Влияние сказок на развитие личности ребенка
материал по теме

 

«В некотором царстве в некотором государстве;

Жили-были….»


Многим знакомы эти слова из детства и ощущение защищенности и спокойствия когда кто-то рассказывает сказку, а ты, затаив дыхание, слушаешь.

Сказка учит жить. Без сказки нет у ребенка ни мечты, ни волшебной страны, где сбываются все желания. Сказка может в увлекательной форме и доступными для понимания словами показать окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы, в самое короткое время показать, к чему приводит тот или иной поступок героя, дает возможность за 15-20 минут примерить на себя и пережить чужую судьбу, чужие чувства, радости и горести. Это уникальная возможность пережить «проиграть» жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни и судьбы ставит сказку в ряд с самыми эффективными способами воспитательно-образовательной работы с детьми.

Тексты сказок вызывают интенсивный эмоциональный резонанс, как у детей, так и у взрослых. Не случайно сегодня сказки используются и педагогами, и психологами, и логопедами. Сказка позволяет «проиграть» такие вымышленные ситуации, каких нет, и не может быть в окружающем мире.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vliyanie_skazok_na_razvitie_lichnosti_rebenka.docx16.07 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние сказок на развитие личности ребенка

         «В некотором царстве в некотором государстве;

Жили-были….»

         Многим знакомы эти слова из детства и ощущение защищенности и спокойствия когда кто-то рассказывает сказку, а ты, затаив дыхание, слушаешь.

         Сказка учит жить. Без сказки нет у ребенка ни мечты, ни волшебной страны, где сбываются все желания. Сказка может в увлекательной форме и доступными для понимания словами показать окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы, в самое короткое время показать, к чему приводит тот или иной поступок героя, дает возможность за 15-20 минут примерить на себя и пережить чужую судьбу, чужие чувства, радости и горести. Это уникальная возможность пережить «проиграть» жизненные  ситуации без ущерба для собственной жизни и судьбы ставит сказку в ряд с самыми эффективными способами воспитательно-образовательной работы с детьми.

         Тексты сказок вызывают интенсивный эмоциональный резонанс, как у детей, так и у взрослых. Не случайно сегодня сказки используются и педагогами, и психологами, и логопедами. Сказка позволяет «проиграть» такие вымышленные ситуации, каких нет, и не может быть в окружающем мире.

         Сказка способна перед каждым из нас открыть дверцу, за которой свои и чужие радости и горести становятся осязаемыми, понятными, доступными для ума и сердца. Чужая душа перестает быть «потемками», а своя душа вдруг приобретает непривычные качества и свойства.

         Читая или слушая сказку, ребенок «вживается» в повествование. Он может идентифицировать себя с разными одушевленными персонажами. При этом развивается способность ребенка к эмпатии, сопереживанию. Черствость и невнимание ребенка к чувствам и переживаниям родителей, сверстников, воспитателей часто связаны не с особой черствостью в характере самого ребенка, а с отсутствием опыта сопереживания, с неумением вслушиваться в слова тех, кто его окружает.

Переживая судьбу героя, ребенок учится преодолевать свои страхи или по-другому относиться к их существованию. Сказка позволяет ребенку на вербальном и эмоциональном уровне осознать, что такое «хорошо» и что такое «плохо», примерить на себя роли обидчика и обиженного, сильного и слабого, заботливого и равнодушного, роль родителя и оценить свой поступок со стороны, а также позволяет ребенку иными глазами взглянуть на окружающий мир и близких людей. Сказка также многогранна, как и жизнь. Именно это делает сказку эффективным психотерапевтическим и развивающим средством.

         Сказка позволяет познакомиться ребенку с его сильными сторонами и приобрести альтернативные формы поведения, помогает ребенку в поиске нестандартных, оптимальных выходов из различных ситуаций, а взрослому – обменяться с ним позитивным жизненным опытом.

         Привлекательность сказок для развития личности ребенка заключается в следующем:

Отсутствие в сказках прямых нравоучений, назиданий. События сказочной истории логичны, естественны, вытекают одно из другого, а ребенок усваивает причинно-следственные связи, существующие в мире.

Через образы сказки ребенок соприкасается с жизненным опытом многих поколений. В сказочных сюжетах встречаются ситуации и проблемы, которые переживает в своей жизни каждый человек: отделение от родителей; жизненный выбор; взаимопомощь; борьба добра со злом.

              Победа добра в сказках обеспечивает ребенку психологическую защищенность: чтобы не происходило в сказке – все заканчивается хорошо. Испытания, выпавшие на долю героев, помогают им стать умнее, добрее, сильнее, мудрее. Таким образом, ребенок усваивает, что все, что происходит в жизни человека, способствует его внутреннему росту.

Отсутствие заданности в имени главного героя и месте сказочного события. Главный герой – это собирательный образ, и ребенку легче идентифицировать себя с героем сказки и стать участником сказочных событий.

Ореол тайн и волшебства, интригующий сюжет, неожиданное превращение героев – все это позволяет слушателю активно воспринимать и усваивать информацию, содержащуюся в сказках.

    «Проигрывание» сказочных сюжетов позволяет развить произвольную память и внимание, совершенствовать коммуникативные навыки, развивать воображение.

         Процесс самовыражения через сказку напрямую связан с укреплением психического здоровья и может рассматриваться как значимый психопрофилактический фактор.

         Использование сказок дает возможность помочь ребенку справиться со своими проблемами, восстановить его эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у него нарушения поведения, преодолеть дезадаптацию, способствовать интеллектуальному развитию.

«Тут и сказочке конец, а кто слушал молодец….»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние семьи на развитие личности ребенка

Консультация для родителей о воспитательном потенциале семьи в развитии детей дошкольного возраста...

Влияние сказки на развитие личности ребенка дошкольного возраста

Роль сказки в жизни ребенка очень значительна. В статье рассказывается о влиянии сказки на личность ребенка. ...

Влияние семьи на развитие личности ребенка

Консультация для родителей...

"Влияние семьи на развитие личности ребенка"

Воспитание ребенка начинается с семьи. Семейные отношения должны быть хорошим примером для подражания ребенком....

"Влияние логоритмики на развитие личности ребенка с тяжелыми нарушениями речи"

В системе методик, направленных на коррекцию речевых нарушений у детей с  ОВЗ нельзя не оценить значимость логопедической ритмики. Логоритмика является одним из эффективных звеньев коррекционной ...

ВЛИЯНИЕ СКАЗОК НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

Данный материал позволяет родителям и педагогам понять механизм влияния сказок на развитие личности ребенка дошкольного возраста, через сказку помочь ребенку  понять  самые сложные чувс...

Статья "Влияние сказок на развитие личности ребенка"

В статье представлен материал о роли сказок в процессе воспитания детей дошкольного возраста....