Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Студия детского дизайна»
методическая разработка по аппликации, лепке

Ольга Николаевна Жиглова

Дополнительная образовательная программа «Студия детского дизайна» составлена на два года обучения и рассчитана на детей 4-6 лет. Программа имеет художественно-эстетическую направленность. Программа направлена на приобщение дошкольников к основам дизайна, и выявление одаренных детей с целью развития их творческого потенциала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhiglova_o.n.docx54.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 39 «Юбилейный»

города Смоленска

Принята на заседании

педагогического совета

МБДОУ «Детский сад № 39

«Юбилейный»

протокол от 2025г. №1

Утверждаю

заведующий МБДОУ «Детский сад № 39 «Юбилейный»

Н.И. Усачева

приказ от 2025 г. № 158-о.д.

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности

«Студия детского дизайна»

(Для детей – 4-6 лет.) Срок реализации - 2 года.

Составитель: Жиглова О.Н.

старший воспитатель

Смоленск 2025г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Паспорт программы 2

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 4

Направленность программы 4

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность 4

Цель и задачи программы 5

Отличительные особенности программы 6

Возраст детей 7

Сроки реализации программы 8

Формы и режим занятий 8

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности 7

Формы подведения итогов реализации программы. Взаимодействие с родителями 10

  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ 11
  2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «СТУДИЯ ДЕТСКОГО ДИЗАЙНА» 11

Описание образовательной деятельности 1 года обучения 11

Описание образовательной деятельности 2 года обучения 12

  1. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ 15

Методы и приёмы организации работы с детьми 15

Материально – техническое обеспечение реализации программы 15

Список используемой литературы 16

Паспорт программы

Наименование программы

«Студия детского дизайна»

Руководитель программы

Старший воспитатель высшей квалификационной категории Жиглова Ольга Николаевна,

Организация исполнитель

МБДОУ «Детский сад №39 «Юбилейный» города Смоленска

Цель программы

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в дизайнерской

деятельности, воплощение в художественных работах собственных неповторимых черт,

своей индивидуальности.

Направленность программы

художественно-эстетическая

Срок реализации программы

2 года

Уровень реализации программы

Дошкольное образование

Ожидаемые конечные результаты программы

В результате 1 года обучения дети должны:

  • знать об основных понятиях

плоскостного дизайна и композиции (замысел, гармония, расположение предметов),

  • знать о различных техниках

выполнения, правилах оформления готового изделия;

  • уметь составлять простейшую композицию;
  • уметь вырезать по контуру предметы простой формы;
  • уметь создавать изделия по собственному замыслу;
  • оценивать результат своей работы.

В результате 2 года обучения дети должны:

  • знать о жанрах изобразительного искусства, народных промыслах, видах росписей, рукоделий, элементов народного костюма и современной

одежды;

  • знать об элементах фито-дизайна,

декоративного дизайна, интерьерного дизайна, архитектурного дизайна;

  • самостоятельно выбирать технические и изобразительные приемы;

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность программы

Дополнительная образовательная программа «Студия детского дизайна» составлена на два года обучения и рассчитана на детей 4-6 лет. Программа имеет художественно-эстетическую направленность. Программа направлена на приобщение дошкольников к основам дизайна, и выявление одаренных детей с целью развития их творческого потенциала.

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность

Детская дизайн-деятельность – это новое направление художественного воспитания детей дошкольного возраста, которое дает широкий простор детскому творчеству. Эта деятельность нова и мало изучена, но она обладает несомненным развивающим потенциалом для всех сфер личности. Новизна программы состоит в использовании блочной системы, включающей типы дизайна, направления деятельности и формы организации, направленные на развитие творческих умений дошкольников.

Актуальность введения в дошкольную жизнь дизайна обусловлена необходимостью воспитывать творчески активную личность, отказом от шаблонного восприятия действительности, возросшими культурными потребностями людей в современном мире. Занятия по дизайну не просто вооружают ребенка умениями и навыками, но и дают возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя. Они будят интеллектуальную творческую активность ребенка, учат планировать свою деятельность, вносить изменения в технологию, конструкцию изделий, осуществлять задуманное. Это помогает детям определить свои возможности и успешность в этой области. Формируется их интеллект, психика, развиваются новые формы общения. Занятия по дизайну формируют у детей надежную ориентацию в окружающем их предметном мире; учат понимать что красиво, а что нет; помогают разобраться, как организовать свое предметное окружение, чтобы оно было комфортным и приятным.

Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации для современных детей недостаточно, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. Детский дизайн обладает, несомненно, большим развивающим потенциалом для всех сфер личности.

Специфика детского дизайна: оригинальность и неповторимость творческого продукта; знакомство с системой сенсорных эталонов, предпосылкой модульного принципа проектирования; совместно раздельный характер исполнения замысла;

предметно и пространственно-декоративный характер проектной деятельности; использование аналогичных материалов и техник; общий подход в оценке художественности профессионального и «детского» искусства; самодостаточность неконкурентоспособность продукции детского творчества.

Цель и задачи программы

Цель программы: развитие творческих способностей детей дошкольного

возраста в дизайнерской деятельности, воплощение в художественных работах собственных неповторимых черт, своей индивидуальности.

Задачи:

Обучающие.

  • Обучать детей различным техникам декоративно-прикладного искусства.
  • Учить детей использовать наиболее рациональные способы достижения результата.
  • Познакомить детей с разными видами дизайна, их спецификой, выразительными средствами, областями применения;
  • Формировать у детей навыки и умения в дизайнерской деятельности.
  • Приобщать детей к миру дизайна, как одному из видов искусства. Развивающие.
  • Развивать предпосылки поисковой деятельности, инициативы;
  • Развивать фантазию, воображение детей. Воспитательные.
  • Воспитывать эстетическое отношение окружающему нас миру.

Отличительные особенности программы

Технология детского дизайна – интерактивная технология, которая несколько отличается от традиционных методик обучения детей изобразительной деятельности. Дизайнерская деятельность детей представляет собой область художественного проектирования объектов и предметов, направленную на гармонизацию окружающей среды.

Элементы дизайна используются практически во всех видах продуктивной деятельности и включают не только рисование, но и аппликацию, лепку, конструирование и художественный труд, т. к. в этом возрасте ребенок наиболее склонен к творчеству, самовыражению своего «Я». Главной задачей при этом является формирование единства эстетического отношения к миру, художественных способностей и навыков детей.

Детский дизайн носит прикладной характер. Работы дошкольников могут использоваться для социально значимых целей:

  1. для поддержания красоты в окружающем ребенка пространстве;
  2. для изготовления подарков;
  3. для оснащения игровой деятельности;

Работа с детьми по освоению данной программы способствует формированию у них способности к мотивации своей деятельности, умению переустраивать свою деятельность в зависимости от получаемого результата, самим оценить и находить пути исправления недостатков. Методом проб и ошибок, зная цель своей работы, ребенок приходит к решению поставленной цели. Дизайнерская деятельность способствует развитию сенсорных способностей

- чувства цвета, формы, величины и пропорций. Работа с различными материалами развивает осязательные чувства ребенка, он приобретает бесценный сенсорный опыт.

Возраст детей

Возраст воспитанников, участвующих в реализации дополнительной образовательной программы «Студия детского дизайна»: от 4 до 6 лет. Дети 4-5 лет - 1 год обучения, 5-6 лет – второй год обучения. Условиями отбора детей в студию является их желание заниматься именно этим видом искусства и способность к систематическим занятиям.

Сроки реализации программы

Программа рассчитана на 2 года обучения. Продолжительность образовательного процесса каждого учебного года – 36 недели (70 занятий).

Программа рассчитана на проведение занятий 2 раза в неделю. Занятия проводятся во вторую половину дня в соответствии с тематическим планом. При организации занятий соблюдаются правила техники безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами и инструментами.

Возраст детей

Продолжительность

занятия

Периодичность

в неделю

Количество занятий

в год

4-5 лет

20 минут

1 раза

32 занятия

5-6 лет

25 минут

1 раза

32 занятия

Формы и режим занятий

Основной формой образовательного процесса является занятие, которое включает в себя часы теории и практики, предполагает взаимодействие педагога с детьми, строится на основе индивидуального подхода к ребенку. Другие формы организованной деятельности: экскурсии, игры, беседы, выставки, конкурсы, наблюдения, опыты, эксперименты, творческие проекты, знакомство с иллюстративным материалом.

Организуются творческие мастерские, изготовление подарков, оформление выставок и мероприятий.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

В результате 1 года обучения дети должны:

  • знать об основных понятиях плоскостного дизайна и композиции (замысел, гармония, расположение предметов),
  • знать о различных техниках выполнения, правилах оформления готового изделия;
  • уметь составлять простейшую композицию;
  • уметь вырезать по контуру предметы простой формы;
  • уметь создавать изделия по собственному замыслу;
  • оценивать результат своей работы.

В результате 2 года обучения дети должны:

  • знать о жанрах изобразительного искусства, народных промыслах, видах росписей, рукоделий, элементов народного костюма и современной одежды;
  • знать об элементах фито-дизайна, декоративного дизайна, интерьерного дизайна, архитектурного дизайна;
  • самостоятельно выбирать технические и изобразительные приемы;
  • вырезать по контуру предметы сложной формы;
  • оценивать результат своей работы.

Способы отслеживания результатов освоения программы

Оценка результативности и эффективности программы проводится в рамках педагогической диагностики. Обследование дошкольников проводится два раза в

год: до проведения программы и после. На основе сравнительного анализа можно будет сделать вывод об эффективности произошедших изменений у детей.

Таблица 1

Диагностика уровня развития художественно-творческих способностей

Критерии (индикаторы)

Высокий уровень (3 балла)

Средний уровень (2 балла)

Низкий уровень (1 балл)

Творческая активность

Повышенный интерес, творческая активность.

Ребенок активен, есть интерес к

данному виду

деятельности, но

выполняет работу по указанию педагога

Ребенок не

активен, выполняет работу без особого желания.

Новизна, оригинальность

Субъективная новизна, оригинальность и

вариативность как способов решения творческой задачи, так и результата детского

творчества,

«индивидуальный» подчерк детской продукции.

Ребёнок правильно выполняет задание, внесение новых замыслов случайно, с подсказками

педагога.

Нет новизны и оригинальности в работе, выполняет

задание по образцу, с ошибками.

Сенсорные способности

(чувство цвета, формы).

Форма передана точно.

Разнообразие цветовой

гаммы, передан реальный цвет, выразительность изображения.

Есть незначительные искажения.

Отступления от окраски.

Форма не удалась, искажения значительные.

Безразличие к цвету,

одноцветность.

Композиция.

По всей плоскости листа, соблюдается пропорциональность между

предметами.

На полосе листа с незначительными элементами.

Не продуманно, носит случайный характер.

Общая ручная

умелость

Хорошо развита моторика

рук, аккуратность.

Ручная умелость

развита.

Слабо развита

моторика рук

Самостоятельность

Выполняет задание самостоятельно, без помощи. Ребенок

самостоятельно выбирает тему, замысел, умеет

планировать свои действия, выбирать выразительные средства, доводить начатое

дело до конца.

Требуется незначительная помощь.

Не может

самостоятельно

выполнять задания, без помощи

педагога, необходима поддержка и стимуляция.

Таблица 2

Диагностическая карта художественно-творческого развития детей в процессе освоения программы студии детского дизайна.

№ п/ п

Ф.И.

ребенк а

Творчес кая активно сть

Новизна, оригинальн ость

Сенсорные способности (чувство

цвета,

формы)

Композ иция

Общая ручная умелость

Самостояте льность

Балл ы

Формы подведения итогов реализации программы

Для подведения итогов проводятся выставки детских работ, участие в конкурсах художественного творчества. Использование детских работ в оформление группы и музыкального зала к праздникам.

Взаимодействие с родителями

Большое внимание в программе уделяется партнёрству с родителями воспитанников. Работа с родителями носит информационно-практический характер.

Привлечение родителей к сбору природного и бросового материалов, совместные прогулки – всё это способствуют наиболее полному усвоению знаний, умений, навыков, полученных детьми на кружке. Просветительская работа с родителями строится в форме родительских собраний, семинаров – практикумов, консультаций, наглядной информации.

  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ

Учебный план (по годам обучения)

Первый год обучения, дети 4-5 лет

Раздел

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Аранжировки

16

4

12

2

Дизайн одежды

6

1

5

3

Декоративно-пространственный

10

2

8

Второй год обучения, дети 5-6 лет

Раздел

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Аранжировки

15

2

13

2

Дизайн одежды

7

1

6

3

Декоративно-пространственный

10

1

9

Тематический план (по годам обучения)

Первый год обучения, дети 4-5 лет

Месяц

Вид деятельности. Тема.

Количество

занятий

Сентябрь

Знакомство с солёным тестом. Тестопластика «Плюшки завитушки»

4

Тестопластика «Раскрашивание плюшек-завитушек»

Тестопластика «Гусеничка»

Тестопластика «Раскрашивание гусенички»

Октябрь

Пластилинография. Декорирование листьев.

4

Ошибана. «Ежик».

Ошибана. Портрет «Осени».

Конструирование, аппликация. «Осеннее дерево»

Ноябрь

Беседа: «Профессия художник – дизайнер».

4

Рисование, аппликация. « Нарядный фантик для конфеты»

Рисование. «Праздничная ткань».

Моделирование. «Нарядное платье для мамы».

Декабрь

Бумажная пластика, скрапбукинг, оригами. Приглашение на новогодний праздник.

4

Моделирование, аппликация. «Карнавальная маска»

Беседа, рассматривание. Коллекция кукол в карнавальной одежде

Январь

Тестопластика. «Символ нового года»

4

Декорирование, аппликация. «Новогодний декор тарелок».

Тестопластика. «Мышка на сыре».

Экскурсия по д/с. «Дизайн помещений».

Февраль

Конструирование, аппликация, роспись. «Коробочка для подарка».

4

Бумажная пластика, скрапбукинг. «Открытка для папы».

Моделирование. «Платье для куклы».

Тестопластика. «Подвеска».

Март

Конструирование, аппликация, работа с бросовым материалом.

«Праздничный платок».

4

Бумажная пластика, скрапбукинг. «Открытка для мамы».

Конструирование, аппликация. «Птичка».

Аппликация. Декоративное панно «Аквариум. Рыбки»

Апрель

Аппликация. «Пасхальные яйца».

4

Аранжировка, работа с природным материалом. «Пасхальное дерево».

Моделерование интерьера, рисование. «Комната принцессы»

Моделирование,работа с бросовым материалом. «Сказочные домики».

Май

Фитодизайн «Цветы»

Аппликация «Бумажные фантазии» Рисование. Мандала «Цветы»

Тестопластика «Улитка»

4

Второй год обучения, дети - 5-6 лет

Месяц

Вид деятельности. Тема.

Количество

занятий

Сентябрь

Фитоколлаж «Цветы из листьев»

4

Аранжировка. Флористика. «Осенний букет»

Конструирование. Работа с бросовым материалом. «Рамка из трубочек для коктейля»

Оформление работами «Краски осени» холла детского сада

Октябрь

Фитоколлаж. «Совушка»

4

Рисование. Мандала «Осенний лист».

Аппликация «Золотая осень»

Коллаж. «Фруктовое настроение».

Ноябрь

Моделирование из природного материала. «Старичок Лесовичок».

4

Моделирование фасона с тканью. Профессия «Модельер – дизайнер».

Составление альбома. «Альбом моды».

Роспись силуэта для панно. «Платье для матрешки».

Декабрь

Рисование. « Распишем ткань для праздничного платья».

4

Конструирование. Работа с бросовым материалом. «Платье для матрешки».

Бумажная пластика, оригами. «Шапочки для Деда Мороза и Снегурочки».

Декорирование, декупаж. Рукавички для снегурочки.

Январь

Бумажная пластика. «Новогодняя гирлянда для группы».

4

Конструирование. Работа с бросовым материалом. «Посвечник шляпка».

Бумажная пластика. «Открытка снеговик».

Бумажная пластика. «Символ нового года.

Февраль

Моделирование, декорирование. «Корона и кокошник».

4

Моделирование, аппликация. «Автомобиль для папы».

Моделирование, аппликация. «Богатырский шлем».

Рисование. « Распишем ткань для галстука»

Март

Составление альбома. Архитектурный дизайн.

4

Коллаж. «Газетный городок».

Моделирование. «Игровая площадка».

Коллаж. Дизайн клумбы.

Апрель

Экскурсия в мини музей д/с. Макет города-крепости Саранск.

4

Дизайн-моделирование в макетах комнат. «Жилище для куклы – Матрешки».

Моделирование из геометрических фигур «Игровая площадка».

Дизайн-моделирование в макетах. «Дома новостройки».

Май

Бумажная пластика, оригами «Рамка для фото»

Фитодизайн «Необычные картины»

Рисование. Мандала. «Цветы»

Фитодизайн «Деревья летом»

4

  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «СТУДИЯ ДЕТСКОГО ДИЗАЙНА»

Описание образовательной деятельности 1 года обучения

Обеспечение развития первичных представлений:

  • о народном, декоративно-прикладном и изобразительном искусстве, их художественных особенностях;
  • о пластических возможностях бумаги. Показать варианты использования бумаги в макетах;
  • о флористике, ее видах и особенностях;
  • о профессии художника – дизайнера и дизайнера-модельера;
  • о видах ткани и одежды; моделировании одежды;
  • о влиянии цвета на восприятие окружающего мира, об использовании цветовых акцентов;
  • о декорировании предметов;
  • о новых техниках - скрапбукинг, декупаж, тестопластика;
  • об архитектуре.
  • Создать условия для приобретения опыта:

  • практических навыков работы с инструментами;
  • практических приемов работы с бумагой;
  • аранжировки (на плоскости и объемной);
  • сбора и хранения природного материала, его применения в поделках;
  • эстетической деятельности в быту (подбор игрушек, одежды кукол,

создание композиций-аранжировок, деталей одежды и декора интерьера);

  • сотворчества со сверстниками и взрослыми в декоративной деятельности;
  • использования результатов дизайн-творчества в быту, играх, декоре помещений в детском саду и дома.

Описание образовательной деятельности 2 года обучения

Обеспечение развития первичных представлений:

  • о народном, декоративно-прикладном и изобразительном искусстве, их художественных особенностях, истории возникновения, культурной эволюции;
  • о значимости различных видов искусства в повседневной жизни человека;
  • об основах композиции, формообразования, цветоведения и декоративно- прикладного искусства;
  • о цвете в качестве средства передачи настроения, состояния, отношения к изображаемому или выделения главного (например, в рисунке);
  • о разнообразии цветов и оттенков с опорой на реальную окраску предметов;
  • о влияние пропорций на восприятие окружающего мира, соотношение величин в природе и искусственной среде.
  • о влиянии формы и фактуры предметов на их роль в пространстве,
  • о функциональном и эстетическом наполнении пространства,
  • о способах использования старых вещей в новом интерьере,
  • о способах преображения облика жилой комнаты – цвет, свет, декор.
  • познакомить с интерьерными стилями. Научить ориентироваться в

«украшательстве» по принципу: целесообразность – красота – излишество.

Создать условия для приобретения опыта:

  • планирования своей работы по этапам: замысел, эскиз, макет, воплощение (самостоятельно или со взрослым);
  • для формирования умений использовать различные технические приемы при работе с художественными материалами;
  • участия в создании тематических композиций к праздникам (фризы, панно, коллажи, панорамы, диарамы) с использованием коллективных работ и специального оборудования (лекала, трафареты, степлеры и др.) и разных материалов;
  • в моделировании предметов одежд; в создании новых аранжировок для одежды, её аксессуаров;
  • в моделировании расцветок, узоров и фактуры тканей
  • в оформлении игрового, бытового и праздничного интерьера;
  1. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Методы и приёмы организации работы с детьми

Важнейшим условием развития творчества является комплексное и системное использование в работе с детьми методов и приемов.

  1. Метод «открытий». Творческая деятельность порождает новую идею – открытие.
  2. Метод привлечения жизненного опыта детей. В решении различных творческих проблем жизненный опыт детей играет важную роль.
  3. Метод индивидуальной и коллективной поисковой деятельности. Поисковая деятельность стимулирует творческую активность детей, помогает найти верное решение из возможных решений.
  4. Метод свободы в системе ограничений. Постоянная тренировка творческих способностей обучающихся в широкой палитре возможностей.
  5. Метод диалогичности. Педагог и ребенок – собеседники. Совместно выясняем и находим. Слова активизируют потребность к творческому анализу, способность и желание глубокого понимания искусства.
  6. Метод сравнений. Путь активизации творческого мышления. На занятиях - демонстрация многовариантных возможностей решения той же задачи.
  7. Метод коллективных и групповых работ. Индивидуальное творчество в творчестве коллектива дает очень интересные творческие результаты.

В основе занятий лежат принципы, присущие занятиям в разных видах деятельности:

  • принцип доступности изучаемого материала;
  • эмоционально-насыщенная тематика игровых упражнений, игр, заданий;
  • проблемно-ситуативный характер заданий;
  • опора на развитие самостоятельности мышления, индивидуального творчества;
  • приобщение воспитанников к общечеловеческим ценностям;
  • учет индивидуальных особенностей ребенка.

Материально – техническое обеспечение реализации программы

Занятия проводятся в специально оборудованном помещении.

Технические средства обучения

Количество

Техника для муз.сопровождения

1

Столы

5

Стулья: детские

10

Магнитная доска

1

Мольберт

1

Дидактический материал

Количество

Наборы сюжетных картинок, игрушек в соответствии с

тематикой

По темам

Аудио и видео приложения

На группу

Дидактические игры для восприятия цвета, формы.

На группу

Картотека пальчиковой гимнастики

На группу

Образцы изделий

На группу

Инструкционные карты сборки изделий

На группу

Таблица рекомендуемых цветовых сочетаний

На группу

Композиционные рамки «фотоаппарат».

На каждого ребенка

Бумага писчая, бумага цветная, картон, бумажные салфетки,

гофробумага, ткань, природный материал, бросовый материал, соленое тесто.

На каждого ребенка

Раздаточный материал: стеки, кисточки, салфетки, ножницы

На каждого ребенка

Работа с родителями

Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей. Общими требованиями к подготовке родителей к сопровождению ребенка-дошкольника в рамках его траектории развития при реализации Программы являются:

  • обеспечение родителям (законным представителям) возможности ознакомления с Программой;
  • информирование родителей об особенностях индивидуального развития ребенка.

Передача информации реализуется при непосредственном контакте педагога с родителем (в ходе бесед, консультаций, на собраниях) либо опосредованно, при получении информации из14 различных источников: стендов, газет, журналов (рукописных, электронных), семейных календарей, разнообразных буклетов.

Система взаимодействия с родителями включает:

ознакомление родителей с результатами реализации Программы; совместное участие взрослых и детей в реализации проектов; проведение анкетирования;

взаимодействие при создании фотовидео отчетов, презентаций, совместный их просмотр с последующим обсуждением;

организация дней открытых дверей в детском саду.

Список используемой литературы

  1. Каминская, Е. А. Волшебная мозаика из крупы и семян/ Е. А. Каминская. – М.: Рипол-Классик, 2017. – 254с.
  2. Куликова, Л. В. Смешные игрушки из пластмассы/ Л.В. Куликова, О. А. Соломенникова. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 16с.
  3. Лыкова, И. А. Коллаж из бумаги. Детский дизайн/ И. А. Лыкова, Е.В. Максимова. - М.: Цветной мир, 2014. - 144с.
  4. Нагибина, М.И. Чудеса для детей из ненужных вещей/ М. И. Нагибина. - Я.: Академия Развития, 1997. - 192с.
  5. Новикова, И. В. Работа с нетрадиционными материалами в детском саду. Поролон, ватные диски, ватные шарики, гофрированный картон/ И. В. Новикова. – М.: АСТ, 2012. – 112с.
  6. Пантелеев, Г.Н. Детский дизайн: Художественное творчество в детском саду, начальной школе и семье/ Г. Н. Пантелеев. – М.: Карапуз, 2006. - 192с.
  7. Пойда, О. В. Мастерим вместе с детьми. Чудесные поделки из чего угодно/ О. В. Пойда. – М.: Олма Медиа Групп/Просвещение, 2014. - 128с.
  8. Рябко, Н. Б. Занятия по изобразительной деятельности дошкольника. Бумажная пластика/ Н.Б. Рябко. – М.: Педагогическое общество России, 2009. – 64с.
  9. Черкасова, И. А. От салфеток до квиллинга. Нетрадиционные техники работы с бумагой/ И.А. Черкасова, В.Ю. Руснак, М.В. Бутова. – М.:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности. Бисероплетение. «Бусинка».

       Бисероплетение известно с глубокой древности как вид художественных ремесел. Из поколения в поколение передавались его лучшие традиции. Оно сохраняет свое значение и ...

Дополнительная общеобразовательная программа художественно – эстетической направленности «Радуга»

Дополнительная общеобразовательная программа художественно – эстетической направленности «Радуга» для детей 5 - 6 лет....

Дополнительная Общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности "Пластилиновая сказка"

Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности "Пластилиновая сказка"...

Дополнительные общеобразовательные программы художественно - эстетической направленности по развитию художественных способностей "Акварелька", "Умелые ручки", "Волшебная бумага"

laquo;То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности.Это правило касается всех сфер духовности жизни ребенка и особенно эстетического воспитания».В.А.Сухомлински...

Дополнительная общеобразовательная программа художественно - эстетической направленности «Задоринка» для детей 4-7 лет детская хореографическая студия «Топотушки» на период с 17.09.2018 по 31.05.2019 учебный год

Обучение детей по дополнительной  программе «Задоринка» предполагающей изучение основ танцевальной культуры, умение красиво и пластично двигаться под различные танцевальные ритмы и те...

Дополнительная общеобразовательная программа художественно - эстетической направленности по развитию художественных способностей у детей 6 - 7 лет «Волшебная палитра»

Изобразительная деятельность рассматрива­ется в единстве формирования эстетического отношения к миру и развития художественных способностей детей и осуществляется по трем взаимосвязанным направлен...

Дополнительная общеобразовательная программа художественно - эстетической направленности по развитию художественных способностей у детей старшего дошкольного возраста «Акварелька»

Изобразительная деятельность рассматрива­ется в единстве формирования эстетического отношения к миру и развития художественных способностей детей и осуществляется по трем взаимосвязанным направлен...