Онлайн-сервисы в работе педагога
методическая разработка

Булгакова Ляля Зуфаровна

Применение онлайн-сервисов в работе позволяет педагогу :

пополнять свою методическую копилку, так как много лет он использовал свои традиционные планы и конспекты;

изучать опыт других педагогов и использовать их рекомендации и разработки на своих занятиях, мероприятиях, в работе с родителями и педагогами;

печатать на интернет-сайтах свои личные конспекты основной образовательной деятельности, статьи, методические разработки, инновационные идеи;

повышать квалификацию на дистанционных курсах, принимать участие в профессиональных конкурсах, привлекать воспитанников, родителей, педагогов к участию в дистанционных онлайн-сервисах, тем самым расширяя свои педагогические компетенции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Онлайн-сервисы в работе педагога45.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 158 городского округа город Уфа Республики Башкортостан

«Онлайн-сервисы в работе педагога»

Составила:

Педагог-психолог

Л.З.Булгакова

Уфа – 2023 г.

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Введение        ______________________________________3                                                    
  2. Актуальность ______________________________________5
  3. Использование онлайн-сервисов в работе педагога

(из опыта работы)___________________________________8

  1. Литература     ______________________________________15

Онлайн-сервисы в работе педагога

Введение

«…В педагогической деятельности главное  не талант, а мастерство, основанное на умении, на квалификации, на           постоянном  самосовер-шенствовании», - говорил великий педагог А.С.Макаренко.

В настоящее время в связи с переходом на федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования возникает необходимость в использовании современных подходов к организации образовательного процесса в ДОУ. В связи с этим пересматриваются формы, методы организации образовательного процесса, роли педагога и родителей.

Новая реальность стала сложной для системы дошкольного образования. Педагоги ДОО традиционно уверенно владеют наглядными средствами организации процесса познания, способны организовывать детскую игру и поддерживать детскую инициативу, творчески используют любой бросовый, подручный и т.п. материал в стимулировании детской активности. Однако они в своем большинстве не владеют цифровыми технологиями, испытывают технические затруднения в самостоятельном применении цифровых инструментов в образовательном процессе, нередко консервативно относятся к их применению.

В новом тысячелетии мы вступили в информационную эпоху. Новая эпоха ставит перед дошкольным образованием и новую проблему – подготовить воспитанников к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, где ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации. И ключевую роль в решении этой проблемы играет способность современного человека владеть информационными и коммуникационными технологиями. Новые информационные технологии становятся неотъемлемой частью жизни современного человека.

Наш информационный XXI век (век высоких технологий) требует новых подходов к системе образования. В настоящее время цели и технологии в образовании в большинстве стран мира отражают идеи гуманистического направления в педагогике и философии образования. Здесь речь идет о формировании развития личности как главной составляющей этой цели, то есть обучение должно быть развивающим в плане развития самостоятельного творческого и критического мышления.

Для этих целей необходимо широкое информационное поле деятельности. Существуют различные источники информации, различные взгляды, точки зрения на одну и ту же проблему, побуждающие человека к самостоятельному мышлению, к поиску собственной аргументированной позиции. Данный подход требует определения некоторых условий организации такой системы.

Одной из задач современного дошкольного образования является повышение многообразия видов и форм организации основной образовательной деятельности дошкольников. Компьютерные технологии, интегрированные с педагогической системой организации образовательной деятельности, позволяют существенно увеличить образовательные возможности дошкольников, даже осуществить выбор и реализацию индивидуальной траектории в открытом образовательном пространстве.

Технологической базой нашего современного общества являются глобальные телекоммуникационные сети. Крупнейшей в мире такой сетью является сеть Интернет, которая, возникла как средство связи. В сети Интернет размещен большой объем информации, которая носит образовательный характер и может использоваться на занятиях и в свободной деятельности дошкольников. Мы считаем, что и педагоги ДОУ, и будущие школьники обязательно должны знать о возможностях сети Интернет и стремиться воспользоваться ими.

Интернет предоставляет уникальные возможности для полноценного образования и формирования личности. Он представляет собой не только практически неисчерпаемый массив образовательной информации, но и выступает как средство, инструмент для ее поиска, переработки, представления. Интернет является уникальным источником активной интеллектуальной и коммуникативной  деятельности педагогов, его творческой самореализации, в результате чего у него появляется возможность приобрести необходимые знания, умения, навыки.

Актуальность

В настоящее время не вызывает сомнения актуальность и востребованность интеграции интернета в процессе обучения. Главным предметом обсуждений при этом становится не вопрос для чего, а как применять современные компьютерные технологии в процессе обучения. Использование интернета в значительной степени расширило бы спектр реальных коммуникативных ситуаций, повысило бы мотивацию педагогов, позволило бы применять полученные знания, сформированные навыки, речевые умения для решения реальных коммуникативных задач.

Применение педагогом в основной образовательной деятельности интернет – технологий неизбежно выведут основную образовательную деятельность за рамки, как занятия, так и самого предмета.

Педагоги предпочитают находить учебный материал в Интернете в электронном виде, так как он позволяет:

  • самостоятельно повышать свои знания;
  • повышать свои знания через дистанционное обучение;
  • находить учебный материал в сети Интернет для подготовки и проведения основной образовательной деятельности;
  • получать документы с сервера министерства образования;
  • получать сообщение о новейших педагогических материалах;
  • получать информацию о последних педагогических находках, отправлять свои методические разработки;
  • получать программное обеспечение;
  • публиковать собственные статьи, планы, конспекты основной образовательной деятельности, сценарии мероприятий, методические разработки;
  • переписываться с педагогами других регионов;

Использование педагогами в своей деятельности интернет-сервисов позволяет обучать детей и работать как в группе, так и вне группового помещения индивидуально и в группах, парами, а также расширяет спектр возможностей при взаимодействии с родителями, педагогами, возрастает компьютерная  грамотность всех участников.

Рассмотрим возможности онлайн - сервисов для создания современной основной  образовательной деятельности:

  • через интернет педагог может пополнять свою методическую копилку, так как много лет он использовал свои традиционные планы и конспекты;
  • изучать опыт других педагогов и использовать их рекомендации и разработки на своих занятиях, мероприятиях, в работе с родителями и педагогами;
  • печатать на интернет-сайтах свои личные конспекты основной образовательной деятельности, статьи, методические разработки, инновационные идеи;
  • повышать квалификацию на дистанционных курсах, принимать участие в профессиональных конкурсах, привлекать воспитанников, родителей, педагогов к участию в дистанционных онлайн-сервисах, тем самым расширяя свои педагогические компетенции.

Средства мультимедиа позволяют обеспечить наилучшую, по сравнению с другими техническими средствами обучения, реализацию принципа наглядности, которому принадлежит ведущее место в образовательных технологиях ДОУ. Применение мультимедийных презентаций позволяет сделать основную образовательную деятельность более интересной и динамичной, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, облегчает процесс запоминания изучаемого материала воспитанниками, помогает «погрузить» ребенка в предмет изучения, создать на занятии иллюзию соприсутствия, сопереживания с изучаемым объектом, содействовать становлению объемных и ярких представлений.

Сегодня большинству уже знакомы понятия – дистанционное образование, виртуальное обучение, веб-обучение и т.д.

Электронное обучение подразумевает использование информации, содержащейся в базах данных, а также применение информационных технологий и сетей для ее обработки и передачи между воспитанниками и педагогами.

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников. Электронное обучение не требует взаимодействия обучающихся и педагогических работников.

Для реализации учебных задач, с целью повышения качества образования, используются – онлайн-сервисы  или образовательные платформы, которые дают реальную возможность использовать информационно-коммуникационные технологии в педагогическом процессе с целью повышения образовательных результатов дошкольников.

Образовательная платформа – это ограниченный, личностно-ориентированный интернет-ресурс, посвященный вопросам образования и саморазвития, и содержащий учебные материалы, которые предоставляются пользователям на тех или иных условиях.

Использование онлайн-сервисов в работе педагога ДОУ

                                                 (из опыта работы)

Предполагаем, что используя онлайн - сервисы в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста,  повысится мотивация к обучению, а также эффективность деятельности воспитателей, руководителей ДОУ, родителей.

Целью нашей работы является:  повышение уровня профессиональной  компетенции педагогов при  использовании онлайн – сервисов и применение их  на практике.

Задачи:

  1. Проанализировать психолого – педагогическую литературу по теме, определить направления профессионального развития.
  2. Повысить собственный уровень компетентности по использованию онлайн – сервисов в работе педагогов.
  3. Применить полученные знания и умения в области онлайн-сервисов в работе с педагогами, родителями и воспитанниками ДОУ.

Инновационные формы с применением ИКТ в ДОУ:

  1. сайт детского сада;
  2. сотовая связь;
  3. электронная почта;
  4. создание медиатеки;
  5. электронная рекламная деятельность;
  6. использование личной веб-страницы,
  7. телекоммуникационный проект;
  8. вебинаров и голосовых конференций;
  9. дистанционные конференции;
  10. дистанционные собрания;
  11. группы в социальных сетях (В Контакте), в мобильном приложении WhatsApp.

Внедрению онлайн-сервисов в развивающую предметно-пространственную среду ДОУ способствуют формы:

  1. консультации,
  2. совместные игровые и познавательные мероприятия,
  3. семинары, семинары – практикумы,
  4. педсоветы,
  5. конкурсы педмастерства,
  6. открытые показы,
  7. мастер-классы,
  8. анкетирование педагогов и родителей по проблемам данного направления,
  9. представление опыта перед педагогами на педсоветах и городских методических объединениях.

Принципы применения компьютерных технологий:

  1. принцип научности;
  2. принцип систематичности и последовательности;
  3. принцип поэтапного преодоления трудностей предусматривает переход от всеобщей доступности задания для определенной возрастной группы в принцип индивидуальной доступности;
  4. принцип прочности закрепляет усвоение знаний и развитие познавательных способностей дошкольников;
  5. принцип преемственности предусматривает сохранение связи стадий обучения - различных по содержанию и способам осуществления;
  6. принцип интерактивной наглядности. С представленными в компьютерной форме объектами можно осуществить разные действия, изучить не только их статичное изображение, но и динамику развития в различных условиях, вычленить главные закономерности исследуемого предмета, явления или рассмотреть их в деталях;
  7. принцип мультимедийности предполагает способность транслировать аудиовизуальную информацию в любой форме (текст, графика, анимация и др.), реализовывать интерактивный диалог ребенка с компьютером;
  8. принцип когнитивности коммуникации является новым по сути и присущ только компьютерному обучению. Он заключается в организации диалога между компьютером и ребенком. Неслучайно компьютерные обучающие системы называют интерактивными;  
  9. принцип активизации познавательной деятельности детей позволяет включить в организационную схему занятия компьютерные технологии для расширения кругозора, интеллектуальному обогащению;  
  10. принцип межпредметных связей способствует целостному восприятию системы знаний, формированию логического мышления. Объем учебного материала успешно может быть освоен воспитанниками больше с помощью логики мышления, чем памяти, сознательно, творчески, обобщенно, а не механически и фрагментарно. Усвоение знаний требует использования сведений из других разделов программы, базируется на системе понятий.

Педагоги свободны в выборе методов и платформ дистанционного обучения – они сами выбирают, что и как использовать, и если они с чем-то работали раньше, им не надо переучиваться. Кроме того, дистанционное обучение – это не только онлайн-формат. Педагоги дают детям задание, дети их могут выполнять дома с родителями, а также заниматься исследовательскими и творческими проектами под руководством мамы или папы.

    В своей работе применяем  Яндекс.Диск  и Гугл.диск— бесплатный облачный сервис,  позволяющие пользователям хранить свои данные на облачных серверах и предоставлять к ним общий доступ в случае необходимости, это отличная возможность для создания электронного портфолио педагогов.  В основе работы сервиса - синхронизация данных между различными устройствамиВ работе с родителями  и педагогами,  используя яндекс и гугл формы, проводим анкетирование, опросы,  викторины, (например, на тему «Экологическое воспитание детей», викторина «Удивительный мир. Птицы и насекомые»),  рабочие листы для развития внимания, логического мышления воспитанников.

Учитывая популярность социальных сетей среди педагогов, эффективным инструментом проведения дистанционных мероприятий для них  может стать социальная сеть «ВКонтакте». Это групповые чаты, видео и прямые трансляции, статьи, сообщества, куда можно загрузить необходимые файлы разных форматов – от презентаций и текстов до аудио и видео. Все это даёт возможность сохранить живое общение педагога  с родителями, коллегами, воспитанниками и обеспечить непрерывность образовательного процесса. Мы создали сообщество МАДОУ Детский сад № 158 и в последнее время оно стало популярной платформой для общения с родителями. В своем сообществе мы рассказываем о жизни воспитанников в детском саду, о проводимых занятиях воспитателей и мероприятий, организуем творческие конкурсы. Например, «Повтори открытку к 8 Марта», родителям  и педагогам предложили повторить изображение открытки, многие родители подошли к конкурсу очень ответственно и прислали свои замечательные шедевры! С ними можно ознакомиться на странице в сообществе ДОУ https://vk.com/public198473400. 

Наш МАДОУ Детский сад № 158 имеет метку госорганизации,  подтверждающую, что это официальное сообщество государственного органа, органа местного самоуправления или подведомственной организации, созданное для размещения в нём достоверной информации о своей деятельности.

В сообществе ДОУ Вконтакте есть рубрика «Достижения воспитанников МАДОУ Детский сад № 158», в которой родители делятся успехами своих детей вне детского сада: на кружках дополнительного образования, в спортивных, танцевальных и музыкальных студиях.

Для обратной связи существуют чаты родителей: «Вопросы-ответы», «Отзывы», в которых законные представители воспитанников могут задать интересующие их вопросы, получить ответы или написать отзывы о проведенных мероприятиях и свои предложения.

Для проведения интеллектуальных турниров, познавательных викторин по окружающему миру, творческих конкурсов рисунков и поделок с детьми нами используется http://suntrino.ru/Солнечный нейтрино: олимпиады и викторины детям.

Это сообщество для педагогов и родителей.
Хотите повысить у ребёнка мотивацию и интерес к учёбе?
    Участвуя в этих мероприятиях, каждый ребёнок:
◈ найдёт ответы на многие интересные и необычные вопросы;
◈ научится решать нестандартные задачи и разгадывать головоломки;
◈ получит правильные ответы на все задания по окончании мероприятия;
◈ заявит о своих способностях и станет более уверенным в себе;
◈ пополнит портфолио дипломами об участии и победах.

◈  а также педагоги получают грамоту «Благодарность» за организацию и проведение конкурсов, интеллектуальных турниров.

      Наши педагоги и воспитанники приняли участие в таких конкурсах:

«Золотая осень», «Разноцветная зима», «Умники и умнички», «Окружающий мир. Путешествие в мир транспорта и техники», «День Победы», «Космос.Земля. Вселенная», «Удивительный мир вокруг нас. Загадки природы», «Любимые книги. Герои русских народных сказок», « В мире животных», «Весенняя капель», «Вода-источник жизни», «Цифры в сказках» и другие.
    В расписании сообщества «Солнечный нейтрино»   можно найти мероприятия по своим интересам или, наоборот, попробовать что-то новое.

Для создания наглядного материала (именных грамот, медалей, логотипов, буклетов, информационных плакатов,  папок-передвижек с интерактивом, календарей, мнемотаблиц, интерактивных игр) используем  онлайн-сервис Яндекс.Презентации и Фотошоп. Например, изготовили грамоты к конкурсу «Повтори открытку к 8 Марта», «Читаем С.Михалкова» и «Новогодняя открытка»  (с использованием онлайн-сервисов по созданию печати, подписи Деда Мороза).

На платформе «Фабрика кроссвордов» создаем авторские кроссворды без регистрации, их можно сохранить на компьютер в формате Mikrosoft Word.

Для создания презентаций, виртуальных экскурсий, мультфильмов используем PoverPoint, Emaze.

 В своей работе широко  применяем онлайн-сервисы по созданию видеоролика (https://online-video-cutter.com/merge-videos), для записи видео – https://webcamera.io/ru/, для создания грамот, календарей, демонстрационного материала применяем клипарты на сайте https://kira-scrap.ru/dir/.

Для создания видеороликов  
в смартфоне применяем  программы InShot, CapCut. В этих программах можно использовать красивые переходы между фотографиями, добавлять музыку и разные спецэффекты, что привлекает зрителей.

В работе с видео используем сервисы по удалению фона, по изменению голоса персонажей.

На сайте Генератор ребусов нужно просто задать слова или фразу, и программа моментально сгенерирует по вашему запросу ребус.

Learning Apps.org – конструктор интерактивных упражнений. Можно взять готовые упражнения, можно создать свое.

Достаточно выбрать тему, скопировать ссылку на задание, предоставить родителям для занятий дома.

На сайте Банк тестов можно проходить готовые тесты, а также создавать свои тесты в онлайн режиме. Подходят для детей, так как в картинках.

Сервисы для обработки фотографий :

В Picasa – можно редактировать фотографии, создавать коллажи, плакаты. Также есть возможность создавать видеофильмы с наложением музыкального сопровождения.

С помощью программы Remove.bd можно удалять фон с любых фотографий и рисунков.

Сервисы для работы в видео :

Киностудия Windows Live

Movavi

VideoShow

Видеомонтаж.

Эти сервисы позволяют совмещать несколько видеороликов, видео и фотографии, обрезать, озвучивать, накладывать музыку.

С помощью данных сервисов можно создавать обучающие видеоролики по изо-деятельности, мастер-классы для родителей по организации и проведению развивающих упражнений (например, упражнения для формирования осанки, игры дома для развития музыкального слуха и др.)

Также данные онлайн-сервисы педагоги могут использовать в совместных видеопроектах с родителями, для создания поздравительных фильмов для родителей, в видео-спектаклях и т. д.

     Только регулярно повышая свой профессиональный уровень, можно стать по-настоящему творческой личностью. Сообщества, которые помогают нам стать компетентными педагогами в области онлайн-сервисов и фотошопа, нейросетей: Педагогическая мастерская  Марии Прозументовой «Онлайн-сервис в работе педагога», Уроки фотошоп | Дизайн | SmartUP, «Академия» Александра Коньшина. Это профессионалы высшей категории, которые повышают профессиональный уровень педагогов и всех желающих окунуться в мир онлайн-сервисов.

    Таким образом, используя в своей работе информационно – коммуникативные технологии, онлайн-сервисы,  педагог способствует не только развитию ребенка дошкольного возраста,  повышению его мотивации к обучению и  участвует в становлении успешной личности, но и сам становится компетентным человеком в области онлайн-сервисов, который может помочь освоить другим   педагогам и родителям,  и научить самостоятельно применять цифровые  инструменты в образовательном процессе.

   

Литература:

1.      http://www.mobiledevice.ru/68837-oblachnie-hranilisha-dannih-dropbox-yadisk-google-drive.aspx - Обзор: 5 лучших бесплатных облачных сервисов. Какой выбрать?

2.      http://anisim.org/articles/chto-takoe-oblachnye-tekhnologii/  - Что такое облачные технологии.

3.      http://ido.tsu.ru/other_res/pdf/3(39)_45.pdf – К.Г. Кречетников, И.В. Кречетникова. – Социальные сетевые сервисы в образовании.

4.  Инновационная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. – М.: Мозайка – Синтез, 2019. – 3336 с.

И.И. Комарова, А.В. Туликов, Т.С. Комарова «Информационно – коммуникативные технологии в дошкольном образовании». – М.: Мозаика – Синтез, 2011г. – 128 с.

Е.В. Новиков «Влияние интерактивных технологий на образование»

Н.В. Микляева «Интерактивная педагогика в детском саду/ Н.В. Микляева, Москва, «Сфера», 2021

С.В. Гурьев Использование компьютера в образовательном процессе детей дошкольного возраста/ С.В. Гурьев – Интернет ресурс сайта Rus.edu.

Ю.М. Горвиц «Новые информационные технологии в системе образования» / Ю.М. Горвиц, Москва, 2008

https://www.youtube.com/playlist?list=PLQD9VaKcKpeVeAWjvd4y79TGRPKSGs-Y7

http://www.myshared.ru/slide/228216 презентация.

   



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Спецкурс «Онлайн-сервисы в работе современного педагога»

Спецкурс «Онлайн-сервисы  в работе современного педагога»...

Применение дистанционных образовательных технологий в работе с родителями и учащимися. Онлайн-сервис Kahoot.

Описан опыт работы по созданию викторины для родителей и учащихся в онлайн-сервисе Kahoot.  Как начать работать в сервисе. Его плюсы и минусы....

«Использование онлайн-сервисов в работе с родителями и детьми в ДОО»

Не секрет, что работа с родителями в ДОУ - порой труднее, чем с детьми. Современные родители - молодые и амбициозные, больше умеют требовать и предъявлять претензии, чем быть помощниками педагогам и в...

Онлайн сервисы в работе педагога

Предлагаю познакомиться с интернет-сервисами, которые могут применять педагоги в своей работе. Новые сервисы упрощают процесс создания материалов и публикации их в сети.В настоящее время существует бо...

ТРЕНИНГ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ «СОЗДАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МОДУЛЕЙ В ОНЛАЙН-СЕРВИСЕ LearningApps »

Изучение  онлайн-сервиса    LearningApps  и создание интерактивных игровых модулей....

Онлайн-сервисы в работе педагога ДОУ

Сайты помощники для работы воспитателя по созданию обучающих прописей и для работы с фоторедактором....