Программа по мультипликации "Мульти-Пульти"
методическая разработка по аппликации, лепке
Мультипликация представляет собой сложный и многоструктурный процесс, построенный на объединении областей нескольких видов искусства. Главная педагогическая ценность мультипликации как вида современного искусства заключается, прежде всего, в возможности комплексного развивающего обучения детей. Кроме того, именно мультипликация помогает максимально сближать интересы взрослого и ребенка, отличаясь доступностью и неповторимостью жанра. С ее помощью можно сделать процесс обучения удовольствием для дошкольников. Мультипликация может стать прекрасным развивающим средством для раскрепощения мышления, развития творческого потенциала.
Мультипликация заключает в себе большие возможности для развития творческих способностей, сочетая теоретические и практические занятия, результатом которых является реальный продукт самостоятельного творческого труда детей. В процессе создания мультипликационного фильма у детей развиваются сенсомоторные качества, связанные с действиями руки ребенка, обеспечивающие быстрое и точное усвоение технических приемов в различных видах деятельности, восприятие пропорций, особенностей объемной и плоской формы, характера линий, пространственных отношений, цвета, ритма, движения. Творческие способности, направленные на создание нового, формируются только на нестандартном материале, который делает невозможным работу по существующему шаблону, анимация - искусство, разрушающее все стереотипы изображения, движения, создания образов, чьи «границы совпадают только с границами воображения».
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 99.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование «Березовский район» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Олененок» (МАДОУ ДС «Олененок») |
Сосьвинский, пер., дом 1, с. Саранпауль, Березовского района, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, 628148, телефон: (34674)45885, 45886, E-mail: mdouolenenok@mail.ru , https://ds-olenenok.nubex.ru/ |
РАССМОТРЕНА (ПРИНЯТА)* Педагогическим Советом Протокол №____от ______ 20__г. | «УТВЕРЖДАЮ» Заведующий МАДОУ д/с «Оленёнок» ________Артеева Ю.А. Приказ от «__»______20__ №____ |
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Мульти-Пульти»
детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями
(на основе авторских стихов и сказок детей и родителей воспитанников) через создание мультипликационных фильмов
Срок реализации программы 9 месяцев
(общекультурный (стартовый) уровень, художественной направленности)
Возраст обучающихся: 6-7 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Ерошевич Надежда Юрьевна,
Учитель-логопед
с. Саранпауль, 2023
Пояснительная записка
Со способности удивляться, видеть удивительное в обычных, казалось бы, вещах начинается творчество. Оно находит свое воплощение в искусстве. Искусство - это художественно-эстетическая деятельность человека, направленная на отображение образов окружающего мира посредством слова, звука, изображения.
Современному обществу необходим активный, инициативный, креативно мыслящий и доброжелательный гражданин. Дошкольное детство представляет собой важнейший период в становлении личности, которое должно быть освещено творчеством, а следовательно, искусством. В поисках методов, способствующих развитию творческого мышления ребенка, я обратилась к мультипликации.
Актуальность
Мультипликация представляет собой сложный и многоструктурный процесс, построенный на объединении областей нескольких видов искусства. Главная педагогическая ценность мультипликации как вида современного искусства заключается, прежде всего, в возможности комплексного развивающего обучения детей. Кроме того, именно мультипликация помогает максимально сближать интересы взрослого и ребенка, отличаясь доступностью и неповторимостью жанра. С ее помощью можно сделать процесс обучения удовольствием для дошкольников. Мультипликация может стать прекрасным развивающим средством для раскрепощения мышления, развития творческого потенциала.
Мультипликация заключает в себе большие возможности для развития творческих способностей, сочетая теоретические и практические занятия, результатом которых является реальный продукт самостоятельного творческого труда детей. В процессе создания мультипликационного фильма у детей развиваются сенсомоторные качества, связанные с действиями руки ребенка, обеспечивающие быстрое и точное усвоение технических приемов в различных видах деятельности, восприятие пропорций, особенностей объемной и плоской формы, характера линий, пространственных отношений, цвета, ритма, движения. Творческие способности, направленные на создание нового, формируются только на нестандартном материале, который делает невозможным работу по существующему шаблону, анимация - искусство, разрушающее все стереотипы изображения, движения, создания образов, чьи «границы совпадают только с границами воображения».
Разные виды изобразительного искусства: рисунок, живопись, лепка, дизайн и декоративно-прикладное творчество – сосуществуют в мультипликации на равных. А сам процесс создания мультфильма включает занятия литературные, музыкальные, актерские, режиссерские, операторские, которые помогают создавать изобразительные образы и вносят в них новый смысл.
Кроме того, занимаясь различными видами деятельности, осваивая новые материалы и техники, дети нацелены на конкретный результат, представляя, для чего они рисуют, лепят, мастерят. И то, и другое является наиболее благоприятными условиями для развития творчества.
Создавая героев мультипликационного фильма и декорации: из пластилина, делая аппликации, вырезая силуэты, рисуя красками, фломастерами, мягкими материалами, ребята изучают свойства и технические возможности художественных материалов.
Создание анимационных фильмов в детском саду решает ряд образовательных задач, раскрывает творческий потенциал дошкольников, развивает мышление. Искусство анимации развивает творческую мысль, формирует умение оригинальной подачи видения окружающего мира.
Мультипликация – это групповой творческий процесс. Как и во взрослой команде мультипликаторов, дети знакомятся с разными техниками, пробуют разные функции: режиссёра, оператора, сценариста, художника-мультипликатора.
В процессе создания мультфильма происходит распределение функций и ролей между участниками в соответствии с теми работами, которые необходимо выполнить, а именно: написание текста сценария, выбор музыки, озвучивание. Качественная подготовка литературно-художественной части является залогом успешности будущей работы, поэтому при планировании данной деятельности выделено достаточно времени на разработку предварительного сценария и подготовку художественного оформления. Завершается данная работа просмотром и обсуждением готовых результатов, что является необходимым шагом к созданию новых работ.
Программа позволяет осуществлять проектный подход при создании анимационных фильмов, а также использовать в работе интеграцию разнообразных видов деятельности детей: двигательную, игровую, продуктивную, коммуникативную, трудовую, познавательно-исследовательскую, музыкально-художественную, а также чтение художественной литературы.
Новизна (инновационность)
На современном этапе любая разрабатываемая программа должна содержать степень инновационности, то есть новизны. Таким образом, анализируя имеющийся опыт работы по созданию мультфильмов в ДОУ из средств интернет ресурсов, ознакомившись с опытом работы края, муниципалитета было предложено педагогическим коллективом использовать уже имеющийся методический материал опыта совместной работы с детьми и родителями (законными представителями).
В 2018, 2019 учебном году активно реализовывался инновационный проект «Оригамские сказки» по авторским сказкам детей и родителей воспитанников, накоплен определенный материал. Тематика сказок довольно разнообразна и доступна детскому восприятию. Дети с большим удовольствием и желанием разучивают их, драматизируют вместе со взрослыми, а также складывают героев сказок в технике оригами.
Поэтому использование авторских сказок в качестве сценариев при создании мультфильмов привнесет новизну и степень инновационности в программу кружка «Мульти-Пульти». Даст детям возможность фантазировать, создавать новые сказки, рассказы и диалоги, реализуемые в дальнейшем в цикл мультфильмов с определенной тематикой для решения конкретной задачи в процессе воспитательно-образовательной работы педагога с детьми. Как известно, мышление дошкольника наглядно-образное, поэтому для иллюстрации каких-то ситуаций жанр мультипликационного фильма подходит как нельзя лучше. Мультфильм – сочетает в себе слово и картинку, т.е. включает два органа восприятия: зрение и слух. Если к этому добавить еще и совместный с ребенком анализ увиденного, мультфильм станет мощным воспитательным инструментом и одним из авторитетных и эффективных наглядных материалов. А учитывая, что дети и родители принимали активное участие в создании авторских сказок, это повысит активность и желание принимать участие в создании мультфильмов. Учитывая приведенные доводы можно смело сказать что, в этом и будет заключаться новизна программы.
Обоснование значимости программы для развития системы образования (степень теоретической и практической проработанности проблем инновационной деятельности).
Изучив имеющийся опыт работы в данном направлении в средствах интернет ресурсов (см. ссылки в ресурсы Интернет), как в теоретическом, так и в практическом плане, были выдвинуты ряд проблем.
Во-первых, утрата духовности и нравственности у детей из-за неконтролируемого просмотра взрослыми зарубежных мультфильмов.
Во-вторых, слабое развитие у воспитанников познавательно-речевой активности (познавательно-исследовательская деятельность, приобщение к социальным ценностям, развитие речи, приобщение к художественной литературе), творческих способностей через художественно-эстетическое направление (приобщение к искусству, изобразительная, конструктивно-модельная и музыкально-театрализованная деятельность).
В-третьих, создание мультфильма требует создания определенных условий, затрат времени, четко спланированной и результативной предварительной работы с детьми (и родителями), медийной грамотности педагогов, поэтому рекомендуется, в первую очередь, как форма дополнительного образования детей в рамках кружка (студии).
В-четвертых, для создания анимационного сюжета понадобятся зеркальная или любительская цифровая фотокамера со штативом, две настольные лампы дневного света, ноутбук, обеспеченный программами звукозаписи и анимации.
В-пятых, пополнение развивающей предметно-пространственной среды ДОУ отдельным помещением для работы с детьми, размещения необходимого оборудования и атрибутов.
МАДОУ имеет возможность решить данные вопросы, поэтому опыт педагогического коллектива будет полезен и может быть использован педагогическими работниками при реализации в образовательный процесс форм и методов, позволяющих пробудить в ребёнке интерес к техническому образованию в будущем, начать формировать у детей навыки практической деятельности, необходимой для ведения познавательно-исследовательских работ.
Может использоваться дошкольными организациями в виде дополнительной кружковой работы.
Направленность программы - художественная
Уровень освоения программы - общекультурный (стартовый) уровень.
Отличительные особенности данной образовательной программы:
- комплексность (обучение по нескольким разделам), интегрированность (взаимосвязь художественно-эстетического и познавательного развития);
- возможность художественно использовать дополнительные средства (возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, дети начинает экспериментировать и творить).
Адресат программы – дети старшего дошкольного возраста (6-7 лет).
Цель программы:
- Вызвать у детей потребность в познавательной, творческой и речевой активности через участие в создании мультфильмов (важно: мультфильм является не целью, а лишь средством развития).
Задачи программы
Образовательные:
− познакомить с историей возникновения и видами мультипликации;
− познакомить с технологией создания мультипликационного фильма;
− формировать художественные навыки и умения;
− поощрять речевую активность детей, обогащать словарный запас.
Развивающие:
− развивать творческое мышление и воображение;
− развивать детское экспериментирование, поощряя действия по преобразованию объектов;
− способствовать проявлению индивидуальных интересов и потребностей;
− развивать интерес к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности.
Воспитательные:
− воспитывать чувство коллективизма;
− поддерживать стремление детей к отражению своих представлений посредством анимационной деятельности;
− воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду сверстников и его результатам;
− воспитывать умение доводить начатое дело до конца.
Условия реализации программы.
В ходе работы предусматриваются различные формы как индивидуального творчества ребёнка, так и его сотрудничества и сотворчества со сверстниками и взрослыми – педагогами и родителями.
Программа рассчитана на 9 месяцев обучения на возрастную группу детей 6-7 лет. Периодичность занятий - 1 раз в неделю с октября по май. Количество занятий с октября по июнь - 36. Продолжительность занятий - 30 минут, время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами».
Программный материал реализуется в процессе организации художественной деятельности детей, речевых игр, творческой речевой деятельности (сочинение сказки и создание по ее мотивам мультфильма, составление рассказов из личного опыта), через ознакомление с компьютерной техникой, овладение навыками анимационных техник.
В программе «Мульти-Пульти» запланировано создание мультфильмов, на основе авторских стихов и сказок детей и родителей воспитанников.
Каждое занятие подчинено определенным принципам:
- тематический принцип: реальные события, происходящие в окружающем и вызывающие интерес детей, календарные праздники, сезонные явления в природе. Все эти факторы отражаются и при планировании образовательного процесса, что позволяет включить работу «Мульти-Пульти» в целостный образовательный процесс и решать задачи развития детей комплексно;
- принцип от простого к сложному: от видоизменения сказок до придумывания собственных историй, от лепки простых по форме фигур до фигур детализированных, от съемки коротких (из двух-четырех кадров) мультфильмов до мультфильмов, требующих большего количества кадров;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности: создание мультфильма – это не только творческий процесс, но и исследовательская деятельность дошкольников (знакомство с историей мультипликации, придумывание из чего лучше всего сделать елочки, тележку, как заставить трубу паровоза дымить и т.д., освоение анимационной техники перекладки).
Программа предусматривает применение индивидуальных и групповых форм работы с детьми.
Индивидуальная форма работы предполагает дополнительное объяснение задания детям, озвучивание ролей.
В ходе групповой работы детям предоставляется возможность самостоятельно построить свою работу на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Всё это способствует более быстрому и качественному выполнению задания. Групповая работа позволяет выполнить наиболее сложные и масштабные работы с наименьшими материальными затратами. Особым приёмом при организации групповой формы работы является ориентирование детей на создание «творческих пар» или подгрупп с учетом их возраста и опыта работы в рамках Программы.
Занятия строятся в форме игры, путешествия, практической деятельности. Для проведения занятия необходимо создавать и постоянно поддерживать атмосферу творчества и психологической безопасности, что достигается применением следующих методов проведения занятий:
- Словесный метод - устное изложение, беседа.
- Наглядный метод - показ видеоматериала, иллюстраций, наблюдение, работа по образцу.
- Практический метод - овладение практическими умениями рисования, лепки, аппликации.
- Объяснительно-иллюстративный метод (дети воспринимают и усваивают готовую информацию)
- Репродуктивный метод обучения (дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности).
- Частично-поисковый метод (дошкольники участвуют в коллективном поиске решения заданной проблемы).
- Исследовательский метод – овладение детьми приемами самостоятельной творческой работы.
Ресурсное (материально-техническое) обеспечение программы:
- видеокамера с функцией покадровой съемки;
- штатив, на который крепится видеокамера;
- настольная лампа;
- компьютер с программой для обработки отснятого материала (монтаж осуществлялся в программе Move Maker);
- подборка музыкальных произведений (для звукового оформления мультфильма);
- диктофон и микрофон, подключенный к компьютеру для записи голоса (звуковое решение мультфильма);
- художественные и иные материалы для создания изображений (бумага, краски, кисти, карандаши, фломастеры, ножницы, проволока и другие).
- диски для записи и хранения материалов;
- устройство для просмотра мультипликационных фильмов: проектор и компьютер.
Планируемые результаты в соответствии целевым ориентирам ФГОС:
- Ребенок проявляет инициативу, самостоятельность и активность в совместной деятельности по созданию мультфильма.
- Ребенок эмоционально сопереживает героям мультфильма, положительно настроен на совместную деятельность со взрослыми и детьми.
- Ребенок конструктивно взаимодействует со сверстниками, способен договариваться в процессе работы, делиться изобразительным материалом в процессе создания декораций и персонажей мультфильма, способен руководить сверстниками в процессе съемки, умеет разрешать конфликты.
- Ребенок способен выстраивать диалог со взрослыми и сверстниками в процессе сочинения сценария мультфильма, использует развернутую речь для построения высказываний, умеет отстоять свое мнение.
- Ребенок соблюдает правила игрового творческого взаимодействия, действует в соответствии с принятыми правилами работы в кружке.
- Ребенок обладает развитым воображением.
- Ребенок способен составить творческий рассказ, проявляет творчество в продуктивной деятельности, владеет выразительными средствами речи.
- Ребенок имеет начальные представления о процессе съемки мультфильма, о профессиях взрослых-мультипликаторов, об истории появления мультфильмов.
- Ребенок проявляет склонность к экспериментированию с изобразительными материалами.
- Ребенок владеет безопасными способами работы с компьютером, ножницами и другими инструментами-помощниками в продуктивной деятельности.
- Ребенок способен к принятию собственных решений.
На конец первого года обучения дети могут знать и уметь:
- Правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов.
- Название и назначение инструментов для работы с бумагой и пластилином.
- Способы соединения деталей из бумаги и пластилина.
- Особенности материалов техники анимационной деятельности.
- Определить порядок действий, планировать этапы своей работы;
- Пользоваться инструментами и графическими материалами (карандашами, гуашью, акварелью, тушью, кистью, палитрой, белой и цветной бумагой; перьями и палочками).
- Различать и передавать в рисунке ближние и дальние предметы.
- Передавать движения фигур человека и животных.
- Проявлять творчество в создании своей работы.
- Владеть простейшими навыками работы с фотоаппаратом.
- Имеет представления о причинно-следственных связях.
- Знаком с новыми словами, явлениями, ситуациями.
Формы подведения итогов реализации Программы:
Выпуск дисков с мультфильмами, созданных дошкольниками, запись и демонстрация мультфильмов в детском саду и дома.
Процесс создания мультфильма в стенах дошкольного учреждения
(последовательность действий)
1. Подбор материала для сценария. Можно взять авторское произведение родителей на основе конкурсного отбора.
2. Выбор анимационной техники.
3. Изготовление фонов и персонажей. Используется масса для лепки или пластилин, бросовый материал (бусины, бантики и т.д.), или готовые куклы в технике оригами. Фон для новичков лучше брать неподвижный. А затем он может и панорамно двигаться – горизонтально или вертикально. В этом случае персонаж идет, бежит, прыгает, ныряет на одном месте.
4. Съемка анимационного фильма.
5. Звуковое оформление, или «озвучивание». Основное средство выражения мыслей и чувств – звучащее слово, – вступая во взаимодействие c изобразительной частью фильма, усиливает его в идейном, художественном плане. Здесь дети проявляют свои актерские способности: выразительно читают авторский текст, придумывают шумовые эффекты. Но новичкам для начала лучше просто наложить мелодию, соответствующую замыслу.
6. Монтаж фильма (верстка). В работе с дошкольниками эта функция решается педагогом. Перенести отснятые фотографии на компьютер. Разместить снимки, музыкальные композиции, голосовые записи в программе для вёрстки и монтировать фильм.
Учебно-тематический план (1-й год обучения)
на 2023-2024 учебный год
(с октября по июнь)
№ п/п | Дата | Наименование тем | Кол-во занятий | В том числе | |
Теория | Практика | ||||
1 | «Теоретические основы мультипликации» | 1 | 0,5 | 0,5 | |
1.1 | 01. | Вводное занятие «Теоретические основы мультипликации». | 1 | 0,5 | 0,5 |
2 | Создание мультипликации на бумаге в технике перекладка (Рисование. Анимация. Декорации. Озвучивание) ко Дню Инвалида | 8 | 2 | 6 | |
2.1 | .01. | Выбор сюжета и сценария для мультфильма. | 1 | 0,5 | 0,5 |
2.2 | .01.- .02. | Операции с предметами (создание декораций, персонажей) | 2 | 0,5 | 1,5 |
2.3 | .02. | Проработка сценария с изготовленными персонажами. Распределение ролей. | 1 | - | 1 |
2.4 | .02.-.02. | Работа с фотоаппаратом. Создание анимации на бумаге. | 2 | 0,5 | 1,5 |
2.5 | .03.-.03. | Озвучивание и создание простейшего мультфильма. Знакомство с микрофоном и правилами записи голоса. Операции со звуком и музыкой. | 2 | 0,5 | 1,5 |
3 | «Пластилиновая анимация» | 9 | 1,5 | 7,5 | |
3.1 | «Написание сценария. Распределение ролей». Практика: совместное написание сценария. Распределение обязанностей и закрепление героев за рабочей парой. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
3.2 | «Изготовление героев и декораций». Теория: Работа с пластилином. Использование различных приемов лепки. Передача характера, образа. Практика: Групповая и индивидуальная работа по созданию героев и декораций. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
3.3 | «Покадровая съемка сюжета». Теория: Знакомство с фотоаппаратом. Правила фотосъемки. Практика: Покадровая съемка действий. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
3.4 | «Озвучивание и создание простейшего мультфильма». Практика: Монтаж фильма, озвучивание персонажей, наложение голоса. | 2 | - | 2 | |
3.5 | «Выпуск анимационного фильма». Теория: Презентация проекта (мультфильма). Практика: Выпуск анимационного фильма, показ в группах и размещение на официальном сайте. | 1 | - | 1 | |
4 | «Оригамские сказки» | 7 | 1,5 | 5,5 | |
4.1 | .03. | Выбор сюжета (написание) сценария, используя сказки, сочиненные детьми. Распределение ролей. | 1 | - | 1 |
4.2 | Изготовление персонажей в технике оригами | 2 | 0,5 | 1,5 | |
4.3 | .03.-.04. | Операции с предметами (создание декораций) с использованием готовых персонажей, выполненных в технике оригами. | 1 | 0,5 | 0,5 |
4.4 | .04.-.04. | Покадровая съемка сюжета | 2 | 0,5 | 1,5 |
4.5 | .04. | Озвучивание и создание простейшего мультфильма. | 1 | - | 1 |
5 | «Создание сказки, придуманной детьми – по замыслу | 10 | 2 | 9 | |
5.1 | Выбор сюжета и сценария для своего мультфильма. Теория: Выбор сюжета и сценария для своего мультфильма из сказок собственного сочинения. Обсуждение сценария, декораций и героев. Практика: Написание сюжета. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
5.2 | Операции с предметами. Теория: Закрепление операций за каждым ребёнком с действием. Практика: Изготовление из бумаги декораций, рисование (или лепка) героев сказки. | 3 | - | 3 | |
5.3 | Проработка сценария с изготовленными персонажами. Практика: Распределение ролей. Работа по сценарию с участием персонажей. | 1 | - | 1 | |
5.4 | Работа с фотоаппаратом. Создание анимации на бумаге. Теория: Знакомство с процессом цветной цифровой фотосъемки и покадровой съемки сюжета Практика: Покадровая сьемка сюжета мультфильма. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
5.5 | Озвучивание и создание простейшего мультфильма. Теория: Знакомство с микрофоном и правилами записи голоса. Практика: Операции со звуком и музыкой. | 3 | 0,5 | 2,5 | |
6 | Презентация созданных мультфильмов (показ в группах и размещение на официальном сайте) | 1 | - | 1 | |
Итого: | 36 занятий | ||||
Содержание программы
на 2023-2024 учебный год
РАЗДЕЛ № 1 «Теоретические основы мультипликации» (1 занятие).
Занятие № 1.1. «Вводное занятие. Теоретические основы мультипликации».
Теория: Немного из истории анимации. Знакомство с видами анимации и этапами создания мультфильмов.
Инструктаж по технике безопасности.
Практика: Игровые технологии
РАЗДЕЛ № 2 «Создание мультипликации на бумаге в технике перекладки (Рисование. Анимация. Декорации. Озвучивание)» (8 занятий).
Занятие № 2.1. «Выбор сюжета и сценария для нового мультфильма».
Теория: Выбор сюжета и сценария для нового мультфильма из предложенных сказок и музыкальных композиций.
Обсуждение сценария, декораций и героев.
Практика: Написание сюжета.
Занятие № 2.2. «Операции с предметами».
Теория: Закрепление операций за рабочими парами с действием.
Практика: Изготовление из бумаги декораций, рисование героев сказки.
Занятие № 2.2. «Операции с предметами».
Теория: Закрепление операций за рабочими парами с действием.
Практика: Изготовление из бумаги декораций, рисование героев сказки.
Занятие № 2.3. «Проработка сценария с изготовленными персонажами».
Практика: Распределение ролей. Работа по сценарию с участием персонажей.
Занятие № 2.4. «Работа с фотоаппаратом. Создание анимации на бумаге».
Теория: Знакомство с процессом цветной цифровой фотосъемки и
покадровой съемки сюжета.
Практика: Покадровая сьемка сюжета мультфильма.
Занятие № 2.4. «Работа с фотоаппаратом. Создание анимации на бумаге».
Теория: Знакомство с процессом цветной цифровой фотосъемки и покадровой съемки сюжета
Практика: Покадровая сьемка сюжета мультфильма.
Занятие № 2.5. «Озвучивание и создание простейшего мультфильма».
Теория: Знакомство с микрофоном и правилами записи голоса.
Практика: Операции со звуком и музыкой.
Занятие № 2.5. «Озвучивание и создание простейшего мультфильма».
Теория: Знакомство с микрофоном и правилами записи голоса.
Практика: Операции со звуком и музыкой.
РАЗДЕЛ № 3 «Пластилиновая анимация» (9 занятий)
Занятие № 3.1. «Написание сценария. Распределение ролей».
Практика: совместное написание сценария стихотворения. Распределение обязанностей и закрепление героев за рабочей парой.
Занятие № 3.1. «Написание сценария. Распределение ролей».
Практика: совместное написание сценария стихотворения. Распределение обязанностей и закрепление героев за рабочей парой.
Занятие № 3.2. «Изготовление героев и декорации».
Теория: Работа с пластилином. Использование различных приемов лепки. Передача характера, образа.
Практика: Групповая и индивидуальная работа по созданию героев и декораций.
Занятие № 3.2. «Изготовление героев и декорации».
Теория: Работа с пластилином. Использование различных приемов лепки. Передача характера, образа.
Практика: Групповая и индивидуальная работа по созданию героев и декораций.
Занятие № 3.3. «Покадровая съемка сюжета».
Теория: Знакомство с фотоаппаратом. Правила фотосъемки. Практика: Покадровая съемка действий.
Занятие № 3.3. «Покадровая съемка сюжета».
Теория: Знакомство с фотоаппаратом. Правила фотосъемки. Практика: Покадровая съемка действий.
Занятие № 3.4. «Озвучивание и создание простейшего мультфильма».
Практика: Монтаж фильма, озвучивание персонажей, наложение голоса.
Занятие № 3.4. «Озвучивание и создание простейшего мультфильма».
Практика: Монтаж фильма, озвучивание персонажей, наложение голоса.
Занятие № 3.5. «Выпуск анимационного фильма».
Теория: Презентация проекта (мультфильма).
Практика: Выпуск анимационного фильма, показ в группах и размещение на официальном сайте.
РАЗДЕЛ № 4 «Оригамские сказки» (6 занятий)
Занятие № 4.1. «Написание сценария. Распределение ролей».
Практика: Выбор сюжета (написание) сценария, используя сказки,
сочиненные детьми. Распределение ролей.
Занятие № 4.2. «Изготовление персонажей в технике оригами».
Теория: Закрепление операций за рабочими парами с действием.
Практика: Групповая и индивидуальная работа по созданию героев, выполненных технике оригами.
Занятие № 4.2. «Изготовление персонажей в технике оригами».
Теория: Закрепление операций за рабочими парами с действием.
Практика: Групповая и индивидуальная работа по созданию героев, выполненных технике оригами.
Занятие № 4.3. «Операции с предметами. Изготовление героев и декорации».
Теория: Закрепление операций за рабочими парами с действием.
Практика: Групповая и индивидуальная работа по созданию героев и
декораций, с использованием готовых персонажей, выполненных технике оригами.
Занятие № 4.3. «Операции с предметами. Изготовление героев и декорации».
Теория: Закрепление операций за рабочими парами с действием.
Практика: Групповая и индивидуальная работа по созданию героев и декораций, с использованием готовых персонажей, выполненных в технике оригами.
Занятие № 4.4. «Покадровая съемка сюжета».
Теория: Правила фотосъемки.
Практика: Покадровая съемка действий.
Занятие № 4.4. «Покадровая съемка сюжета».
Теория: Правила фотосъемки.
Практика: Покадровая съемка действий.
Занятие № 4.4. «Озвучивание и создание простейшего мультфильма».
Практика: Монтаж фильма, озвучивание персонажей, наложение голоса.
Занятие № 4.5. «Озвучивание и создание простейшего мультфильма».
Практика: Монтаж фильма, озвучивание персонажей, наложение голоса.
РАЗДЕЛ № 5 «Создание сказки, придуманной детьми – по замыслу. (11 занятий)
Занятие № 5.1. «Выбор сюжета и сценария для своего мультфильма».
Теория: Выбор сюжета и сценария для своего мультфильма из предложенных из сказок собственного сочинения.
Обсуждение сценария, декораций и героев.
Практика: Написание сюжета.
Занятие № 5.1. «Выбор сюжета и сценария для своего мультфильма».
Теория: Выбор сюжета и сценария для своего мультфильма из предложенных из сказок собственного сочинения.
Обсуждение сценария, декораций и героев.
Занятие № 5.2. «Операции с предметами».
Теория: Закрепление операций за каждым ребёнком с действием.
Практика: Изготовление из бумаги декораций, рисование (или лепка) героев сказки.
Занятие № 5.2. «Операции с предметами».
Теория: Закрепление операций за каждым ребёнком с действием.
Практика: Изготовление из бумаги декораций, рисование (или лепка) героев сказки.
Занятие № 5.2. «Операции с предметами».
Теория: Закрепление операций за каждым ребёнком с действием.
Практика: Изготовление из бумаги декораций, рисование (или лепка) героев сказки.
Занятие № 5.3. «Проработка сценария с изготовленными персонажами».
Практика: Распределение ролей. Работа по сценарию с участием персонажей.
Занятие № 5.4. «Работа с фотоаппаратом. Создание анимации на бумаге».
Теория: Знакомство с процессом цветной цифровой фотосъемки и
покадровой съемки сюжета.
Практика: Покадровая сьемка сюжета мультфильма.
Занятие № 5.4. «Работа с фотоаппаратом. Создание анимации на бумаге».
Теория: Знакомство с процессом цветной цифровой фотосъемки и покадровой съемки сюжета
Практика: Покадровая сьемка сюжета мультфильма.
Занятие № 5.5. «Озвучивание и создание простейшего мультфильма».
Теория: Знакомство с микрофоном и правилами записи голоса.
Практика: Операции со звуком и музыкой.
Занятие № 5.5. «Озвучивание и создание простейшего мультфильма».
Теория: Знакомство с микрофоном и правилами записи голоса.
Практика: Операции со звуком и музыкой.
Занятие № 5.5. «Озвучивание и создание простейшего мультфильма».
Теория: Знакомство с микрофоном и правилами записи голоса.
Практика: Операции со звуком и музыкой.
РАЗДЕЛ № 6 «Презентация созданных мультфильмов (показ в группах и размещение на официальном сайте)» (1 занятие)
Календарный учебный график на 2023 – 2024 уч. г.
Год обучения | Дата начала обучения по программе | Дата окончания обучения по программе | Всего учебных недель | Количество учебных часов | Режим занятий* |
1 | 01.10.2023 | 30.06.2024 | 36 | 36 | 1 час в неделю |
Календарно-тематическое планирование на 2023 – 2024 уч. г.
Дата | Тема | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
06.10.23 | Вводное занятие «Теоретические основы мультипликации». | 0,5 | 0,5 | 1 |
13.10.23 | Выбор сюжета и сценария для мультфильма. | 0,5 | 0,5 | 1 |
20.10.23 27.10.23 | Операции с предметами (создание декораций, персонажей) | 0,5 | 1,5 | 2 |
01.11.23 | Проработка сценария с изготовленными персонажами. Распределение ролей. | - | 1 | 1 |
10.11.2317.11.23 | Работа с фотоаппаратом. Создание анимации на бумаге. | 0,5 | 1,5 | 2 |
24.11.2301.12.23 | Озвучивание и создание простейшего мультфильма. Знакомство с микрофоном и правилами записи голоса. Операции со звуком и музыкой. | 0,5 | 1,5 | 2 |
08.12.2315.12.23 | «Написание сценария. Распределение ролей». Практика: совместное написание сценария. Распределение обязанностей и закрепление героев за рабочей парой. | 0,5 | 1,5 | 2 |
22.12.2329.12.23 | «Изготовление героев и декораций». Теория: Работа с пластилином. Использование различных приемов лепки. Передача характера, образа. Практика: Групповая и индивидуальная работа по созданию героев и декораций. | 0,5 | 1,5 | 2 |
12.01.24 19.01.24 | «Покадровая съемка сюжета». Теория: Знакомство с фотоаппаратом. Правила фотосъемки. Практика: Покадровая съемка действий. | 0,5 | 1,5 | 2 |
26.01.24 02.02.24 | «Озвучивание и создание простейшего мультфильма». Практика: Монтаж фильма, озвучивание персонажей, наложение голоса. | 0,5 | 1,5 | 2 |
09.02.24 | «Выпуск анимационного фильма». Теория: Презентация проекта (мультфильма). Практика: Выпуск анимационного фильма, показ в группах и размещение на официальном сайте. | - | 1 | 1 |
16.02.24 | Выбор сюжета (написание) сценария, используя сказки, сочиненные детьми. Распределение ролей. | - | 1 | 1 |
02.03.2416.03.24 | Изготовление персонажей в технике оригами | 0,5 | 1,5 | 2 |
23.03.24 | Операции с предметами (создание декораций) с использованием готовых персонажей, выполненных в технике оригами. | 0,5 | 0,5 | 1 |
30.03.2406.04.24 | Покадровая съемка сюжета | 0,5 | 1,5 | 2 |
13.04.24 | Озвучивание и создание простейшего мультфильма. | - | 1 | 1 |
20.04.24 | Выбор сюжета и сценария для своего мультфильма. Теория: Выбор сюжета и сценария для своего мультфильма из сказок собственного сочинения. Обсуждение сценария, декораций и героев. Практика: Написание сюжета. | 0,5 | 0,5 | 1 |
27.04.24 04.05.24 11.05.24 | Операции с предметами. Теория: Закрепление операций за каждым ребёнком с действием. Практика: Изготовление из бумаги декораций, рисование (или лепка) героев сказки. | - | 3 | 3 |
18.05.24 | Проработка сценария с изготовленными персонажами. Практика: Распределение ролей. Работа по сценарию с участием персонажей. | - | 1 | 1 |
25.05.2401.06.24 | Работа с фотоаппаратом. Создание анимации на бумаге. Теория: Знакомство с процессом цветной цифровой фотосъемки и покадровой съемки сюжета Практика: Покадровая сьемка сюжета мультфильма. | 0,5 | 1,5 | 2 |
08.06.24 15.06.24 22.06.24 | Озвучивание и создание простейшего мультфильма. Теория: Знакомство с микрофоном и правилами записи голоса. Практика: Операции со звуком и музыкой. | 0,5 | 2,5 | 3 |
29.06.24 | Презентация созданных мультфильмов (показ в группах и размещение на официальном сайте) | 1 | ||
Итого | 36 | |||
Методическое обеспечение программы
№ | Тема программы | Формы занятий | Педагогические методики и технологии | Приемы и методы организации образовательного процесса | Дидактический материал |
1. | Создание мультипликационных фильмов | Игры, путешествия, практическая деятельность. | Для проведения занятия необходимо создавать и постоянно поддерживать атмосферу творчества и психологической безопасности, что достигается применением следующих методов проведения занятий: - Словесный метод - устное изложение, беседа. - Наглядный метод - показ видеоматериала, иллюстраций, наблюдение, работа по образцу. - Практический метод - овладение практическими умениями рисования, лепки, аппликации. - Объяснительно-иллюстративный метод (дети воспринимают и усваивают готовую информацию) - Репродуктивный метод обучения (дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности). - Частично-поисковый метод (дошкольники участвуют в коллективном поиске решения заданной проблемы). - Исследовательский метод – овладение детьми приемами самостоятельной творческой работы. |
Система контроля результативности программы
Вид контроля | Время проведения контроля | Цель проведения контроля* | Формы и средства выявления результата | Формы фиксации и предъявления результата |
Первичный | Сентябрь (год начала реализации программы) | Отслеживается уровень подготовленности учащихся. | Тестирование | Корректировка тематических планов, пересматриваются учебные задания, если это необходимо. |
Текущий | В течение всего учебного года | Проводится на каждом занятии. Выявляется степень усвоения нового материала, отмечаются типичные ошибки, ведется поиск способов их предупреждения и исправления.. | Опрос обучающихся, собеседование с ними, наблюдения во время выполнения практических заданий, заполнение и анализ таблицы продвижения, просмотр и оценка выполненных работ. | Просмотр и обсуждение созданных мультфильмов. |
Промежуточный | Февраль | По окончании 1-го этапа проводится промежуточный срез знаний, умений и навыков. Его цель - выявление степени усвоения образовательной программы на первом этапе и проведение по результатам контроля (при необходимости) корректировки тематических планов. | Опрос обучающихся, собеседование с ними, наблюдения во время выполнения практических заданий, заполнение и анализ таблицы продвижения, просмотр и оценка выполненных работ. | Просмотр и обсуждение созданных мультфильмов. |
Итоговый (если программа завершается) | определение уровня усвоения программы каждым обучающимся. | Формы подведения итогов реализации образовательной программы: - анкеты; - тесты; - творческие задания; - участие в конкурсах; - презентация творческих проектов; - выпуск анимационных фильмов. | Просмотр и обсуждение созданных мультфильмов. |
Используемые диагностические методы и методики, позволяющие оценить эффективность программы
Динамику развития детей, занимающихся в кружке, можно будет отследить с помощью диагностики, которая проводиться 1 раза в год – в январе. Диагностика состоит из теоретических вопросов, направленных на выявление знаний детей о создании мультипликационных фильмов.
Уровень практических умений или оценка результатов анимационной деятельности детей подготовительного возраста проводится 2 раза в год (в январе и в мае).
Используемые диагностики для оценки результатов работы кружка «Мульти-Пульти» основаны на диагностических исследованиях проведенных и апробированных в ряде дошкольных организаций, которые дали положительную результативность. Кроме этого в конце «обучения» можно будет получить итоги работы с детьми через следующие формы: творческие задания, презентация творческих проектов, выпуск анимационных фильмов.
Фамилия имя ребёнка | Озвучивание мультфильма | Кукольные мультфильмы | Рисованные мультфильмы | Пластилиновые мультфильмы | Оценка | ||||||
Оживляет куклы | Умеет импровизировать с куклой | Создаёт кукольные мультфильмы | Использует способы различного наложения цвета | Создаёт сюжет и декоративные композиции. | Создаёт иллюзию движения | Лепит предметы, передавая их форму и пропорции | Оживляет героев | Создаёт пластилиновые мультфильмы | |||
Методы и формы контроля
- Входной контроль проводится в начале учебного года. Отслеживается уровень подготовленности учащихся. Проводится в форме тестирования. После анализа результатов первоначального контроля проводится корректировка тематических планов, пересматриваются учебные задания, если это необходимо.
- Текущий контроль проводится на каждом занятии. В процессе его проведения выявляется степень усвоения нового материала, отмечаются типичные ошибки, ведется поиск способов их предупреждения и исправления. Внимание каждого ребенка обращается на четкое выполнение работы и формирование трудовых навыков.
Формы проведения: опрос обучающихся, собеседование с ними, наблюдения во время выполнения практических заданий, заполнение и анализ таблицы продвижения, просмотр и оценка выполненных работ. По окончании 1-го этапа проводится промежуточный срез знаний, умений и навыков. Его цель - выявление степени усвоения образовательной программы на первом этапе и проведение по результатам контроля (при необходимости) корректировки тематических планов.
Формы проведения: просмотр и обсуждение созданных мультфильмов. - Итоговый контроль проводится в конце учебного года. Цель его проведения: определение уровня усвоения программы каждым обучающимся. Формы проведения: просмотр и обсуждение созданных мультфильмов. Формы подведения итогов реализации образовательной программы:
- анкеты;
- тесты;
- творческие задания;
- участие в конкурсах;
- презентация творческих проектов;
- выпуск анимационных фильмов.
Уровни усвоения программы:
1 уровень – высокий (высокий образовательный результат, полное− освоение содержания программы, имеет творческие достижения);
2 уровень – средний (базовый) (полное освоение программы, но − при выполнении заданий допускает незначительные ошибки);
3 уровень – низкий (не полностью освоил программу, допускает− существенные ошибки в знаниях предмета и при выполнении практических заданий).
Критерии оценки результативности обучения:
Показатели (оцениваемые параметры) | Критерии | Степень выраженности оцениваемого качества |
| ||
1.1. Теоретические знания | Соответствие теоретических знаний учащегося программным требованиям | Высокий уровень: Учащийся полностью овладел знаниями, умениями и навыками, заложенными в программе, имеет высокие достижения (дипломы, грамоты различного уровня. Средний уровень: Объем усвоенных знаний составляет более ½. Низкий уровень: Учащийся овладел менее чем ½ объема знаний, умений и навыков, предусмотренных программой |
1.2. Владение специальной терминологией | Осмысленность и правильность использования специальной терминологии | Высокий уровень: Специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием. Средний уровень: Учащийся сочетает специальную терминологию с бытовой. Низкий уровень: Учащийся избегает употреблять специальные термины. |
2. Практическая подготовка ребенка | ||
2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой | Соответствие практических умений и навыков программным требованиям | Высокий уровень: Учащийся полностью овладел знаниями, умениями и навыками, заложенными в программе, имеет высокие достижения (дипломы, грамоты по итогам конкурсов). Средний уровень: Объем усвоенных умений и навыков составляет более ½. Низкий уровень: Учащийся овладел менее чем ½ предусмотренных умений и навыков |
2.2. Владение различными художественными материалами и инструментами, техническими средствами | Отсутствие затруднений в использовании материалов и инструментов, технических средств | Высокий уровень: Работает различными материалами и инструментами, техническими средствами самостоятельно, не испытывая трудностей. Средний уровень: Работает с различными материалами инструментами, тех. средствами с помощью педагога. Низкий уровень: Учащийся испытывает серьезные затруднения в выборе художественных материалов и инструментов, технических средств, в их использовании. |
2.3. Творческие навыки | Креативность в выполнении практических заданий | Высокий уровень Творческий уровень выполнение практических заданий. Средний уровень В работах проявляется начальный (элементарный) уровень развития креативности. Учащийся в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога. Низкий уровень Креативность в работах отсутствует. |
2.4. Развитие воображения | Высокий уровень: Проявляет воображение при выполнении всех творческих заданий. Средний уровень: Проявляет творческое воображение в случае, если педагог оказывают соответствующую помощь. Низкий уровень: Проявления творческого воображения практически незаметны | |
3. Общеучебные умения и навыки воспитанника | ||
3.1. Учебно-коммуникативные умения | Умение слушать и слышать педагога Адекватность восприятия информации, идущей от педагога | Высокий уровень: Работает самостоятельно. Средний уровень: Умеет слушать и выполняет задания, данные педагогом. Обращается за помощью при необходимости. Низкий уровень: Учащийся испытывает затруднения при работе, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога. |
3.2.Умение организовать свое рабочее место | Способность самостоятельно готовить свое рабочее место к деятельности и убирать его за собой | Высокий уровень: Самостоятельно готовится ко всем занятиям. Строго соблюдает правила техники безопасности, следит за соблюдением техники безопасности другими воспитанниками. Средний уровень: Умеет организовать свою деятельность при помощи педагога. Освоил более ½ правил техники безопасности. Низкий уровень: Учащийся испытывает затруднения в организации своей деятельности и рабочего места, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога. Освоил менее чем ½ правил техники безопасности |
В течение учебного года ведется мониторинг результативности образовательного процесса. Итоги мониторинга подводятся в конце учебного года в торжественной обстановке с вынесением благодарности лучшим воспитанникам.
Экспликация мультфильма.
Заполняется в начале работы над проектом
№\п п | Необходимые материалы | Фоны, с учетом крупности планов | Персонажи, с учетом крупности планов | Декорации |
Раскадровка. Заполняется в процессе работы над проектом на этапе, предшествующем съёмке.
№ п/п | Кадр (рисунок) | Крупность плана | Описание действия | Описание звука | Время | Примечание |
Мониторинг результативности образовательного процесса.
Рейтинг достижений воспитанника.
ФИО | Посещение занятий (2 балла) | Активность (2 балла) | Выполнение проектов (5 баллов) | Участие в конкурсах (10 балов) | Победы в конкурсах (15 баллов) | Всего |
Мероприятия, для работы с родителями по кружку «Мульти-Пульти»
№ | месяц | мероприятие | задачи |
1. | Октябрь | Родительские посиделки «Знакомство с программой кружка» | Знакомство с общим анализом анкетирования, обсуждение идей реализации программы |
2. | Декабрь | Практическое задание на дом «Конкурс сказок» | Расширить литературный опыт детей и родителей |
3. | Февраль | Проект «Создание мультфильма вместе с детьми» | Формировать представление о создании мультфильмов, через повышение профессиональной компетенции родителей; создать героев мультфильма своими руками. |
4. | Апрель | Выпуск газеты или видео ролика с пожеланиями «Мульти-Пульти». Сбор отзывов | Создание положительного имиджа ДОУ |
5. | Май | Презентация мультфильмов | Подвести итоги работы кружка за год |
Информационные источники:
1. Иткин, В.Д. Что делает мультипликационный фильм интересным / В.Д. Иткин // Искусство в школе.- 2006.- № 1.-с.52-53.
2. Зейц, М.В. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница /М.В. Зейц.- М.: ИНТ, 2010.-252 с.
3. Лыкова, И.И. Куда уходят детские рисунки И.И. Лыкова // Обруч.-2002.- № 1.-с.51-53.
4. Кудрявцева, В.В. Создать атмосферу сказки /В.В. Кудрявцева// Искусство в школе. – 2006.-№. 3.-с.23-24.
5. Куприянов, Н.Н. Занятия анимацией – «витамин игры» /Н.Н. Куприянов// Искусство в школе.- 2007.- №. 4.-с.15-16.
6. Интернет-ресурсы:
- Мультипликация. Статья в Википедии.
- Мультфильм. Статья в Википедии.
- Мультстудия на телеканале "Карусель".
- Страничка мультипликатора.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В.Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И...

Рабочая программа воспитателя. Ежедневное планирование по программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Старшая группа. Программа для установки через интернет
lt;div class="uchmag_main_162014"><div class="uchmag_table"><div class="uchmag_td_c" align="center"><a target="_blank" href="http://www.uchmag.ru/estore/e241522/?partner=507"><...

Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)
Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....

Рабочая программа модуля «Познавательное развитие» основной общеобразовательной программы- образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с 2-го года по 7-й год жизни Срок реализации: 6 лет
В муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад села Манчаж» (далее МКДОУ «Детский сад села Манчаж») реализуется рабочая программа модуля «Познавательное развитие», (далее ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ подготовительная к школе группасоставлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы 2015-2016г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУподготовительная к школе группа составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Ва...



