Роль традиций народного творчества в речевом развитии ребенка с тяжелыми нарушениями речи
статья по логопедии

Использование элементов фольклора в коррекционной работе учителя-логопеда 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_traditsiy_narodnogo_tvorchestva.docx18.44 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ ТРАДИЦИЙ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Авторы: И. В. Иванова, С. С. Кравцова

учителя-логопеды ГБДОУ № 83 Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Проблема значимости культурных объектов в сознании современных детей как никогда остро стоит перед работниками сферы образования XXI века. Одной из важнейших составляющих образовательно-культурной среды являются музеи, которые выполняют ряд функций, необходимых для всестороннего, постепенного и стабильного развития ребёнка на всех стадиях его взросления. Своеобразные медиаторы музейных форм коммуникаций, характер использования средств, предоставленных ими, и восприятие информации визуальным путём влияют на ребёнка с разных сторон.

Нахождение в пространстве музея является для ребёнка новым культурным опытом, который даёт ему возможность видеть историко-культурный аспект окружающих вещей, выстраивать в сознании хронологию событий, происходивших в мире, формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени, другой культуре посредством общения с памятниками истории и культуры, формировать способность к воссозданию образа соответствующей эпохи на основе общения с культурным наследием. Поэтому мы решили, что в работе учителя-логопеда с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) это будет способствовать художественному восприятию действительности, развивать способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию, вызывать уважение к другим культурам, развивать способность и потребность самостоятельно осваивать окружающий мир путём изучения культурного наследия разных эпох и народов.

В ГБДОУ № 83 Фрунзенского района Санкт-Петербурга создано отдельное арт-пространство (музей-игротека семьи Баряевых), предполагающее полное погружение ребенка в процесс изучения представленных предметов. Пространство носит функцию адаптации для всех воспитанников инклюзивного детского сада.

Опираясь на результаты ряда исследований, проведенных в период последнего десятилетия, можно отметить тенденцию к уменьшению интереса современного ребёнка к посещению музеев. Дошкольникам трудно дается визуальное и аудиальное восприятие объектов, исключающее кинетический аспект, поэтому при реализации музейного проекта перед нами стояла задача дать возможность прикоснуться и поиграть с репликами исторических предметов, предметами-заместителями.

Проект «Игрушка: традиции народного творчества и современность», осуществленный на двух площадках образовательного учреждения, предполагал также участие родителей детей в данном проекте мини-музея, а

значит, укрепление связей между поколениями.

Экспозиция мини-музея посвящена традиционной части проекта, а именно народному творчеству и быту древнерусского человека. В пространстве представлена серия игрушек, которая даёт воспитанникам представление о некоторых сторонах культуры их предков, живших на территории древней Руси. Все игрушки выполнены вручную из материалов, найденных в Ленинградской области, что несомненно развивает интерес детей к инсталляции, которую, при желании и помощи родителей, каждый может воссоздать дома.

Серия отсылает детей к детским фольклорным традициям, то есть, опираясь на определение Ф. С. Капицы и Т. М. Колядича, к «одному из направлений устного народного творчества». Фольклор играет важную роль в развитии ребенка, выполняя информативную, педагогическую и развлекательную функции в формировании его личности. Русский фольклор знакомит ребенка с историей его Родины на уровне незамысловатых песен, былин и историй, которые нетрудно воспринимать ритмически при разном уровне когнитивного и речевого развития детей в группе. Примечательно, что фольклор является также формой коллективного творчества, что привлекает внимание ребёнка к процессу изучения данного материала.

Ребенок чувствует причастность к русской культуре, когда узнает, что создание такого богатого эпоса было коллективным действием, которое захватило не одного человека и не одно десятилетие. Игры с предметами мини-музеев в группах ГБДОУ № 83 с помощью учителя-логопеда объединяли прикладное декоративное творчество и фольклор. Игрушки, выполняя кинетическую функцию, помогают детям не просто полисенсорно воспринимать информацию, но и чувствовать тесную связь с исторической эпохой. Игрушки являются воплощением прошлого, в котором ребёнок может оказаться благодаря учителю-логопеду, выступающему не просто в роли адаптора, но и медиатора воспитанников и истории.

Музейная экспозиция, посвященная русскому фольклору, предлагает ребенку познакомиться с историей Отечества не только в процессе аудиального восприятия информации, но и в игровой форме: все экспонаты можно трогать руками, а в случае поломки (кукол берестянок, закруток) провести мастер-класс по изготовлению новых. Таким образом, у ребенка можно развить не только когнитивную сторону восприятия, но и кинетическую и кинестетическую основу деятельности, необходимую для постепенного и всестороннего развития.

Игрушки были интересны как мальчикам, так и девочкам: некоторые экспонаты подходят для их совместной игры, а некоторыми, вероятнее всего, заинтересуется определённый пол. Берестяная погремушка — не только уникальный экземпляр мини-музея, который был сделан в Карельской деревне по старинной технологии, но и игрушка, которая стимулирует к подражанию воспроизведения ритма самых маленьких участников экскурсии вне зависимости от уровня их развития. Куколки в платках, фартуках и рябиновых бусах понравятся девочкам, а кораблик и деревянная лошадка — помогала мальчикам начать артикуляционную гимнастику.

Проект «История ложки» в ГБДОУ № 83 был организован с целью уточнения, расширения и обогащения знаний детей о быте, ремесле, художественных промыслах, традициях, создания единого воспитательного пространства дошкольной образовательной организации и семьи, объединенных общей целью.

Задачи проекта: помочь детям с помощью разнообразных приемов развить представления о ее назначении, о величине, отличительных признаках и условных моделях соразмерности (большая, поменьше, маленькая); обогатить знания детей о разнообразных предметах посуды; в процессе экспериментирования расширить представления дошкольников о разных материалах, из которых изготавливают ложки (дерево, металл, пластмасса, серебряные, бронзовые); развивать воображение ребенка, способность фантазировать: показ возможностей детского творчества, совершенствовать умения: сравнивать и выделять нарядную, расписную ложку.

Рассматривая экспозицию на деревянном панно, выполненную в виде силуэта дерева из ложек, дети находили и называли деревянные и роговые ложки. Учитель-логопед дал детям возможность сравнить на ощупь (латунь, медь и олово) ложки, которые приобрели популярность 600 лет назад, когда изменилась сама форма ложки — ручка стала плоской, а черпак приобрёл форму широкого эллипса.

Учитель-логопед с помощью экспозиции проводил дидактические игры: «Отбери ложки по материалу (назначению, величине)», «Какой ложки не стало?», «Что изменилось?», «На каком по счету (по высоте) месте деревянная ложка (металлическая, пластмассовая…), «Подбери слова-друзья к слову "ложка"», театрализованные и ритмические игры с театром ложек.

Таким образом дети с особыми образовательными потребностями изучили

историю ложки, расширили знания по лексической теме «Посуда».

В обеих экспозициях на двух площадках были изготовлены куклы-стригушки. По мнению О. В. Дыбиной, популярная у славян кукла очень нравится детям, так как умеет «танцевать». Мастерят такие игрушки с «юбочками» из природных материалов: из травы, соломы или сена.

В ходе образовательной деятельности с детьми с ОВЗ создавалась ситуация вовлечения детей в ритмико-интонационные игры. Детям предлагалось посмотреть, что, для того чтобы Стригушка затанцевала, ее ставят на

дощечку, деревянный стол. Дети начинали в такт вместе с учителем-логопедом стучать рядом с ней кулаками или ладонями. От вибрации кукла буквально пускается в пляс, крутится и вертится, что доставляет необыкновенное удовольствие детям, особенно самым маленьким. А, если такая кукла не одна, а их целая компания, то такой танец превращается в целое представление, где куклы становятся в пары, кружатся в хороводах.

Учитель-логопед, выполняющий функции медиатора и адаптора, рассказывал детям потешки, истории из русского эпоса. При такой игровой подаче информация не была для детей с ТНР линейным потоком, а связь с рассказчиком оставалась прочной, экспонаты мини-музея выступали не только в качестве иллюстративного, но и интерактивного материала, изучая который они сами обобщали свойства. У детей с ТНР отмечалось формирование представлений о добре и зле, развивались навыки коммуникации, появились знания об истории родного государства.

Литература

1. Дыбина О. В. Из чего сделаны предметы: Сценарии игр-занятий для дошкольников. — М.: Сфера, 2004.

2. Дыбина О. В. Что было до...: Игры-путешествия в прошлое предметов. — М.:Сфера, 2005.

3. Капица Ф. С., Колядич Т. М. Русский детский фольклор: учеб. пособие для

вузов. — М.: Флинта: Наука, 2002.

4. Пиаже Ж. Речь и мышлении ребёнка. — М.: Римис, 2008.

5. Федоров В., Мошков Н. Сказ о ложке и ложкарях. — Н. Новгород: Литера,

2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Роль устного народного творчества в речевом развитии детей дошкольного творчества".

Актуальность проекта·        Одним из действенных средств воспитания человека и его полноценного развития является устное народное творчество. Возможность испо...

Особенности речевого развития детей, имеющих тяжелые нарушения речи.

Консультация для родителей. Родителям необходимо закреплять с детьми знания и умения, полученные на занятиях у логопеда, в свободном речевом общении....

Моделирование предметно-развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка с тяжелыми нарушениями речи

В материале описано моделирование предметно-развивающей среды в логопедическом кабинете по блокам:диагностический блок, организационно – развивающий блок, коррекционно – развивающий блок, ...

Статья «Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи»

Статья посвящена проблеме речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи. Рассматриваются следующие вопросы :Тяжёлые нарушения речи у детей: причины, классификация, особенности речи.Специфика раб...

Наглядное моделирование – перспективное направление познавательно-речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи ( из опыта работы)

В  выступлении обобщен опыт работы воспитателя компенсирующего вида по использованию технологии моделирования в процессе познавательно-речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи....

Результаты диагностики речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи

В документе представлены данные диагностики речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи, подтверждающие положительную динамику и устойчивость результата коррекции и развития воспитанников...

Диагностика речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи

В материале представлены основные этапы проведения диагностического обследования ребенка с общим недоразвитием речи. Наполнение  заданий для диагностики и их сложность зависят от возраста ребенка...