Документ. Понятие социальной роли и характеристика влияния ее на развитие личности.
консультация
Социальная роль – фиксация определенного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений.
Классификации ролей.
Функции СР.
Ролевой конфликт.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Понятие социальной роли и характеристика влияния ее на развитие личности
Социальная роль – фиксация определенного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений.
Социальная роль – общественно необходимый вид социальной деятельности и способ поведения личности, несущей на себе печать общественной оценки.
Статус (от лат. положение, состояние) – положение субъекта в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии. В различных группах один и тот же индивид может иметь разный статус. Критериями статуса являются : образование, доход, профессия, происхождение, национальность, уровень интеллекта. Символами статуса являются: материализованные (диплом, значок, сертификат, квартира, машина и т.д.) и нематериализованными (высказывания типа «Моя дочь учится в Англии»). Выделяют: а). социальный статус; и б). личностный статус – это положение человека в первичной группе, т.е. в ближайшем окружении, который определяется его личностными качествами, значимыми для этого окружения;
Классификации ролей
1. В зависимости от места индивида в системе социальных и межличностных отношений роли бывают социальные (конвенциональные,формальные) и межличностные (неформальные). Социальные роли детерминируются местом носителя данной роли в системе общественных отношений. Такие роли непосредственно связаны с общественно значимой деятельностью. У взаимодействующих индивидов существуют более или менее четкие представления о правах и обязанностях носителей этих ролей, которые часто зафиксированы в определенных документах (например, должностных инструкциях), а также о способах поведения в рамках исполняемых ролей.
Социальные роли различаются по характеру функций, выполняемых индивидом с определенным социальным статусом, занимающим определенную позицию. Есть служебные роли («начальник», «подчиненный», «коллега»,«партнер» и др.), житейские («посетитель», «сосед», «гость», «пассажир» и пр.), семейные («родитель», «ребенок», «муж», «жена» и т. д.).
Межличностные роли определяются положением индивида в системе межличностных отношений.
2. В зависимости от того, каким образом индивид получает роль, она может быть предписанной и достигнутой.
3. В зависимости от меры актуальности роли подразделяются на активные и латентные.
4. В зависимости от меры включенности в исполнение ролей выделяют семь градаций.
5. В зависимости от распределения ролей в процессе выполнения совместной деятельности выделяется ряд функционально-деловых ролей. В таких командах могут быть следующие роли:
• «информатор»/«эрудит» (собирает и распространяет информацию; источник различных сведений);
• «новатор»/«генератор» (выдвигает идеи, определяет проблемы и предлагает разные способы их решения);
• «аналитик»/«критик» (анализирует различные возможности и изыскивает новые варианты решения проблемы; ставит под сомнение выдвигаемые в команде идеи и ищет уязвимые моменты в общей работе);
• «эксперт» (оценивает предлагаемые решения задачи с учетом специфики условий и возможностей команды);
• «организатор»/«координатор» (организует и ориентирует команду на практический результат; координирует и интегрирует работу команды);
• «контролер» (оценивает текущие результаты и их соответствие определенным критериям);
• «активатор»/«вдохновитель» (побуждает членов команды к решениям и действиям, к более интенсивной и качественной деятельности, заражает других своей энергией);
• «исполнитель» (непосредственно исполняет принятое решение)
В зависимости от общественных отношений выделяют социальные = конвенциональные и межличностные социальные роли.
«конвенциональные», т.е. такие, в отношении которых у членов общества имеются общепринятые, конвенциональные представления о том, каково должно быть поведение исполнителей этих ролей, и на «межличностные», в отношении которых нет подобных более или менее единых представлений.
Основные характеристики социальной роли выделены американским социологом Т. Парсонсом.
- Масштаб
- способ получения,
- эмоциональность,
- формализация,
- мотивация.
Масштаб роли зависит от диапазона межличностных отношений, количеством взаимодействий.
Социальные роли отличаются по уровню эмоциональности.
Формализация социальной роли определяется спецификой межличностных отношений носителя данной роли.
Мотивация зависит от потребностей и мотивов человека. Родители, заботясь о благе своего ребенка, руководствуются прежде всего чувством любви и заботы; руководитель трудится во имя дела и т. д.
Способ получения роли зависит от того, насколько неизбежной является данная роль для человека.
Функции СР:
Обязанность – это то, что человек вынужден делать исходя из социальной роли, вне зависимости от того, нравится ему это или нет.
Выполняя свои обязанности в соответствии с социальной ролью, каждый человек имеет право предъявить и свои требования к другому.
право – это система общепринятых, общеобязательных, гарантированных государственными органами власти норм, которые непосредственно регулируют отношения общества в той или иной сфере деятельности.
Усвоение СР включает 2 составляющие: ролевое ожидание и ролевое исполнение.
ролевое ожидание - это ожидаемая модель поведения, ассоциируемая с данным статусом, т.е. типичное поведение (в рамках норм и стандартов) для людей данного статуса в данной социальной системе.
Ролевое исполнение (поведение) - это фактическое, реальное поведение человека, занимающего ту или иную социальную позицию (социальный статус).
Ролевое поведение, в отличие от нормативно заданного образца, это реальное (актуальное) поведение человека. А.Б. Добрович поясняет это различие, используя аналогичные по смыслу понятия «роль» и «функция». «Функция, - пишет он, - может быть одной и той же, а исполнение роли меняется».
Факторы успешного выполнения роли. Оказывает влияние на
успешное выполнение людьми ролей:
• значимость для человека выполняемой роли;
• ясность роли, т. е. наличие-отсутствие четкого описания ролевых требований (имеет значение для социальных ролей);
• знание роли, т. е. представления о правах и обязанностях, границах и способах выполнения роли, допустимом и недопустимом поведении в рамках этой роли;
• умения и навыки в выполнении данной или подобной роли;
• соответствие мировоззрения и личностных качеств человека требованиям роли;
• мера включенности в выполнение данной роли;
• стремление и способность осмысливать данную роль и делать выводы.
Ролевой конфликт – ситуация, в которой индивид, имеющий определенный статус, сталкивается с несовместимыми ожиданиями.
это столкновение ролевых требований, предъявляемых человеку, вызванное множественностью одновременно выполняемых им ролей, а также другими причинами.
Выводы:
а) каждый человек играет множество ролей;
б) люди осваивают те или иные роли
под воздействием внешнего социального контекста (родственников и
друзей, средств массовой информации и художественной литературы и
др.);
в) люди умеют быстро переключаться с одной роли на другую в зависимости от ситуации;
г) люди нередко испытывают ролевые конфликты
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние сказок на развитие личности ребенка
«В некотором царстве в некотором государстве;Жили-были….»Многим знакомы эти слова из детства и ощущение защищенности и спокойствия когда кто-то рассказывает сказку, а ты, затаив дыхание, слушаеш...
Влияние семьи на развитие личности ребенка
Консультация для родителей о воспитательном потенциале семьи в развитии детей дошкольного возраста...

Влияние хореографии на развитие личности дошкольника.
Для чего учить танцевать детей в дошкольном возрасте? Ответ на этот вопрос мы находим у знаменитого педагога- хореографа К.Я. Голейзовского, который говорил о танце, что “гармония и красота внешнего, ...
Влияние сказки на развитие личности ребенка дошкольного возраста
Роль сказки в жизни ребенка очень значительна. В статье рассказывается о влиянии сказки на личность ребенка. ...
влияние семьи на развитие личности дошкольника
Консультация для родителей дошкольников о влиянии семьи на развитие личности ребенка...

Влияние музыки на развитие личности ребёнка
Очень полезная статья для родителей и взрослых о том,как музыка влияет на ребёнка, как нужно приобщать малыша к звукам...

