ВЛИЯНИЕ СКАЗОК НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
презентация по психологии

Холковская Ольга Александровна

Данный материал позволяет родителям и педагогам понять механизм влияния сказок на развитие личности ребенка дошкольного возраста, через сказку помочь ребенку  понять  самые сложные чувства в человеке, о которых не хочется говорить малышу прямо — жизнь и смерть, любовь и измена, доброта и коварство. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВЛИЯНИЕ    СКАЗОК    НА РАЗВИТИЕ   ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

Составитель: педагог – психолог

                                              Холковская О.А.

г.о. Тольятти

2017-2018 учебный год

Жизнь современного ребенка насыщена сложными играми, теле - и видеофильмами, и сказке в ней остается все меньше места. Тем более, что многие родители, считая сказки наивными и примитивными, стараются сосредоточить внимание ребенка на более полезных, с их точки зрения, занятиях. Не следует, однако, забывать, что формирование социальной и нравственной зрелости – одна из важнейших задач воспитания.
И как бы стремительно ни развивалось общество, как бы ни изменялись взгляды на воспитание, ценности и установки, мы не можем представить детство без сказки. И это абсолютно правильно, ведь сказка просто необходима для гармоничного развития маленького человечка.

Главное предназначение сказок – поведать ребёнку об устройстве мира, о том, по каким законам осуществляется жизнь в обществе. Другими словами, сказки готовят ребёнка к будущей взрослой жизни. Кроме того, сказки формируют нравственные ориентиры, прививая ребёнку представления о хорошем и плохом, о добре и зле.

«Проживая» сюжет сказки, ребенок развивается эмоционально, учится сопереживать, радоваться, огорчается вместе с героями, ищет выход из проблемных ситуаций. Выходит, что чтение сказок для ребёнка – это не просто отдых, это обучение в школе ЖИЗНИ. Именно поэтому стоит серьезно и с ответственностью подходить к сказкам в жизни ребенка.

Механизм воздействия сказки на развитие личности

Чтобы понять, как сказка может повлиять на развитие личности ребенка, нужно разбираться в механизме её влияния, знать «рычажки», на которые она воздействует.

Во-первых, это мировосприятие. Ребёнок чувствует окружающий мир на уровне интуиции, он еще многого не понимает, но его ощущения, воображение уже рисуют ему картинки. Ребёнок принимает сказку «за чистую монету», поэтому все вокруг ему кажется живым — его подушка, одеяло, туалетные принадлежности, вся природа вокруг, и, конечно же, животные. Когда ребёнок воображает себе защитников вокруг, которые могут ожить в любой момент, он чувствует себя более защищенным.

Во-вторых, маленького ребёнка можно назвать «подражателем», то есть он старается повторять ваши самые яркие действия, жесты, мимику. Ему чрезвычайно важно найти объекты для подражания, и в сказке он их находит сполна — принц, принцесса, добрая фея, умный кот. Сказки помогают взрослым донести до ребенка понятия хорошего и плохого. Если вы просто скажете ребёнку «так делать нельзя», он наверняка захочет нашкодничать только потому, что ему запретили и ничего не объяснили. Но если он услышит о последствиях в сказочной форме, это окажет на него большее влияние, поскольку сказочные герои в его воображении имеют некий «авторитет».

В-третьих, в сказках нет замысловатых слов и непонятных фраз — всё изложено настолько доступно и просто, что ребёнку намного легче воспринимать именно сказку, чем рассказы о настоящей жизни. Окунаясь в сказку, ребёнок оказывается в своем вымышленном мире, который является для него вполне реальным. Задача сказки — влиять не на ум, а на чувства, поскольку именно в детском возрасте мы все воспринимаем с помощью чувств, и лишь во взрослой жизни учимся жить умом. Ребёнку именно через сказку легче понять самые сложные чувства в человеке, о которых не хочется говорить малышу прямо — жизнь и смерть, любовь и измена, доброта и коварство.

Функции сказки:

  • Досуговая - сказка выступает в роли развлечения для детей;
  • Обучающая - сказка для ребенка является одним из способов познания окружающего мира;
  • Социализирующие - сказки помогают ребенку в процессе усвоения взаимоотношений в обществе и приобретения социального опыта;
  • Креативные - сказки способствуют развитию образного мышления у ребенка;
  • Лексико - образные - сказки отвечают за формирование языковой культуры человека;
  • Культурно - этнические - сказки отражают исторически сложившийся уклад жизни народа, его традиции и обычаи;
  • Развивающе - терапевтические - сказки активно используется в качестве средства коррекции различных поведенческих, когнитивных и эмоциональных расстройств у детей и лежит в основе одного из методов психокоррекции - сказкотерапии.

Польза сказок для детей - Сказкотерапия относится к универсальным методам, выполняющим множество функций и помогающим специалистам решать множественные проблемы своих подопечных. Повествование помогает вызывать правильные эмоции у детей. Используя прием сказочной истории можно избавить ребенка от навязчивых фобий и отрицательных черт характера. Сказка помогает ценить любовь и дружбу, понимать жизненные ценности и прощать других людей. Ученые много лет исследовали влияние сказочного повествования на растущую личность и выявили 3 способа ее использования.

 1. Инструмент воспитания детей. Происходит формирование понимания о существовании в социуме, развиваются знания о нормах и правилах поведения, происходит привитие моральных принципов.

 2. Инструмент развития, который можно применять, к детям разных возрастных категорий. Например, дети в 3 года учатся различать понятия добра и зла, понимать окружающий мир и события в нем. Здесь рекомендуется останавливать свой выбор на историях про игрушки, маленьких человечков и животных. Дети старше 10 лет учатся противостоять жизненным обстоятельствам, принимают то, что в реальной жизни нужно брать ответственность за свои слова и поступки.

3. Психотерапия. Групповая и индивидуальная работа со сказкой позволяет решать жизненные проблемы, избавляться от страхов и принимать правильные решения. Дети очень любят сказки, что делает сказкотерапия как метод практической психологии невероятно эффективным в работе с ними.

К основным видам сказок, которые применяются в работе с детьми, относятся:

Художественные сказки (народные и авторские сказки). В народных сказках заключена многовековая мудрость народа. Многообразие сюжетов народных сказок передает многогранность нашей жизни. Авторские сказки отличает глубокая образность, оригинальность метафор и других художественных средств.

Психотерапевтические сказки. Этот вид сказок раскрывают перед ребенком глубинный смысл происходящих событий.

Дидактические сказки. Используются как форма подачи учебных заданий.

Психокоррекционные сказки. Используются для мягкого влияния на поведение ребенка. Коррекция поведения заключается в ненавязчивом замещении неэффективного стиля поведения на более продуктивный.

Медитативные сказки. Особенность данного вида сказок состоит в том, что в них отсутствуют отрицательные герои и конфликты. Их цель – сформировать у ребенка представление о позитивных моделях взаимоотношений с окружающим миром и людьми.

Диагностические сказки. Применяются для диагностики существующих у ребенка проблем или особенностей его характера.

Работа по сказке в рамках метода начинается с ее прослушивания и обсуждения. После прослушивания сказки детям задается ряд вопросов, проводится анализ содержания. После обсуждения, то есть проработки сказочных смыслов и связи их с реальными жизненными ситуациями, можно переходить к другим методам работы со сказками: драматизация, рисование по сказкам и т.д.

Система работы с дошкольниками по сказке включает в себя следующие основные сказкотерапевтические методы:

  1. Рассказывание сказок

Прием способствует развитию фантазии, воображения. Ребенку предлагается рассказать сказку от первого или от третьего лица. Можно предложить ребенку рассказать сказку от имени других действующих лиц, участвующих или не участвующих в сказке.

  1.  Переписывание сказок

Переписывание или дописывание авторских и народных сказок позволяет ребенку изменить ход событий, сюжет, который ему не нравится, переписать конец сказки. Таким образом, ребенок подбирает соответствующий своему внутреннему состоянию поворот событий и находит тот вариант решения ситуации, который поможет ему в решении внутренних противоречий.

3.  Рисование сказок

Рисование по мотивам сказки с помощью различных материалов, в том числе нетрадиционных, позволяет ребенку выразить свои эмоции, по-своему расставить акценты, отразить свое видение сказочной ситуации.

  1. Постановка сказок с помощью кукол

Ребенок понимает, что в поведении куклы отражается каждое его действие. Это помогает ему самостоятельно корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным. Через куклу ребенок может проявить те эмоции, которые обычно сам не проявляет в силу каких-то причин.

5.  Сочинение сказок

Ребенок может рассказать сказку, придуманную им самим, или сочинить по предложенной первой фразе (здесь, как правило, задаются место действия и главные герои). Сочинение сказки позволяет ребенку отразить в ней свою проблемную ситуацию и попытаться найти способы ее решения.

Сказки учат доброте, отличать хорошее от плохого, терпению, трудолюбию, смелости, верить в свои силы, преодолевать трудности, бороться со злом, защищать слабых. А ещё любая сказка учит жить. А.С. Пушкин писал: «Сказка – ложь, да в ней намёк…» Этот «намёк» – есть правда сказки. Сказка не даёт прямых наставлений, но в её содержании всегда заложен какой-то урок. В сказке всегда хороший конец: побеждает тот, кто любит людей, помогает слабым, уважает старших и родителей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПЕДАГ – ПСИХОЛОГ В ДЕТСКОМ САДУ

Слайд 2

ЦЕЛЬ РАБОТЫ ПЕДАГОГА – ПСИХОЛОГА - СДЕЛАТЬ ЖИЗНЬ РЕБЕНКА В УСЛОВИЯХ ДОУ УДОБНОЙ КОМФОРТНОЙ, ПРЕЖДЕ ВСЕГО С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ДЕТСКОЙ ПСИХИКИ, ОБЩИХ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЕЕ РАЗВИТИЯ

Слайд 3

ОСНОВНАЯ ФУНКЦИЯ ПСИХОЛОГА В ДЕТСКОМ САДУ – СОПРОВОЖДЕНИЕ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ, ОТСЛЕЖИВАНИЕ ДЕТЕЙ С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИЕ И СВОЕВРЕМЕННАЯ РАННЯЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ И РОДИТЕЛЯМ

Слайд 4

РАБОТА С ДЕТЬМИ - РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ - РАБОТА С КОЛЛЕКТИВОМ

Слайд 5

НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Слайд 6

получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных и личностных особенностей ПСИХОДИАГНОСТИКА

Слайд 7

создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекционной работы психического, эмоционально-волевого и личностного развития детей РАЗВИВАЮЩАЯ И ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА

Слайд 8

КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ОПТИМИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И ОКАЗАНИЕ ИМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ ВЫСТРАИВАНИИ И РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА В ВОСПИТАНИИ И РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ.

Слайд 9

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА - УЧАСТИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И МЕТОДИЧЕСКИХ СОВЕТАХ, ПЛАНОВЫХ И ОПЕРАТИВНЫХ СОВЕЩАНИЯХ, РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЯХ - СОСТАВЛЕНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ ГОДОВОГО И КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ, ЦИКЛОГРАММЫ И ГРАФИКА РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА - ОФОРМЛЕНИЕ ЖУРНАЛОВ КОНСУЛЬТАТИВНОЙ, ПСИХОПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ И КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ - РАЗРАБОТКА И ОФОРМЛЕНИЕ МОНИТОРИНГА РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Слайд 10

- АНАЛИЗ И ОБРАБОТКА ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ; - РАЗРАБОТКА И ОФОРМЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО МАРШРУТА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА; - РАЗРАБОТКА И ОСНАЩЕНИЕ БЛАНКАМИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ; - РАЗРАБОТКА АНКЕТ, КОНСУЛЬТАЦИЙ И РЕКОМЕНДАЦИЙ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ. - РАЗРАБОТКА И ПРИОБРЕТЕНИЕ УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ, МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ, КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ПРОГРАММ; - ИЗГОТОВЛЕНИЕ И ПРИОБРЕТЕНИЕ НАГЛЯДНО-ДИДАКТИЧЕСКОГО И ДЕМОНСТРАЦИОННОГО МАТЕРИАЛА

Слайд 11

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА САМООЦЕНКУ РЕБЕНКА

Слайд 2

Родитель глазами ребенка ИСТОЧНИК ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ТЕПЛА И ПОДДЕРЖКИ, БЕЗ КОТОРЫХ РЕБЕНОК ЧУВСТВУЕТ СЕБЯ БЕЗЗАЩИТНЫМ И БЕСПОМОЩНЫМ; ВЛАСТЬ, РАСПОРЯДИТЕЛЬ БЛАГ, НАКАЗАНИЙ И ПООЩРЕНИЙ, ОБРАЗЕЦ, ПРИМЕР ДЛЯ ПОДРАЖАНИЯ, ВОПЛОЩЕНИЕ МУДРОСТИ И ЛИЧНЫХ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ КАЧЕСТВ; СТАРШИЙ ДРУГ И СОВЕТЧИК, КОТОРОМУ МОЖНО ДОВЕРЯТЬ.

Слайд 3

СТИЛИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

Слайд 4

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ ПЛОХОГО ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА

Слайд 5

САМООЦЕНКА

Слайд 6

ЭТИ СЛОВА ЛАСКАЮТ ДУШУ РЕБЕНКА: - ТЫ САМЫЙ ЛЮБИМЫЙ! - ТЫ ОЧЕНЬ МНОГОЕ МОЖЕШЬ! - СПАСИБО! - ЧТО БЫ МЫ БЕЗ ТЕБЯ ДЕЛАЛИ? - ИДИ КО МНЕ! - САДИСЬ С НАМИ! - Я ПОМОГУ ТЕБЕ! - Я РАДУЮСЬ ТВОИМ УСПЕХАМ! - РАССКАЖИ МНЕ ЧТО С ТОБОЙ…. - ЧТО БЫ НЕ СЛУЧИЛОСЬ, ТВОЙ ДОМ - ТВОЯ КРЕПОСТЬ!

Слайд 7

«НАУЧИТЬ РЕБЕНКА БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМ НЕЛЬЗЯ, НО ВОСПИТАТЬ ЕГО ТАК, ЧТОБЫ ОН БЫЛ СЧАСТЛИВ МОЖНО».

Слайд 8

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практикум для родителей Тема: «Развитие познавательных способностей как одна из сторон развития личности ребенка»

Активизировать стремление родителей участвовать в  совместной познавательной деятельности детей, как одной из сторон развития личности ребенка....

«Духовно-нравственное развитие обучающихся и воспитанников как основа гармоничного развития личности ребенка»

«Духовно-нравственное развитие обучающихся и воспитанников как основа гармоничного развития личности ребенка»    «Чем моложе ребенок, тем непосредственнее должно быть его нравствен...

Журнал динамики развития ребенка дошкольного возраста по показателям развития личности ребенка в образовательных областях.

ФГОС ДО п.3.2.3. При реализации Программы может проводится оценка индивидуального развития детей. Такая оценка проводится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики(оценки индивидуа...

Социальный педагог в системе образования. Развитие креативности как фактор развития личности ребенка.

Статья о роли социального педагога в образовательной организации и о важности развития креативности как фактора более лучшей адаптации детей в современном обществе и постоянно меняющимся жизненным сит...

Зайдуллина Юлия. Анализ научно - исследовательской работы «Общение ребенка старшего дошкольного возраста со сверстниками как важный фактор развития личности ребенка» МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №7 «Елочка» Ханты-Мансийск.

Ребенок развивается в коллективе сверстников. Становление его личности определяет потребность в общении со взрослыми и сверстниками. Между детьми могут возникать разные формы взаимоотношений....

Консультация «Влияние личности педагога на развитие личности ребенка дошкольника»

Нет более гуманной, творческой, серьёзной, нужной профессии, как профессия – педагог. Именно она является фундаментом всех профессий в мире. Эта профессия по состоянию души, по зову с...