Статья «Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи»
статья по коррекционной педагогике

Жданова Ольга Валерьевна

Статья посвящена проблеме речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи. Рассматриваются следующие вопросы :

  • Тяжёлые нарушения речи у детей: причины, классификация, особенности речи.
  • Специфика работы воспитателя в группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx37.54 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

«Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи»

Подготовила воспитатель:

Жданова Ольга Валерьевна

Санкт- Петербург

ПЛАН

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..............…3

  1. Тяжёлые нарушения речи у детей: причины, классификация, особенности речи…………………………………………………………………………….5
  2. Специфика работы воспитателя в группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи…………………………………………………………...10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..15

СПИСОК ИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………16

ВВЕДЕНИЕ

Речь - важнейшая психическая функция, присущая только человеку. Благодаря речевому общению отражение мира в сознании одного человека постоянно пополняется и обогащается тем, что отражается в общественном сознании, связывается с достижениями всей общественно-производственной и культурной деятельности человечества. Таким образом, речь является основой коммуникативной функции, которая осуществляется посредством того или иного языка.

Развитие речи ребенка связано с постепенным овладением родным языком: с развитием фонематического слуха и формированием навыков произнесения звуков родного языка, с овладением словарным запасом, правилами синтаксиса и смысла речи. Активное усвоение лексических и грамматических закономерностей начинается у детей в 1,5-3 года и в основном заканчивается к 7 годам. В школьном возрасте происходит совершенствование приобретенных навыков на основе письменной речи. Речь ребенка формируется под непосредственным влиянием речи окружающих его взрослых и в большей степени зависит от достаточной речевой практики, культуры речевого окружения, от воспитания и обучения.

Статья посвящена проблеме речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи.

Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи могут проявляется в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи. По степени тяжести речевые нарушения можно разделить на те, которые не являются препятствием к обучению в массовых образовательных учреждениях, и тяжелые нарушения, требующие специального обучения.

Детям так же оказывают помощь на логопедических пунктах при учебных заведениях. На логопункты направляются дети с недостатками произношения.

При тяжелых нарушениях речи обучение детей в массовых детских учреждениях невозможно, поэтому существуют специальные детские сады и школы для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Цель статьи – раскрыть проблемы речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи и специфику деятельности воспитателя с данной категорией детей.

Задачи:

  1. Раскрыть понятие «тяжёлые нарушения речи у детей», их причины, классификацию.
  2. Изложить особенности речевого развития детей с тяжёлыми нарушениями речи.
  3. Описать особенности и сущность работы воспитателей по развитию речи детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Для написания работы был использован опыт отечественных педагогов, логопедов: Богдановой Т.Г.,        Морозовой В.В., Нищевой Н.В., Филичевой Т.Б., Чевелевой Н.А., Чиркиной Г.В..

ТЯЖЁЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ: ПРИЧИНЫ, КЛАССИФИКАЦИЯ, ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ

Тяжелые нарушения речи (ТНР) — это стойкие специфические отклонения в формировании компонентов речевой системы (лексического и грамматического строя речи, фонематических процессов, звукопроизношения, просодической организации звукового потока), наблюдающиеся у детей при сохранном слухе и нормальном интеллекте.

Дети, страдающие такими нарушениями, обладают скудным речевым запасом, некоторые совсем не говорят. Общение с окружающими в этом случае очень ограничено.

Среди факторов, способствующих возникновению речевых нарушений у детей, различают неблагоприятные внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные) факторы, а также внешние условия окружающей среды.

Кратко охарактеризуем основные причины патологии детской речи:

1. Различная внутриутробная патология, которая приводит к нарушению развития плода. Наиболее грубые дефекты речи возникают при нарушении развития плода в период от 4 нед. до 4 мес. Возникновению речевой патологии способствуют токсикоз при беременности, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, несовместимость крови по резус-фактору и др.

2. Родовая травма и асфиксия (Асфиксия — недостаточность кислородного снабжения мозга вследствие нарушения дыхания) во время родов, которые приводят к внутричерепным кровоизлияниям.

3. Различные заболевания в первые годы жизни ребенка.

В зависимости от времени воздействия и локализации повреждения мозга возникают речевые дефекты различного типа. Особенно пагубными для развития речи являются частые инфекционно-вирусные заболевания, менинго-энцефалиты и ранние желудочно-кишечные расстройства.

4. Травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга.

5. Наследственные факторы.

В этих случаях нарушения речи могут составлять лишь часть общего нарушения нервной системы и сочетаться с интеллектуальной и двигательной недостаточностью.

6. Неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к микросоциальной педагогической запущенности, вегетативной дисфункции, нарушениям эмоционально-волевой сферы и дефициту в развитии речи. [4]

Каждая из названных причин, а нередко и их сочетание могут обусловить нарушения различных сторон речи.

Речевые нарушения могут возникать как изолированно и относиться к первичным нарушениям, а также входить в структуру комплексного дефекта (у детей с недостатками зрения, слуха, интеллектуального развития, нарушениями опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра).

Речевые нарушения сами по себе не исчезают и при отсутствии специально организованной логопедической помощи могут отрицательно сказаться на развитии ребенка.

Нарушения речи являются наиболее распространенным отклонением развития у детей раннего и дошкольного возраста. Они могут выражаться как в недостатках отдельных компонентов речи, так и в недоразвитии речевой системы в целом: словарного запаса, грамматических процессов (словоизменения, словообразования, синтаксической организации высказывания), связной речи, фонематических процессов, произносительной стороны речи (звукопроизношения, речевого дыхания, голосовых функций, темпо-ритмической и мелодико-интонационной организации звукового потока). Вариативность недостатков речевой деятельности зависит от механизма речевого расстройства. Дети могут иметь различные уровни речевого развития — от полного отсутствия речевых средств общения до незначительных нарушений развития лексико-грамматической и фонетической сторон речи.

Недостатки устной речи рассматриваются в системе двух классификаций:

  • клинико-педагогической;
  • психолого-педагогической. [1]

В клинико-педагогической классификации, ориентированной на дифференцированный подход к преодолению речевых расстройств, нарушения устной речи представляют большую группу, в которую входят следующие формы речевой патологии:

  • Расстройства фонационного (внешнего) оформления высказывания: афония, дисфония (отсутствие или нарушения голоса); брадилалия, тахилалия (патологически замедленный или ускоренный темп речи); заикание (нарушение темпо-ритмической организации высказывания, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата); дислалия (нарушения звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата); ринолалия (нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные тяжелыми анатомо-физиологическими дефектами периферического речевого аппарата); дизартрия (нарушения произносительной стороны речи, вызванные недостаточной иннервацией мышц речевого аппарата).
  • Нарушения структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания: алалия, афазия.

Психолого-педагогическая классификация нацелена на объединение детей с различными формами речевых нарушений для фронтальной (групповой) логопедической работы. При этом нарушения речи дифференцируются следующим образом:

Нарушение языковых средств общения (т.е. основных компонентов речи):

• фонетическое недоразвитие (ФН) (нарушение произносительной стороны речи);

• фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН) — нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произнесения фонем;

• общее недоразвитие речи (ОНР) — различные сложные речевые расстройства, при которых наблюдается нарушение формирования всех компонентов речевой системы, относящихся к смысловой и звуковой сторонам.

Выделяют три уровня речевого развития дошкольников:

  • Дети с первым уровнем не владеют общеупотребительными средствами речевого общения. Они произносят отдельные лепетные, общеупотребительные слова и звукоподражания, могут использовать невербальные средства общения (выразительную мимику, жесты, интонацию).
  • У детей со вторым уровнем имеются начатки общеупотребительной речи. Они пользуются при общении простой фразой или имеют аграмматичную, неразвернутую (упрощенную), структурно нарушенную фразовую речь. Их активный словарь состоит в основном из существительных, реже встречаются глаголы и прилагательные; предлоги употребляются редко; слоговая структура слов нарушена.
  • Дети с третьим уровнем пользуются при общении развернутой фразой; для них характерна недостаточная сформированность лексико-грамматического строя речи (ошибки в падежных окончаниях, смешение временных и видовых форм глаголов, ошибки в согласовании и управлении); слоговая структура слов не нарушена; синтаксические конструкции фраз бедные; отмечаются фонетико-фонематические нарушения.

К тяжелым нарушениям речи относятся:

  • алалия (моторная и сенсорная)

Моторную алалию вызывает комплекс различных причин эндогенного и экзогенного характера (токсикоз беременности, различные соматические заболевания матери, патологические роды, родовая травма, асфиксия).

Сенсорная алалия - нарушение понимания речи (импрессивной речи) вследствие поражения коркового отдела речеслухового анализатора. Характеризуется нарушением понимания речи при сохранном слухе и первично сохранном интеллекте. Ребенок слышит, но не понимает обращенную речь, т.к. у него наблюдается недостаточность анализа и синтеза звуковых раздражителей, поступающих в кору головного мозга.

  • дизартрия

Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, возникающее вследствие органического поражения центральной нервной системы

  • ринолалия

Ринолалия характеризуется нарушением тембра голоса и звукопроизношения, обусловленным анатомо-физиологическим дефектом речевого аппарата. Ринолалия по своим проявлениям отличается от других нарушений речи наличием измененного назализованного (носового) тембра голоса. Артикуляция звуков и голос существенно отличаются от нормы.

  • заикание

Заикание - расстройство темпа, ритма и плавности речи, обусловленное возникновением судорожных спазмов в мышцах, которые участвуют в акте речи. Основной феномен заикания - судорога. Невротическое заикание возникает после психотравмы. Неврозоподобное заикание возникает на фоне раннего диффузного органического поражения центральной нервной системы в момент интенсивного формирования фразовой речи без видимой причины.

  • детская афазия

Детская афазия - полная или частичная утрата речи, обусловленная поражением головного мозга (травмами, воспалительными процессами или инфекционными заболеваниями головного мозга, возникающими в возрасте после3-5 лет).

Устная речь у детей с ТНР характеризуется строгим ограничением активного словаря, стойкими аграмматизмами, несформированностью навыков связного высказывания.

Нарушение артикуляционной моторики проявляется в ограниченности, неточности или слабости их движений, это приводит к их дефектному произношению, а часто и общей невнятности, смазанности речи.

Дети не различают на слух близкие по звучанию: мягкие – твердые, звонкие – глухие звуки и т.п. Большинству из них недоступно произнесение слов со сложной слоговой структурой.

В старшем дошкольном возрасте у них отсутствует готовность к звуковому анализу и синтезу, кроме того, словарь их беден. Рассказы таких детей схематичны, примитивны, лишены эпитетов и сравнений. Часты неточности в согласовании слов, пропуски или замены предлогов.

 Отмечаются затруднения в формировании не только устной и письменной речи, но также коммуникативной деятельности. Все вместе это создает неблагоприятные условия для образовательной интеграции и социализации личности ребенка в обществе. У детей с ТНР снижена потребность в общении, не сформированы коммуникации (диалогическая и монологическая речь) и может наблюдаться своеобразие поведения: незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм. Сочетание речевых нарушений и некоторых особенностей познавательного развития у таких детей препятствует становлению полноценных коммуникативных связей с окружающими, затрудняет контакты со взрослыми и сверстниками. [1]

Таким образом, нарушения речи у детей групп с ТНР можно классифицировать и кодифицировать следующим образом: расстройство экспрессивной речи (моторная алалия); расстройство рецептивной речи (сенсорная алалия), приобретенная афазия с эпилепсией (детская афазия), расстройства развития речи и языка неуточненные (неосложненный вариант общего недоразвития речи – ОНР невыясненного патогенеза), заикание. Указанные особенности в развитии детей с тяжелыми нарушениями речи спонтанно не преодолеваются. Они требуют от педагогов специально организованной коррекционной работы.

СПЕЦИФИКА РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ В ГРУППЕ

ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Социально значимой задачей в работе воспитателя дошкольных учреждений компенсирующего вида является подготовка детей к успешному обучению в школе, особенно это касается детей с тяжелыми нарушениями речи. В специализированных дошкольных учреждениях особенно важно своевременно использовать потенциальные возможности детей данной категории, максимально скоррегировать недостатки в их развитии, преодолеть возможные трудности в дальнейшем школьном обучении.

Помимо недоразвития всех компонентов устной речи – фонетико-фонематических процессов, лексико-грамматического строя и связной речи, характерно недоразвитие процессов, тесно связанных с речевой деятельностью: нарушение внимания и памяти, артикуляционной и пальцевой моторики, недостаточная сформированность словесно-логического мышления.

Коррекционно-образовательную деятельность в группах с ТНР ведут учитель-логопед и два воспитателя. Характерологические особенности воспитанников проявляются на занятиях, в игровой и бытовой деятельности. Воспитатели групп для детей с тяжелыми нарушениями речи сталкиваются с необходимостью постоянно искать подход к трудным и неконтактным детям, обучать их нормам и требованиям общения в коллективе, без которых не возможна социализация и полноценное воспитание.

Характерологические особенности детей с речевыми нарушениями заметны любому воспитателю. Это проявляется на занятии, в игровой и бытовой деятельности. На занятиях часть детей быстро утомляется, начинает вертеться, разговаривать, т.е. перестают воспринимать учебный материал. Другие, напротив, сидят тихо, но на вопросы не отвечают или отвечают невпопад, задания не воспринимают, а иногда и не могут повторить ответ товарища.

В процессе общения между собой некоторые дети обнаруживают повышенную возбудимость, излишне подвижны, трудно управляемы. Другие, наоборот, вялы, апатичны, не проявляют интерес к играм. Встречаются ребята с навязчивым чувством страха, повышенной впечатлительностью. Педагогам знакомы проявления негативизма, повышенной агрессивности или ранимости, обидчивости некоторых малышей.

Воспитатели групп детей с речевыми нарушениями сталкиваются с необходимостью постоянно искать подход к трудным и неконтактным детям. Непросто обучать их нормам и требованиям общения в коллективе, без которых невозможно полноценное воспитание, учитывая вышесказанное, в работе воспитателя логопедической группы основные направления работы – это коррекционно-воспитательное и образовательное. Другими словами, воспитатель помогает логопеду в исправлении нарушений речи и процессов, тесно связанных с ним, и осуществляет ряд образовательных задач, предусмотренных программой детского сада. Однако необходимо помнить, что из двух направлений коррекционно-воспитательное является более значимым, ведущим. Учитывая то, что для введения в самостоятельную речь слова ребенку необходимо не только многократно услышать новое слово, но и от 20 до 100 раз (в зависимости от степени и специфики речевого дефекта и особенностей протекания психических процессов) повторить новое слово, воспитателю необходимо добиваться многократного повторения новых слов каждым ребенком. Для повышения эффективности коррекционно-развивающей работы требуется соблюдать единый речевой режим в течение всего дня, что означает:

-         непрерывный контроль за речью каждого ребенка,

-         неукоснительное соблюдение требований логопеда,

-         исправление речевых ошибок каждого ребенка,

-         работу по единой лексико-грамматической теме в течение недели,

-         отработку речевых клише в процессе всех режимных моментов,

-     систематическую работу над произношением и речью в целом по заданию логопеда.

Коррекционная работа в группе осуществляется под руководством и контролем учителя - логопеда. Воспитатель в логопедической группе является помощником логопеда в исправлении речевого и сопутствующих нарушений, это и главная и специфическая функция. К коррекционным задачам воспитателя можно отнести следующее:

- закрепление речевых навыков на индивидуальных и фронтальных занятиях,

- максимальное пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей в процессе режимных моментов,

- систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей,

- развитие внимания и памяти – процессов, тесно связанных с речью,

- совершенствование словесно-логического мышления,

- развитие артикуляционной и мелкой моторики.

Индивидуальные занятия по заданию логопеда воспитатель проводит во второй половине дня. Это так называемый логопедический час. Воспитатель занимается с теми детьми, фамилии которых логопед записывает в специальной тетради. Воспитатель успевает за час позаниматься лишь с 4-5 детьми. Важно, чтобы в это время все остальные дети были заняты тихими играми и не отвлекали занимающихся. Лучше всего для этой цели подходят настольные игры. А если воспитатель учитывает при распределении игр индивидуальные особенности ребят, то такая игра одновременно дает обучающий эффект. Например, для ребенка с нарушениями моторики воспитатель приготовит мозаику, нанизывание бус и т.д.

Занятия с детьми желательно проводить в специально оборудованном в группе логопедическом уголке. Занимаясь с ребенком важно помнить, что проговаривание фонетического материала происходит с выделением голосом закрепляемого звука. Педагог не должен пропускать ни одной фонетической ошибки в речи детей. Речевой материал следует проговаривать громко, четко, постепенно добиваясь правильности.

Занятия по развитию речи в логопедической группе существенно отличается от аналогичных занятий в массовом детском саду. Все виды работ на занятиях по развитию речи проводятся в рамках 3 – 4 лексических тем. Виды работ планируются с учетом общедидактического принципа: от простого к сложному. Нецелесообразно в начале обучения требовать пересказов объемных текстов, составления рассказов-описаний. Начинать нужно с рассматривания объектов, картин, пересказов коротких текстов. Не проводится коллективное заучивание стихов из-за неправильного звукопроизношения. Требуется и уточнение значительно большего количества понятий. На занятиях необходимо обеспечение всех видов работы с наглядностью, исключение составляют игры и упражнения, лишенные зрительной опоры, особенно на начальном этапе обучения.

Работая с детьми на протяжении всего дня (в отличие от логопеда), воспитатель имеет возможность многократно активизировать, закреплять новые понятия и слова, без чего невозможно введение их в самостоятельную речь. Однако не вся словарная работа осуществляется воспитателем, он, как правило, ограничивается обиходно-бытовой лексикой. Учитывая то, что для закрепления в словаре одного нового слова, ребенку необходимо не только многократно услышать это слово, но и от 20 до 100 раз (в зависимости от степени нарушения речи, его специфики, особенностей протекания психических процессов) самостоятельно повторить его, воспитателю следует стимулировать собственную речь каждого ребенка. Не следует для таких упражнений стремиться собирать всю группу. Достаточно объединить для этой цели 4 – 5 детей. Главное, чтобы они занимались добровольно и всегда с интересом.

Еще одним разделом коррекционной работы воспитателя является развитие артикуляционной моторики, которая проводится после аналогичной работы логопеда и осуществляется в течение полутора-двух месяцев ежедневно, и развитие моторики пальцев рук. Опыт показывает, что достаточно 3 – 5 минут каждодневных упражнений со всей группой. Их можно проводить перед дневным сном, перед обедом или ужином, что значительно улучшает произношение детей. Вне занятий воспитатель предлагает детям, у которых заметны нарушения пальцевой моторики, собрать мозаику из мелких деталей, поработать с конструктором, застегнуть и расстегнуть пуговицы по возможности без помощи взрослого, поиграть на музыкальных инструментах с кнопками, собрать рассыпанные бусинки, мелкие предметы и т.д. полезно, чтобы в группе был оборудован уголок с перечисленными и другими предметами.

Необходимо тщательно отбирать и комбинировать методы и приемы обучения с целью смены видов деятельности детей, изменения доминантного анализатора, включения в работу большинства анализаторов; использовать опорные сигналы, алгоритмы, образцы выполнения задания.

Использование нетрадиционных форм работы помогает организовать занятия интереснее и разнообразнее, превратить скучную работу в живую и творческую, поддержать заинтересованность детей на протяжении всего обучения, а также обеспечить быстроту запоминания, понимания, и усвоения программного материала в полном объёме.

Для качественного и полноценного усвоения программы с этими детьми необходимо проводить ежедневную комплексную оздоровительную и коррекционно-образовательную работу.

Эффективно применяются в работе здоровьесберегающие технологии, например:

– упражнения с использованием психогимнастики, релаксации;

– упражнения на развитие речевого дыхания;

– упражнения для профилактики нарушений зрения;

–комплексы физминуток для профилактики гиподинамии, сколиотической осанки и предупреждения утомления.

Упражнения с использованием психогимнастики оказывают положительное влияние на общий речевой тонус, на моторику, настроение, способствуют тренировке подвижности процессов центральной нервной системы, активированию коры головного мозга. Практический материал помогает создать на организованных занятиях положительный эмоциональный настрой, устранить замкнутость, снять усталость.

Работа с родителями. Эта работа осуществляется в большем объеме, чем логопедом, поэтому вместе с обычными целями, воспитатель осуществляет и специфические формы работы с родителями: разъяснение заданий логопеда в тетради, объяснение терминов, название некоторых звуков и пр. Особенно тщательно эта работа проводится в начале обучения. Важно убеждать родителей в необходимости закрепления материала, который записан в тетради, так как необходимо овладение этими знаниями, чтобы продвинуться дальше. [2]

Специально для родителей детей, посещающих группы компенсирующей                                          направленности, оформляются стенды в групповой раздевалке «Родителям о речи ребенка». Материалы родительских уголков помогают родителям организовать развивающее общение с ребенком и дома, и на прогулке, содержат описание опытов, подвижных игр, художественные произведения для чтения и заучивания. [3]

Другая специфическая форма работы – собрания и открытые занятия. Полезно объединять эти формы работы. На собраниях целесообразно проводить небольшие консультации для родителей, которые должны быть короткими, четкими, с конкретным необходимым для родителей материалом. [2]

Таким образом, воспитатели должны знать основные направления коррекционной работы, возрастные и индивидуальные особенности формирования речи дошкольников, понимать особенности произносительной и лексико-грамматической сторон речи и учитывать речевые возможности каждого ребенка. Воспитатели должны создавать условия для развития речевой деятельности и речевого общения детей: организовывать и поддерживать речевое общение детей на занятиях, вне занятий, побуждать внимательно слушать других детей и вслушиваться в содержание высказываний; создавать ситуацию общения; формировать навыки самоконтроля и критического отношения к речи; организовывать игры на развитие звуковой культуры речи; привлекать внимание к длительности звучания слова, последовательности и месту звуков в слове; проводить работу по развитию слухового и речевого внимания, слухоречевой памяти, слухового контроля, словесной памяти; привлекать внимание к интонационной стороне речи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Речь представляет собой одну из высших психических функций человека. Речевой акт осуществляется сложной системой органов, в которой главная, ведущая роль принадлежит деятельности головного мозга.

Дети с речевыми нарушениями - это особая категория аномальных детей (сохранен слух, не нарушен интеллект), но значительны речевые нарушения.

Знания классификации речевых нарушений служат основой для выявления отклонений в речевом развитии, которые требуют своевременной коррекции.

Научно-обоснованные представления о формах и видах речевых нарушений являются исходными условиями для разработки эффективных методик их преодоления.

Система логопедической работы по устранению различных форм нарушений речи носит дифференцированный характер с учётом множества определяющих его факторов. Дифференциальный подход осуществляется на основе учёта этиологии, механизмов, симптоматики нарушений, структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка. В процессе коррекции нарушения речи учитываются общие и специфические закономерности развития детей.

Для обеспечения полноценного развития ребенка с речевыми нарушениями, применяют целый комплекс мер, направленных на восстановление тех или иных функций организма. Лечебно-оздоровительные мероприятия переплетаются с психолого-педагогическими и тем самым, не травмируя ребенка, достигаются цели, направленные на восстановление полноценной речи.

А если учитывать, то, что дети с речевой патологией, как правило, имеют трудности в обучении, то знание педагогом особенностей детей с речевыми нарушениями, значительно облегчат работу и помогут найти адекватные формы обучения и воспитания.

Роль воспитателя в воспитании и развитии речи детей с тяжёлыми нарушениями речи, очень велика и обязательно должна быть тесно связана с учителем-логопедом.

Воспитатель в течение дня наблюдает за поведением детей, создает благоприятную атмосферу в детском коллективе, сглаживает отрицательные переживания, уделяет большое внимание развитию мелкой моторики, проводит все необходимые занятия для общего развития ребенка. Все занятия взаимосвязаны с занятиями учителя-логопеда. Полученные знания на занятиях с логопедом воспитатель закрепляет в процессе НОД и свободной деятельности ребенка.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Богданова Т.Г. Педагогика инклюзивного образования. Электронный ресурс: https://studref.com/418563/pedagogika/pedagogika_inklyuzivnogo_obrazovaniya
  2. Морозова В.В. Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями

дошкольных образовательных организаций. – СПб., 2014.

  1. Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). – СПб., 2016.
  2. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. М., 1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности речевого развития детей, имеющих тяжелые нарушения речи.

Консультация для родителей. Родителям необходимо закреплять с детьми знания и умения, полученные на занятиях у логопеда, в свободном речевом общении....

Наглядное моделирование – перспективное направление познавательно-речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи ( из опыта работы)

В  выступлении обобщен опыт работы воспитателя компенсирующего вида по использованию технологии моделирования в процессе познавательно-речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи....

Результаты диагностики речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи

В документе представлены данные диагностики речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи, подтверждающие положительную динамику и устойчивость результата коррекции и развития воспитанников...

Диагностика речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи

В материале представлены основные этапы проведения диагностического обследования ребенка с общим недоразвитием речи. Наполнение  заданий для диагностики и их сложность зависят от возраста ребенка...

Игровые технологии в речевом развитии детей с тяжелыми нарушениями речи.

laquo;У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра».А.С. Макаренко...

Диагностика основных показателей речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи группы компенсирующей направленности за 2018-2019, 2019-2020 учебные годы

В процессе диагностики речевого развития ребенка   учитель-логопед  проверяет соответствие развития речи ребенка возрастным нормам,проводит диагностику словарного запаса ребенка и его п...

Диагностика основных показателей речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи группы компенсирующей направленности за 2020-2021уч.г., 2021-2022уч.г.

В процессе диагностики речевого развития ребенка   учитель-логопед  проверяет соответствие развития речи ребенка возрастным нормам, проводит диагностику словарного запаса ребенка и его ...