Картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста по экологическому воспитанию
картотека по окружающему миру (старшая группа)
Данная картотека представяет собой подборку дидактических игр направленных на формирование экологической культуры и природоведческих представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста
Игра 1: «Четвертый лишний»
Цель: Учить классифицировать объекты природы по существенным признакам, аргументировать свой выбор.
Материал: Серии карточек, на каждой по 4 изображения.
Ход игры: Детям показывают карточку (например: бабочка, стрекоза, ласточка, жук). Они должны найти лишний объект и объяснить почему. Важно, что причина может быть разной, и это нужно обсуждать. Ласточка — лишняя, потому что это птица, а остальные — насекомые. Но если взять ряд ласточка, воробей, коршун, летучая мышь, то лишняя летучая мышь (не птица, а млекопитающее).
Игра 2: «Что сначала, что потом?»
Цель: Формировать представления о стадиях роста и развития живых организмов (растений, животных, насекомых), о цикличности природных явлений.
Материалы: Серии последовательных картинок (например, для божьей коровки: яйцо → личинка → куколка → взрослое насекомое; для растения: семя → росток → взрослое растение → цветок → плод с семенами; для времени года).
Ход игры: Детям раздаются перепутанные карточки. По команде они должны выстроить правильную временную последовательность и рассказать о каждом этапе.
Игра 3: «Береги природу!» (игра с запрещающими и разрешающими знаками)
Цель: Закреплять знания о правилах поведения в природе; учить «читать» и самостоятельно создавать знаковые системы.
Материалы: Карточки с изображениями различных ситуаций в лесу, на лугу, у водоема. Круги-символы: зеленый (разрешающий знак) и красный с перечеркнутой линией (запрещающий знак).
Ход игры: Педагог показывает ситуацию (например, «девочка рвет ландыши»). Дети должны поднять красный запрещающий знак и объяснить, почему это нельзя делать. Затем придумать, каким мог бы быть зеленый, разрешающий знак для этой ситуации (например, «любоваться красивыми цветами» или «фотографировать цветы»). Можно предложить детям нарисовать свои экологические знаки.
Игра 4: «Зоологическое лото»
Цель: Уточнять и расширять представления о классификации животного мира (домашние/дикие; птицы/рыбы/звери/насекомые; среда обитания). Систематизировать знания о животном мире, развитие внимания и скорости реакции.
Материалы: Большие игровые карты-поля с обобщающими символами или средами обитания (например, «Лес», «Африка», «Деревня», «Пруд»). Маленькие карточки с изображениями животных.
Ход игры: Дети получают большие карты. Ведущий (педагог или ребенок) показывает маленькую карточку и спрашивает: «У кого живет лиса?». Ребенок, на чьем поле изображен лес, отвечает: «Лиса живет у меня в лесу!» и забирает карточку. Выигрывает тот, кто первым правильно закроет свое поле.
Игра 5: «Узнай по описанию»
Цель: Развивать умение выделять характерные признаки объекта, активизировать словарь.
Материалы: Картинки с изображениями животных, растений, природных явлений.
Ход игры: Педагог описывает объект, не называя его.
Описание можно строить по плану:
1. Где живет?
2. Как выглядит? (размер, цвет, отличительные признаки)
3. Что ест?
4. Какие издает звуки?
Дети отгадывают и находят соответствующую картинку. Затем роль ведущего можно передать ребенку.
Игра 6: «Съедобное – несъедобное»
Цель: Закреплять знания о том, что можно и нельзя употреблять в пищу в природе (ягоды, грибы, растения). Формирование основ безопасности жизнедеятельности в природе.
Материалы: Корзина и ведро. Набор карточек или муляжей: ягоды (земляника, черника, волчья ягода), грибы (белый, лисичка, мухомор), растения (щавель, ландыш).
Ход игры: Дети по очереди берут предмет из коробки. Их задача: назвать его и положить в корзину (если это съедобно) или в ведро (если несъедобно и опасно), аргументировав свой выбор.
Игра 7: «Воздух, вода, земля
Цель: Закреплять знания о средах обитания живых существ.
Материалы: Мяч.
Ход игры: Дети встают в круг. Ведущий (педагог) по очереди бросает им мяч, произнося одно из трех слов: «воздух», «вода», «земля». Ребенок, поймавший мяч, должен быстро назвать животное, которое обитает в этой среде. Можно усложнить: ведущий говорит «вода», а ребенок должен назвать того, кто живет и в воде, и на земле (лягушка, крокодил, тюлень).
Игра 8: «Что летает, бегает и прыгает?»
Цель: Учить классифицировать животных по способу передвижения.
Материалы: Картинки с животными.
Ход игры: На полу или на столе обозначаются три зоны с символами: крыло (летает), ноги (бегает), лапы с когтями (прыгает/лазает). Дети берут по картинке и относят ее в нужную зону, объясняя свой выбор: «Сорока летает», «Заяц прыгает», «Волк бегает».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию
Картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста по нравственно-патриотическому воспитанию...

Картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию.
Картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию....

Картотека игр для детей старшего дошкольного возраста по экологическому воспитанию
Картотека игр для детей старшего дошкольного возраста по экологическому воспитанию...

Картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию
Дидактические игры по патриотическому воспитанию позволяют комплекс ранообразной деятельности детей: мысли, чувства, переживания, поиски активных способов решения в игровой задачи....

«Экологический турнир». Досуг для детей старшего дошкольного возраста по экологическому воспитанию.
laquo;Экологический турнир». Досуг для детей старшего дошкольного возраста по экологическому воспитанию....

Картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию.
Игры дидактические по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста...

Картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию
Картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию...