Перспективный план кружка «АРТ - Студия» по изобразительной деятельности в средней группе детского сада
рабочая программа по аппликации, лепке (средняя группа)

Брендина Елена Сергеевна

Перспективный план кружка «АРТ - Студия» в средней группе детского сада г. Магнитогорска в 2025-2026 г.

 
Автор: Брендина Е.С.

 

 

 

Перспективный план кружка «АРТ - Студия»

по изобразительной деятельности

в средней группе детского сада

 

 

Цель кружка: Создание условий для развития творческих способностей, изобразительных навыков и эстетического восприятия детей средней группы через разнообразные виды изобразительной деятельности.

 

Задачи кружка:

 

Развитие художественно-творческих способностей: Стимулировать развитие воображения, фантазии, оригинальности мышления.

 

Обогащение сенсорного опыта: Развитие умения воспринимать цвет, форму, величину, фактуру, пространственные отношения.

 

Совершенствование художественных навыков: Учить владеть разнообразными художественными техниками и материалами.

 

Формирование художественного вкуса: Приобщать к восприятию красоты в природе, искусстве, быту.

 

Воспитание личностных качеств: Развивать самостоятельность, инициативность, усидчивость, аккуратность, умение работать в коллективе.

 

Расширение кругозора: Формировать представление об окружающем мире посредством изобразительной деятельности.

 

Принципы реализации плана:

 

Связь с жизнью, природой, сказкой: Занятия строятся на основе знакомого детям материала.

Наглядность и доступность: Использование образцов, иллюстраций, показов приемников.

Разнообразие техники и материалов: Постоянное внедрение новых видов творчества.

Индивидуальный подход: Учет каждого ребенка.

Игровой метод: Использование игровой ситуации, персонажей.

Успех и последовательность: Обучение от простого к сложному.

 

 

План программы рассчитан на учебный год и включает в себя тематическое планирование занятий по изобразительной деятельности. Срок реализации плана программы – 1 год, 9 месяцев, 1 раз в неделю по 15 минут

№ занятия

Тема

Задачи

Оборудование

1 блок:  Здравствуй осень

сентябрь

1

Лепка «Жуки на цветочной клумбе»

Учить детей лепить жуков, передавая строение (6 лап, голова, туловище).

Пластилин, коктейльные трубочки или зубочистки для лап, стеки, клеёнка.

2

Аппликация  предметная

«Поезд мчится «тук-тук-тук»» (железная дорога)

Учить детей держать ножницы и резать ими по прямой: разрезать бумажный прямоугольник на узкие полоски. Вызвать интерес к созданию из нарезанных полосок «железной дороги». Познакомить с правилами безопасности работы с ножницами. Воспитывать аккуратность, интерес к освоению настоящего инструмента.

Полоски бумаги шириной 4-5 см для разрезания на шпалы, узкие длинные полоски – «рельсы» (длина 20-30 см, ширина 1см, лист бумаги жёлтого или зелёного цвета, ножницы. Клей, кисточки для клея, влажные салфетки.

3

Рисование по представлению «Храбрый петушок»

Учить детей рисовать петуха, передавая форму частей тела, красивое оперение  нетрадиционным способом (ладонью, пальчиками . бумажными тампонами). Развивать наблюдательность, фантазию, образное воображение.

 Иллюстрации с изображением петушка, образцы(3-4), игрушка петушок, следы петушка из картона, листы А4 на каждого ребёнка , кисточки №6, баночки с водой, салфетки.

4

Аппликация  предметная «Цветочный домик»

Продолжать учить детей пользоваться ножницами; учить разрезать полоски бумаги на нужное количество прямоугольников и квадратов "на глаз"(условная задача). Показать деление квадрата на два треугольника путем деления по диагонали, для получения крыши дома. Закреплять знание цветов (зеленый, синий, красный).Развивать глазомер, чувство формы и композиции. Воспитывать самостоятельность, уверенность в своих умениях.

Полоски бумаги синего и зеленого цвета (ширина 4 см, длина 15 см, ножницы, клей, кисточки, салфетки, клеёнки.

октябрь

5

Аппликация из цветной бумаги, осенних листьев и семечек арбуза «Золотые подсолнухи»

Учить детей создавать красивый образ подсолнуха из природного материала.

Природный материал (семена подсолнуха или арбуза, круги из картона, цветная бумага желтого цвета, листики от березы, ножницы, клей ПВА, кисти клеевые, салфетки).

6

Рисование «Яблоко – спелое, красное, сладкое»

Учить рисовать гуашью многоцветное яблоко

Развивать наблюдательность, умение выбирать предмет для изображения. Учить передавать в рисунке части растения. Закреплять умение рисовать кистью и красками, правильно держать кисть, хорошо промывать ее и осушать. Совершенствовать умение рассматривать рисунки, выбирать лучшие.

Гуашь разных цветов (по 3-4 цвета на каждый стол) альбомный лист, кисти, банка с водой, салфетка

7

Лепка сюжетная по мотивам сказки «Пых» «Во саду ли, в огороде»

Учить лепить морковку и капусту передавая форму и характерные особенности овощей: морковь в форме конуса с кудрявым хвостиком, капуста из ленты, свернутой в вилок (в форме) бутона.

Развивать творческое мышление и воображение.

 Предворительно посмотреть мультфильм «Пых»; пластилин оранжевого и зеленого цвета, бруски пластилина черного или коричневого цвета (для грядок, салфетки влажные и сухие, овощи (муляжи) для уточнения представлений о внешнем виде моркови и капусты.

8

Рисование ватными палочками «Кисть рябинки, гроздь калинки»

 И.А.Лыкова

Стр.57

Учить детей рисовать кисть рябины (калины) ватными палочками или пальчиками, а листок – приемом ритмичного примакивания ворса кисти. Закрепить представление о соплодиях (кисть, гроздь) и их строении. Развивать чувство ритма и цвета. Воспитывать интерес к отражению в рисунках своих впечатлений и представлений о природе.

Гуашь (красного, оранжевого, зеленого желтого цвета), цветные карандши, листы тонированные, ватные палочки, салфетки, баночки с водой

ноябрь

9

По мотивам литературного произведения «Мышь и воробей»

И.А.Лыкова

Стр.57

Учить детей рисовать простые сюжеты по мотивам сказок. Развивать способности к формообразованию. Воспитывать самостоятельность, уверенность в изобразительном творчестве

Альбомные листы, гуашь, кисти, банки с водой

10

Аппликация «Березки»

 Н.В. Дубровская

Стр.60

 

 

Передать единство формы, цвета и декора в образе березки.

Лист серой бумаги формата а4, маленькие полоски, квадратики черного, зеленого, желтого цветов двусторонней и тонкой гофрированной бумаги, белые бумажные полоски 1на 20 см, 2 на 20 см, черный фломастер, клей, кисточки.

11

Рисование «Птичка»

Н.В. Дубровская

Стр.72

Передать линией, силуэтом характерную особенность образа птиц

Белый лист А4, восковые мелки, акварель, кисть

12

Рисование «Ежик»

Н.В. Дубровская

Стр.80

Показать образ ежика единым цветным пятном с характерным ритмом линий, штрихов.

Рисунок- образец. Пастель белая, зеленая, желтая, голубая. Салфетка.

2 блок:  Зимушка – зима!

декабрь

13

Рисование с элементами аппликации «Моя улица»

Н.В. Дубровская

Стр.54

Учить детей передавать в аппликации образ городской улицы;

Уточнять представления о величине предметов: большой, маленький, высокий;

 Закреплять умение аккуратно пользоваться ножницами, кисточкой, клеем.

Расширять представления детей о родном городе.

 Вызывать удовольствие и радость от созданной вместе картины.

Листы бумаги , образец, голубая пастель, бумажный силуэт автомобиля, клей, кисточка, клеенка.

14

Аппликация декоративная с элементами рисования «Полосатый коврик для кота»

И.А.Лыкова

Стр.64

Учить детей создавать композицию из бумажных полосок, чередующихся по цвету. Продолжать освоение техники резания ножницами по прямой. Познакомить с новым способом – резание бумаги по линям сгиба. Развивать чувство цвета и ритма.

Готовые коврики-образцы, бумажные квадраты или прямоугольники как основа для аппликативного коврика по одному на каждого ребенка, бумажные прямоугольники разного цвета – по 3-4 на каждого ребенка: для разрезания на полоски; ножницы, кисточки для клея, салфетки, клеенки.

15

Рисование декоративное по мотивам кружевоплетения «Морозные узоры» (зимнее окошко)

И.А.Лыкова

Стр.68

Учить детей рисовать узоры в технике кружевоплетения.

Продолжить учить рисовать узоры гуашью применяя разные декоративные элементы: круги, завитки, точки, волнистые линии и т. д.

Совершенствовать умение рисовать концом кисти;

 

Развивать чувство формы и композиции, согласованность в работе глаза и руки.

Белая гуашь, синий лист А4, тонкая кисточка, баночка для воды, простой карандаш.

16

Рисование с элементами аппликации

«Шарики»

Н.В. Дубровская

Стр.108

Показать новогоднее оформление еловых веток елочными шарами с использованием красок и цветной бумаги.

Белый лист А4, зеленая, желтая, синяя, белая гуашь. Разноцветные кружочки и з цветной бумаги диаметром 5 на 5 см, 7 на 7 см,  конфетти, клей, кисточка.

январь

17

Рисование с элементами аппликации «Месяц и небо»

Н.В. Дубровская

Стр.90

Учить рисовать круг, замыкать линию в кольцо

Образец картинки. Цветные мелки синего, фиалетового, черного, желтого, лимонного цвет, кисточка.

18

Рисование  «Снежные зверюшки»

Н.В. Дубровская

Стр.118

Передать линией, пятном, цветом, формой характерные особенности положительных героев (мишка, заяц)

Красный лист А4, белая, розовая, зеленая, желтая гуашь, черный фломастер, кисть, ватные палочки, клей, кисть для клея.

19

Рисование «Цветное небо»

Н.В. Дубровская

Стр.92

Передать эффект северного сияния линией, цветом, формой.

Образец. Цветные мелки.

20

Пластиллинография «Снежинки»

Н.В. Дубровская

Стр.96

Показать вариант изображения снежинок в стиле пластиллинография.

Синие и белые бумажные круги диаметром 10 см, пластилин белого и синего цветов, пайетки, бисер.

февраль

21

Лепка сюжетная по мотивам венгерской сказки «Два жадных медвежонка»

И.А.Лыкова

Стр.86

Учить детей лепить медвежат конструктивным способом и разыгрывать сюжет по мотивам сказки "Два жадных медвежонка".Развивать глазомер, чувство формы и пропорции. Воспитывать чувство сопереживания, сочувствия, развивать коммуникативные навыки.

брусочки пластилина черного и белого цвета, стеки. доски, бумажные салфетки. Игрушка медвежонок.

22

Аппликация предметная с элементами конструирования « Вкусный сыр для медвежат»

И.А.Лыкова

Стр.88

Вызывать у детей среднего дошкольного возраста интерес к обыгрыванию сказочной ситуации деления сыра на части.

Учить детей делить бумажный круг пополам- сгибать и разрезать по линии сгиба. Показать приёмы оформления сыра дырочками - приклеивать круги и овалы. Формировать представление о целом и его частях на примере сыра.

Для детей: круги из цветной двусторонней бумаги жёлтого цвета одинакового размера, ножницы, заготовки кругов и овалов небольшого размера для наклеивания сырных «дырочек», восковые карандаши для закрашивания пенька и прорисовывания травки, влажные салфетки, клеевой карандаш.

Для воспитателя: два больших круга жёлтого цвета, ножницы, игрушечная лиса.

23

Рисунок  с элементами аппликации «Портрет героя»

Н.В. Дубровская

Стр.138

Передать линией, цветом в портрете папы характерные черты, пропорции, настроение.

 

 Лист белой бумаги А4, разведенная розовая гуашь, зеленая гуашь, шаблоны погон, фуражки, галстука, кисти для красок и клея,клей

24

Аппликация  по мотивам русской народной сказки

«Заюшкина избушка» Избушка лубяная и ледяная

И.А.Лыкова

Стр.94

Учить детей создавать на одной аппликативной основе (стена – большой квадрат, крыша-  полоски, окно – маленький квадрат) разные образы сказочных избушек избушек- лубяную для зайчика и ледяную для лисы;

-закрепить способ разрезания  прямоугольника  по пополам  с целью получения двух  полосок.

-закрепить знание геометрической формы (квадрат,  прямоугольник);

- направить на самостоятельный выбор исходных материалов и средств художественной выразительности;

- развивать творческое мышление и воображение;

- обобщить знания детей о доме, его частях;

- воспитывать интерес к народной культуре.

Листы бумаги голубого или белого цвета для фона формата А4 с нанесённым рисунком лесной опушки;

Бумажные квадраты размером 7*7 см для стен лубяной избушки желтого или коричневого цвета;

Бумажные квадраты размером 6*6 см для стен ледяной избушки синего или фиолетового цвета;

Бумажные квадраты для разрезания на треугольники крыши обеих избушек;

 Бумажные квадраты размером 2*2 см для окошек;

 Клей-карандаш, восковые мелки, ножницы, бумажные салфетки, пластиковые покрытия на столы, образец аппликации.

3 блок:  Весеннее настроение

март

25

Лепка рельефная декоративная из пластилина или соленого теста «Цветы-сердечки»

И.А.Лыкова

Стр.106

показать варианты украшения. Показать разные способы лепки рельефных картин . Моделировать пальцами рук: раскатывать шар, сплющивать в диск, с одной стороны вытягивать и заострять, с другой вдавливать и сглаживать.  Вырезать формочкой или стекой. Развивать чувство формы и ритма. Воспитывать эстетический вкус.

Формочки-сердечки, клеенки, пластилин, декоративные элементы (бисер, бусины, пайетки и т. п., готовые образцы (сердечки из солёного теста, цветной картон.

26

Рисование декоративное «Весёлые матрешки»  И.А.Лыкова

Стр.108

Познакомить с матрёшкой как видом народной игрушки.

 Учить рисовать матрёшку с натуры.

 Развивать глазомер, чувство цвета, формы, ритма, пропорций.

 Воспитывать интерес к народной культуре, эстетический вкус. Дидактическая игра

Листы бумаги белого цвета, простые и цветные карандаши для контурного рисунка, гуашевые краски, кисти 2-х размеров, гуашевые краски, баночки с водой, салфетки бумажные и матерчатые, подставки для кисточек (на каждого ребенка). Две – три матрёшки для использования на занятии в качестве натуры. Таблица с элементами растительного орнамента.

27

Аппликация с элементами рисования «Воробьи в лужах»

И.А.Лыкова

Стр.120

Закреплять умение вырезать круги из квадратов, обрезая углы, совершенствовать работу с ножницами, составлять из частей птицу, композицию. Наносить клей на всю деталь, примакивать салфеткой. Развивать творческое воображение. Воспитывать самостоятельность, аккуратность, интерес к познанию окружающего мира.

Листы белого картона с заготовками луж синего цвета (от 10 на10 до 12 на 12см), коричневые квадраты (5 на 5см для головыи7 на 7 см для туловища, ножницы, клей ПВА, кисточки для клея, карандаши и фломастеры, салфетки для примакивания.

28

Аппликация с элементами рисования «Мышонок моряк»  И.А.Лыкова

Стр.132

Учить детей создавать из бумаги разные кораблики, самостоятельно комбинируя освоенные приемы аппликации: срезание уголков для получения корпуса корабля, разрезание прямоугольника по диагонали для получения фигурки мышонка.

Показать варианты интеграции рисования и аппликации (оформление аппликации графическими средствами).

Развивать композиционные умения.

Развивать умение составлять сюжетную композицию с помощью аппликации с элементами рисования.

 

Цветная бумага, ножницы, клей или клеящий карандаш, салфетки матерчатые, фломастеры для оформления аппликации графическими средствами.

апрель

29

Рисование сюжетное с элементами рисования « Кошка с воздушными шарами»

По мотивам стихотворения Д.Хармса

И.А.Лыкова

Стр.124

Учить рисовать простые сюжеты по мотивам литературного произведения.

Закрепить представление о геометрических формах.

Формировать умение передавать разные формы графическими и аппликативными способами.

Развивать чувство формы и композиции.

Воспитывать интерес к отражению впечатлений о литературных произведениях в изобразительной деятельности

Разноцветные воздушные шары разной формы, кошка-игрушка или картонный силуэт; геометрические формы разного цвета - «воздушные шары».

30

Рельефная лепка «Звезды и кометы»

И.А.Лыкова

Стр.128

Продолжать освоение техники рельефной лепки.

Вызвать интерес к созданию рельефной картины со звёздами , созвездиями и кометами.

Инициировать самостоятельный поиск средств и приёмов изображения (скручивание и свивание удлинённых жгутиков для хвоста кометы, наложение одного цветового слоя на другой)

Познакомить со способом смешивания цветов пластилина, пластилиновой растяжкой.

Развивать чувство формы и композиции.

Основа: Плотный картон темно-синего, черного или фиолетового цвета (формат А5 или А4, можно разрезать пополам для удобства малышей).

Пластилин: Желтый, белый, серебристый, синий, голубой, золотистый (ассоциируется со звездами и космосом).

Салфетки: Для рук.

Стечки (пластиковые, безопасные): Для изготовления мелких деталей или «блеска» (по желанию, для более старших детей в группе).

Образец: Готовый рельефный рисунок «Звезды и кометы», выполненный педагогом.

31

Аппликация из цветной бумаги и ткани

«Рыбки играют, рыбки сверкают»

И.А.Лыкова

Стр.136

Учить детей составлять гармоничные образы рыбок из отдельных элементов (кругов, овалов, треугольников). Активизировать способ вырезания кругов из квадратов. Развивать комбинаторные и композиционные умения: составлять варианты изображений (рыбок) из нескольких частей, красиво размещать на композиционной основе (аквариум прямоугольной формы). Воспитывать в детях интерес к аппликационной деятельности, уверенность. Закрепить знания о знакомых рыбках, с частями рыб (хвост, плавники, глаза).

Вырезанные геометрические фигуры, кисть для клея, клей, салфетка на каждого ребенка, синий или голубой картон, фломастеры на каждого ребенка.

32

Рисунок «Усатый-полосатый»

Н.В. Дубровская

Стр.148

Передать характер. Настроение тигренка фактурой материала.

Лист белой бумаги А4, оранжевая, коричневая, черная, зеленая, желтая гуашь, средняя мягкая кист.

май

33

Рисование «Мороженое»

Н.В. Дубровская

Стр.147

Передать образ, ощущение вкуса, цвета шариков мороженного спецификой изобразительного материала.

Мелки белого, зеленого, розового, сиреневого, глубого цветов. Маркеры. Лист А4.

34

Лепка из пластилина. «Муха-Цокотуха»

И.А.Лыкова

Стр.142

Продолжать лепить выразительные образы живых существ по мотивам стихотворения К. И. Чуковского. Разнообразить и обогатить способ лепки на основе цилиндра: раскатывать прямыми движениями ладоней длинные столбики, видоизменять форму – изгибать, закручивать, дополнять мелкими деталями – прикреплять глаза из бусин, пуговиц и т. д. Развивать наглядно – образное мышление, творческое воображение. Вызвать интерес к созданию коллективной композиции по мотивам литературного произведения «Муха-цокотуха». Воспитывать интерес к живой природе.

Цветной пластилин, стеки, дощечки, салфетки матерчатые и бумажные, бисер и мелкие пуговицы (для оформления мелких деталей насекомых — глазок, усиков, ножек). Композиционная основа «В гости к Мухе-Цокотухе», подготовленная заранее в самостоятельной художественной деятельности.

35

Рисование дидактическое

« Радуга-дуга, не давай дождя»

И.А.Лыкова

Стр.138

Учить самостоятельно и творчески отображать свои представления о красивых природных явлениях разными изобразительными средствами.

Вызвать интерес к изображению радуги.

Дать элементарные сведенья по цветоделению.

 Развивать чувство цвета.

Воспитывать эстетическое отношение к природе.

Листы белой и голубой бумаги А-4, акварельные краски, кисточки, губки, палитра, баночки с водой, салфетки бумажные и матерчатые, подставки для кисточек.

36

Аппликация сюжетная с элементами рисования «У солнышка в гостях»

И.А.Лыкова

Стр.140

Учить рисовать простые сюжеты по мотивам сказок;

Закрепить технику вырезания округлых форм из квадратов разной величины;

Подвести к пониманию обобщенного способа изображения разных животных (цыпленок и утенок) в аппликации и рисовании – на основе двух кругов или овалов разной величины (туловища и головы).

Листы бумаги белого и голубого цвета для фона, бумажные квадраты желтого или оранжевого цвета разного размера: самые большие для солнышка, средние по размеру – для туловища утенка и цыпленка, самые маленькие – для головы (таким образом,  для каждого ребенка должен быть набор из одного большого, двух средних и двух маленьких квадратов); ножницы, клей, клеевые кисточки, цветные карандаши и фломастеры, салфетки бумажные и матерчатые.

      

Относительное соотношение идей и практики на каждом занятии (15-20 минут):

Теоретическая часть: 3–5 минут (вводная беседа, показ образца, объяснение приемов).

Практическая часть: 10-15 минут (непосредственно творческая деятельность, помощь педагога).

Результат: Главный результат – вызывает у детей интерес к творчеству, развитие их представлений и умений, получение положительных эмоций.

 

Список литературы

Наименование программы

На основании какой программы разработана и кем утверждена, рекомендована

Программа дополнительной образовательной услуги по развитию художественных способностей у детей «Волшебные ладошки»

 

 

Пособие входит в авторскую программу

«Цвет творчества»

1.  Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. (Образовательная область «Художественно этетическое развитие») :учебно-методическое пособие . – М., Издательский дом «Цветной мир», 20117.- 152с

2.Дубровская Н.В. «Конспекты интегрированных занятий по ознакомлению дошкольников с основами цветоведения. Средняя группа». Наглядно-методическое пособие для практических работников ДОУ и родителей. – СПб: ООО «Издательство «Детство – ПРЕСС», 2011. -224 с.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dop_soderzhanie_srednyaya.docx62.33 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план

кружка «АРТ - Студия» в средней группе детского сада

Цель кружка: Создание условий для развития творческих способностей, изобразительных навыков и эстетического восприятия детей средней группы через разнообразные виды изобразительной деятельности.

Задачи кружка:

Развитие художественно-творческих способностей: Стимулировать развитие воображения, фантазии, оригинальности мышления.

Обогащение сенсорного опыта: Развитие умения воспринимать цвет, форму, величину, фактуру, пространственные отношения.

Совершенствование художественных навыков: Учить владеть разнообразными художественными техниками и материалами.

Формирование художественного вкуса: Приобщать к восприятию красоты в природе, искусстве, быту.

Воспитание личностных качеств: Развивать самостоятельность, инициативность, усидчивость, аккуратность, умение работать в коллективе.

Расширение кругозора: Формировать представление об окружающем мире посредством изобразительной деятельности.

Принципы реализации плана:

Связь с жизнью, природой, сказкой: Занятия строятся на основе знакомого детям материала.

Наглядность и доступность: Использование образцов, иллюстраций, показов приемников.

Разнообразие техники и материалов: Постоянное внедрение новых видов творчества.

Индивидуальный подход: Учет каждого ребенка.

Игровой метод: Использование игровой ситуации, персонажей.

Успех и последовательность: Обучение от простого к сложному.

План программы рассчитан на учебный год и включает в себя тематическое планирование занятий по изобразительной деятельности. Срок реализации плана программы – 1 год, 9 месяцев, 1 раз в неделю по 15 минут

№ занятия

Тема

Задачи

Оборудование

1 блок:  Здравствуй осень

сентябрь

1

Лепка «Жуки на цветочной клумбе»

Учить детей лепить жуков, передавая строение (6 лап, голова, туловище).

Пластилин, коктейльные трубочки или зубочистки для лап, стеки, клеёнка.

2

Аппликация  предметная

«Поезд мчится «тук-тук-тук»» (железная дорога)

Учить детей держать ножницы и резать ими по прямой: разрезать бумажный прямоугольник на узкие полоски. Вызвать интерес к созданию из нарезанных полосок «железной дороги». Познакомить с правилами безопасности работы с ножницами. Воспитывать аккуратность, интерес к освоению настоящего инструмента.

Полоски бумаги шириной 4-5 см для разрезания на шпалы, узкие длинные полоски – «рельсы» (длина 20-30 см, ширина 1см, лист бумаги жёлтого или зелёного цвета, ножницы. Клей, кисточки для клея, влажные салфетки.

3

Рисование по представлению «Храбрый петушок»

Учить детей рисовать петуха, передавая форму частей тела, красивое оперение  нетрадиционным способом (ладонью, пальчиками . бумажными тампонами). Развивать наблюдательность, фантазию, образное воображение.

 Иллюстрации с изображением петушка, образцы(3-4), игрушка петушок, следы петушка из картона, листы А4 на каждого ребёнка , кисточки №6, баночки с водой, салфетки.

4

Аппликация  предметная «Цветочный домик»

Продолжать учить детей пользоваться ножницами; учить разрезать полоски бумаги на нужное количество прямоугольников и квадратов "на глаз"(условная задача). Показать деление квадрата на два треугольника путем деления по диагонали, для получения крыши дома. Закреплять знание цветов (зеленый, синий, красный).Развивать глазомер, чувство формы и композиции. Воспитывать самостоятельность, уверенность в своих умениях.

Полоски бумаги синего и зеленого цвета (ширина 4 см, длина 15 см, ножницы, клей, кисточки, салфетки, клеёнки.

октябрь

5

Аппликация из цветной бумаги, осенних листьев и семечек арбуза «Золотые подсолнухи»

Учить детей создавать красивый образ подсолнуха из природного материала.

Природный материал (семена подсолнуха или арбуза, круги из картона, цветная бумага желтого цвета, листики от березы, ножницы, клей ПВА, кисти клеевые, салфетки).

6

Рисование «Яблоко – спелое, красное, сладкое»

Учить рисовать гуашью многоцветное яблоко

Развивать наблюдательность, умение выбирать предмет для изображения. Учить передавать в рисунке части растения. Закреплять умение рисовать кистью и красками, правильно держать кисть, хорошо промывать ее и осушать. Совершенствовать умение рассматривать рисунки, выбирать лучшие.

Гуашь разных цветов (по 3-4 цвета на каждый стол) альбомный лист, кисти, банка с водой, салфетка

7

Лепка сюжетная по мотивам сказки «Пых» «Во саду ли, в огороде»

Учить лепить морковку и капусту передавая форму и характерные особенности овощей: морковь в форме конуса с кудрявым хвостиком, капуста из ленты, свернутой в вилок (в форме) бутона.

Развивать творческое мышление и воображение.

 Предворительно посмотреть мультфильм «Пых»; пластилин оранжевого и зеленого цвета, бруски пластилина черного или коричневого цвета (для грядок, салфетки влажные и сухие, овощи (муляжи) для уточнения представлений о внешнем виде моркови и капусты.

8

Рисование ватными палочками «Кисть рябинки, гроздь калинки»

 И.А.Лыкова

Стр.57

Учить детей рисовать кисть рябины (калины) ватными палочками или пальчиками, а листок – приемом ритмичного примакивания ворса кисти. Закрепить представление о соплодиях (кисть, гроздь) и их строении. Развивать чувство ритма и цвета. Воспитывать интерес к отражению в рисунках своих впечатлений и представлений о природе.

Гуашь (красного, оранжевого, зеленого желтого цвета), цветные карандши, листы тонированные, ватные палочки, салфетки, баночки с водой

ноябрь

9

По мотивам литературного произведения «Мышь и воробей»

И.А.Лыкова

Стр.57

Учить детей рисовать простые сюжеты по мотивам сказок. Развивать способности к формообразованию. Воспитывать самостоятельность, уверенность в изобразительном творчестве

Альбомные листы, гуашь, кисти, банки с водой

10

Аппликация «Березки»

 Н.В. Дубровская

Стр.60

Передать единство формы, цвета и декора в образе березки.

Лист серой бумаги формата а4, маленькие полоски, квадратики черного, зеленого, желтого цветов двусторонней и тонкой гофрированной бумаги, белые бумажные полоски 1на 20 см, 2 на 20 см, черный фломастер, клей, кисточки.

11

Рисование «Птичка»

Н.В. Дубровская

Стр.72

Передать линией, силуэтом характерную особенность образа птиц

Белый лист А4, восковые мелки, акварель, кисть

12

Рисование «Ежик»

Н.В. Дубровская

Стр.80

Показать образ ежика единым цветным пятном с характерным ритмом линий, штрихов.

Рисунок- образец. Пастель белая, зеленая, желтая, голубая. Салфетка.

2 блок:  Зимушка – зима!

декабрь

13

Рисование с элементами аппликации «Моя улица»

Н.В. Дубровская

Стр.54

Учить детей передавать в аппликации образ городской улицы;

Уточнять представления о величине предметов: большой, маленький, высокий;

 Закреплять умение аккуратно пользоваться ножницами, кисточкой, клеем.

Расширять представления детей о родном городе.

 Вызывать удовольствие и радость от созданной вместе картины.

Листы бумаги , образец, голубая пастель, бумажный силуэт автомобиля, клей, кисточка, клеенка.

14

Аппликация декоративная с элементами рисования «Полосатый коврик для кота»

И.А.Лыкова

Стр.64

Учить детей создавать композицию из бумажных полосок, чередующихся по цвету. Продолжать освоение техники резания ножницами по прямой. Познакомить с новым способом – резание бумаги по линям сгиба. Развивать чувство цвета и ритма.

Готовые коврики-образцы, бумажные квадраты или прямоугольники как основа для аппликативного коврика по одному на каждого ребенка, бумажные прямоугольники разного цвета – по 3-4 на каждого ребенка: для разрезания на полоски; ножницы, кисточки для клея, салфетки, клеенки.

15

Рисование декоративное по мотивам кружевоплетения «Морозные узоры» (зимнее окошко)

И.А.Лыкова

Стр.68

Учить детей рисовать узоры в технике кружевоплетения.

Продолжить учить рисовать узоры гуашью применяя разные декоративные элементы: круги, завитки, точки, волнистые линии и т. д.

Совершенствовать умение рисовать концом кисти;

Развивать чувство формы и композиции, согласованность в работе глаза и руки.

Белая гуашь, синий лист А4, тонкая кисточка, баночка для воды, простой карандаш.

16

Рисование с элементами аппликации

«Шарики»

Н.В. Дубровская

Стр.108

Показать новогоднее оформление еловых веток елочными шарами с использованием красок и цветной бумаги.

Белый лист А4, зеленая, желтая, синяя, белая гуашь. Разноцветные кружочки и з цветной бумаги диаметром 5 на 5 см, 7 на 7 см,  конфетти, клей, кисточка.

январь

17

Рисование с элементами аппликации «Месяц и небо»

Н.В. Дубровская

Стр.90

Учить рисовать круг, замыкать линию в кольцо

Образец картинки. Цветные мелки синего, фиалетового, черного, желтого, лимонного цвет, кисточка.

18

Рисование  «Снежные зверюшки»

Н.В. Дубровская

Стр.118

Передать линией, пятном, цветом, формой характерные особенности положительных героев (мишка, заяц)

Красный лист А4, белая, розовая, зеленая, желтая гуашь, черный фломастер, кисть, ватные палочки, клей, кисть для клея.

19

Рисование «Цветное небо»

Н.В. Дубровская

Стр.92

Передать эффект северного сияния линией, цветом, формой.

Образец. Цветные мелки.

20

Пластиллинография «Снежинки»

Н.В. Дубровская

Стр.96

Показать вариант изображения снежинок в стиле пластиллинография.

Синие и белые бумажные круги диаметром 10 см, пластилин белого и синего цветов, пайетки, бисер.

февраль

21

Лепка сюжетная по мотивам венгерской сказки «Два жадных медвежонка»

И.А.Лыкова

Стр.86

Учить детей лепить медвежат конструктивным способом и разыгрывать сюжет по мотивам сказки "Два жадных медвежонка".Развивать глазомер, чувство формы и пропорции. Воспитывать чувство сопереживания, сочувствия, развивать коммуникативные навыки.

брусочки пластилина черного и белого цвета, стеки. доски, бумажные салфетки. Игрушка медвежонок.

22

Аппликация предметная с элементами конструирования « Вкусный сыр для медвежат»

И.А.Лыкова

Стр.88

Вызывать у детей среднего дошкольного возраста интерес к обыгрыванию сказочной ситуации деления сыра на части.

Учить детей делить бумажный круг пополам- сгибать и разрезать по линии сгиба. Показать приёмы оформления сыра дырочками - приклеивать круги и овалы. Формировать представление о целом и его частях на примере сыра.

Для детей: круги из цветной двусторонней бумаги жёлтого цвета одинакового размера, ножницы, заготовки кругов и овалов небольшого размера для наклеивания сырных «дырочек», восковые карандаши для закрашивания пенька и прорисовывания травки, влажные салфетки, клеевой карандаш.

Для воспитателя: два больших круга жёлтого цвета, ножницы, игрушечная лиса.

23

Рисунок  с элементами аппликации «Портрет героя»

Н.В. Дубровская

Стр.138

Передать линией, цветом в портрете папы характерные черты, пропорции, настроение.

 Лист белой бумаги А4, разведенная розовая гуашь, зеленая гуашь, шаблоны погон, фуражки, галстука, кисти для красок и клея,клей

24

Аппликация  по мотивам русской народной сказки

«Заюшкина избушка» Избушка лубяная и ледяная

И.А.Лыкова

Стр.94

Учить детей создавать на одной аппликативной основе (стена – большой квадрат, крыша-  полоски, окно – маленький квадрат) разные образы сказочных избушек избушек- лубяную для зайчика и ледяную для лисы;

-закрепить способ разрезания  прямоугольника  по пополам  с целью получения двух  полосок.

-закрепить знание геометрической формы (квадрат,  прямоугольник);

- направить на самостоятельный выбор исходных материалов и средств художественной выразительности;

- развивать творческое мышление и воображение;

- обобщить знания детей о доме, его частях;

- воспитывать интерес к народной культуре.

Листы бумаги голубого или белого цвета для фона формата А4 с нанесённым рисунком лесной опушки;

Бумажные квадраты размером 7*7 см для стен лубяной избушки желтого или коричневого цвета;

Бумажные квадраты размером 6*6 см для стен ледяной избушки синего или фиолетового цвета;

Бумажные квадраты для разрезания на треугольники крыши обеих избушек;

 Бумажные квадраты размером 2*2 см для окошек;

 Клей-карандаш, восковые мелки, ножницы, бумажные салфетки, пластиковые покрытия на столы, образец аппликации.

3 блок:  Весеннее настроение

март

25

Лепка рельефная декоративная из пластилина или соленого теста «Цветы-сердечки»

И.А.Лыкова

Стр.106

показать варианты украшения. Показать разные способы лепки рельефных картин . Моделировать пальцами рук: раскатывать шар, сплющивать в диск, с одной стороны вытягивать и заострять, с другой вдавливать и сглаживать.  Вырезать формочкой или стекой. Развивать чувство формы и ритма. Воспитывать эстетический вкус.

Формочки-сердечки, клеенки, пластилин, декоративные элементы (бисер, бусины, пайетки и т. п., готовые образцы (сердечки из солёного теста, цветной картон.

26

Рисование декоративное «Весёлые матрешки»  И.А.Лыкова

Стр.108

Познакомить с матрёшкой как видом народной игрушки.

 Учить рисовать матрёшку с натуры.

 Развивать глазомер, чувство цвета, формы, ритма, пропорций.

 Воспитывать интерес к народной культуре, эстетический вкус. Дидактическая игра

Листы бумаги белого цвета, простые и цветные карандаши для контурного рисунка, гуашевые краски, кисти 2-х размеров, гуашевые краски, баночки с водой, салфетки бумажные и матерчатые, подставки для кисточек (на каждого ребенка). Две – три матрёшки для использования на занятии в качестве натуры. Таблица с элементами растительного орнамента.

27

Аппликация с элементами рисования «Воробьи в лужах»

И.А.Лыкова

Стр.120

Закреплять умение вырезать круги из квадратов, обрезая углы, совершенствовать работу с ножницами, составлять из частей птицу, композицию. Наносить клей на всю деталь, примакивать салфеткой. Развивать творческое воображение. Воспитывать самостоятельность, аккуратность, интерес к познанию окружающего мира.

Листы белого картона с заготовками луж синего цвета (от 10 на10 до 12 на 12см), коричневые квадраты (5 на 5см для головыи7 на 7 см для туловища, ножницы, клей ПВА, кисточки для клея, карандаши и фломастеры, салфетки для примакивания.

28

Аппликация с элементами рисования «Мышонок моряк»  И.А.Лыкова

Стр.132

Учить детей создавать из бумаги разные кораблики, самостоятельно комбинируя освоенные приемы аппликации: срезание уголков для получения корпуса корабля, разрезание прямоугольника по диагонали для получения фигурки мышонка.

Показать варианты интеграции рисования и аппликации (оформление аппликации графическими средствами).

Развивать композиционные умения.

Развивать умение составлять сюжетную композицию с помощью аппликации с элементами рисования.

Цветная бумага, ножницы, клей или клеящий карандаш, салфетки матерчатые, фломастеры для оформления аппликации графическими средствами.

апрель

29

Рисование сюжетное с элементами рисования « Кошка с воздушными шарами»

По мотивам стихотворения Д.Хармса

И.А.Лыкова

Стр.124

Учить рисовать простые сюжеты по мотивам литературного произведения.

Закрепить представление о геометрических формах.

Формировать умение передавать разные формы графическими и аппликативными способами.

Развивать чувство формы и композиции.

Воспитывать интерес к отражению впечатлений о литературных произведениях в изобразительной деятельности

Разноцветные воздушные шары разной формы, кошка-игрушка или картонный силуэт; геометрические формы разного цвета - «воздушные шары».

30

Рельефная лепка «Звезды и кометы»

И.А.Лыкова

Стр.128

Продолжать освоение техники рельефной лепки.

Вызвать интерес к созданию рельефной картины со звёздами , созвездиями и кометами.

Инициировать самостоятельный поиск средств и приёмов изображения (скручивание и свивание удлинённых жгутиков для хвоста кометы, наложение одного цветового слоя на другой)

Познакомить со способом смешивания цветов пластилина, пластилиновой растяжкой.

Развивать чувство формы и композиции.

Основа: Плотный картон темно-синего, черного или фиолетового цвета (формат А5 или А4, можно разрезать пополам для удобства малышей).

Пластилин: Желтый, белый, серебристый, синий, голубой, золотистый (ассоциируется со звездами и космосом).

Салфетки: Для рук.

Стечки (пластиковые, безопасные): Для изготовления мелких деталей или «блеска» (по желанию, для более старших детей в группе).

Образец: Готовый рельефный рисунок «Звезды и кометы», выполненный педагогом.

31

Аппликация из цветной бумаги и ткани

«Рыбки играют, рыбки сверкают»

И.А.Лыкова

Стр.136

Учить детей составлять гармоничные образы рыбок из отдельных элементов (кругов, овалов, треугольников). Активизировать способ вырезания кругов из квадратов. Развивать комбинаторные и композиционные умения: составлять варианты изображений (рыбок) из нескольких частей, красиво размещать на композиционной основе (аквариум прямоугольной формы). Воспитывать в детях интерес к аппликационной деятельности, уверенность. Закрепить знания о знакомых рыбках, с частями рыб (хвост, плавники, глаза).

Вырезанные геометрические фигуры, кисть для клея, клей, салфетка на каждого ребенка, синий или голубой картон, фломастеры на каждого ребенка.

32

Рисунок «Усатый-полосатый»

Н.В. Дубровская

Стр.148

Передать характер. Настроение тигренка фактурой материала.

Лист белой бумаги А4, оранжевая, коричневая, черная, зеленая, желтая гуашь, средняя мягкая кист.

май

33

Рисование «Мороженое»

Н.В. Дубровская

Стр.147

Передать образ, ощущение вкуса, цвета шариков мороженного спецификой изобразительного материала.

Мелки белого, зеленого, розового, сиреневого, глубого цветов. Маркеры. Лист А4.

34

Лепка из пластилина. «Муха-Цокотуха»

И.А.Лыкова

Стр.142

Продолжать лепить выразительные образы живых существ по мотивам стихотворения К. И. Чуковского. Разнообразить и обогатить способ лепки на основе цилиндра: раскатывать прямыми движениями ладоней длинные столбики, видоизменять форму – изгибать, закручивать, дополнять мелкими деталями – прикреплять глаза из бусин, пуговиц и т. д. Развивать наглядно – образное мышление, творческое воображение. Вызвать интерес к созданию коллективной композиции по мотивам литературного произведения «Муха-цокотуха». Воспитывать интерес к живой природе.

Цветной пластилин, стеки, дощечки, салфетки матерчатые и бумажные, бисер и мелкие пуговицы (для оформления мелких деталей насекомых — глазок, усиков, ножек). Композиционная основа «В гости к Мухе-Цокотухе», подготовленная заранее в самостоятельной художественной деятельности.

35

Рисование дидактическое

« Радуга-дуга, не давай дождя»

И.А.Лыкова

Стр.138

Учить самостоятельно и творчески отображать свои представления о красивых природных явлениях разными изобразительными средствами.

Вызвать интерес к изображению радуги.

Дать элементарные сведенья по цветоделению.

 Развивать чувство цвета.

Воспитывать эстетическое отношение к природе.

Листы белой и голубой бумаги А-4, акварельные краски, кисточки, губки, палитра, баночки с водой, салфетки бумажные и матерчатые, подставки для кисточек.

36

Аппликация сюжетная с элементами рисования «У солнышка в гостях»

И.А.Лыкова

Стр.140

Учить рисовать простые сюжеты по мотивам сказок;

Закрепить технику вырезания округлых форм из квадратов разной величины;

Подвести к пониманию обобщенного способа изображения разных животных (цыпленок и утенок) в аппликации и рисовании – на основе двух кругов или овалов разной величины (туловища и головы).

Листы бумаги белого и голубого цвета для фона, бумажные квадраты желтого или оранжевого цвета разного размера: самые большие для солнышка, средние по размеру – для туловища утенка и цыпленка, самые маленькие – для головы (таким образом,  для каждого ребенка должен быть набор из одного большого, двух средних и двух маленьких квадратов); ножницы, клей, клеевые кисточки, цветные карандаши и фломастеры, салфетки бумажные и матерчатые.

Относительное соотношение идей и практики на каждом занятии (15-20 минут):

Теоретическая часть: 3–5 минут (вводная беседа, показ образца, объяснение приемов).

Практическая часть: 10-15 минут (непосредственно творческая деятельность, помощь педагога).

Результат: Главный результат – вызывает у детей интерес к творчеству, развитие их представлений и умений, получение положительных эмоций.

Список литературы

Наименование программы

На основании какой программы разработана и кем утверждена, рекомендована

Программа дополнительной образовательной услуги по развитию художественных способностей у детей «Волшебные ладошки»

Пособие входит в авторскую программу

«Цвет творчества»

1.  Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. (Образовательная область «Художественно этетическое развитие») :учебно-методическое пособие . – М., Издательский дом «Цветной мир», 20117.- 152с

2.Дубровская Н.В. «Конспекты интегрированных занятий по ознакомлению дошкольников с основами цветоведения. Средняя группа». Наглядно-методическое пособие для практических работников ДОУ и родителей. – СПб: ООО «Издательство «Детство – ПРЕСС», 2011. -224 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по художественной литературе и изобразительной деятельности в средней группе детского сада "Кораблик"

Конспект интегрированного занятия по художественной литературе и изобразительной деятельности в средней группе детского сада «Кораблик» Программное содержание:Познакомить детей со стихотворением ...

Конспект организованной образовательной изобразительной деятельности в средней группе детского сада

Организованная образовательная деятельнасть  по рисованию для детей 4 - 5 лет...

Перспективное планирование кружка "Родничок" по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе детского сада

Перспективное планирование кружка "Родничок" по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе детского сада...

Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада Конспекты занятий

В данной книге предлагается система занятий по рисованию, лепке и аппликации, разработанная на основе положений и задач "Программы воспитания и обучения в детском саду" под редакцией М.А. Ва...

Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада Конспекты занятий

ПредисловиеИзобразительная деятельность детей 4–5 лет, посещающих детский сад, продолжает развиваться. Это обусловлено развитием психических процессов, приобретенным опытом познания окружающей д...