Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Студия детского дизайна»
методическая разработка по аппликации, лепке
Дополнительная образовательная программа «Студия детского дизайна» составлена на два года обучения и рассчитана на детей 4-6 лет. Программа имеет художественно-эстетическую направленность. Программа направлена на приобщение дошкольников к основам дизайна, и выявление одаренных детей с целью развития их творческого потенциала.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 54.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 39 «Юбилейный»
города Смоленска
Принята на заседании педагогического совета МБДОУ «Детский сад № 39 «Юбилейный» протокол от 2025г. №1 | Утверждаю заведующий МБДОУ «Детский сад № 39 «Юбилейный» Н.И. Усачева приказ от 2025 г. № 158-о.д. |
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности
«Студия детского дизайна»
(Для детей – 4-6 лет.) Срок реализации - 2 года.
Составитель: Жиглова О.Н.
старший воспитатель
Смоленск 2025г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность 4
Отличительные особенности программы 6
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности 7
Формы подведения итогов реализации программы. Взаимодействие с родителями 10
Описание образовательной деятельности 1 года обучения 11
Описание образовательной деятельности 2 года обучения 12
Методы и приёмы организации работы с детьми 15
Материально – техническое обеспечение реализации программы 15
Список используемой литературы 16
Паспорт программы
Наименование программы | «Студия детского дизайна» |
Руководитель программы | Старший воспитатель высшей квалификационной категории Жиглова Ольга Николаевна, |
Организация исполнитель | МБДОУ «Детский сад №39 «Юбилейный» города Смоленска |
Цель программы | Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в дизайнерской деятельности, воплощение в художественных работах собственных неповторимых черт, своей индивидуальности. |
Направленность программы | художественно-эстетическая |
Срок реализации программы | 2 года |
Уровень реализации программы | Дошкольное образование |
Ожидаемые конечные результаты программы | В результате 1 года обучения дети должны:
плоскостного дизайна и композиции (замысел, гармония, расположение предметов),
выполнения, правилах оформления готового изделия;
В результате 2 года обучения дети должны:
одежды;
декоративного дизайна, интерьерного дизайна, архитектурного дизайна;
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы
Дополнительная образовательная программа «Студия детского дизайна» составлена на два года обучения и рассчитана на детей 4-6 лет. Программа имеет художественно-эстетическую направленность. Программа направлена на приобщение дошкольников к основам дизайна, и выявление одаренных детей с целью развития их творческого потенциала.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
Детская дизайн-деятельность – это новое направление художественного воспитания детей дошкольного возраста, которое дает широкий простор детскому творчеству. Эта деятельность нова и мало изучена, но она обладает несомненным развивающим потенциалом для всех сфер личности. Новизна программы состоит в использовании блочной системы, включающей типы дизайна, направления деятельности и формы организации, направленные на развитие творческих умений дошкольников.
Актуальность введения в дошкольную жизнь дизайна обусловлена необходимостью воспитывать творчески активную личность, отказом от шаблонного восприятия действительности, возросшими культурными потребностями людей в современном мире. Занятия по дизайну не просто вооружают ребенка умениями и навыками, но и дают возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя. Они будят интеллектуальную творческую активность ребенка, учат планировать свою деятельность, вносить изменения в технологию, конструкцию изделий, осуществлять задуманное. Это помогает детям определить свои возможности и успешность в этой области. Формируется их интеллект, психика, развиваются новые формы общения. Занятия по дизайну формируют у детей надежную ориентацию в окружающем их предметном мире; учат понимать что красиво, а что нет; помогают разобраться, как организовать свое предметное окружение, чтобы оно было комфортным и приятным.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации для современных детей недостаточно, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. Детский дизайн обладает, несомненно, большим развивающим потенциалом для всех сфер личности.
Специфика детского дизайна: оригинальность и неповторимость творческого продукта; знакомство с системой сенсорных эталонов, предпосылкой модульного принципа проектирования; совместно раздельный характер исполнения замысла;
предметно и пространственно-декоративный характер проектной деятельности; использование аналогичных материалов и техник; общий подход в оценке художественности профессионального и «детского» искусства; самодостаточность неконкурентоспособность продукции детского творчества.
Цель и задачи программы
Цель программы: развитие творческих способностей детей дошкольного
возраста в дизайнерской деятельности, воплощение в художественных работах собственных неповторимых черт, своей индивидуальности.
Задачи:
Обучающие.
- Обучать детей различным техникам декоративно-прикладного искусства.
- Учить детей использовать наиболее рациональные способы достижения результата.
- Познакомить детей с разными видами дизайна, их спецификой, выразительными средствами, областями применения;
- Формировать у детей навыки и умения в дизайнерской деятельности.
- Приобщать детей к миру дизайна, как одному из видов искусства. Развивающие.
- Развивать предпосылки поисковой деятельности, инициативы;
- Развивать фантазию, воображение детей. Воспитательные.
- Воспитывать эстетическое отношение окружающему нас миру.
Отличительные особенности программы
Технология детского дизайна – интерактивная технология, которая несколько отличается от традиционных методик обучения детей изобразительной деятельности. Дизайнерская деятельность детей представляет собой область художественного проектирования объектов и предметов, направленную на гармонизацию окружающей среды.
Элементы дизайна используются практически во всех видах продуктивной деятельности и включают не только рисование, но и аппликацию, лепку, конструирование и художественный труд, т. к. в этом возрасте ребенок наиболее склонен к творчеству, самовыражению своего «Я». Главной задачей при этом является формирование единства эстетического отношения к миру, художественных способностей и навыков детей.
Детский дизайн носит прикладной характер. Работы дошкольников могут использоваться для социально значимых целей:
- для поддержания красоты в окружающем ребенка пространстве;
- для изготовления подарков;
- для оснащения игровой деятельности;
Работа с детьми по освоению данной программы способствует формированию у них способности к мотивации своей деятельности, умению переустраивать свою деятельность в зависимости от получаемого результата, самим оценить и находить пути исправления недостатков. Методом проб и ошибок, зная цель своей работы, ребенок приходит к решению поставленной цели. Дизайнерская деятельность способствует развитию сенсорных способностей
- чувства цвета, формы, величины и пропорций. Работа с различными материалами развивает осязательные чувства ребенка, он приобретает бесценный сенсорный опыт.
Возраст детей
Возраст воспитанников, участвующих в реализации дополнительной образовательной программы «Студия детского дизайна»: от 4 до 6 лет. Дети 4-5 лет - 1 год обучения, 5-6 лет – второй год обучения. Условиями отбора детей в студию является их желание заниматься именно этим видом искусства и способность к систематическим занятиям.
Сроки реализации программы
Программа рассчитана на 2 года обучения. Продолжительность образовательного процесса каждого учебного года – 36 недели (70 занятий).
Программа рассчитана на проведение занятий 2 раза в неделю. Занятия проводятся во вторую половину дня в соответствии с тематическим планом. При организации занятий соблюдаются правила техники безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами и инструментами.
Возраст детей | Продолжительность занятия | Периодичность в неделю | Количество занятий в год |
4-5 лет | 20 минут | 1 раза | 32 занятия |
5-6 лет | 25 минут | 1 раза | 32 занятия |
Формы и режим занятий
Основной формой образовательного процесса является занятие, которое включает в себя часы теории и практики, предполагает взаимодействие педагога с детьми, строится на основе индивидуального подхода к ребенку. Другие формы организованной деятельности: экскурсии, игры, беседы, выставки, конкурсы, наблюдения, опыты, эксперименты, творческие проекты, знакомство с иллюстративным материалом.
Организуются творческие мастерские, изготовление подарков, оформление выставок и мероприятий.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
В результате 1 года обучения дети должны:
- знать об основных понятиях плоскостного дизайна и композиции (замысел, гармония, расположение предметов),
- знать о различных техниках выполнения, правилах оформления готового изделия;
- уметь составлять простейшую композицию;
- уметь вырезать по контуру предметы простой формы;
- уметь создавать изделия по собственному замыслу;
- оценивать результат своей работы.
В результате 2 года обучения дети должны:
- знать о жанрах изобразительного искусства, народных промыслах, видах росписей, рукоделий, элементов народного костюма и современной одежды;
- знать об элементах фито-дизайна, декоративного дизайна, интерьерного дизайна, архитектурного дизайна;
- самостоятельно выбирать технические и изобразительные приемы;
- вырезать по контуру предметы сложной формы;
- оценивать результат своей работы.
Способы отслеживания результатов освоения программы
Оценка результативности и эффективности программы проводится в рамках педагогической диагностики. Обследование дошкольников проводится два раза в
год: до проведения программы и после. На основе сравнительного анализа можно будет сделать вывод об эффективности произошедших изменений у детей.
Таблица 1
Диагностика уровня развития художественно-творческих способностей
Критерии (индикаторы) | Высокий уровень (3 балла) | Средний уровень (2 балла) | Низкий уровень (1 балл) |
Творческая активность | Повышенный интерес, творческая активность. | Ребенок активен, есть интерес к данному виду деятельности, но выполняет работу по указанию педагога | Ребенок не активен, выполняет работу без особого желания. |
Новизна, оригинальность | Субъективная новизна, оригинальность и вариативность как способов решения творческой задачи, так и результата детского творчества, «индивидуальный» подчерк детской продукции. | Ребёнок правильно выполняет задание, внесение новых замыслов случайно, с подсказками педагога. | Нет новизны и оригинальности в работе, выполняет задание по образцу, с ошибками. |
Сенсорные способности (чувство цвета, формы). | Форма передана точно. Разнообразие цветовой гаммы, передан реальный цвет, выразительность изображения. | Есть незначительные искажения. Отступления от окраски. | Форма не удалась, искажения значительные. Безразличие к цвету, одноцветность. |
Композиция. | По всей плоскости листа, соблюдается пропорциональность между предметами. | На полосе листа с незначительными элементами. | Не продуманно, носит случайный характер. |
Общая ручная умелость | Хорошо развита моторика рук, аккуратность. | Ручная умелость развита. | Слабо развита моторика рук |
Самостоятельность | Выполняет задание самостоятельно, без помощи. Ребенок самостоятельно выбирает тему, замысел, умеет планировать свои действия, выбирать выразительные средства, доводить начатое дело до конца. | Требуется незначительная помощь. | Не может самостоятельно выполнять задания, без помощи педагога, необходима поддержка и стимуляция. |
Таблица 2
Диагностическая карта художественно-творческого развития детей в процессе освоения программы студии детского дизайна.
№ п/ п | Ф.И. ребенк а | Творчес кая активно сть | Новизна, оригинальн ость | Сенсорные способности (чувство цвета, формы) | Композ иция | Общая ручная умелость | Самостояте льность | Балл ы |
Формы подведения итогов реализации программы
Для подведения итогов проводятся выставки детских работ, участие в конкурсах художественного творчества. Использование детских работ в оформление группы и музыкального зала к праздникам.
Взаимодействие с родителями
Большое внимание в программе уделяется партнёрству с родителями воспитанников. Работа с родителями носит информационно-практический характер.
Привлечение родителей к сбору природного и бросового материалов, совместные прогулки – всё это способствуют наиболее полному усвоению знаний, умений, навыков, полученных детьми на кружке. Просветительская работа с родителями строится в форме родительских собраний, семинаров – практикумов, консультаций, наглядной информации.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ
Учебный план (по годам обучения)
Первый год обучения, дети 4-5 лет
№ | Раздел | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Аранжировки | 16 | 4 | 12 |
2 | Дизайн одежды | 6 | 1 | 5 |
3 | Декоративно-пространственный | 10 | 2 | 8 |
Второй год обучения, дети 5-6 лет
№ | Раздел | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Аранжировки | 15 | 2 | 13 |
2 | Дизайн одежды | 7 | 1 | 6 |
3 | Декоративно-пространственный | 10 | 1 | 9 |
Тематический план (по годам обучения)
Первый год обучения, дети 4-5 лет
Месяц | Вид деятельности. Тема. | Количество занятий |
Сентябрь | Знакомство с солёным тестом. Тестопластика «Плюшки завитушки» | 4 |
Тестопластика «Раскрашивание плюшек-завитушек» | ||
Тестопластика «Гусеничка» | ||
Тестопластика «Раскрашивание гусенички» | ||
Октябрь | Пластилинография. Декорирование листьев. | 4 |
Ошибана. «Ежик». | ||
Ошибана. Портрет «Осени». | ||
Конструирование, аппликация. «Осеннее дерево» | ||
Ноябрь | Беседа: «Профессия художник – дизайнер». | 4 |
Рисование, аппликация. « Нарядный фантик для конфеты» | ||
Рисование. «Праздничная ткань». | ||
Моделирование. «Нарядное платье для мамы». | ||
Декабрь | Бумажная пластика, скрапбукинг, оригами. Приглашение на новогодний праздник. | 4 |
Моделирование, аппликация. «Карнавальная маска» | ||
Беседа, рассматривание. Коллекция кукол в карнавальной одежде | ||
Январь | Тестопластика. «Символ нового года» | 4 |
Декорирование, аппликация. «Новогодний декор тарелок». | ||
Тестопластика. «Мышка на сыре». | ||
Экскурсия по д/с. «Дизайн помещений». | ||
Февраль | Конструирование, аппликация, роспись. «Коробочка для подарка». | 4 |
Бумажная пластика, скрапбукинг. «Открытка для папы». | ||
Моделирование. «Платье для куклы». | ||
Тестопластика. «Подвеска». | ||
Март | Конструирование, аппликация, работа с бросовым материалом. «Праздничный платок». | 4 |
Бумажная пластика, скрапбукинг. «Открытка для мамы». | ||
Конструирование, аппликация. «Птичка». | ||
Аппликация. Декоративное панно «Аквариум. Рыбки» | ||
Апрель | Аппликация. «Пасхальные яйца». | 4 |
Аранжировка, работа с природным материалом. «Пасхальное дерево». | ||
Моделерование интерьера, рисование. «Комната принцессы» | ||
Моделирование,работа с бросовым материалом. «Сказочные домики». | ||
Май | Фитодизайн «Цветы» Аппликация «Бумажные фантазии» Рисование. Мандала «Цветы» Тестопластика «Улитка» | 4 |
Второй год обучения, дети - 5-6 лет
Месяц | Вид деятельности. Тема. | Количество занятий |
Сентябрь | Фитоколлаж «Цветы из листьев» | 4 |
Аранжировка. Флористика. «Осенний букет» | ||
Конструирование. Работа с бросовым материалом. «Рамка из трубочек для коктейля» | ||
Оформление работами «Краски осени» холла детского сада | ||
Октябрь | Фитоколлаж. «Совушка» | 4 |
Рисование. Мандала «Осенний лист». | ||
Аппликация «Золотая осень» | ||
Коллаж. «Фруктовое настроение». | ||
Ноябрь | Моделирование из природного материала. «Старичок Лесовичок». | 4 |
Моделирование фасона с тканью. Профессия «Модельер – дизайнер». | ||
Составление альбома. «Альбом моды». | ||
Роспись силуэта для панно. «Платье для матрешки». | ||
Декабрь | Рисование. « Распишем ткань для праздничного платья». | 4 |
Конструирование. Работа с бросовым материалом. «Платье для матрешки». | ||
Бумажная пластика, оригами. «Шапочки для Деда Мороза и Снегурочки». | ||
Декорирование, декупаж. Рукавички для снегурочки. | ||
Январь | Бумажная пластика. «Новогодняя гирлянда для группы». | 4 |
Конструирование. Работа с бросовым материалом. «Посвечник шляпка». | ||
Бумажная пластика. «Открытка снеговик». | ||
Бумажная пластика. «Символ нового года. | ||
Февраль | Моделирование, декорирование. «Корона и кокошник». | 4 |
Моделирование, аппликация. «Автомобиль для папы». | ||
Моделирование, аппликация. «Богатырский шлем». | ||
Рисование. « Распишем ткань для галстука» | ||
Март | Составление альбома. Архитектурный дизайн. | 4 |
Коллаж. «Газетный городок». | ||
Моделирование. «Игровая площадка». | ||
Коллаж. Дизайн клумбы. | ||
Апрель | Экскурсия в мини музей д/с. Макет города-крепости Саранск. | 4 |
Дизайн-моделирование в макетах комнат. «Жилище для куклы – Матрешки». | ||
Моделирование из геометрических фигур «Игровая площадка». | ||
Дизайн-моделирование в макетах. «Дома новостройки». | ||
Май | Бумажная пластика, оригами «Рамка для фото» Фитодизайн «Необычные картины» Рисование. Мандала. «Цветы» Фитодизайн «Деревья летом» | 4 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «СТУДИЯ ДЕТСКОГО ДИЗАЙНА»
Описание образовательной деятельности 1 года обучения
Обеспечение развития первичных представлений:
- о народном, декоративно-прикладном и изобразительном искусстве, их художественных особенностях;
- о пластических возможностях бумаги. Показать варианты использования бумаги в макетах;
- о флористике, ее видах и особенностях;
- о профессии художника – дизайнера и дизайнера-модельера;
- о видах ткани и одежды; моделировании одежды;
- о влиянии цвета на восприятие окружающего мира, об использовании цветовых акцентов;
- о декорировании предметов;
- о новых техниках - скрапбукинг, декупаж, тестопластика;
- об архитектуре.
Создать условия для приобретения опыта:
- практических навыков работы с инструментами;
- практических приемов работы с бумагой;
- аранжировки (на плоскости и объемной);
- сбора и хранения природного материала, его применения в поделках;
- эстетической деятельности в быту (подбор игрушек, одежды кукол,
создание композиций-аранжировок, деталей одежды и декора интерьера);
- сотворчества со сверстниками и взрослыми в декоративной деятельности;
- использования результатов дизайн-творчества в быту, играх, декоре помещений в детском саду и дома.
Описание образовательной деятельности 2 года обучения
Обеспечение развития первичных представлений:
- о народном, декоративно-прикладном и изобразительном искусстве, их художественных особенностях, истории возникновения, культурной эволюции;
- о значимости различных видов искусства в повседневной жизни человека;
- об основах композиции, формообразования, цветоведения и декоративно- прикладного искусства;
- о цвете в качестве средства передачи настроения, состояния, отношения к изображаемому или выделения главного (например, в рисунке);
- о разнообразии цветов и оттенков с опорой на реальную окраску предметов;
- о влияние пропорций на восприятие окружающего мира, соотношение величин в природе и искусственной среде.
- о влиянии формы и фактуры предметов на их роль в пространстве,
- о функциональном и эстетическом наполнении пространства,
- о способах использования старых вещей в новом интерьере,
- о способах преображения облика жилой комнаты – цвет, свет, декор.
- познакомить с интерьерными стилями. Научить ориентироваться в
«украшательстве» по принципу: целесообразность – красота – излишество.
Создать условия для приобретения опыта:
- планирования своей работы по этапам: замысел, эскиз, макет, воплощение (самостоятельно или со взрослым);
- для формирования умений использовать различные технические приемы при работе с художественными материалами;
- участия в создании тематических композиций к праздникам (фризы, панно, коллажи, панорамы, диарамы) с использованием коллективных работ и специального оборудования (лекала, трафареты, степлеры и др.) и разных материалов;
- в моделировании предметов одежд; в создании новых аранжировок для одежды, её аксессуаров;
- в моделировании расцветок, узоров и фактуры тканей
- в оформлении игрового, бытового и праздничного интерьера;
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Методы и приёмы организации работы с детьми
Важнейшим условием развития творчества является комплексное и системное использование в работе с детьми методов и приемов.
- Метод «открытий». Творческая деятельность порождает новую идею – открытие.
- Метод привлечения жизненного опыта детей. В решении различных творческих проблем жизненный опыт детей играет важную роль.
- Метод индивидуальной и коллективной поисковой деятельности. Поисковая деятельность стимулирует творческую активность детей, помогает найти верное решение из возможных решений.
- Метод свободы в системе ограничений. Постоянная тренировка творческих способностей обучающихся в широкой палитре возможностей.
- Метод диалогичности. Педагог и ребенок – собеседники. Совместно выясняем и находим. Слова активизируют потребность к творческому анализу, способность и желание глубокого понимания искусства.
- Метод сравнений. Путь активизации творческого мышления. На занятиях - демонстрация многовариантных возможностей решения той же задачи.
- Метод коллективных и групповых работ. Индивидуальное творчество в творчестве коллектива дает очень интересные творческие результаты.
В основе занятий лежат принципы, присущие занятиям в разных видах деятельности:
- принцип доступности изучаемого материала;
- эмоционально-насыщенная тематика игровых упражнений, игр, заданий;
- проблемно-ситуативный характер заданий;
- опора на развитие самостоятельности мышления, индивидуального творчества;
- приобщение воспитанников к общечеловеческим ценностям;
- учет индивидуальных особенностей ребенка.
Материально – техническое обеспечение реализации программы
Занятия проводятся в специально оборудованном помещении.
Технические средства обучения | Количество |
Техника для муз.сопровождения | 1 |
Столы | 5 |
Стулья: детские | 10 |
Магнитная доска | 1 |
Мольберт | 1 |
Дидактический материал | Количество |
Наборы сюжетных картинок, игрушек в соответствии с тематикой | По темам |
Аудио и видео приложения | На группу |
Дидактические игры для восприятия цвета, формы. | На группу |
Картотека пальчиковой гимнастики | На группу |
Образцы изделий | На группу |
Инструкционные карты сборки изделий | На группу |
Таблица рекомендуемых цветовых сочетаний | На группу |
Композиционные рамки «фотоаппарат». | На каждого ребенка |
Бумага писчая, бумага цветная, картон, бумажные салфетки, гофробумага, ткань, природный материал, бросовый материал, соленое тесто. | На каждого ребенка |
Раздаточный материал: стеки, кисточки, салфетки, ножницы | На каждого ребенка |
Работа с родителями
Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей. Общими требованиями к подготовке родителей к сопровождению ребенка-дошкольника в рамках его траектории развития при реализации Программы являются:
- обеспечение родителям (законным представителям) возможности ознакомления с Программой;
- информирование родителей об особенностях индивидуального развития ребенка.
Передача информации реализуется при непосредственном контакте педагога с родителем (в ходе бесед, консультаций, на собраниях) либо опосредованно, при получении информации из14 различных источников: стендов, газет, журналов (рукописных, электронных), семейных календарей, разнообразных буклетов.
Система взаимодействия с родителями включает:
ознакомление родителей с результатами реализации Программы; совместное участие взрослых и детей в реализации проектов; проведение анкетирования;
взаимодействие при создании фотовидео отчетов, презентаций, совместный их просмотр с последующим обсуждением;
организация дней открытых дверей в детском саду.
Список используемой литературы
- Каминская, Е. А. Волшебная мозаика из крупы и семян/ Е. А. Каминская. – М.: Рипол-Классик, 2017. – 254с.
- Куликова, Л. В. Смешные игрушки из пластмассы/ Л.В. Куликова, О. А. Соломенникова. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 16с.
- Лыкова, И. А. Коллаж из бумаги. Детский дизайн/ И. А. Лыкова, Е.В. Максимова. - М.: Цветной мир, 2014. - 144с.
- Нагибина, М.И. Чудеса для детей из ненужных вещей/ М. И. Нагибина. - Я.: Академия Развития, 1997. - 192с.
- Новикова, И. В. Работа с нетрадиционными материалами в детском саду. Поролон, ватные диски, ватные шарики, гофрированный картон/ И. В. Новикова. – М.: АСТ, 2012. – 112с.
- Пантелеев, Г.Н. Детский дизайн: Художественное творчество в детском саду, начальной школе и семье/ Г. Н. Пантелеев. – М.: Карапуз, 2006. - 192с.
- Пойда, О. В. Мастерим вместе с детьми. Чудесные поделки из чего угодно/ О. В. Пойда. – М.: Олма Медиа Групп/Просвещение, 2014. - 128с.
- Рябко, Н. Б. Занятия по изобразительной деятельности дошкольника. Бумажная пластика/ Н.Б. Рябко. – М.: Педагогическое общество России, 2009. – 64с.
- Черкасова, И. А. От салфеток до квиллинга. Нетрадиционные техники работы с бумагой/ И.А. Черкасова, В.Ю. Руснак, М.В. Бутова. – М.:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности. Бисероплетение. «Бусинка».
Бисероплетение известно с глубокой древности как вид художественных ремесел. Из поколения в поколение передавались его лучшие традиции. Оно сохраняет свое значение и ...

Дополнительная общеобразовательная программа художественно – эстетической направленности «Радуга»
Дополнительная общеобразовательная программа художественно – эстетической направленности «Радуга» для детей 5 - 6 лет....
Дополнительная Общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности "Пластилиновая сказка"
Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности "Пластилиновая сказка"...

Дополнительные общеобразовательные программы художественно - эстетической направленности по развитию художественных способностей "Акварелька", "Умелые ручки", "Волшебная бумага"
laquo;То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности.Это правило касается всех сфер духовности жизни ребенка и особенно эстетического воспитания».В.А.Сухомлински...

Дополнительная общеобразовательная программа художественно - эстетической направленности «Задоринка» для детей 4-7 лет детская хореографическая студия «Топотушки» на период с 17.09.2018 по 31.05.2019 учебный год
Обучение детей по дополнительной программе «Задоринка» предполагающей изучение основ танцевальной культуры, умение красиво и пластично двигаться под различные танцевальные ритмы и те...

Дополнительная общеобразовательная программа художественно - эстетической направленности по развитию художественных способностей у детей 6 - 7 лет «Волшебная палитра»
Изобразительная деятельность рассматривается в единстве формирования эстетического отношения к миру и развития художественных способностей детей и осуществляется по трем взаимосвязанным направлен...

Дополнительная общеобразовательная программа художественно - эстетической направленности по развитию художественных способностей у детей старшего дошкольного возраста «Акварелька»
Изобразительная деятельность рассматривается в единстве формирования эстетического отношения к миру и развития художественных способностей детей и осуществляется по трем взаимосвязанным направлен...
