способностей детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации: учебное пособие / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2016. – 134 c
- Груздева О.В., Арамачева Л.В., Дубовик Е.Ю. Г 901 Развитие творческих и технических способностей детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации: учебное пособие / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2016. – 134 c.
- Петрова Т.И., Шкерина Т.А. П 305 Общая педагогика: учебное пособие / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2017. – 104 с.
- От рождения до школы. Примерная общеобразова-тельная программа дошкольного образования (пилотный вари-ант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с
- Удина Е.Н.У30 Обучение аппликации в игре [Текст]: учеб.-метод. пособие / Е.Н. Уди-на. – Севастополь: СевГУ, 2019. - 138 с
- Дьякова, Т. А. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности / Т. А. Дьякова, И. А. Страшко. — Текст : непосредственный, электронный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 2 (12). — С. 9-13. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/87/3134/ (дата обращения: 03.05.2020).
- . https://infourok.ru/diplomnaya-rabota-applikaciya-kak-sredstvo-razvitiya-tvorcheskih-sposobnostey-doshkolnikov-3103542.html
- Мелькумова, Н. А. Аппликация как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста / Н. А. Мелькумова. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2015. — № 3 (83). — С. 808-813. — URL: https://moluch.ru/archive/83/15478/ (дата обращения: 03.05.2020).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование нетрадиционных техник аппликации как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».
В данной статье хочу поделиться опытом работы по использованию нетрадиционных техник аппликации в совместной изобразительной деятельности педагога с детьми....

Опыт работы по теме: "Нетрадиционное рисование, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"
Ребенок не любит рисовать? Быстро пропадает желание работать кистью и карандашами? Данный материал поможет Вам привить у ребенка любовь к рисованию и развить у него творческие способности....

презентация на тему«Использование нетрадиционной техники аппликации как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
формирование художественно-эстетического вкуса у детей дошкольного возраста в процессе мероприятий по нетрадиционной аппликации....

Сообщение на тему «Использование нетрадиционной техники аппликации как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
laquo;Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем боль...

Личный творческий план Тема:«Нетрадиционные техники аппликации, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».2020-2021 учебный год
Личный творческий план Тема:«Нетрадиционные техники аппликации, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».2020-2021 учебный год...

Статья на тему "Нетрадиционная аппликация как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"
Актуальность темы заключается в том, что нетрадиционная аппликация в продуктивной деятельности является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляю...

Родительское собрание «Нетрадиционная аппликация как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
Родительское собрание «Нетрадиционная аппликация как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»...
