Развивающие игры с конструктором «LEGO» для детей с ЗПР
картотека

Михайлова Ирина Анатольевна

Современный этап развития системы образования характеризуется усилением внимания специалистов к проблемам детей, имеющих особые образовательные потребности. В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, проблема сенсомоторного воспитания занимала одно из центральных мест. Особенно это актуально при работе с детьми с задержкой психического развития (ЗПР). Сенсомоторное развитие детей с ЗПР значительно отстает по срокам, проходит чрезвычайно неравномерно и имеет свои особенности.

Дети с ЗПР испытывают трудности в обследовании предметов, выделении нужных свойств, в обозначении этих свойств словом. Процессы восприятия у них замедлены, недостаточно избирательны, часто фрагментарны и не обобщены. Недостаточность процессов восприятия задерживает развитие всей познавательной деятельности ребенка. Введение государственных стандартов общего образования предполагает разработку новых педагогических технологий.

LEGO – одна из самых известных и распространённых ныне педагогических систем, широко использующая трёхмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребёнка. Целью использования LEGO-конструирования в работе с детьми ЗПР является овладение навыками начального технического конструирования, совершенствование остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развитие мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства, координация «глаз-рука».

В педагогике LEGO-технология интересна тем, что она позволяет обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования дошкольников, объединяет в себе элементы игры и экспериментирования. В результате использования LEGO-конструирования в обучении с детьми с задержкой психического развития дети получают базовые знания при подготовке к школе, у них формируются навыки планирования деятельности, навыки самоконтроля. После занятий по LEGO-конструированию у детей наблюдается совершенствование цветового восприятия, развитие концентрации внимания, гибкость мышления, мелкой моторики, закрепляются знания о формах и деталях предметов. Заметно улучшается ориентирование в помещении, на местности, на листе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Михайлова Ирина Анатольевна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад №1 «Берёзка»

Урмарского района

Чувашской Республики

Развивающие игры с конструктором «LEGO» для детей с ЗПР

Современный этап развития системы образования характеризуется усилением внимания специалистов к проблемам детей, имеющих особые образовательные потребности. В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, проблема сенсомоторного воспитания занимала одно из центральных мест. Особенно это актуально при работе с детьми с задержкой психического развития (ЗПР). Сенсомоторное развитие детей с ЗПР значительно отстает по срокам, проходит чрезвычайно неравномерно и имеет свои особенности.

Дети с ЗПР испытывают трудности в обследовании предметов, выделении нужных свойств, в обозначении этих свойств словом. Процессы восприятия у них замедлены, недостаточно избирательны, часто фрагментарны и не обобщены. Недостаточность процессов восприятия задерживает развитие всей познавательной деятельности ребенка. Введение государственных стандартов общего образования предполагает разработку новых педагогических технологий.

LEGO – одна из самых известных и распространённых ныне педагогических систем, широко использующая трёхмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребёнка. Целью использования LEGO-конструирования в работе с детьми ЗПР является овладение навыками начального технического конструирования, совершенствование остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развитие мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства, координация «глаз-рука».

В педагогике LEGO-технология интересна тем, что она позволяет обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования дошкольников, объединяет в себе элементы игры и экспериментирования. В результате использования LEGO-конструирования в обучении с детьми с задержкой психического развития дети получают базовые знания при подготовке к школе, у них формируются навыки планирования деятельности, навыки самоконтроля. После занятий по LEGO-конструированию у детей наблюдается совершенствование цветового восприятия, развитие концентрации внимания, гибкость мышления, мелкой моторики, закрепляются знания о формах и деталях предметов. Заметно улучшается ориентирование в помещении, на местности, на листе. 


Игры, развивающие восприятие формы


«Отгадай»


Цель: учить детей узнавать знакомые детали конструктора (куб, папка, треугольник, цилиндр, арка, таблетка, брус) на ощупь.
Описание игры: Одному из детей завязывают глаза и предлагают отгадать на ощупь форму модуля.
Правила игры:
1.Не подсказывать и не выдавать общего секрета.
2.Не мешать отгадчику, самостоятельно разгадывать формы деталей.
3.Отгадчик должен добросовестно закрыть глаза и не снимать повязки с глаз, пока не назовет деталь.
4.Всем терпеливо дожидаться своей очереди. Выбирают отгадывать форму деталей только того, кто не нарушает порядка и не мешает детям играть дружно.


«Не ошибись Петрушка!»


Цель: Учить детей узнавать знакомые детали конструктора на ощупь.
Описание игры: Как только Петрушка наденет свой колпачок, надо подойти к модулям, выбрать любой из них, поднять его повыше и спросить: “Петрушка, Петрушка, что у меня в руках?”. Если Петрушка скажет, что он не видит, подойти к нему и положить деталь прямо ему в руки, и сказать вместе со всеми: “Петрушка, потрогай, что у тебя в руках, и догадайся, какой модуль мы тебе дали. Не ошибись, Петрушка!”
Правила игры:
1.Соблюдать полную тишину, чтобы Петрушка не ошибся и смог догадаться, что у него в руках.
2.Нельзя называть модуль и подсказывать Петрушке.
3.Внимательно следить за действиями Петрушки. Кто отвлекается и нарушает правила, того Петрушка не выбирает.

«Есть у тебя или нет?»


Цель: Учить детей узнавать знакомые детали конструктора на ощупь.
Описание игры: Первому ребенку завязывают глаза, и предлагают на ощупь определить форму детали. Второй ребенок должен будет найти точно такую же деталь по форме.
Правила игры:
1.Обследовать деталь на ощупь, обеими руками, поворачивая со всех сторон.
2.Развязывать глаза можно только после того, как назвал деталь.
3.Выбрать деталь и спрашивать, есть ли она у партнера, надо по очереди, которая устанавливается с помощью считалки:
Чтобы весело играть,
Надо всех пересчитать.
Раз, два, три, первый – ты!


«Принеси и покажи»


Цель: Учить детей применять приемы зрительного обследования формы.
Описание игры: Воспитатель показывает образец детали и прячет, а дети должны найти самостоятельно такую же.
Правила игры:
1.Выполняют поручение только те дети, кого вызвал воспитатель.
2.Прежде чем искать деталь, нужно хорошо рассмотреть образец и мысленно представить, что нужно найти.
3.Перед тем как показать детям выбранную деталь, нужно проверить себя.


Игры, развивающие восприятие цвета


«Разложи по цвету»


Цель: закреплять названия цветов.
Оборудование: кирпичики LEGO всех цветов (2х2 см, 4 коробки.
Описание игры: Дети по команде педагога раскладывают детали по коробочкам.

«Найди лишнюю деталь»


Цель: закреплять цвет и форму.
Оборудование: кирпичики LEGO четырех цветов.
Описание игры: Так как детки в этом возрасте при анализе деталей способны учитывать только один признак – либо цвет, либо форму, то берем несколько кирпичиков (не больше 6) и просим найти лишнюю деталь. Например, берем 4 красных кирпичика и один зеленый или 4 кирпичика квадратных и один прямоугольный.

«Волшебная дорожка»


Цель: закреплять цвет и форму.
Оборудование: кирпичики LEGO.
Описание игры: Дети сидят в кругу (вокруг стола, у каждого ребенка есть конструктор). Дети делают ход по кругу. Первый кладет любой кирпичик, а последующие кладут кирпичик такого же цвета, либо такой же формы.


«Раздели на части»


Цель: закреплять цвет и форму.
Оборудование: кирпичики LEGO.
кирпичики LEGO.
Описание игры: В данном возрасте ребенок способен учитывать два признака при группировке предметов (форму и цвет). Нам понадобятся кирпичики четырех цветов размером (2х2 и 2х4 см). Предлагаем ребенку разделить кирпичики на 4 части. Количество кирпичиков можно увеличить до 8.

«Найди кирпичики, как у меня»


Цель: закреплять цвет, форму детали, грамматический строй речи.
Оборудование: коробка с кирпичиками LEGO.
Описание игры: Найди кирпичик как у меня и назови цвет и форму.

«Что изменилось?»


Цель: закреплять цвет, форму, внимание, грамматический строй речи.
Оборудование: кирпичики LEGO.
Описание игры: В зависимости от возраста количество деталей (4-8). Дети закрывают глаза, педагог прячет деталь, или меняет расположение или меняет конструкцию постройки и ребенок угадывает и называет. Чего не стало? Что изменилось?

«Простые логические цепочки».


Цель: закреплять цвет, форму детали.
Оборудование: кирпичики LEGO.
Описание игры: Дети по образцу выкладывают цепочку, по памяти


«Светофорик»


Цель: закреплять цвет и форму.
Оборудование: кирпичики LEGO
Описание игры: Педагог раздаёт детям кирпичики трёх цветов и предлагает посоревноваться - кто больше составит различных светофоров, то есть требуется, чтобы кирпичики желтого, красного и зелёного цвета стояли в различном порядке. После выявления победителя педагог демонстрирует шесть комбинаций светофоров и объясняет систему, по которой надо было их составлять чтобы не пропустить ни одного варианта.

Игры на речевое развитие


«Отрабатываем предлоги»


Цель: отработка предлогов ЗА/НА
Оборудование: кирпичики LEGO
Описание игры: Можно построить небольшую башенку (до 6 кирпичиков) и с ее помощью отрабатывать эти предлоги. Спросить, например, какой кирпичик НА красном? Просим ребенка давать развернутый ответ «НА красном кирпичике зеленый кирпичик». То же самое с предлогом ЗА.


«Выложи схему слова»


Оборудование: кирпичики LEGO, предметные картинки.
Цель: Формировать умение осуществлять звуковой анализ слов, состоящих из трех-шести звуков; продолжать учить выкладывать схему слова, обозначая гласные звуки красным цветом, согласные твердые – синим, согласные мягкие – зеленым цветом; закреплять представления о понятиях «слово»«звук»«буква».
Описание игры: выложи под картинкой схему слова из лего-кирпичиков 2*2 

«Расскажи сказку»


Оборудование: конструктор LEGO
Цель: Развивать связную речь, формировать умение составлять сюжетный рассказ в логической последовательности, используя три структурные части (зачин, развитие действия, концовка); развивать воображение и словесное творчество детей.
Описание игры: дети строят героев из конструктора и разыгрывают по ролям или рассказывает один ребёнок.

«Домик для куклы Маши»


Цель: - закрепление правильного произношения звука «М» в словах;
- развитие фонематического восприятия;
- развитие мелкой моторики пальцев рук.
Материал. Предметные картинки на конструкторе ЛЕГО прямоугольной формы («кирпичики») 10-14 штук и «крыша» треугольной формы.
Ход игры. Игрок выбирает «кирпичики» с картинками, где слышится звук «М». Из них он строит домик для куклы Маши.

Игры на развитие внимания и памяти


«Чудесный мешочек», «Найди такой же!», «Найди и назови!»


Цель: Развивать зрительное и слуховое внимание, зрительную и тактильную память; познакомить с понятиями «элемент»«деталь»; формировать умение различать геометрические фигуры, действовать по заданному образцу и словесной инструкции.
Оборудование: кирпичики LEGO.
В мешочке находится несколько деталей конструктора Лего.
а) Ребенку необходимо на ощупь, определить из каких деталей составлена модель.
б) Педагог показывает деталь, которую надо найти.
в) Педагог только называет необходимую деталь.


«Что изменилось?»«Чего не стало?»


Цель: Развивать зрительное внимание, ориентировку в пространстве; продолжать формировать представления о цвете и форме предметов; способность обозначать свои действия словами.
Оборудование: кирпичики LEGO
Педагог показывает детям модель из 5-7 деталей в течении некоторого времени. Затем закрывает модель и меняет в ней положение 1-2 деталей или заменяет 1-2 детали на другие. После чего опять показывает модель и просит рассказать, что изменилось.

«Найди постройку»


Цель: развивать внимание, наблюдательность, учить соотносить изображенное на карточке с постройками.
Оборудование: кирпичики LEGO, карточки с изображениями построек.
Дети по очереди достают карточку из коробочки или мешочка, внимательно смотрят на нее, называют, что на ней изображено и ищут эту постройку. Кто ошибается, берет вторую карточку.

Игры на формирование математических представлений

«Построй башенку»


Цель: формировать понятия «столько же», «больше», «меньше».
Оборудование: кирпичики LEGO, образцы башен.
Дети строят башенки из кирпичиков и сравнивают. Постройте одну башенку из красных кирпичиков, другую из зелёных. Сколько красных кирпичиков? (четыре)
Сколько зелёных кирпичиков? (четыре) Можно сказать красных столько же сколько зелёных.

«Посчитай по порядку»


Цель: Закреплять порядковый счёт.
Оборудование: кирпичики LEGO
Посчитай кирпичики. Который по счёту красный квадратный, зелёный прямоугольный и т.д.

«Числовая лесенка»


Цель: учить устанавливать последовательность чисел в числовом ряду.
Оборудование: кирпичики LEGO, карточка с числами.
Построй лесенку для матрёшки из цифр от 1 до 10.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Онлайн-каникулы. Развивающие игры с конструктором Lego на карантине.

Помочь родителям с подборкой интересных занятий во время карантина....

Каникулы-онлайн. «Развивающие игры с конструктором Lego на карантине».

laquo;Развивающие игры с конструктором Lego на карантине»....

Картотека развивающих игр с конструктором LEGO для детей дошкольного возраста

Картотека развивающих игр с конструктором LEGO для детей дошкольного возраста...

Развивающие игры с конструктором LEGO

Картотека развивающих игр с конструктором LEGO для детей дошкольного возраста....

Развивающие игры с конструктором LEGO

Развивающие игры с конструктором LEGO...

Развивающие игры с конструктором Lego

Развивающие игры с конструктором Lego...

Картотека развивающих игр с конструктором LEGO для детей дошкольного возраста

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"29989061","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]] Картотека развивающих игр для детей дошкльного возраста...