"Влияние логоритмики на развитие личности ребенка с тяжелыми нарушениями речи"
статья по логопедии по теме

Васькина Екатерина Михайловна

В системе методик, направленных на коррекцию речевых нарушений у детей с  ОВЗ нельзя не оценить значимость логопедической ритмики. Логоритмика является одним из эффективных звеньев коррекционной педагогики. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vliyanie_logoritmiki_na_razvitie_lichnosti_rebenka_s_tnr.docx27.87 КБ

Предварительный просмотр:

ВЛИЯНИЕ ЛОГОРИТМИКИ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Васькина Е.М. учитель-логопед ГБДОУ детский сад № 9 комбинированного вида Колпинского района Санкт-Петербурга

Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей, имеющих отклонения в развитии речи при сохранном интеллекте и нормальном слухе.  Особенности речевого развития  у таких детей оказывают влияние на формирование личности ребенка и на развитие  всех сторон психики. У детей с ТНР, помимо речевых расстройств виден целый  ряд психолого-педагогических особенностей, которые негативно сказываются на познавательном развитии детей и затрудняют  их социальную адаптацию. У части детей, имеющих речевую патологию, отмечается замедленное развитие локомоторных функций (двигательных), которое выражается в неловкости,  плохой  координации  движений, чрезмерной замедленности или импульсивности движений,  в снижении скорости и ловкости их выполнения. Часто наблюдается недостаточная координация пальцев кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.  У детей с тяжелыми речевыми расстройствами отмечается нестабильность эмоционально-волевой сферы. Детям присущи:  слабая регуляция произвольной деятельности, сниженная мотивация, пониженная наблюдательность, негативизм, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, незаинтересованность в общении, неумение ориентироваться в ситуации со своими сверстниками.

Указанные особенности в развитии детей с тяжелыми нарушениями речи спонтанно не преодолеваются и требуют целенаправленной коррекции имеющихся нарушений.  

Поэтому становится важным вопрос: как использовать логопедические занятия так, чтобы они не только корректировали речевые проблемы детей, но и параллельно нормализовали неречевую симптоматику?

 Известно, что двигательная активность является мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма. Потребность в движении составляет одну из основных физиологических особенностей детей, являясь условием для их нормального формирования и развития. 

Дошкольный возраст является наиболее важным для формирования и развития двигательных навыков и физических качеств, так как в этот период наиболее интенсивно развиваются различные органы и системы. Организм ребенка представляет собой единое целое, где деятельность одних систем находится в постоянной взаимосвязи с деятельностью других.  Именно этим требованиям, на мой взгляд,  соответствует система работы по логоритмике.

Каждое движение совершается в определенном ритме. Ритм -  это понятие, которое   используется  во многих областях  и  применяется  по отношению к стихотворению, прозе, сердцу, дыханию, природе, работе, жизни и т.д.  «Если вы перестали чувствовать ритм жизни, то вы перестали жить» Тоток Е.

Чувство ритма сопровождается моторными реакциями и  вызывает многообразие кинестетических ощущений. Это мышечные сокращения языка, мышц головы, челюстей, пальцев ног; напряжение, возникающее в гортани, голове, грудной клетке и конечностях; зачаточные сокращения головной и дыхательной мускулатуры и, наконец, одновременная стимуляция мышц сгибателей и разгибателей.

В педагогическом аспекте ритмика (греч. rhythikos — мерный, равномерный, размеренный) — это система физических упражнений, построенная на связи движений с музыкой. Ритмика является составной частью физического и художественно-эстетического воспитания, особенно в детском возрасте.

В системе методик, направленных на коррекцию речевых нарушений у детей с  ОВЗ нельзя не оценить значимость логопедической ритмики. Логоритмика является одним из эффективных звеньев коррекционной педагогики. Несмотря на свою организованную систему, логоритмика представляет собой важное дополнение к системе коррекционных занятий, поскольку логоритмические упражнения всегда подчинены целям логопедии.

Логопедическая ритмика в работе с детьми с нарушениями речи – это комплексная методика, которая направлена на преодоление речевых нарушений и сопутствующих им неречевых проявлений путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.  Логоритмика  выступает, как  средство коррекции речевых нарушений с помощью движений, музыки и слова, таким образом, затрагивая сразу несколько образовательных областей в рамках реализации программы по ФГОС.

Значение ритмического и логоритмического воздействия на детей подчеркивали многие исследователи. В. А. Гиляровский писал, что логопедическая ритмика оказывает влияние на общий тонус, на моторику, на настроение, она способствует тренировке подвижности нервных процессов центральной нервной системы, активированию коры. Е. В. Чаянова, Е. В. Конорова считали, что логопедическая ритмика развивает внимание (его концентрацию, объем, устойчивость, распределение), память (зрительную, слуховую, моторную, логическую, комплексную). В. А. Гринер и немецкие исследователи К. Колер (Crista Kohler) и К. Швабе (Chr. Schwabe) указывали, что логопедическая ритмика может быть использована как психотерапевтический метод (коллективно-психологический метод, музыкотерапия). О значении логопедической ритмики для коррекции речи людей писали В. А. Гринер, Н. С. Самойленко, Н. А. Власова, Д. С. Озерецковский, Ю. А. Флоренская. Они подчеркивали общепедагогическое влияние ритма на различные болезненные отклонения в психофизической сфере человека, а также то, что логопедическая ритмика воздействует на физическое, моральное, интеллектуальное и эстетическое воспитание человека. Поэтому, одним из доступных и эффективных направлений интегрированной деятельности, способствующей развитию личности ребенка – дошкольника, является логоритмика.

 В своей работе я использую элементы  логоритмики  на индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях, а также  на занятиях с другими специалистами, что обеспечивает преемственность в работе всех специалистов, занимающихся коррекционной работой с детьми-логопатами.  Таким образом, происходит реализация принципа комплексности, что способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей и предусматривает совместную работу учителя - логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, руководителя физического воспитания.

Коррекционную работу с применением логоритмики можно проводить на индивидуальных занятиях по коррекции звукопроизношения (начиная с этапа вызывания звука речи и заканчивая дифференциацией близких по звучанию и артикуляции звуков).

 Включая логоритмику в коррекционные занятия,   логопед не только корректирует звукопроизношение, но и развивает просодическую сторону речи, общую и мелкую моторику, слуховое внимание, фонематическое восприятие.  На занятиях формируется слоговая структура и звуконаполняемость слов, развивается речевая и двигательная память.

Кроме того, упражнения по логоритмике могут быть использованы в структуре других видов занятий: в организационных моментах, в динамических паузах, в дидактических играх, при выполнении звукового анализа слов.  Поскольку логоритмические занятия подбираются с учетом лексической темы, то идет планомерная работа над обогащением словаря и развитием связной речи.  

При составлении занятий я выделяю следующие направления работы:  развитие чувства ритма (игра на различных музыкальных инструментах, отхлопывание ритмического рисунка), речевые игры с движениями (коррекция общей моторики),  развитие артикуляционной и речевой моторики (может проводиться по счет и под музыку), развитие мелкой моторики - пальчиковые игры и упражнения с речевым сопровождением или использованием различных предметов.

Практика показывает, что регулярные занятия логоритмикой способствуют устранению нарушенных функций, что приводит к нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, развивает функциональные системы ребенка (дыхание, голос, артикуляционный аппарат, произвольное внимание, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала),  формируют положительный эмоциональный настрой, способствует преодолению трудностей в общении со сверстниками.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание индивидуального маршрута сопровождения ребенка с тяжелыми нарушениями речи (ТНР ОНР 2 уровня речевого развития, ТНР ОНР 3 уровня речевого развития)

Данный материал поможет специалистам (медицинскому работнику, учителю-логопеду, психологу, музыкальному руководителю, инструктору по физической культуре) образовательного учреждения логопедической гру...

Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка с тяжелыми нарушениями речи (ТНР ОНР 2 уровня речевого развития)

Пример индивидуального образовательного маршрута (карты индивидуального развития) ребенка при сопровождении специалистами ДОУ....

Диагностическая карта ребенка с тяжелым нарушением речи.

Карта обследования неговорящего ребенка составлена в помощь логопеду,работающему с данной категорией детей....

Моделирование предметно-развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка с тяжелыми нарушениями речи

В материале описано моделирование предметно-развивающей среды в логопедическом кабинете по блокам:диагностический блок, организационно – развивающий блок, коррекционно – развивающий блок, ...

Роль семьи в обучении и воспитании ребенка с тяжелыми нарушениями речи.

Роль семьи в обучении и воспитании ребенка с тяжелыми нарушениями речи....

Роль традиций народного творчества в речевом развитии ребенка с тяжелыми нарушениями речи

Использование элементов фольклора в коррекционной работе учителя-логопеда...