Картотека игр по патриотическому воспитанию для детей дошкольного возраста.
картотека
- воспитание любви и привязанности к семье, дому, детскому саду, улице, городу, Родине;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн).
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека игр по патриотическому воспитанию для детей дошкольного возраста
Раздел 1. Игры по теме «Моя малая Родина» (Семья, дом, родной город)
1. Дидактическая игра «Улицы нашего города»
- Возраст: Средняя, старшая группа (4-6 лет).
- Цель: Закрепление знаний о названии родного города (села) и его основных улицах; развитие зрительной памяти, внимания, связной речи.
- Материалы: Фотографии или иллюстрации с изображением известных улиц, площадей, парков и достопримечательностей родного города.
- Ход игры:
- Вариант 1 (для средней группы): Воспитатель раскладывает перед детьми несколько фотографий (3-4 шт.) и предлагает: «Найдите фотографию, где изображен наш детский сад (или парк, где мы гуляем)». Ребенок находит и показывает нужную картинку.
- Вариант 2 (для старшей группы): Воспитатель показывает одну фотографию и задает вопросы: «Что это за место? Как называется эта улица? Кто из вас здесь бывал? Что интересного вы там видели?». Дети по очереди отвечают, составляя небольшой рассказ.
- Усложнение: Предложить ребенку описать место, не называя его, а остальные дети должны угадать, о какой улице или достопримечательности идет речь.
2. Сюжетно-ролевая игра «Мы – одна семья»
- Возраст: Младшая, средняя группа (3-5 лет).
- Цель: Формирование представлений о семье, родственных отношениях; воспитание любви и уважения к членам своей семьи; развитие коммуникативных навыков.
- Материалы: Кукольный уголок с мебелью, посудой; куклы, изображающие членов семьи (мама, папа, бабушка, дедушка, дети); атрибуты для разных ролей (фартук для мамы, газета для папы, очки для бабушки).
- Ход игры: Воспитатель предлагает детям распределить роли: «Кто сегодня будет мамой? А кто папой?». Дети выбирают роли и начинают разыгрывать бытовые ситуации: «мама» готовит обед, «папа» идет на работу, «бабушка» читает сказку «внукам». Воспитатель помогает направлять сюжет, задавая вопросы: «Что приготовила мама на ужин?», «Как папа помогает маме?».
- Усложнение: Введение новых сюжетных линий: «К нам в гости приехала тетя», «Мы отмечаем день рождения дедушки», «Всей семьей идем в парк».
3. Словесная игра с мячом «Назови свой адрес»
- Возраст: Старшая, подготовительная группа (5-7 лет).
- Цель: Закрепление знания своего домашнего адреса (город, улица, номер дома и квартиры); развитие памяти и быстроты реакции.
- Материалы: Мяч.
- Ход игры: Дети становятся в круг. Воспитатель в центре. Он бросает мяч одному из детей и говорит: «Как называется твой город?». Ребенок ловит мяч и отвечает. Затем воспитатель бросает мяч другому ребенку с вопросом: «На какой улице ты живешь?», третьему – «Какой номер твоего дома?». Вопросы можно варьировать.
- Усложнение: Ребенок, поймавший мяч, должен назвать свой полный адрес без наводящих вопросов.
Раздел 2. Игры на знакомство с природой России
1. Дидактическая игра «Кто где живет?»
- Возраст: Средняя, старшая группа (4-6 лет).
- Цель: Систематизация знаний детей о животных, обитающих в разных природных зонах России (леса, тундра, степи); развитие логического мышления.
- Материалы: Большие карты-схемы с изображением природных зон России (лес, степь, Арктика); маленькие карточки с изображением животных (медведь, лиса, волк, северный олень, песец, суслик, сайгак и т.д.).
- Ход игры: Воспитатель предлагает детям «расселить» животных по их «домам». Ребенок берет карточку с животным, называет его и помещает на ту карту-схему, где, по его мнению, это животное обитает, объясняя свой выбор. Например: «Это белый медведь, он живет на Севере, где много снега и льда».
- Усложнение: Использовать карточки с животными, занесенными в Красную книгу России (амурский тигр, снежный барс), сопровождая игру рассказом о необходимости беречь природу.
2. Подвижная игра «Медведь в бору»
- Возраст: Все возрастные группы.
- Цель: Развитие двигательной активности, быстроты реакции, соблюдения правил; приобщение к русским народным играм.
- Материалы: Маска медведя (по желанию).
- Ход игры: На одной стороне площадки чертится «берлога» медведя. На другой – «дом» для детей. Выбирается водящий – «медведь». Дети выходят из «дома» со словами:
- «У медведя во бору
- Грибы, ягоды беру.
- А медведь не спит,
- И на нас рычит!» Дети имитируют сбор ягод и грибов. После последних слов «медведь» с рычанием выбегает из берлоги и старается поймать детей, которые убегают в свой «дом». Пойманный ребенок становится «медведем».
Раздел 3. Игры на знакомство с народной культурой и традициями
1. Дидактическая игра «Магазин народных промыслов»
- Возраст: Старшая, подготовительная группа (5-7 лет).
- Цель: Закрепление знаний о видах русского декоративно-прикладного искусства (Гжель, Хохлома, Дымковская игрушка, Городецкая роспись); развитие умения различать их по характерным особенностям (цвет, узор, материал).
- Материалы: Предметы или качественные иллюстрации с изображением изделий народных промыслов.
- Ход игры:
- Вариант 1: Воспитатель – «продавец», дети – «покупатели». «Покупатель» должен описать предмет, который хочет купить, не называя промысел. Например: «Я хочу купить красивую деревянную ложку. Она вся золотая, а на ней нарисованы красные ягодки и зеленые листочки». «Продавец» (воспитатель или другой ребенок) «продает» ему хохломскую ложку.
- Вариант 2 («Найди лишнее»): На столе расставлены 4 предмета, три из которых относятся к одному промыслу, а четвертый – к другому. Ребенок должен найти лишний предмет и объяснить, почему он лишний.
2. Словесная игра «Закончи пословицу»
- Возраст: Подготовительная группа (6-7 лет).
- Цель: Обогащение словаря детей русскими пословицами о Родине, дружбе, труде; развитие памяти и речевого слуха.
- Материалы: Не требуются (можно использовать мяч).
- Ход игры: Воспитатель начинает пословицу, а дети должны ее закончить.
- «Родина – мать, умей за нее… (постоять)».
- «Человек без Родины, что соловей без… (песни)».
- «Нет друга – ищи, а нашел… (береги)».
- «Без труда не вытащишь и рыбку из… (пруда)».
3. Настольно-печатная игра «Русский костюм»
- Возраст: Старшая группа (5-6 лет).
- Цель: Формирование представлений об элементах русского народного костюма (мужского и женского); обогащение словарного запаса (сарафан, кокошник, рубаха-косоворотка, порты, лапти).
- Материалы: Карточки с изображением людей в национальных костюмах, разрезные картинки или игра-пазл «Одень куклу в русский костюм».
- Ход игры: Дети собирают из частей изображение мужского или женского костюма, называя его элементы. Воспитатель помогает и рассказывает о назначении той или иной детали одежды.
Раздел 4. Игры на знакомство с государственной символикой и столицей
1. Дидактическая игра «Собери флаг России»
- Возраст: Средняя, старшая группа (4-6 лет).
- Цель: Закрепление знаний о государственном флаге Российской Федерации, правильном расположении его цветовых полос; развитие мелкой моторики и зрительного восприятия.
- Материалы: Набор из трех полосок цветного картона (белой, синей, красной) на каждого ребенка; образец флага.
- Ход игры: Воспитатель читает стихотворение о флаге (например, В. Степанова) и предлагает детям выложить флаг России из цветных полос в правильной последовательности, глядя на образец. В старшей группе дети могут выполнять задание по памяти.
- Усложнение: Предложить детям собрать флаг из мозаики или кубиков соответствующих цветов.
2. Конструктивная игра «Построим Кремль»
- Возраст: Старшая, подготовительная группа (5-7 лет).
- Цель: Формирование представлений о столице России – Москве, ее главной достопримечательности – Кремле; развитие конструктивных навыков, умения работать в коллективе.
- Материалы: Большой строительный набор (кубики, кирпичики, конусы, арки), иллюстрации с изображением Московского Кремля.
- Ход игры: Воспитатель показывает детям иллюстрации Кремля, обращает внимание на его стены, башни (Спасская, Троицкая), их форму. Затем предлагает детям всем вместе построить свой Кремль. Дети договариваются, кто какие башни строит, кто возводит стены. В процессе строительства воспитатель помогает, подсказывает, как сделать постройку более прочной и похожей на образец.
Раздел 5. Игры, направленные на формирование представлений о многонациональности России
1. Дидактическая игра «Чей национальный костюм?»
- Возраст: Подготовительная группа (6-7 лет).
- Цель: Формирование представлений о многообразии народов, населяющих Россию; знакомство с характерными особенностями их национальных костюмов; воспитание уважения к культуре других народов.
- Материалы: Куклы в национальных костюмах (татарском, башкирском, якутском, чувашском и др.) или крупные, четкие иллюстрации.
- Ход игры: Воспитатель показывает куклу или иллюстрацию и рассказывает, какой народ она представляет, обращая внимание на детали костюма (тюбетейка, орнамент, украшения). Затем перемешивает картинки и предлагает детям найти, например, «девушку в татарском костюме» или «мальчика в одежде народов Севера».
2. Хороводная игра «Карусель дружбы»
- Возраст: Старшая группа (5-6 лет).
- Цель: Воспитание дружелюбного отношения к сверстникам разных национальностей; развитие координации движений, умения действовать согласованно.
- Материалы: Разноцветные ленты.
- Ход игры: Дети встают в круг, держась за руки. Воспитатель говорит: «В нашей стране живет много разных народов, и все они дружат. Давайте покажем, как мы умеем дружить». Дети идут по кругу под музыку или речитатив:
- «Еле-еле, еле-еле
- Завертелись карусели.
- А потом, потом, потом
- Все бегом, бегом, бегом!
- Тише, тише, не спешите,
- Карусель остановите.
- Раз-два, раз-два,
- Вот и кончилась игра!» Движения выполняются в соответствии с текстом. Воспитатель подчеркивает, что только когда все держатся за руки и двигаются вместе, получается красивая и дружная «карусель».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию для детей дошкольного возраста
Дидактические игры потпатриотическому воспитанию....

Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию для детей дошкольного возраста
Игры подойдут к тематическим недеям - День снятия блокады, 23 февраля, День Победы.После распечатывания рекомендуется заламинировать, затем разрезать....

Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию для детей дошкольного возраста
Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию для детей дошкольного возраста...
Картотека сюжетно-ролевых игр по военно-патриотическому воспитанию для детей дошкольного возраста
Картотека сюжетно-ролевых игр по военно-патриотическому воспитанию для детей дошкольного возраста...

Картотека сюжетно-ролевых игр по военно-патриотическому воспитанию для детей дошкольного возраста
Картотека сюжетно-ролевых игр по военно-патриотическому воспитанию для детей дошкольного возрастаВыполнила: Пуштова Наталья Викторовна «ПОГРАНИЧНИКИ»Цель: закрепление знаний дете...

Картотека игр по патриотическому воспитанию для детей дошкольного возраста (средняя группа)
Содержание:№1. Д/и «Наш детский сад »№2. Д/и «Как найти дорожку в детский сад?»№3. Д/и «Моих родителей зовут…»№4. Д/и «Расскажи о своей семье&raq...
Картотека по Нравственно патриотическому воспитанию для детей дошкольного возраста
Методическая разработка...