Рабочая программа по дисциплине «Пластилинография для детей 2-3 лет»
рабочая программа по аппликации, лепке (младшая группа)

Безруких Полина Валерьевна

Рабочая программа

по  дисциплине «Пластилинография для детей 2-3 лет»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_raduga_2-3_goda.docx33.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад   №48

Детская творческая студия « Радуга»

Рабочая программа

по  дисциплине «Пластилинография для детей 2-3 лет»

                                                                         

                                                    Направленность:

                                                                   художественная

                                                             Для обучающихся 2-3 лет.

                                                        Срок реализации: 1 год.

                                                Автор-составитель:

                                                                 Безруких Полина Валерьевна

                                                                       

п. Мегет, 2025-2026 гг.

«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки,

 а умелые руки снова способствуют развитию мозга».

И. П. Павлов.

Пояснительная записка

В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства, я решила организовать творческую студию по художественно-эстетическому развитию «Радуга» – основной идей которого является рисование картин – пластилином, пластилинография.

Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» – создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.

Этот жанр представляет собой создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности.

Основной материал – пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям младшего дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.

Занятия пластилинографией способствуют:

  1. развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а также развитию творческих способностей;
  2. развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей;
  3. дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца;
  4. развитию мелкой моторики рук.

Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми младшего дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Занятия по пластилинографии позволяют интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т.д.).

Такое построение занятий творческой студии «Радуга» способствует более успешному освоению образовательной программы. К концу, которого дети:

Реализуют познавательную активность. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.

В интересной игровой форме обогащают свой словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.

Знакомятся с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми.

У детей появляются первые элементарные математические представления о счете, размере, величине.

Развивают сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. В младшем дошкольном возрасте происходит развитие общих сенсорных способностей: цвет, форма, величина.

У детей воспитываются тактильные и термические чувства пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка.

Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения.

Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они также умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.

Цель: Развитие ручной умелости у детей младшего дошкольного возраста посредством пластилинографии.

Задачи:

  • Учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.
  • Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание).
  • Учить работать на заданном пространстве.
  • Учить обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета.
  • Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.
  • Воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им.
  • Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.

1 младшая группа – занятия проводятся 4 раза в месяц, в вечернее время, продолжительность 10 минут.

Количество детей: 10  человек (максимально)

Методы работы:

  1. индивидуально-дифференцированный;
  2. групповой;
  3. практический;
  4. наглядный;

Формы работы с детьми:

  1. игра сюжетная и театрализованная;
  2. диалог;
  3. рассматривание готовых образцов;
  4. лепка под руководством воспитателя;
  5. самостоятельная деятельность.

Рабочие материалы:

  1. пластилин восковой мягкий различных цветов (Фирма «Гамма. Пчелки»).
  2. пластиковые дощечки;
  3. картон;
  4. стеки пластмассовые;
  5. салфетки влажные.
  6. Папка с файлами А5
  7. Лак для волос

Предполагаемый результат обучения:

  1. дети освоят основные приемы пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание), создавая при помощи взрослого выразительные образы хорошо знакомых предметов окружающего мира;
  2. будет создан положительный эмоциональный настрой у детей в процессе изготовления поделок из пластилина, появится желание создавать поделки своими руками, дети научатся радоваться полученному результату;
  3. повысится уровень развития мелкой моторики рук младших дошкольников; сформируются навыки ручной умелости: дифференцированные движения кистей и пальцев рук;
  4. увеличится активный словарь детей, повысится качество произношения звуков;

Формы подведения итогов реализации программы по дополнительному образованию:

– выставки творческих работ для родителей;
– открытые занятия.

Работа по формированию навыков по пластилинографии проводится в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставятся определённые задачи.

этап

задачи

1. Подготовительный

- Освоить прием надавливания.

- Освоить прием вдавливания.

- Освоить прием размазывания пластилина подушечкой пальца.

- Освоить правильную постановку пальца.

- Освоить прием отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками.

- Научиться работать на ограниченном пространстве

2. Основной

- Научиться не выходить за контур рисунка

- Научиться пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его.

- Использовать несколько цветов пластилина

- Научиться пользоваться специальной стекой-печаткой.

- Научиться доводить дело до конца

- Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий

- Научиться действовать по образцу воспитателя

3. Итоговый

- Самостоятельно решать творческие задачи.

- Самостоятельно выбирать рисунок для работы.

- Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности

План работы на год

Месяц

Тема

Задачи

Дата

Ноябрь

Мониторинг

«Комочек»

Выявить уровень ручной умелости в продуктивной деятельности на начало занятий

Знакомство с пластилином.

«Ягодки рябинки»

Учить детей надавливать на заранее разложенные пластилиновые шарики

«Мухомор»

Учить самостоятельно, раскладывать готовые пластилиновые шарики.

Морковка для зайчика.

Учить детей лепить из пластилина маленькие шарики и приклеивать их на вырезанную из картона оранжевую морковь, после чего расплющивать пальцем сверху, заполняя белые пространства на моркови.

Декабрь

«Виноград»

Учить детей лепить из пластилина маленькие шарики и приклеивать их на картон, после чего расплющивать пальцем сверху

«Светофор»

Учить использовать в своей работе несколько цветов пластилина. Вызвать желание у детей создавать изображения светофора, используя три основных цвета (красный, желтый, зеленый)

«Колючий ёжик»

Учить приему – размазывания сверху вниз. Воспитывать усидчивость, желание доводить дело до конца.

«Снегопад»

Учить детей размещать «снежок» с изменением частоты размещения (снежок на небе – более редко, на ёлке близко друг к другу).

Январь

«Ёлочка нарядная»

Учить раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями, расплющивать их между ладонями. Прикреплять готовую форму на плоскость путем равномерного расплющивания по поверхности основы.

«Снеговик»

Учить приему размазывания в разные стороны на заданном пространстве.

Февраль

«Колёса для машины»

Учить приему – вдавливания.

«Воздушные шары»»

Учить детей использовать в своей работе два приема-размазывания и вдавливания.

«Самолёт для папочки»

Продолжать учить детей использовать в своей работе два приема-размазывания и вдавливания.

Март

«Бусы для мамочки»

Учить располагать пластилиновые шарики по схеме .Познакомить детей с тем, как прикреплять бусинки на «веревочку» конкретного цвета.

«Салют»

Учить детей размазывать звездочки на конце полоски определённого цвета.

«Цветы в вазе»

Учить создавать композицию на основе готовых элементов (цветов), вдавливая их в силуэт.

«Гусеничка на листочке»

Учить детей прикреплять готовую форму по поверхности основы в определённом порядке (друг за другом).Закреплять умение детей расплющивать диск на основу.

Апрель

«Солнышко»

Показать детям как использовать в своей работе два приема: сплющивание шарика и палочек на горизонтальной поверхности.

«Бабочка»

Продолжать учить детей прикреплять готовую форму на плоскость путем равномерного расплющивания по поверхности основы в горизонтальном положении.

«Божья коровка»

Учить детей самостоятельно приемом размазывания, завершать рисунок.

«Подружки для золотой рыбки»

Учить детей выбирать форму аквариума (круглая, прямоугольная, квадратная). Показать детям как приемом размазывания закрашивать  рыбку.

Май

«Петушок – золотой гребешок»

Учить детей выкладывать «колбаски» из пластилина дугообразно из одной точки в другую.

«Улитка»

Учить детей самостоятельно сочетать разные приемы (расплющивания, размазывания) для усиления выразительности образа.

Итоговое

«Радуга»

Продолжать учить детей выкладывать «колбаски» из пластилина дугообразно из одной точки в другую.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по пластилинографии средний возраст

В результате освоения простейших работ с пластилином: раскатывание, сплющивание, вытягивание – появляются предпосылки к созданию сложных лепных композиций ...

Рабочая программа по пластилинографии "Веселый пластилин".

Программа разработана для де тей от 3 - 5 лет. Цель: Развитие ручной умелости у детей младшего и среднего дошкольного возраста посредством пластилинографии....

Рабочая программа кружка «Пластилинография»

Дополнительное образование в доу....

Рабочая программа кружка пластилинографии «Волшебный пластилин» для детей старшего дошкольного возраста

Программа дополнительного образования обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 5 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - речевому и худ...

Рабочая программа кружка пластилинографии «Волшебный пластилин» для детей старшего дошкольного возраста

Программа дополнительного образования обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 5 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - речевому и худ...