Рабочая программа кружка пластилинографии «Волшебный пластилин» для детей старшего дошкольного возраста
рабочая программа по аппликации, лепке (старшая группа)
Программа дополнительного образования обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 5 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - речевому и художественно - эстетическому развитию.
Данная программа предназначена для работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 199.74 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА» № 6 г. ТОСНО
187000, Ленинградская обл., г. Тосно, ул. Чехова, д.1
Тел/факс 8813 61 32287, 8813 61 22857, 8813 61 29928
e-mail mdou6tosno@yandex.ru
Рабочая программа
кружка пластилинографии
«Волшебный пластилин»
для детей старшего дошкольного возраста
Возраст: 5-7 лет
Срок реализации: 2 года
Воспитатель: Шубина М.А.
- Целевой раздел
Пояснительная записка.
Рабочая программа кружка пластилинографии для детей старшего дошкольного возраста разработана в соответствии с АООП «Детского сада № 6», в соответствии с ФГОС ДО. Программа дополнительного образования обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 5 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - речевому и художественно - эстетическому развитию.
Данная программа предназначена для работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ. Программа составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», соответствующими направлениями «Концепции дошкольного воспитания», «Конвенцией о правах ребенка».
В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте требования к структуре примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образовательного учреждения задачи театрализованной деятельности детей дошкольного возраста выделены в образовательных областях «Художественно - эстетическое развитие», «Речевое развитие».
Реализуемая программа строится на принципе личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми, на важнейшем научно - дидактическом положении JI.C. Выготского: «Правильно организованное обучение ведет за собой развитие». При этом «воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка» (В.В. Давыдов).
Во время выполнения практических заданий по пластилинографии включаются различные группы мышц, происходит и коррекция моторики рук, познавательной деятельности, эмоционально – волевой сферы. Тренируя пальцы рук, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а следовательно и на развитие речи. Поэтому применение пластилинографии, ориентированной на развитие, является незаменимой в коррекционной работе.
Дети воспринимают занятие как игру, которая не вызывает у них негативизма, а приучает к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Это помогает лучшему усвоению коррекционного материала. Чем разнообразнее будут технологии логопедического воздействия на детей с речевой патологией, тем более успешным будет формирование речи.
Таким образом, у детей с нарушением речи происходит развитие мелкой моторики рук, эффективное и качественное изменение в художественно-речевом развитии, расширение зрительных горизонтов. Дети овладевают умением передавать форму и характерные детали внешнего вида предмета, умение использовать разнообразные приемы: выполнение декоративных налепов разной формы, прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, развивается творческое воображение и целостное восприятие, значительно улучшается состояние здоровья в целом, повышается двигательная активность, звукопроизношение. Возрастают показатели, грамотности, выразительности речи и фонематического восприятия.
Срок реализации Программы дополнительного образования два года, характеризует целостную модель воспитания, обучения и развития детей от 5 до 7 лет, выступает в качестве инструмента реализации целей образования в интересах развития личности ребенка, семьи, общества и государства и обеспечивает единое образовательное пространство образовательного учреждения, социума и родителей. Работа строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными особенностями воспитанников.
Целью программы является развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством пластилинографии.
Программа определяет содержание и организацию кружковой деятельности на уровне дошкольного образования, обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста с учетом их возрастных индивидуальных психологических и физиологических особенностей и направлена на решение задач:
- Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, эмоционального благополучия;
- Создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
-Совершенствование умения передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии;
-Формирование основных приемов пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание);
- Развивать устойчивый интерес к пластилинографии;
- Развивать мелкую моторику, речь, координацию движения рук, глазомер.
-Развивать интерес к процессу и результатам работы.
- Воспитывать чувство взаимовыручки, дружеское отношение друг к другу, умение работать в коллективе.
2.Содержательный раздел
Примерное комплексно – тематическое планирование 1 год
№п/п | Тема | Цель | Кол-вочасов |
1. | Сентябрь1 занятие«Овощи на тарелке» | Формировать у детей обобщенное понятие об овощах. Продолжать учить детей отщипывать ,скатывать небольшие кусочки пластилина. Закрепить умение расплющивать шарики на всей поверхности силуэта. Воспитывать усидчивость, желание доводить начатое до конца. | 1 |
2. | Сентябрь2 занятие«В лес за грибами» | Беседа с детьми о грибах, о съедобных и несъедобных, рассматривание муляжей грибов. Закрепить умение катать шарики и их расплющивать. Воспитывать самостоятельность. | 1 |
3. | Октябрь1 занятие«Астры» | Закреплять умение передавать характерные особенности цветов астры: форму цветков, листьев, их цвет. Закрепить умение расплющивать и размазывать шарики пластилина на всей поверхности силуэта. Воспитывать усидчивость, желание доводить начатое до конца. | 1 |
4. | Октябрь2 занятие«Осенний лист» | Закреплять умение передавать характерные особенности осенних листьев, их цветовую гамму Воспитывать усидчивость, желание доводить начатое до конца.. | 1 |
5. | Ноябрь1 занятие«Дымковская - лошадка» | Знакомство с дымковской игрушкой как видом народного прикладного искусства. Закрепить умение расплющивать и размазывать шарики пластилина на всей поверхности силуэта. Воспитывать самостоятельность. | 1 |
6. | Ноябрь2 занятие«Дымковская -лошадка» | Продолжать знакомить с дымковской игрушкой как видом народного прикладного искусства. Воспитывать самостоятельность. Развивать цветовосприятие. Воспитывать усидчивость, желание доводить начатое до конца. | 1 |
7. | Декабрь1 занятие«Снежинка» | Совершенствовать умение передавать образ снежинки. Украшать работу, используя пайетки. Воспитывать усидчивость, желание доводить начатое до конца. | 1 |
8. | Декабрь1 занятие«Ёлочка» | Вызвать желание создать поздравительную открытку своими руками. Развивать творческое воображение детей, побуждая их самостоятельно придумать украшение для елочки. Создавать лепную картину с выпуклым изображением. Воспитывать аккуратность, самостоятельность. | 1 |
9. | Январь1 занятие«Синица» | Расширять представления о способе создания изображения. Развивать мелкую моторику рук. Закреплять умение работать с пластилином, использовать его свойства при раскатывании и сплющивании. Воспитывать усидчивость, желание доводить начатое до конца. | 1 |
10. | Январь2 занятие«Пингвинына льдине» | Развивать мелкую моторику рук. Закреплять умение работать с пластилином, использовать его свойства при раскатывании и сплющивании. | 1 |
11. | Февраль 1 занятие «Жираф» | Совершенствовать умение передавать образ жирафа. Продолжить знакомить с разными приемами и способами в пластилинографии. | 1 |
12. | Февраль 2 занятие «Кораблик» | Продолжить знакомить с разными приемами и способами в пластилинографии. | 1 |
13. | Март 1 занятие «Подснежники для мамы» | Закреплять умение детей выполнять поделку в технике пластилинографии. Формировать композиционные навыки. | 1 |
14. | Март 2 занятие «Ваза с цветами» | Развивать чувство цвета. Продолжить знакомить с разными приемами и способами техники пластилинографии. | 1 |
15. | Апрель1 занятие «Красивый коврик» | Формировать у детей умение создавать декоративные композиции по собственному замыслу. Развивать чувство цвета. | 1 |
16. | Апрель 2занятие «Укрась тарелку» | Продолжать знакомить детей с элементами хохломского узора. Развивать мелкую моторику; чувство формы и композиции. | 1 |
17. | Май 1занятие «Одуванчики – цветы, словно солнышки желты» | Развивать мелкую моторику рук. Закреплять умение работать с пластилином, использовать его свойства при раскатывании и сплющивании. | 1 |
18. | Май 2 занятие «Бабочка- красавица» | Формировать умение изображать бабочку с помощью жгутиков, выкладывать их для получения нужной формы, продолжать воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином, развивать мелкую моторику, координацию движения рук. | 1 |
Итого: 18 |
Примерное комплексно – тематическое планирование 2 год
№ | Тема | Цель | Кол-во часов |
1. | Сентябрь 1 занятие «Мухомор» | Развивать у детей эстетическое восприятие природы и учить передавать посредством пластилинографии изображение гриба, учить детей отщипывать небольшие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев, закрепить умение расплющивать шарики на всей поверхности силуэта (шляпка гриба, учить лепить «колбаску», развивать мелкую моторику рук, учить располагать композицию в центре листа. | 1 |
2. | 2 занятие «Цветные зонтики» | Продолжать работать в заданном пространстве, не заходя за контур. Продолжать совершенствовать прием размазывания. Предложить самостоятельно продумывать узоры зонта, используя свои знания приемов пластилинографии, развивать творчество и фантазию. | 1 |
3. 4. | Октябрь 1 и 2 занятие «Золотая осень» | Уточнить знания детей о пейзаже, закрепить умение изображать осенние деревья, продолжать учить приемам отщипывания, тренировать в лепке округлых форм, воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином, развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер, учить работать на заданном пространстве, учить создавать коллективную композицию, развивать творчество. | 1 1 |
5. | Ноябрь 1 занятие «Медуза» | Расширить представления о морском животном, его особенностях внешнего вида. Закреплять умение отщипывать пластилин, катать шарики, колбаски, учить выкладывать изображение по контуру, воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином, развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер. | 1 |
6. | 2 занятие «Осьминог» | Закреплять умение выкладывать изображение по контуру, лепить длинные «колбаски», закреплять прием надавливания, учить работать на заданном пространстве, дополнять работу бисером, ракушками, развивать творчество и фантазию, воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином, развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер. | 1 |
7. | Декабрь 1 занятие «Снегири на веточках» | Расширить представления детей о зимующих птицах,учить детей передавать свои наблюдения за живой природой в художественно-изобразительной деятельности посредством пластилинографии. Закрепить приемы скатывания, расплющивания, примазывания, деление на части с помощью стеки. Развивать композиционные навыки. | 1 |
8. | 2 занятие «Мастерская деда Мороза» | Побуждать изображать елочные игрушки, закреплять известные приемы лепки – раскатывание, сплющивание, размазывание, соединение частей, учить дополнять работу бисером, природным материалом (крупа, манка, создавать объемную композицию, учить работать на заданном пространстве, воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином, развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер. | 1 |
9. | Январь 1 занятие «Снеговик» | Воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящим в жизни детей в определенное время года. Закреплять навыки раскатывания и сплющивания. Включать в работу «бросовый» материал, воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином, развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер. | 1 |
10. | 2 занятие «Зимние фантазии» | Побуждать детей вносить объекты для изображения в соответствии с темой и замыслом, продолжать дополнять работу рисунком с помощью палочки или стеки, воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином, развивать мелкую моторику. | 1 |
11. | Февраль 1 занятие «Самолет» | Закрепить умение детей делить брусок пластилина на глаз на две равные части, раскатывать его прямыми движениями ладоней. Дополнять изображение характерными деталями (окошками- иллюминаторами, используя знакомые приемы работы: раскатывание, сплющивание. Продолжать формировать интерес детей к работе пластилином на горизонтальной плоскости — пластилинографии. | 1 |
12. | 2 занятие «Подарок папе» | Побуждать детей к изготовлению подарков для близких. Развивать творческое воображение. Формировать навыки самостоятельной деятельности. Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином, развивать мелкую моторику. | 1 |
13. 14. | Март 1 и 2 занятие «Подарок маме» | Побуждать детей к изготовлению подарков для близких. Развивать творческое воображение. Формировать навыки самостоятельной деятельности. Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином, развивать мелкую моторику, развивать творчество, координацию движения рук, глазомер. | 1 |
15. | Апрель 1 занятие «Пасхальное яйцо» | Развивать у детей эмоциональное восприятие окружающего мира. Совершенствовать умения в работе с пластилином. Побуждать самостоятельно продумывать замысел и подбирать необходимый материал, приемы для его воплощения. | 1 |
16. | 2 занятие «Звездное небо» | Побуждать интерес к созданию картины со звездами, кометами, самостоятельно подбирать приемы воплощения замысла, совершенствовать навыки лепки «колбаски» и округлых форм, учить в работе пользоваться стекой, продолжать воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином | |
17. | Май 1 занятие «Стрекоза» | Закреплять умение изображать гусеницу с помощью жгутиков (колбасок, выкладывать из них округлые формы, совершенствовать умение катать шарики, дополнять ими композицию, продолжать воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином, развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер. | 1 |
18. | 2 занятие «На лугу» | Закрепить умение продумывать рисунок на заданную тему, используя технику – «рисование жгутами», для выразительности работы использовать стеку, воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином, развивать мелкую моторику. | 1 |
Итого: | 18 |
3.Организациооный раздел.
Данная программа разработана для детей среднего дошкольного возраста (с 5 до 7 лет) .
Работа по формированию навыков по пластилинографии проводится в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставятся определённые задачи.
ЭТАПЫ РАБОТЫ.
- Подготовительный
- Освоить прием надавливания.
- Освоить прием вдавливания.
- Освоить прием размазывания пластилина подушечкой пальца.
- Освоить правильную постановку пальца.
-Освоить прием отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками.
-Научиться работать на ограниченном пространстве
- Основной
- Научиться не выходить за контур рисунка
- Научиться пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его.
- Использовать несколько цветов пластилина
- Для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки и т. д.)
- Научиться пользоваться специальной стекой-печаткой.
- Научиться доводить дело до конца
- Научиться аккуратно, выполнять свои работы
- Научиться выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми
-Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий
- Научиться действовать по образцу воспитателя
- Научиться действовать по словесному указанию воспитателя
- 3. Итоговый — Самостоятельно решать творческие задачи.
- Самостоятельно выбирать рисунок для работы.
- Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности
Организация занятий кружка:
Одно занятие в неделю по 25 минут, два раза в месяц.
Материал:
-картон белый и цветной;
-пластилин;
-доска для лепки;
-влажные салфетки;
-стеки;
-бросовый материал.
Планируемые результаты кружковой работы
- положительный эмоциональный настрой у детей в процессе изготовления поделок из пластилина, желание создавать поделки своими руками, дети научатся радоваться полученному результату;
- повысится уровень развития мелкой моторики рук младших дошкольников;
- увеличится активный словарь детей, повысится качество произношения звуков;
- дети смогут самостоятельно применять приёмы лепки при изготовлении поделок из пластилина;
- Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.
Диагностическая карта результатов развития детей
(начало и конец года)
Фамилия, имя ребенка | Технические навыки | Проявление творчества в декоре | Развитие мелкой моторики | Проявление аккуратности и трудолюбия | ||||
Раскат. | Сплющ. | Размаз. | ||||||
Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | |
Программное обеспечение.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
2. АООП «Детского сада № 6» в соответствии с ФГОС ДО
3. Венгер Л.А. «Педагогика способностей». -М., 2008 г.
4. Григорьева Г.Г. «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности». -М., 2000 г.
5. Комарова Т.С. «Дети в мире творчества». -М., 2012 г.
6.Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду». Авторская программа «Цветные ладошки».
7.Межиева М.В. «Развитие творческих способностей у детей 5 – 9 лет». Ярославль. Академия развития, 2002 г.
8.Рейд Б. «Обыкновенный пластилин». -М., 2018 г.
9.Тюфанова И.В. «Мастерская юных художников». -СПб., «Детство-Пресс», 2002 г.
10.Шумакова Н.Б. «Одаренный ребенок: особенности обучения». -М., Просвещение, 2006 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/11/picture-970995-1510350784.jpg)
Рабочая программа кружка «Светофорик» (дорожная безопасность) для детей старшего дошкольного возраста
Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста (5- 6 лет) МБДОУ «ЦРР &nda...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/27/picture-964763-1509076599.jpg)
Рабочая программа кружка по дополнительному образованию для детей старшего дошкольного возраста «Веселая математика»
Рабочая программа кружка по дополнительному образованию для детей старшего дошкольного возраста«Веселая математика»...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/06/picture-1167163-1607249849.jpg)
Рабочая программа кружка «Основы финансовой грамотности» для детей старшего дошкольного возраста.
Финансовая грамотность – это умение использовать знания и навыки, для принятия правильных решений, связанных с деньгами и тратами.Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночн...
![](/sites/default/files/pictures/2022/05/04/picture-1404873-1651692117.jpg)
Программа дополнительного образования "Волшебный пластилин" для детей младшего дошкольного возраста
Программа дополнительного образования "Волшебный пластилин" для детей младшего дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/26/picture-426193-1395847809.jpg)
Рабочая программа кружка пластилинографии «Волшебный пластилин» для детей старшего дошкольного возраста
Программа дополнительного образования обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 5 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - речевому и худ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/03/picture-745030-1670015502.jpg)
Рабочая программа кружка по театрализованной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи 5-6 лет.
Цель программы: Создание условий по развитию творческих, духовно-нравственных качеств детей с нарушениями речи (ОНР и ФФНР) посредством приобщения к миру театра....
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/16/picture-1496061-1700104175.jpg)
Рабочая программа кружка «Творчество во всём!» для детей старшего дошкольного возраста
развитие творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста в игровом процессе с использованием ТРИЗ-технологии....