Картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию.
картотека

Вдовина Татьяна Анатольевна

Игры дидактические по патриотическому воспитанию

детей старшего дошкольного возраста

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_po_nravstvennomu_vospitaiyu.docx58.09 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ Детский сад №2 «Рябинка»

Картотека дидактических игр

для детей старшего дошкольного возраста

по патриотическому воспитанию.

Подготовил: воспитатель Вдовина Т.А.

высшей квалификационной категории

2018г

Игры дидактические по патриотическому воспитанию

детей старшего дошкольного возраста

 на тему:

«Великая Отечественная война1941-1945гг»

«Собери картинку»

Задачи игры:

  • Закреплять знания детей о Великой Отечественной войне.  
  • Развивать у детей интеллектуальную компетентность.
  • Воспитывать чувство гордости за народ, который победил врага, уважение к героям Великой Отечественной войны.

Ход игры:

 Ребятам необходимо собрать картинку «Вещи войны», «Оружие победы» или  «Военная техника». Игра состоит из разрезных картинок. Каждая картинка разрезана на 6 частей.

Например: три команды по 6 детей. Одна команда собирает картинку «Оружие победы», другая - «Вещи войны», а третья «Военная техника». Детям перед игрой необходимо раздать часть картинок. По команде воспитателя, каждый игрок бежит с частью картинки, преодолевая препятствия, оставляет её на столе.

«Вспомни и назови пословицу о Родине, солдате»

Цель: закрепить знание пословиц детьми о солдатах, о Родине, воспитывать у детей интерес к русскому фольклору.

Дети стоят в кругу и передают по кругу мяч. Ребенок, к которому в руки попадает мяч, вспоминает и проговаривает пословицу о Родине, смелости, силе, отваге, объясняет ее значение. 

«За край свой насмерть стой»,

«Сам погибай, а товарища выручай»,

«С родной земли — умри, не сходи»,

 «За правое дело стой смело»,

«Где смелость, там победа», 

«Друг за друга стой - выиграешь бой»,

«Жить - Родине служить»,

«Счастье Родины - дороже жизни»,

«Не тот герой, кто награду ждет, а тот герой, кто за народ идет».

«Военная профессия».

Задачи:  воспитывать у детей гордость за нашу Отчизну, закрепить знания о военных профессиях; развивать воображение, познавательную активность.

Ход игры

Расположить перед детьми  картинки или фотографии с изображением атрибутов и предметов, оружия, техники, используемых военными. Ребёнок выбирает картинку и называет военную профессию.

«Каким видом транспорта  защищают наши границы?»

Задачи: закрепить знания детей о военном морском, воздушном, сухопутном, транспорте; развивать познавательную активность у детей; воспитывать патриотов своей страны.

Ход игры

Рассмотреть с детьми на карте границы нашей страны России. Обратить внимание на то, что границы проходят не только по суше, но и по воде. По воздуху пересекать границу тоже нельзя.

Дети отвечают на вопросы воспитателя относительно того, какой вид транспорта используют военные, охраняя границы Родины.  Обосновывают свой ответ.

Например, границу защитят катера, военные корабли, если враг нападёт с моря. Если угроза на суше, то на страже стоят танки, пушки, военная техника.

«Составь карту»

Задачи: закреплять у детей знания о карте России; развивать зрительную память, внимание, мышление; воспитывать гордость за нашу Родину.

Ход игры:

Предварительно познакомить детей с картой России, её областями, городами. Цветную физическую карту России формата А4 разрезают на 6-8 частей. Предложить старшим  дошкольникам составить из частей, целую карту страны.

«Отгадай военную профессию»

Задачи: закрепить знания детей о военных профессиях (военный лётчик, танкист, артиллерист, пограничник и др.). Развивать у детей мышление, наблюдательность, память; воспитывать любовь к Родине.

Ход игры

 Ребёнок описывает представителя одной из военных профессий.

 Дети определяют, кого задал ведущий по характерным особенностям. Тот, кто отгадал первым, становится ведущим.

«Защитники Отечества»

Цель:   закреплять знания у дошкольников о разных родах войск Российской армии; закреплять знания об особенностях военной службы и необходимых условиях для ее успешного прохождения; воспитывать чувство гордости у детей за защитников Отечества; развивать умение классифицировать предметы, связную речь.

Оборудование: 9 карт формата A3. В центре каждой карты изображение солдата различных родов войск (летчик, артиллерист, десантник, моряк, подводник, танкист, пограничник), а также ветеран Великой Отечественной войны. Свободное пространство вокруг воина разделено на 6 квадратов. Раздаточные карточки, на которых изображены различные предметы и события военной тематики: танк, пушка, корабль, автомат, бинокль. Бескозырка, планшет, парад, Вечный огонь и т.д.

В игре принимают участие от 1 до 9 детей.  Правила игры: Ведущий раздает участникам игры большие карты, а маленькие карточки перемешивает между собой и по одной показывает детям. Ребята должны определить принадлежность предмета или представителя тех или иных родов войск, аргументировать   свой ответ. Ребенок, ответивший  правильно, получает маленькую карточку и закрывает ею пустой квадрат на большой карте. Игра должна продолжаться до тех пор, пока все маленькие карточки не будут розданы.

«Великие люди России»

Цель: закреплять у детей знания о великих  соотечественниках; учить подбирать к соответствующему портрету  только те предметы, которые относятся к данному человеку, его виду деятельности;   воспитывать у детей гордость за достижения великих соотечественников;  интерес и уважение к историческому прошлому России,   развивать у дошкольников связную речь и логическое мышление.

Оборудование: 11 карточек (25x20 см) разного цвета, с изображением в центре портретов: А. В. Суворова, М. И. Кутузова, А. П. Маресьева,  И. Н. Кожедуба, А. М. Матросова. Под каждым портретом - по 3 свободных белых кружка.

Воспитатель раздает большие карты, с  изображением портретов великих людей, а также маленькие карточки-кружочки, на которых нарисованы предметы, характерные для того или иного вида деятельности. Воспитатель предлагает определить, какому из исторических персонажей, изображенных на портретах, подойдет этот предмет, и объяснить почему. Тот ребенок, который правильно ответит на вопрос, берет карточку себе и закрывает ею кружок под портретом. Игра  должна продолжаться до тех пор, пока дети не закроют  все кружки на картах.

Дидактическая игра-лото «Защитники нашего Отечества»

Задачи: развивать связную речь ребёнка, внимание, мышление, память, детскую фантазию; активизировать словарный запас о видах военно-боевой техники; о видах званиях солдат; упражнять в умении детей логически мыслить, объясняя свои действия; воспитывать усидчивость.

Состав игры: раскрашенных в виде флага России 5 основных треугольных поля и 25 карточек.

Описание игры:

 Перед началом игры дети с помощью считалочки выбирают ведущего, который раздаёт всем игрокам поля – карточки.

На каждой поле-карточке есть своя эмблема с войсками (Морской флот, Связисты, Воздушно-десантные войска, Президентские войска, Танкисты). Ребенок-ведущий показывает по одной карточке, а игроки определяют, кому она подходит. Тот, кто первым из ребят заполнит все 5 карточек, тот и выигрывает. Все остальные игроки продолжают играть до конца.

Дидактическая игра «Что нужно артиллеристу»

Задачи:Закрепить знания детей о военной профессии артиллерист; развивать зрительное внимание; воспитывать гордость за нашу Армию.
Ход игры
Дети выбирают фотографии или картинки с изображением военной техники, атрибутики (танк, военный самолёт, флаг, пистолет, лошадь,фляжка, бинокль, пушка и т.д.). Выбранные картинки должны соответствовать военной 
профессии артиллерист. Ребёнок аргументирует свой выбор (для чего нужен этот предмет артиллеристу).

Дидактическая игра «Кем я буду в Армии служить?»

Задачи:Закрепить знания детей о военных профессиях; развивать воображение; 
воспитывать гордость за нашу Отчизну.
Ход игры
Перед детьми располагают картинки или фотографии с изображением оружия, техники, предметов и атрибутов, используемых военными. По тому выбору, что сделал ребёнок, следует определить военную профессию. 
Назвать в каких войсках хочет служить ребёнок, когда вырастет.

Дидактическая игра «Кто защищает наши границы»

Задачи: Закрепить знания детей о военном воздушном, сухопутном, морском транспорте; развивать познавательную активность; воспитывать патриотов своей страны.
Ход игры
На карте России воспитатель показывает границы нашей страны. Обращает внимание детей на то, что границы проходят не только по суше, но и по воде. Уточняет, что по воздуху пересекать границу тоже нельзя. Дети отвечают на вопросы воспитателя относительно того, на каком виде военного транспорта охраняют границы. Обосновывают свой ответ. Например, если враг нападёт с моря, границу защитят военные корабли, катера. Если угроза на суше, то на страже стоят танки, пушки, военная техника.

Дидактическая игра «Составь карту»

Задачи: Закреплять знания детей о карте России; развивать зрительную память; воспитывать гордость за нашу Родину.
Ход игры
Для проведения игры требуется предварительная работа по ознакомлению дошкольников с картами России, области, города и т.д.
Цветную физическую карту России формата А4 разрезают на 6-8 частей (в зависимости от возраста детей). Предлагается составить из частей целую карту страны. Усложнение: собрать карту на время.

Дидактическая игра «Отгадай военную профессию»

Задачи: закрепить знания детей о военных профессиях (танкист, военный лётчик, артиллерист, пограничник и др.); развивать наблюдательность, память; воспитывать любовь к Родине.
Ход игры
Ведущий (ребёнок) описывает представителя одной из военных профессий. 
Дети должны определить по характерным особенностям, кого загадал ведущий. Кто отгадал первым, становится ведущим.

Дидактическая игра «Соберём картинку»

Задачи:Закрепить знания детей о военном транспорте; развивать мелкую моторику рук; воспитывать гордость за нашу Армию.
Ход игры
Детям предлагаются разрезные картинки танка, военного самолёта, военного вертолёта, военного катера, подводной лодки, военной машины.
Предложить собрать из частей целое изображение. 
Варианты игры: дети собирают из частей целое изображение в паре, составляют целое из частей на время, на скорость.

Дидактическая игра «Как прадеды мир отстояли»

Задачи:Закрепить понятия: водный, наземный, воздушный военный транспорт; развивать зрительное и слуховое внимание; воспитывать чувство гордости за наших прадедов, которые отстояли мир для нас.
Ход игры
Ребёнок выбирает картинку с изображением военной профессии. В соответствии с выбранной профессией подбирает военный транспорт. Далее в соответствии с выбранным военным транспортом «встаёт» на границе нашей страны. Например, профессия – военный моряк, транспорт – военный катер, граница – морская акватория.

«Кто знает, тот угадает!»

Цель:

  • Закрепить знания детей о достопримечательностях родного города;
  • Развивать память, речь;
  • Воспитывать наблюдательность, любознательность.

Ход игры: Ребёнок закрытыми глазами берёт на столе одну открытку с видами родного города, затем даёт краткое описание, не называя самого места. Остальные дети задают наводящие вопросы, до того момента пока место родного города не будет отгадано. Ответивший верно ребёнок, становится ведущим. Игра повторяется. В начале игры воспитатель может дать свой рассказ – образец.

«Найди флаг»

Цель:

  • Закрепить представления детей о государственном флаге;
  • Развивать внимание, память;
  • Воспитывать чувство патриотизма.

Ведущий на столе раскладывает открытки с изображением флагов разных стран (около десяти) и даёт детям задание найти Российский флаг. Затем воспитатель предлагает детям закрыть глаза и в это время меняет картинки местами.

«Узнай герб нашей страны»

Цель:

  • Закрепить знания детей о государственном гербе;
  • Научить узнавать герб среди других стран;
  • Развивать внимание, память;
  • Воспитывать желание узнать что-то новое.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям рассмотреть государственный флаг России и назвать, из полотен каких цветов он состоит. Далее детям предлагаются разрезные картинки (по принципу пазлы). Дети собирают флаг России.

Дидактическая игра «Поедем в край родной»

Возраст: воспитанники старшей группы.  Задачи: уточнить представления воспитанников о растительном и животном мире родного края; расширять представления о своеобразии животного и растительного мира в зависимости от природной зоны; развивать связную монологическую речь дошкольников; упражнять в классификации объектов природы; закреплять представления о символике Брянска, о крупных городах России; воспитывать любовь к родному краю. Материал: изображения двух паровозов: один – с гербом Брянска, второй – с эмблемой южных стран; изображения шести вагонов; 3 комплекта картинок: животные (10 шт.), ягоды (6 шт.), деревья (6 шт.) России;             3 комплекта картинок: животные (10 шт.), фрукты (6 шт.), деревья (5 шт.) южных стран; карта России.

Игровые действия:

1. Отбирать и ставить в карман вагона только те карточки, которые соответствуют выполнению задания.              

 2. Рассказывать об особенностях среды обитания животных, о месте произрастания деревьев, фруктов, ягод.

3. Аргументировано доказывать, почему объект не может ехать в Россию или на юг (связать с особенностями внешнего вида, питания животного, условиями произрастания фруктов и т.д.).

«В нашем городе гости»

Цель:

  • В игровой форме закрепить знания о родном городе;
  • Развивать речь, память;
  • Воспитывать любовь к родному городу.Ход игры: Воспитатель предупреждает детей, что сейчас к нам приедут иногородние гости, которые ничего не знают о нашем городе. Дети должны дать небольшие описательные рассказы о родном городе. «Гость» с помощью наводящих вопросов побуждает детей рассказать о особенностях климата, о растительном и животном мире, символическом значении герба .

Игровые правила:

Предварительный сговор двух играющих: какой вариант игры выбрать, кто куда повезет объекты. Думать, не мешать друг другу, в случае необходимости – помогать.

Варианты игры:

1 вариант – «Кто куда».

Перед ребенком на столе лежат 2 паровоза с вагонами, картинки с изображением одного вида объектов (животные или деревья, ягоды, фрукты). Задание: отобрать объекты по природным зонам и в зависимости от этого посадить их либо в состав с гербом Брянска, либо – с эмблемой южных стран.

2 вариант – «Классификатор».

Предложить детям все картинки сразу, паровоз с тремя вагонами.

Задание: в соответствии с символикой паровоза (вспомнить, рассказать, что она означает) в первый вагон посадить животных; во второй – ягоды или фрукты, в третий – деревья, т.е. классифицировать объекты.

3 вариант – «Исправь ошибки».

Воспитатель заранее расставляет картинки в карманы вагонов, намеренно допуская ошибки.

Задание: исправить ошибки, аргументировано объясняя свой ответ (например: почему бегемот не может жить в России. Связать с особенностями внешнего вида, образа жизни, питания).

 

Дидактическая игра «Что нужно артиллеристу»

Задачи: Закрепить знания детей о военной профессии артиллерист; развивать зрительное внимание; воспитывать гордость за нашу Армию.
Ход игры
Дети выбирают фотографии или картинки с изображением военной техники, атрибутики (танк, военный самолёт, флаг, пистолет, лошадь,фляжка, бинокль, пушка и т.д.). Выбранные картинки должны соответствовать военной 
профессии артиллерист. Ребёнок аргументирует свой выбор (для чего нужен этот предмет артиллеристу).

Дидактическая игра «Кем я буду в Армии служить?»

Задачи: Закрепить знания детей о военных профессиях; развивать воображение; 
воспитывать гордость за нашу Отчизну.
Ход игры
Перед детьми располагают картинки или фотографии с изображением оружия, техники, предметов и атрибутов, используемых военными. По тому выбору, что сделал ребёнок, следует определить военную профессию. 
Назвать в каких войсках хочет служить ребёнок, когда вырастет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста по теме "ПИТАНИЕ"

Материал содержит 14 игр по теме "ПИТАНИЕ", в которых подробно изложены цель, материалы и ход игры. Здесь же интересный материал из истории овощей и овощных блюд....

Картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста

Развитие речи и увеличение словаря лексики детей дошкольного возраста происходит с помощью дидактических игр и лексических упражнений на протяжении всего процесса обучения говорения и формирования мал...

Картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию

Картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста по нравственно-патриотическому воспитанию...

Картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию.

Картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию....

Картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию.

Картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию....

Картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию

Дидактические игры по патриотическому воспитанию позволяют комплекс ранообразной деятельности детей: мысли, чувства, переживания, поиски активных способов решения в игровой задачи....

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Патриотическое воспитание в семье»

Консультация для родителей старшего дошкольного возраста "Патриотическое воспитание в семье"...