Документ. Понятие социальной роли и характеристика влияния ее на развитие личности.
консультация

Рахова Юлия Алексеевна

         Социальная роль – фиксация определенного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений.

Классификации ролей.

Функции СР.

Ролевой конфликт.


 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 4_roli.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Понятие социальной роли и характеристика влияния ее на развитие личности

  Социальная роль – фиксация определенного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений.

   Социальная роль – общественно необходимый вид социальной деятельности и способ поведения личности, несущей на себе печать общественной оценки.

Статус (от лат. положение, состояние) – положение субъекта в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии. В различных группах один и тот же индивид может иметь разный статус. Критериями статуса являются : образование, доход, профессия, происхождение, национальность, уровень интеллекта. Символами статуса являются: материализованные (диплом, значок, сертификат, квартира, машина и т.д.) и нематериализованными (высказывания типа «Моя дочь учится в Англии»). Выделяют: а). социальный статус; и б). личностный статус – это положение человека в первичной группе, т.е. в ближайшем окружении, который определяется его личностными качествами, значимыми для этого окружения;

Классификации ролей

1. В зависимости от места индивида в системе социальных и межличностных отношений роли бывают социальные (конвенциональные,формальные) и межличностные (неформальные). Социальные роли детерминируются местом носителя данной роли в системе общественных отношений. Такие роли непосредственно связаны с общественно значимой деятельностью. У взаимодействующих индивидов существуют более или менее четкие представления о правах и обязанностях носителей этих ролей, которые часто зафиксированы в определенных документах (например, должностных инструкциях), а также о способах поведения в рамках исполняемых ролей.

Социальные роли различаются по характеру функций, выполняемых индивидом с определенным социальным статусом, занимающим определенную позицию. Есть служебные роли («начальник», «подчиненный», «коллега»,«партнер» и др.), житейские («посетитель», «сосед», «гость», «пассажир» и пр.), семейные («родитель», «ребенок», «муж», «жена» и т. д.).

Межличностные роли определяются положением индивида в системе межличностных отношений.

2. В зависимости от того, каким образом индивид получает роль, она может быть предписанной и достигнутой.

3. В зависимости от меры актуальности роли подразделяются на активные и латентные.

4. В зависимости от меры включенности в исполнение ролей выделяют семь градаций.

5. В зависимости от распределения ролей в процессе выполнения совместной деятельности выделяется ряд функционально-деловых ролей. В таких командах могут быть следующие роли:

• «информатор»/«эрудит» (собирает и распространяет информацию; источник различных сведений);

• «новатор»/«генератор» (выдвигает идеи, определяет проблемы и предлагает разные способы их решения);

• «аналитик»/«критик» (анализирует различные возможности и изыскивает новые варианты решения проблемы; ставит под сомнение выдвигаемые в команде идеи и ищет уязвимые моменты в общей работе);

• «эксперт» (оценивает предлагаемые решения задачи с учетом специфики условий и возможностей команды);

• «организатор»/«координатор» (организует и ориентирует команду на практический результат; координирует и интегрирует работу команды);

• «контролер» (оценивает текущие результаты и их соответствие определенным критериям);

• «активатор»/«вдохновитель» (побуждает членов команды к решениям и действиям, к более интенсивной и качественной деятельности, заражает других своей энергией);

• «исполнитель» (непосредственно исполняет принятое решение)

   В зависимости от общественных отношений выделяют социальные = конвенциональные и межличностные социальные роли.

 «конвенциональные», т.е. такие, в отношении которых у членов общества имеются общепринятые, конвенциональные представления о том, каково должно быть поведение исполнителей этих ролей, и на «межличностные», в отношении которых нет подобных более или менее единых представлений.

   Основные характеристики социальной роли выделены американским социологом Т. Парсонсом.

  • Масштаб
  • способ получения,
  • эмоциональность,
  • формализация,
  • мотивация.

Масштаб роли зависит от диапазона межличностных отношений, количеством взаимодействий.

   Социальные роли отличаются по уровню эмоциональности.

Формализация социальной роли определяется спецификой межличностных отношений носителя данной роли.

Мотивация зависит от потребностей и мотивов человека.    Родители, заботясь о благе своего ребенка, руководствуются прежде всего чувством любви и заботы; руководитель трудится во имя дела и т. д.

Способ получения роли зависит от того, насколько неизбежной является данная роль для человека.

   

Функции СР:

   Обязанность – это то, что человек вынужден делать исходя из социальной роли, вне зависимости от того, нравится ему это или нет.

   Выполняя свои обязанности в соответствии с социальной ролью, каждый человек имеет право предъявить и свои требования к другому.

право – это система общепринятых, общеобязательных, гарантированных государственными органами власти норм, которые непосредственно регулируют отношения общества в той или иной сфере деятельности.

   Усвоение СР включает 2 составляющие: ролевое ожидание и ролевое исполнение.

ролевое ожидание - это ожидаемая модель поведения, ассоциируемая с данным статусом, т.е. типичное поведение (в рамках норм и стандартов) для людей данного статуса в данной социальной системе.

Ролевое исполнение (поведение) - это фактическое, реальное поведение человека, занимающего ту или иную социальную позицию (социальный статус).

Ролевое поведение, в отличие от нормативно заданного образца, это реальное (актуальное) поведение человека. А.Б. Добрович поясняет это различие, используя аналогичные по смыслу понятия «роль» и «функция». «Функция, - пишет он, - может быть одной и той же, а исполнение роли меняется».

Факторы успешного выполнения роли. Оказывает влияние на

успешное выполнение людьми ролей:

• значимость для человека выполняемой роли;

• ясность роли, т. е. наличие-отсутствие четкого описания ролевых требований (имеет значение для социальных ролей);

• знание роли, т. е. представления о правах и обязанностях, границах и способах выполнения роли, допустимом и недопустимом поведении в рамках этой роли;

• умения и навыки в выполнении данной или подобной роли;

• соответствие мировоззрения и личностных качеств человека требованиям роли;

• мера включенности в выполнение данной роли;

• стремление и способность осмысливать данную роль и делать выводы.

   Ролевой конфликт – ситуация, в которой индивид, имеющий определенный статус, сталкивается с несовместимыми ожиданиями.

это столкновение ролевых требований, предъявляемых человеку, вызванное множественностью одновременно выполняемых им ролей, а также другими причинами.

Выводы:

а) каждый человек играет множество ролей;

б) люди осваивают те или иные роли

под воздействием внешнего социального контекста (родственников и

друзей, средств массовой информации и художественной литературы и

др.);

в) люди умеют быстро переключаться с одной роли на другую в зависимости от ситуации;

г) люди нередко испытывают ролевые конфликты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние сказок на развитие личности ребенка

«В некотором царстве в некотором государстве;Жили-были….»Многим знакомы эти слова из детства и ощущение защищенности и спокойствия когда кто-то рассказывает сказку, а ты, затаив дыхание, слушаеш...

Влияние семьи на развитие личности ребенка

Консультация для родителей о воспитательном потенциале семьи в развитии детей дошкольного возраста...

Влияние хореографии на развитие личности дошкольника.

Для чего учить танцевать детей в дошкольном возрасте? Ответ на этот вопрос мы находим у знаменитого педагога- хореографа К.Я. Голейзовского, который говорил о танце, что “гармония и красота внешнего, ...

Влияние сказки на развитие личности ребенка дошкольного возраста

Роль сказки в жизни ребенка очень значительна. В статье рассказывается о влиянии сказки на личность ребенка. ...

влияние семьи на развитие личности дошкольника

Консультация для родителей дошкольников о влиянии семьи на развитие личности ребенка...

Влияние воспитания на развитие личности.

Как влияет воспитание на газвитие личности....

Влияние музыки на развитие личности ребёнка

Очень полезная статья для родителей и взрослых  о том,как музыка влияет на ребёнка, как нужно приобщать малыша к звукам...