Методические рекомендации по художественному творчеству лепка (для групп общеразвивающей направленности детей 5-6, 6-7 лет)(17.10.2025)г
консультация по аппликации, лепке (подготовительная группа)
(17.10.25г.)
Лепка – это вид скульптуры из пластичного материала (глины, пластилина и др.).
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 42.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по художественному творчеству лепка
(для групп общеразвивающей направленности
детей 5-6, 6-7 лет)
Подготовила: Лысенко О.В.
воспитатель
МДОАУ № 150
Оренбург 2025г
Лепка – это вид скульптуры из пластичного материала (глины, пластилина и др.).
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии.
Старшая группа
В программе старшей группы присутствуют три вида лепки: предметная, сюжетная и декоративная.
Предметная лепка дается с натуры и по представлению. Когда основной задачей является овладение новой формой, даем лепку с натуры. Если решаются задачи творческого характера, то лучше предлагать лепку по представлению.
Подводя ребят к сюжетной лепке обычно детям предлагают вылепить несколько однородных предметов: кошка с котятами, утка с утятами и т.п.
К декоративной лепке можно отнести изображение декоративных пластин, посуду с несложным декоративным узором, народные игрушки.
В старшей группе усиливается внимание к изображению формы и динамики фигур. Вначале дети лепят наиболее простые и знакомые для них предметы (это могут быть фрукты, овощи). Основную форму этих предметов дети знают, их внимание нужно направить на более точное изображение.
В старшей группе несколько по-иному решается лепка фигуры человека. Дети лепят по частям и из целого куска. Сначала можно предложить лепку дымковской куклы. Во время изображения этой фигуры дети знакомятся с основными пропорциями, учатся лепить голову и туловище из целого куска. Подобным способом дети лепят фигуры Деда Мороза, Снегурочки.
Следующий этап обучения – лепка фигурки на ногах. Нужно предложить такую тему, при которой ноги у фигурок должны быть толстыми и плотными (девочка или мальчик в зимней одежде в шубке, валенках).
Изображения животных требует новых способов лепки: туловище и голова или туловище и ноги из одного куска. Использование этого способа требует умения работать со стекой: сначала делается столбик, затем он сгибается дугой, после чего опущенные вниз концы разрезаются стекой и раздвигаются. Далее прикрепляются остальные части. Таким способом дети лепят кошку, собаку, медведя, козлика.
В старшей группе обучаем детей изображать фигуру в движении. Положение фигуры требуется определить в самом начале лепки.
Интересной темой для лепки является изображение птиц. Дети лепят их в основном из одного куска, стремясь передать характерные признаки.
В старшей группе появляется новый способ лепки посуды – соединение диска (дна) и лентообразной стенки – расплющенного цилиндра.
На первом этапе обучения лепке можно использовать лепку с натуры. Рассматривание предметов можно организовать предварительно. В начале занятия остается лишь вспомнить способы изображения.
Лепка по представлению должна основываться на имеющихся знаниях и умениях детей, поэтому показ способов изображения здесь не нужен.
Анализ работ в конце занятия можно провести как беседу. Педагог ставит вопросы, чтобы дети учились оценивать четкость выражения формы, движения, композиционное решение.
Подготовительная к школе группа
В подготовительной группе лепка носит предметный, сюжетный и декоративный характер. Различные предметы изображаются либо с натуры, либо по представлению – после наблюдения и рассматривания. Дети лепят овощи, фрукты, посуду, животных, человека.
Детям предоставляется простор для творчества, воспитатель направляет, помогает каждому довести начатое до конца.
В течении всего года дети лепят птиц, зверей. Закрепляют умение лепить из целого куска. Во время лепки с натуры ребята должны сравнить свою работу с предметом, который стоит перед ними.
Лепка по представлению основывается на запасе знаний, представлений детей.
При лепке фигуры человека надо уделять особое внимание изображению пропорций. В подготовительной группе в качестве натуры, как правило бывает кукла. Кроме куклы, можно предложить детям лепить по мотивам работ дымковских мастеров. Применяется несколько иной, чем в старшей группе способ изображения, которым пользуются дымковские мастера: голову и кофту они лепят из одного куска, а юбку отдельно, из расплющенной листообразной формы, короткие концы которой соединяются, а верх собирается воедино. Так получается колоколообразная форма. Затем голову с кофтой прикрепляют к юбке и плотно примазывают. Следующий этап – прикрепление рук и дополнение фигуры деталями. Последний этап – заглаживание поверхности изделия мокрой тряпочкой.
При изображении человека дети лепят не только с натуры (игрушки), но и по представлению. Темы могут быть как предметные, так и сюжетные: «Сказочные герои», «Дети делают зарядку», «Дети идут в школу», «Девочка кормит птиц», «Мальчик гуляет с собакой».
В декоративной лепке дети изображают народные игрушки, посуду, декоративные пластинки.
В подготовительной группе появляется новый способ изображения посуды – лепка из колец: кольца укладываются одно на другое и плотно соединяются между собой (замазываются места соединения с внутренней и внешней стороны).
Другой способ лепки сосудов приемлем лишь при лепке из глины: выбирание глины стекой из шарообразной или цилиндрической формы.
При лепке декоративных пластинок дети учатся сначала создавать эскиз в виде рисунка, а затем по нему оформлять пластинку углубленным и высоким рельефом. Пластинку делают по размерам эскиза.
Прежде чем лепить дети много наблюдают, рассматривают предметы, картинки, иллюстрации в книгах. Детей водят на выставки, в музеи прикладного искусства.Осуществляя руководство мы направляем детей на верное самостоятельное решение: вопросами, напоминаниями, предложением подумать.
Анализ проводится сразу после занятия. Чтобы результат получился интереснее, а обсуждение содержательнее, желательно продумать общее оформление.
Методические рекомендации по художественному творчеству
ЛЕПКА
Виды лепки:
По содержанию и тематике различают: сюжетную, предметную, декоративную, комплексную лепку.
- В сюжетной лепке дети передают сюжетные композиции, в которых отдельные образы так или иначе связаны между собой:
- по смыслу (лиса и колобок, серый волк и красная шапочка);
- по размещению в пространстве (объединяются в сюжет на общей основе);
- по пропорциям (одинакового или разного размера в соответствии с сюжетом);
- по динамике (герои держатся за руки, бегут, смотрят в одну сторону или друг на друга) и т.д.
- В предметной лепке дети лепят конкретные изображения – всевозможные фрукты, овощи (пищевая тематика), игрушки, животных, бытовые предметы, транспорт, фантазийные существа и пр.
- В декоративной лепке дети создают декоративные или декорированные изделия – вазы, кашпо, маски, тарелки, панно, лепные орнаменты, народные игрушки и т.д.
- В комплексной лепке дети произвольно или для решения поставленной художественной задачи комбинируют разные способы лепки.
По способу создания образа выделяют следующие виды лепки:
- С натуры;
- По памяти;
- По представлению;
- По замыслу;
- По словесному описанию.
- По схеме;
- По рисунку;
По способу организации детей и характеру их деятельности лепка может быть:
- Индивидуальной;
- Коллективной – в сотворчестве со взрослыми или сверстниками;
- Комплексной (интегрированной), когда лепка сочетается с другими видами художественной и познавательной деятельности, а также с разными играми.
Изображение в лепке (создание образов, овладение техникой)
Самые младшие дошкольники – двухлетки – находятся ещё в доизобразительном периоде развития. Этот период имеет следующие характеристики:
- Манипуляции и самостоятельное ознакомление с материалами и их свойствами.
Детей привлекает только самостоятельность действия. Ничего не надо показывать и навязывать, пусть ребёнок пробует сделать сам: мять, отрывать комочки, размазывать по поверхности и пр.
- Экспериментирование и первые открытия:
- касающиеся свойств материалов:
а) тесто, мокрый песок, мягкий снег очень похожи на глину и пластилин. Их можно легко изменить по своему желанию, придать другую форму.
б) сухой песок или снег, манка, мука – не имеют собственной формы вне какого-либо сосуда.
- касающиеся возможностей воздействия на материал:
оторвать, отщипнуть, открутить от целого куска небольшой кусочек, который легко изменяется в результате тех или иных действий - смять или расплющить, скатать или вытянуть, прижать к другому кусочку или размазать по дощечке, нацарапать что-нибудь и тут же загладить и рисунок исчезнет.
В экспериментировании ребёнок выступает как своеобразный исследователь.
- У ребёнка в процессе таких «экспериментов» начинают появляться ассоциации:
«Похоже на мячик», «у меня такое колёсико получилось», и т.д.
Ассоциации могут возникать: по форме; по признаку движения; по звуку при обработке материала и т.п.
Характерные признаки этапа:
- Обилие кратковременных, быстро сменяющихся образов
- Неустойчивость внимания, быстрое изменение названий, интерес к узнаванию образа, в одной форме видит целый ряд образов.
- Смысл и привлекательность лепки для ребёнка заключается в реальном процессе действия и тех превращениях, которые дает пластический материал.
- Процесс постоянных «превращений» может перейти в интерес к разрушению, поэтому есть необходимость в педагогическом вмешательстве
Если ребёнок не начинает фантазировать на темы форм, возникающих в его руках, надо помочь ему заметить сходство с чем-либо из реального мира. Очень спокойно и обязательно с интересом задать вопрос: «Ой, а что это у тебя такое получилось?», или «На что же это похоже?» Можно предложить несколько своих версий.
- Появление в лепке образа - общее для всех детей, принципиально важное достижение – Образное начало – специфика любого вида художественной деятельности, в том числе и лепки.
Проблема повторяемости в доизобразительном периоде в детской лепке:
- Активная повторяемость – необходимость к упражнению, закреплению тех движений и форм, а иногда и содержания, которыми так необходимо овладеть ребёнку при его слабой технике и малом опыте;
- Пассивная повторяемость – чрезмерно большое количество повторных форм и малый интерес к процессу лепки. Требует обязательного вмешательства взрослого.
Полной разграниченности в этапах нет. При работе с разными материалами ребенок может переходить из одной в другую, на некоторое время задерживаться на одной из них.
Примерно с 3-х лет у большинства детей начинается изобразительный период. В этом возрасте ребёнок осваивает основные приёмы лепки и у него начинают формироваться навыки работы с пластическим материалом и изобразительные замыслы. Считается, что это самый благоприятный возраст для развития у ребёнка изобразительных способностей.
2 условия для развития способностей:
- чтобы ребёнок с близкого расстояния и без торопливости увидел, что происходит с пластическим материалом в руках взрослого;
- чтобы этот материал всегда находился в доступном для ребёнка месте.
Задачи, стоящие перед ребёнком могут быть определены так:
- Укрепление и развитие пластического изображения по содержанию и по форме;
- развитие зрительного контроля в создании формы, её усложнение и тренировка руки;
- решение ряда технических проблем: вертикальная установка фигуры, проблема скрепления частей;
- переход от игрового (временного) принципа в трактовке предмета к зрительному, переход от «схематической» формы к реалистической, от конструктивного построения формы (из частей) к пластическому (из цельного куска).
Эти задачи ребёнок решает постепенно, и далеко не всегда они осуществляются в дошкольном возрасте.
Техника лепки
Техника лепки доступна детям дошкольного возраста во всём богатстве и разнообразии способов и приёмов. Следует иметь ввиду, что классификация способов достаточно условна, возможны переходы одного способа в другой и дополнение основного способа одним или несколькими другими при изготовлении одной поделки.
Конструктивный способ. При этом способе лепки образ создаётся из отдельных частей, как из деталей конструктора (отсюда и название). Ребёнок задумывает образ, мысленно представляет, из каких частей он состоит, и начинает лепить. Конструктивным способом дети начинают лепить очень рано – уже в 2 –3 года – и часто сами «открывают» его для себя.
Скульптурный (пластический) способ. Иногда этот способ называют лепкой из целого куска, когда все части вытягиваются из одного куска глины или пластилина. Скульптурный способ наиболее сложный, требующий точных движений, хорошего глазомера, отчетливых представлений о форме и пропорциях предмета.
Комбинированный способ. Этот способ объединяет два способа: конструктивный и скульптурный. Он позволяет сочетать особенности лепки из целого куска и из отдельных частей. Как правило, самые крупные детали выполняются скульптурным способом, а мелкие создаются отдельно и присоединяются к скульптурной форме.
Рельефная лепка. Поделки, изготовленные таким способом, представляют собой объёмное лепное изображение на плоскости. Способ рельефной лепки может быть:
- самостоятельным (основным);
- вспомогательным (дополнительным).
Рельефный образ, в отличие от скульптуры, нелегко увидеть со всех сторон, так как он всегда располагается на какой-либо основе, но в то же время выходит за её пределы.
В зависимости от степени несовпадения с плоскостью различают следующие виды рельефа:
- барельеф, в котором изображение выступает менее, чем на половину своего объема;
- горельеф, в котором изображение выступает над плоскостью основы более, чем на половину своего объёма;
- контррельеф, в котором изображение не выступает над основой, а, напротив, углубляется в неё.
Рельефная лепка всегда начинается с подготовки основы (например, ваза, чашка, коробочка, пластина и др.). Детали для картины или узора выполняются отдельно и прикрепляются к основе.
Модульная лепка (по методике И.А.Лыковой). Этот способ напоминает составление объёмной мозаики или конструирование из одинаковых деталей. С его помощью можно очень быстро и легко создать любой образ из нескольких или многих одинаковых элементов – модулей. В зависимости от формы модуля различают несколько видов модульной лепки.
- Из бесформенных кусочков – отщипывают, отрывают или отрезают стекой небольшие кусочки и создают из них образ (куча-мала, туча, полянка, гнёздышко, причёска).
- Из шариков – отрывают кусочки и раскатывают их круговыми движениями ладоней в небольшие шарики. От лепки из бесформенных кусочков отличается только тем, что модули имеют более правильную форму (например, бусы, гусеница, дерево).
- Из валиков – отделяют кусочки и раскатывают одинаковые или разные по длине и толщине валики. В начале работы нужно заготовить достаточное количество валиков (дом, колодец, мост).
- Из колец – это достаточно древний способ лепки, которым пользовались народные умельцы-гончары. Как правило, такая техника применяется при лепке посуды. Пластина – донышко, валики, свернутые кольцом – основа сосуда. Одинаковые валики по длине – прямой сосуд, разные – фигурный.
- Из пластин – этот способ редко применяется на практике, хотя с его помощью можно рационально, экономно (с небольшим расходом материала) и достаточно быстро создавать объёмные, полые поделки (домики, шкатулки, лодки). В лепке посуды применяется так называемый ленточный способ – донышко – диск, стенки сосуда – раскатанный в пластину (ленту) валик.
Лепка на форме, то есть использовать для основы готовые прочные формы (баночки, каркасы из пластиковых бутылок и т.д.)
Существуют способы оформления и декорирования образа. В лепке используется много вспомогательных приёмов. Они более мелкие по движению, разнообразные по возможности моделирования образа. Чаще всего применяют такие:
- Оттягивание от основной формы мелких деталей – например, ушки, клювы, хвостики и т.д., придают им необходимую форму и положение – заостряют, сплющивают, загибают.
- Защипывание края или какой-то части формы – например, хвост, плавники, грива, лепестки цветов, юбочку. Щипковые движения пальцев позволяют передать рельеф и фактуру, изобразить отдельные детали, создать декор, передать движение.
- Загибание края формы – горлышко вазы, бортик тарелок, листочки, - тем самым усиливая сходство образов с реальными предметами и передавая их функциональность.
- Использование стеки и других приспособлений – для передачи особенностей поверхности тех или иных образов (палочки, печатки, вилка, колпачки от фломастеров и др.).
- Дополнение образа элементами из разных материалов – бисер, горох, пёрышки, стружки помогают придать образу выразительность.
Кроме способов лепки, существуют способы соединения деталей:
- Присоединить на нужном месте и плотно прижать;
- Примазать детали пальцем или салфеткой;
- Вкладывание одной части в углубление другой;
- Насадить на каркас из трубочек, палочек, проволоки;
Методы и приёмы обучения лепке
Старшая группа
К шестому году жизни дети накопили опыт лепки, их изделия стали разнообразнее не только по содержанию, но и по способу изображения. В этом возрасте появляется возможность для более точных и сложных действий с материалом, поскольку происходит окостенение кисти руки и укрепляются мелкие и крупные мышцы рук. Происходят перемены и в психике: более устойчиво внимание, улучшается память.
Движения во время лепки более точны, так как повысился зрительный контроль за действиями пальцев. Вместе с тем дети мало ещё работают над уточнением формы, у них нет стремления к тщательности изображения. Дети могут уже изображать предметы в динамике, но действие, как правило, заранее не продумывается. Изображение предмета чисто механическое и динамика в изображении появляется случайно.
Задачи обучения.
- Дети старшего дошкольного возраста способны использовать все изобразительные средства скульптуры (см. выше).
- В лепке появляется разделение на предметную, сюжетную и декоративную.
- В этой группе вводится и коллективная лепка («Зимние забавы», «Зоопарк»).
- Детей учат выявлять основной характер формы, пропорций, строения предмета, наиболее характерных деталей, передачу движения.
- Повышаются требования к технике лепки:
- Лепка из целого куска (человека, животных, посуды), т.е. скульптурным способом;
- Лепка посуды ленточным способом;
- Закрепления умения плотно скреплять части;
- Учить устанавливать фигурку на широком основании («Ребёнок в зимней одежде», «Дымковская барыня»), учить лепить фигуру человека на ногах;
Методы обучения:
- Обследование предмета (натуры). К натуре может относиться вся мелкая пластика: керамика, нецке, статуэтки из стекла и фарфора, резиновые и пластмассовые игрушки. Натура – изображает животных и человека.
- Показ воспитателем способов изображения в старшей группе происходит избирательно:
Полный показ применяется только в том случае, если способ изображения новый, в основном осуществляется частичный показ.
- Дети лепят по представлению. Основная задача этих занятий – развивать самостоятельность в решении образа, воспринятого ранее, творческая активность в способах лепки.
- Усиливается значимость словесных приёмов (рассказ, беседа, использование стихотворений, вопросы, советы), придаётся особое внимание рассказам детей о своих работах.
- Поощрение, эмоциональная оценка детских работ (оценивают или сами авторы, или сверстники).
- Актуальными остаются и игровые приёмы (дидактические игры).
Подготовительная к школе группа
Программные задачи усложняются, повышаются требования за счёт усвоения детьми выразительных средств лепки.
- Продолжаем учить детей передавать объёмность, устойчивость, цельность. Цельность – главная характеристика скульптуры.
- Учим создавать образ в динамике, ставим перед ребёнком задачу - сразу придавать форму (вертикальную, горизонтальную, сидящего человека и др.). Динамика может быть выражена не только в поднятой руке или движении ноги, но и в движении глаз, бровей, в складках одежды. Передача психологической характеристики образа – это тоже динамика (весёлый, хмурый, добрый, злой).
- Учить лепить детали скульптурным способом (налепами, оттягиванием), создавать графическое изображение стекой.
- Учить передавать пространственное расположение предмета, устанавливая их в определённую скульптурную группу (композицию).
- Научить детей изображать сюжет в лепке (обеспечить детей подставками – природный материал, пластина из глины и др.).
- Учить детей лепить декоративную пластику (игрушки, украшения, посуду, орнаменты на изразцах и пр.)
Методы обучения:
- Наглядно – действенные методы:
- Обследование;
- Игровые упражнения;
- Лепка с натуры (ставится задача передавать сходство с предметами, «копировать» предмет, лепка по представлению, по иллюстрациям.
- Словесные методы (использование художественного слова).
- Показ техники лепки:
- из целого куска (показать, как сделать «набросок» фигурки;
- показ техники обработки поверхности (фактурной или текстурной, то есть гладкой (влажной тряпочкой) или шероховатой (или не обрабатывается совсем, или разрушается стекой).
- Показ использования каркаса (вмазывание палочек в длинные конечности или шею животных (жираф); обмазывание каркаса проволочного или деревянного).
- Показ способа подготовки эскиза в декоративной пластике (эскиз на бумаге, затем бумагу кладём на плитку и протыкаем стекой по рисунку).
- Оценка детских работ:
- самооценка в лепке с натуры и по иллюстрациям. Цель – помочь пережить завышенную или заниженную самооценку. Не рекомендуется брать в руки работы детей – ребёнок сам найдёт место для своей работы.
- Каждый ребёнок лепил отдельно, а подставка общая для всех детей – ребёнок должен сам найти место своей скульптуре в общей композиции – таким образом происходит оценка.
- Составить рассказ о своей работе.
- Оценка и рассказ о работе товарища (выбрать которая понравилась из тех, которые выставлены).
- Организация выставки.
Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребёнка. Самое важное и ценное заключается в том, что лепка наряду с другими видами изобразительного искусства развивает ребёнка эстетически. Он учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект по художественному творчеству (лепке) младшая группа по теме: "Морковка для зайчика"
Задачирасширять представления детей об овощах ( моркови)продолжать учить детей работать с пластилиномразвивать интерес к лепкпеЦель:вызвать интерес детей к действиям с пластилиномсовершенствовать умен...
Непосредственно образовательная деятельность Художественное творчество – лепка Подготовительная группа «Стрекоза и муравей»
Непосредственно образовательная деятельностьХудожественное творчество – лепкаПодготовительная группа«Стрекоза и муравей» Цель занятий Обогащение знаний детей о стрекозах и муравьяхЗада...

Перспективное планирование образовательной работы по художественному творчеству (лепка) в группе раннего возраста
Перспективное планирование образовательной работы по художественному творчеству (лепка) в группе раннего возраста...

План-конспект НОД по художественному творчеству в старшей группе общеразвивающей направленности Тема: «Чудо-дерево»
Занятие рекомендовано для детей 5-6 лет...
Методические рекомендации по художественному творчеству в старшей группе
Методические рекомендации НОД детей в образовательной области "Художественное творчество" в старшей группе...

Конспект занятия по художественному творчеству «Весёлые матрёшки» (группа общеразвивающей направленности в возрасте от 3 до 4 лет)
Цель: Развитие у детей художественно-творческих способностей посредством нетрадиционной техники рисования с помощью ватной палочки....
