Рабочая программа кружка «Творчество во всём!» для детей старшего дошкольного возраста
рабочая программа по окружающему миру (старшая группа)
развитие творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста в игровом процессе с использованием ТРИЗ-технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 40.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №26 с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому развитию детей».
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
На педагогическом совете Заведующий МБДОУ
№___от________.20____г. «Детский сад № 26 ________________ О.В. Вальд
«____»_____________2023г
Рабочая программа кружка
«Творчество во всём!»
для детей старшего дошкольного возраста
Воспитатель:
А.В. Елага
Ачинск, 2023г.
Пояснительная записка: Рабочая программа кружка разработана в соответствии: с образовательной программой дошкольного образования МБДОУ «Детский сад № 26»; содержит элементы методики Гин С. И. «Занятия по ТРИЗ в детском саду».
Программа кружка способствует формированию функциональной грамотности, предусматривает интеграцию в ходе реализации всех образовательных областей программы. Возраст детей, на которых рассчитана программа: 5-6 лет.
Срок программы 2023-2024 учебный год, она рассчитана на 36 учебных недель в году, продолжительность непосредственной деятельности в неделю для детей устанавливается в зависимости от возраста. Старшая группа – 25 минут; Программа предполагает проведение одной игры в неделю во второй половине дня. Всего 36 игровых ситуаций, которые носят как коллективные, так и индивидуальные формы работы.
В начале и конце учебного года проводится мониторинг детей, которые в течение года посещали кружок, сравниваются результаты на начало и на конец учебного года и делается вывод об усвоении программного материала.
Актуальность
ТРИЗ-технология и использования методов способствует воспитанию творческой личности, подготовленной к решению нестандартных задач в различных областях и игровой деятельности. Используя ТРИЗ-технологию в игровом процессе, помогает анализировать все происходящее в окружающем мире, развивать поисковую активность, креативное мышление и речь, стремление к новизне и к фантазированию.
Реализация программы кружка по использованию ТРИЗ-технологии «Творчество во всём!» в течение года позволит раскрывать творческий потенциал у детей старшего дошкольного возраста.
Цель программы: развитие творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста в игровом процессе с использованием ТРИЗ-технологии.
Задачи:
Обучающие:
- расширять познавательную активность и интерес детей через использование ТРИЗ-технологии;
Развивающие:
- развивать умение детей сравнивать и анализировать предметы по признакам, отвечать развернутыми предложениями;
-развивать у детей воображение, память, мышление;
- развивать умение фантазировать;
Воспитательные:
- воспитывать умение выполнять необходимую последовательность действий игры;
- воспитывать внимание, сосредоточенность и подчинятся правилам игры.
Формы работы:
- Беседы;
- Работа с наглядным материалом;
- Игровые упражнения и ситуации.
Методы:
- Метод фокальных объектов. Сущность данного метода в перенесении свойств одного объекта или нескольких на другой. Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением.
- Метод «Системный анализ» помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. Его цель – определить роль и место объектов, и их взаимодействие по каждому элементу.
- Метод морфологического анализа. В работе с дошкольниками этот метод очень эффективен для развития творческого воображения, фантазии, преодоления стереотипов. Суть его заключается в комбинировании разных вариантов характеристик определённого объекта при создании нового образа этого объекта.
- Метод ММЧ (моделирования маленькими человечками).моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами (твердое – жидкое – газообразное).
- Мышление по аналогии. Так как аналогия - это сходство предметов и явлений по каким-либо свойствам и признакам, надо сначала научить детей определять свойства и признаки предметов, научить их сравнивать и классифицировать
Приемы: фантазирование, придумывание нового объекта, составлять рассказ по картинке, обучение навыку классификации.
Предполагаемый результат:
- сравнивает и анализирует предметы по признакам;
- отвечает на вопрос развернутыми предложениями;
- устанавливает простые причинно-следственные связи между предметами;
- имеет способность фантазировать;
- развивает воображение, память и мышление;
- выполняет последовательность в игре и умеет подчиняться правилам игры.
Перспективное планирование
Месяц | № п/п | Игровые ситуации | Цель | Источник |
Сентябрь | 1 | Повторение пройденного | Цели: развивать навыки внимания, наблюдательности; повторить основные темы первого года обучения; развивать воображение. | С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду» с.52 |
2 | Прием фантазирования «Дробление — объединение» | Цели: развивать аналитико-синтетические умения; познакомить с приемом фантазирования «дробление — объединение»; развивать воображение. | С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду» с.53 | |
3 | Метод фокальных объектов (МФО) | Цели: познакомить с игрой «Да-нетка»; систематизировать представления о свойствах объектов; развивать умение переносить свойства с одного объекта на другой; развивать фантазию. | С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду» с.55 | |
4 | Прием фантазирования «Увеличение — уменьшение» | Цели: познакомить с приемом фантазирования «увеличение — уменьшение»; активизировать мышление путем разрешения проблемных ситуаций; воспитывать умение сопереживать; формировать коммуникативные навыки. | С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду» с.58 | |
Октябрь | 5 | Свойства и признаки | Цели: развивать пространственное воображение; систематизировать знания о признаках объектов; обучать навыкам классификации; развивать фантазию, умение переносить признаки с одного объекта на другой; развивать внимание. | С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду» с.61 |
6 | Развитие ассоциативности | Цели: обучать навыкам ассоциативного мышления; развинти. навыки театрализации, перевоплощения. | С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду» с.63 | |
7 | Развитие ассоциативности (продолжение) | Цели: активизировать мышление детей; систематизировать знания об объектах круглой формы; развивать ассоциативное мышление; обучать алгоритму составления ассоциативных загадок. | С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду» с.65 | |
8 | Прием фантазирования «Оживление» | Цели: познакомить с приемом фантазирования «Оживление»; активизировать мышление детей; развивать воображение, фантазирование. | С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду» с.66 | |
Ноябрь | 9 | «Волшебник Времени» | Цели: познакомить с приемом фантазирования «Изменение времени»; развивать диалектичность и вариативность; систематизировать знания о сезонных изменениях в природе; развивать воображение. | С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду» с.68 |
10 | Волшебник Времени (продолжение) | Цели: развивать диалектическое мышление; познакомить с приемом разрешения противоречий во времени; систематизировать знания детей о последовательности протекания различных событий; развивать навыки фантазирования. | С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду» с. 71 | |
11 | Морфологический анализ | Цели: активизировать мышление детей; систематизировать знания детей о составных частях объекта и их вариантах; развивать воображение. | С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду» с.73 | |
12 | Прием фантазирования «Наоборот». | Цели: познакомить с приемом разрешения противоречий «наоборот»; активизировать словарный запас путем использования антонимов; развивать чувство юмора, воображение. | С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду» с.75 | |
Декабрь | 13 | Прием фантазирования «Бином фантазии» . | Цели: познакомить с приемом фантазирования Джанни Родари «Бином фантазии»; активизировать словарный запас; развивать тактильную память, воображение | С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду» с.77 |
14 | Обобщающее занятие по приемам фантазирования | Цель: систематизация знаний детей по основным приемам фантазирования: «дробление — объединение», «увеличение — уменьшение», «ускорение — замедление», «оживление | С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду» с.78 | |
15 | Рассказ по картинке: аналитико-синтетические виды работы | Цели: формировать аналитические умения; активизировать словарный запас путем составления предложений; развивать память, наблюдательность; активизировать восприятие за счет использования различных органов чувств. | С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду» с.78 | |
16 | Рассказ по картинке: «системный оператор» | Цели: развивать внимание, наблюдательность; обучать построению причинно-следственных цепочек; развивать навыки прогнозирования и фантазирования. | С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду» с.80 | |
Январь | 17 | Рассказ по картине: выразительные средства речи | Цели: активизировать словарный запас; обучать навыкам сравнения; систематизировать представления о признаках объектов. | С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду» с.82 |
18 | Обобщающее занятие по рассказу по картинке | Цель: обобщить знания детей о приемах рассказа по картинке: анализ сюжета, составление предложений, использование органов чувств, развитие сюжета во времени, выразительные средства речи. | С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду» с.84 | |
19 | Прогнозирование: объект «больница» | Цели: развивать диалектическое мышление; познакомить с приемами прогнозирования; развивать воображение; ориентировать детей на здоровый образ жизни. | С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду» с.84 | |
20 | Прогнозирование: объект «самолет» | Цели: обучать алгоритму сочинения загадок по признакам; развивать диалектическое мышление; формировать навыки прогнозирования и фантазирования; развивать внимание. | Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду» с.86 | |
Февраль | 21 | Фантазирование (объект «магазин») . | Цели: активизировать мышление детей; развивать диалектичность и вариативность мышления; развивать внимание; систематизировать знания детей о товарно-денежных отношениях | С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду» с.88 |
22 | Прием фантазирования: эвроритм (объект: велосипед) | Цели: активизировать интерес детей; развивать диалектичность и вариативность мышления; формировать умение выстраивать причинно-следственные цепочки; развивать внимание, фантазирование. | С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду» с. 90. | |
23 | Прием фантазирования: эвроритм (объект: мороженое) | Цели: обучать навыку составления определений; развивать диалектичность и вариативность мышления; развивать внимание и наблюдательность; развивать воображение. | С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду» с.92 | |
24 | Обобщающее занятие по придумыванию новых объектов | Цель занятия: обобщить различные способы придумывания нового: приемы прогнозирования, эвроритм, прием «универсализация — специализация». | С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду» с.94 | |
Март | 25 | Понятие о классификации | Цели: систематизировать знания детей о различных классификациях; научить использовать прием «сужение круга поиска» при отгадывании; развивать абстрактное мышление. | С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду» с. 94 |
26 | Классификация животного мира | Цели: систематизировать знания об отличительных признаках представителей животного мира; развивать умение сравнивать и обобщать; формировать навыки выделения существенных признаков; развивать внимание. | С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду» с. 97 | |
27 | Сочинение сказок про животных | Цели: активизировать мышление детей; систематизировать знания детей о сказочных животных; развивать логическое мышление; развивать воображение. | С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду» с.99 | |
28 | «Почемучка» | Цель: Придумывание вопросов со словом почему? про различных животных. | С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду» с.102 | |
Апрель | 29 | Классификация растительного мира | Цели: систематизировать знания детей о растениях; развивать умение переключать внимание; развивать логическое мышление; формировать навыки самостоятельного проведения классификации | С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду» с. 102 |
30 | «Будущее предметов» | Цель: Развивать умение прогнозировать формировать навык вариативного мышления; развивать воображение, умение фантазировать | С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду» с.103 | |
31 | «Системный оператор» | Цель: Познакомить с моделью анализа объектов «пятиэкранки»; развивать внимание, речь . | С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду» с.104 | |
32 | «Обобщающее занятие по «системному оператору» | Цель: Закрепить умение системного анализа объекта; закрепить умение пользоваться моделью «пятиэкранка»; формировать диалектическое мышление. | С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду» с.106 | |
Май | 33 | «Анализ сказки по «системному оператору» | Цель: Сформировать умение системного анализа сказки; развивать умение анализировать, обобщать; обучить использованию приема «наоборот»; развивать воображение. | С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду» с. 108 |
34 | «Использование ресурсов для сочинения сказки» | Цель: Обучить приемам сочинения загадок; развивать умение сравнивать и обобщать; развивать навыки фантазирования; активизировать мышление путем разрешения проблемных ситуаций | С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду» с.108. | |
35 | «Другая точка зрения» | Цель: Систематизировать представления детей о жанре сказки; познакомить с приемом описания объектов с другой точки зрения; развивать эмпатию | С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду» с.109 | |
36 | «Обобщающее занятие год» | Цель: Систематизировать представления детей о противоречиях, систематизировать восприятие объектов как совокупности взаимосвязанных частей; оценить умение воспринимать объекты как совокупности противоположностей. | С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду» с.111 |
Работа с родителями:
1. | Октябрь | Круглый стол «Знакомимся с технологией ТРИЗ» |
2. | Январь | Консультация «Развиваем воображение малыша»; |
3. | Апрель | Мастер-класс «Развитие творческого потенциала детей. Применение методов ТРИЗ в детском саду и дома» |
Список используемой литературы
- О.П. Жихар, А.В. Корзун»ОТСМ-ТРИЗ в дошкольном образовании»
- С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду».
- С И. Грин «Триз-педагогика для малышей. Конспекты занятий для воспитателей и родителей»
Мониторинг
Рекомендации по определению уровня развития ребенка:
Высокий – от 4,0 до 5,0
Ребенок увлеченно и с интересом общается и вовлекается в игровую деятельность со сверстниками. самостоятельно отвечает на все вопросы, пользуется развернутыми предложениями. Сравнивает и анализирует предметы по признакам, способны устанавливать простые причинно-следственные связи между предметами, выполнять необходимую последовательность действий и подчиняться правилам игры.
Средний – от 2,9 до 3,9
Ребенок обычно следует по образцу, действует по подражанию, мотивирует свою неуверенность неумением, но при поддержке взрослого включается в деятельность и охотно соглашается играть. В речи присутствуют преимущественно простые предложения из 2—3 слов. Затрудняются в сравнении и в умение анализировать предметов по признакам, в установке простых причинно-следственных связи между предметами. Правила игры и последовательность действий игры при выполнении затрудняется
Низкий – от 0 до 2,8
Ребенок не проявляет заметного интереса к играм и игровым упражнениям в совместной деятельности со взрослым по подражанию вовлекается в игру, но не выражает свое отношение к игре и игровым упражнениям. На вопросы отвечает одним словом. Не сравнивают и не анализируют предметы по признакам, не способны устанавливать простые причинно-следственные связи между предметами. Правилам игры не подчиняется. Последовательность действий игры нарушает.
Рекомендации по определению владения ребенком параметром оценки:
1балл – ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает;
2 балла – ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки;
3 балла – ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого;
4 балла – ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого;
5 баллов – ребенок выполняет все параметры оценки сам.
Имя ребенка | Познавательная активность и интерес ребенка | Способен сравнивать и анализировать предметы по признакам | Способен устанавливать простые причинно-следственные связи между предметами | Отвечают развернутыми предложениями | Способен выполнять необходимую последовательность действий и подчиняться правилам игры. | Суммарный уровень | ||||||
с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | |
1. | ||||||||||||
2. | ||||||||||||
3. | ||||||||||||
4. | ||||||||||||
5. | ||||||||||||
6. | ||||||||||||
7. | ||||||||||||
8. | ||||||||||||
9. | ||||||||||||
10. |
Вывод______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вывод______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/11/picture-970995-1510350784.jpg)
Рабочая программа кружка «Светофорик» (дорожная безопасность) для детей старшего дошкольного возраста
Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста (5- 6 лет) МБДОУ «ЦРР &nda...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/27/picture-964763-1509076599.jpg)
Рабочая программа кружка по дополнительному образованию для детей старшего дошкольного возраста «Веселая математика»
Рабочая программа кружка по дополнительному образованию для детей старшего дошкольного возраста«Веселая математика»...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/06/picture-1167163-1607249849.jpg)
Рабочая программа кружка «Основы финансовой грамотности» для детей старшего дошкольного возраста.
Финансовая грамотность – это умение использовать знания и навыки, для принятия правильных решений, связанных с деньгами и тратами.Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночн...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/26/picture-426193-1395847809.jpg)
Рабочая программа кружка пластилинографии «Волшебный пластилин» для детей старшего дошкольного возраста
Программа дополнительного образования обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 5 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - речевому и худ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/26/picture-426193-1395847809.jpg)
Рабочая программа кружка пластилинографии «Волшебный пластилин» для детей старшего дошкольного возраста
Программа дополнительного образования обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 5 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - речевому и худ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/03/picture-745030-1670015502.jpg)
Рабочая программа кружка по театрализованной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи 5-6 лет.
Цель программы: Создание условий по развитию творческих, духовно-нравственных качеств детей с нарушениями речи (ОНР и ФФНР) посредством приобщения к миру театра....
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/16/picture-1496061-1700104175.jpg)
Рабочая программа кружка «Творчество во всём!» для детей среднего дошкольного возраста
Реализация программы кружка по использованию ТРИЗ-технологии «Творчество во всём!» в средней группе будет способствовать в течение года развитию творческому потенциалу в игровом проц...