Конспект занятия по лепке для старшей группы «Домашние животные» (с использованием макетов)
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа)

МУСТАФАЕВА ЭЛЬЗАРА Серверовна

 

Цели:

  • закрепить представления о домашних животных и их характерных особенностях;
  • совершенствовать навыки лепки (конструктивный и комбинированный способы);
  • развивать мелкую моторику, пространственное мышление и творческую инициативу.

Задачи:

  • образовательные: закрепить названия домашних животных и их детёнышей, особенности внешнего вида (форма тела, размер, части тела); учить передавать пропорции и характерные черты животного в лепке;
  • развивающие: развивать глазомер, координацию движений, чувство формы и композиции;

воспитательные: воспитывать заботливое отношение к животным, аккуратность в работе с пластилином, умение доводить дело до конца.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по лепке для старшей группы

«Домашние животные»
(с использованием макетов)

Возраст: 5–6 лет.
Длительность: 25–30 минут.
Форма организации: фронтальная, индивидуальная.

Цели:

  • закрепить представления о домашних животных и их характерных особенностях;
  • совершенствовать навыки лепки (конструктивный и комбинированный способы);
  • развивать мелкую моторику, пространственное мышление и творческую инициативу.

Задачи:

  • образовательные: закрепить названия домашних животных и их детёнышей, особенности внешнего вида (форма тела, размер, части тела); учить передавать пропорции и характерные черты животного в лепке;
  • развивающие: развивать глазомер, координацию движений, чувство формы и композиции;
  • воспитательные: воспитывать заботливое отношение к животным, аккуратность в работе с пластилином, умение доводить дело до конца.

Материалы и оборудование:

  • макет «Ферма» (с домиками, загонами, кормушками);
  • игрушки/фигурки домашних животных (корова, лошадь, собака, кошка, овца, коза, свинья);
  • цветной пластилин, стеки, доски для лепки, влажные салфетки;
  • карточки-подсказки с этапами лепки животных;
  • аудиозапись «Звуки фермы» (мычание, лай, блеяние и т. п.).

Предварительная работа:

  • беседы о домашних животных, их пользе для человека;
  • рассматривание иллюстраций, чтение книг (Е. Чарушин, В. Бианки);
  • дидактические игры «Угадай животное по описанию», «Кто как голос подаёт»;
  • наблюдение за домашними животными (если есть возможность).

Ход занятия

1. Вводная часть (4–5 мин)

Воспитатель (включает аудиозапись «Звуки фермы», приглашает детей к макету «Ферма»):

«Послушайте внимательно: кто это так громко мычит? А кто лает? Давайте заглянем на нашу ферму и узнаем, кто здесь живёт».

(Дети рассматривают макет, называют животных.)

Воспитатель:

«Почему этих животных называют домашними? Чем они отличаются от диких?»

Дети:

  • «Они живут рядом с человеком!»
  • «Человек их кормит и ухаживает за ними!»
  • «Они дают молоко, шерсть, помогают в хозяйстве!»

Воспитатель:

«А теперь отгадайте загадки:

  • “С бородою, а не старик, с рогами, а не бык…” (козёл);
  • “Груз везёт, сено жуёт, хвостом помахивает…” (лошадь);
  • “Глядишь — ласкается, дразнишь — кусается…” (собака)».

(После отгадывания воспитатель выставляет соответствующие фигурки на макет.)

Воспитатель:

«Сегодня мы станем скульпторами и вылепим своих домашних животных. Но сначала — разогреем пальчики!»

Пальчиковая гимнастика «Ферма»

На ферме много дел с утра: (сжимают-разжимают кулаки)
Кормим кур, коров, барана.
(поочерёдно загибают пальцы)
Лошадь гладим по спине,
(гладят ладонь другой рукой)
Котёнку даём сметану.
(имитируют кормление)
Всех мы любим, всех мы знаем —
(соединяют ладони)
На ферме дружно мы живём!
(хлопают в ладоши)


2. Основная часть (12–15 мин)

а) Беседа об особенностях животных
Воспитатель (у макета, показывает игрушки):

«Давайте рассмотрим, как выглядят наши животные.

  • У коровы большое туловище и рога. Какие ещё части тела есть? (голова, ноги, хвост, вымя).
  • У лошади длинная шея и грива. Как она двигается? (быстро бегает, скачет).
  • Кошка гибкая и пушистая. Какие у неё лапки? (мягкие, с коготками).
  • Собака верная и сильная. Что она умеет делать? (охранять, лаять, бегать)».

Воспитатель:

«Как вы думаете, с чего начать лепку? Какие формы нам понадобятся?»

Дети:

  • «Сначала скатать шар для туловища!»
  • «Потом сделать голову и лапы!»
  • «У коровы надо рога добавить!»

б) Практический показ
Воспитатель (на примере кошки):

  1. Берём кусок пластилина, делим на 2 части (большая — туловище, меньшая — голова).
  2. Скатываем шар для туловища, слегка вытягиваем — получаем овал.
  3. Формируем голову (шар), прикрепляем к туловищу.
  4. Лепим 4 лапы-колбаски, хвост-колбаску, уши-треугольники.
  5. Добавляем детали: глазки-бусинки, носик-шарик, усы-тонкие нити.
  6. Сглаживаем стыки, придаём плавность формам.

в) Самостоятельная работа детей

  • Дети выбирают животное для лепки (можно работать парами).
  • Пользуются карточками-подсказками.
  • Воспитатель помогает, напоминает о пропорциях, советует, как передать характерные черты (рога, гриву, хвост).
  • Следит за аккуратностью, использованием стеки для проработки деталей.

Примеры подсказок воспитателя:

  • «Как сделать ноги у лошади длиннее, чем у свиньи?»
  • «Какие цвета пластилина подойдут для пятнистой коровы?»
  • «Как показать, что кошка мурлычет? Может, улыбнём её мордочку?»

3. Практическая часть (7–10 мин)

Творческое задание «Моё домашнее животное»

  • Каждый ребёнок лепит выбранное животное, стараясь передать его особенности (позу, выражение морды, детали шерсти/рогов/копыт).
  • Можно добавить элементы окружения (миска с едой, будка, стог сена) — по желанию.
  • Использовать разные приёмы: раскатывание, скатывание, примазывание, вдавливание.

Воспитатель (в процессе работы):

«Расскажи, какое животное ты лепишь? Что ты уже сделал? Что будешь делать дальше? Как покажешь, что оно доброе/игривое/сильное?»

Дети (комментируют):

  • «Я леплю собаку — она сторожит дом, поэтому стоит на четырёх лапах и смотрит вперёд!»
  • «Моя кошка свернулась клубочком и спит!»
  • «У моей коровы большие рога и вымя, она даёт молоко!»

4. Заключительная часть (3–4 мин)

Рефлексия и выставка работ

Воспитатель:

«Посмотрите, какая замечательная ферма у нас получилась! Давайте расставим наших животных на макете.

  • Чьё животное тебе больше всего понравилось? Почему?
  • Что было самым трудным в лепке?
  • Как ты передал характер своего зверя?»

Дети (делятся впечатлениями):

  • «Мне нравится лошадь — она высокая и стройная!»
  • «Я старался сделать кошку пушистой, поэтому сделал много маленьких шариков на спине!»
  • «Трудно было слепить маленькие копытца у поросёнка!»

Воспитатель:

«Вы все сегодня были настоящими мастерами! Ваши животные получились живыми и добрыми. Давайте назовём их и придумаем им имена».

(Дети дают имена своим фигуркам, размещают их на макете, обсуждают.)

Итог:

«Мы вспомнили, какие бывают домашние животные, как они выглядят и чем полезны. А ещё научились лепить их из пластилина — передавать форму, пропорции и даже настроение. Теперь наша ферма полна друзей!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе "Домашние животные"

Своевременное развитие связной речи ребёнка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышлени...

Конспект занятия по экологии в старшей группе "Домашние птицы"

Расширение представлений о домашних птицах, о приспособленности водоплавающих домашних птиц к плаванию в воде...

Конспект занятия по лепке в старшей группе на тему: "Сказочные животные. Чебурашка "

Цель: Формировать умение детей лепить сказочных героев. Задачи: - создать у детей эмоциональное отношение к сказочным животным; - закрепить умение создавать целостность объекта из отдельных дета...

Конспект интегрированный НОД по развитию речи и лепке в старшей группе «Домашние животные»

Закреплять знания детей по теме «Домашние животные».Расширять словарный запас (домашние животные, водоплавающая, утиный клюв, индейка).Развивать мелкую моторику рук с элементами пальчиково...

Конспект занятия по аппликации в старшей группе "Домашние животные"

Конспект занятия по аппликации в старшей группе "Домашние животные"...

Конспект занятия по развитию речи старшая группа «Домашние животные. Описательный рассказ»

Цели:- Закрепить обобщающее понятие «домашние животные».- Учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму су­ществительных.- Учить образовывать составные прилагательные.- Формирова...