Презентация. Сенсорные системы.
консультация

Рахова Юлия Алексеевна

Развитие сенсорных систем. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_sen-h_sis.pptx1.04 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сенсорное развитие детей Подготовила: Рахова Юлия Алексеевна, педагог МКДОУ №6 «Буратино».

Слайд 2

Когда начинать развивать сенсорные навыки ребенка? Развитие сенсорных навыков ребенка начинается с момента рождения. Помогать крохе осваиваться в этом мире, учиться пользоваться заложенными от природы рефлексами и чувствами рекомендуется с первых дней жизни.

Слайд 3

Как помочь сенсорному развитию малыша до 1 года. На первом этапе знакомства с возможностями своего организма необходимо помочь крохе скорее научиться: фокусировать свой взгляд на предмете (предложите посмотреть на яркую игрушку); воспринимать образ (потрясите, поворочайте предмет на расстоянии 70см от глаз); научиться следить за передвижениями предмета (перемещайте предмет ближе — дальше, влево — вправо, стараясь не терять взгляд крохи);

Слайд 4

ощутить возможности своего тела (массажируйте и двигайте конечности, положите на животик, привлекая внимание погремушками, стимулируйте интерес и стремление поднять голову). Пойте малышу, глядя на него; Показывайте, какие звуки получаются, если ударить предметы друг о друга ; на 5-10 минут включайте классическую музыку ; разговаривайте с малышом , называя разные вещи, состояния, действия; понять, что мир вокруг разный на ощупь. Дайте крохе в ручку легкую погремушку, разрешите поиграть с собственными волосами, потрогать одежду.

Слайд 5

Первые месяцы жизни малыши проводят, тесно контактируя с родителями. Занятия проходят на маминых руках. Мягкое покачивание Ребенок находится в горизонтальном или вертикальном положении. Производятся плавные качающие движения слева направо, сверху вниз. Движение по кругу Один из родителей ходит по часовой стрелке и в обратном направлении, держа младенца на руках. Имитация полета Малыш лежит животиком вниз на маминой руке. На весу производятся движения вперед – назад. Занятия с фитболом Ребенка, уложив на мяч, мягко качают в разных направлениях. Положение тела можно менять.

Слайд 6

Постепенно осваивая эти простые для взрослого, но невероятно интересные и сложные для новорожденного предметы, малыш будет стараться увидеть, услышать и потрогать как можно больше. Накапливая опыт, станет понемногу координировать свои ощущения, запоминать сочетания разных признаков, реагировать на знакомые вещи. Хватая ручками все интересующие предметы, формируется пространственная ориентация , пробуя на зубок – вкусовые ощущения , стуча о стол – познание звуковых возможностей .

Слайд 7

Новые продукты . С 6 месяцев в жизни ребенка начинает появляться прикорм. Хорошо дополнять изучение вкусового разнообразия мира, зрительным и двигательным развитием. Покажите крохе фрукты и овощи, предлагаемые в еду, расскажите о сладком и кислом, теплом и горячем. Старайтесь рассказать малышу обо всех его ощущениях; Звуки и способы их извлечения . Уже в этот период целесообразно предложить крохе играть с музыкальными инструментами. Покажите, как извлекать звук из барабана, трубы и т.д.

Слайд 8

Безопасная свобода действий . Мотивация для развития двигательных навыков – возможность потрогать, рассмотреть, попробовать новые предметы. Дайте ребёнку возможность ползать, подниматься на ноги, изучать пространство вокруг себя. Сенсорные игрушки . Разнообразные мешочки, коврики, панно наполненные крупами, с движущимися деталями разной текстуры и формы положительно сказываются на зрительно-двигательных навыках, а если некоторые из предметов издают звуки, то и на органах слуха;

Слайд 9

Новые виды деятельности . Научите кроху складывать пирамидку, рисовать пальчиковыми красками, лепить из пластилина; Игра. Познакомьте кроху с мячом, покажите, как возить машинку по полу, качать куклу, познакомьте с водными играми, занятиями с песком; Физические упражнения , способствующие получению новых знаний. Гимнастика, плаванье – все то, что позволяет развивать кроху физически, имеет непосредственное влияние на его сенсорные ощущения.

Слайд 10

Яркие эмоции, новые предметы, освоенные навыки и умения на первом году жизни, станут базой , перейдут на автоматический уровень . К году малыш станет выполнять большинство операций рефлекторно, сможет приступить к новому этапу : освоению словесного обозначения, получению нового опыта и изобретению своих методов изучения окружающего.

Слайд 11

1-2 года. Цвет, форма, величина Восприятие постепенно уходит на второй план, выполняя обслуживающую функцию, основой для получения новой информации становится мышление, формирование логических связей. В 2 года малыш захочет использовать максимальное количество разнообразных игровых навыков для насыщения своего сенсорного опыта, развития новых умений, познания окружающего мира. Этот возраст самый благоприятный для знакомства с такими важными знаниями: Цвет; Форма; Размер; Расположение в пространстве; Вес; Вкус; Части тела и т.д. Отдельную роль в успешности освоения этих знаний играет слово . Видя предмет, трогая его, слыша от родителей название, ребенок формирует важные нейронный связи. Закрепленный образ создает представление о признаках предмета. На этой основе чуть позже появится возможность анализировать новые объекты, вычленяя знакомые черты. Так, зная, что мяч круглый, к трем годам малыш сможет сравнить с ним солнце, арбуз. Сможет понять, что огурец зеленый как трава и т.д.

Слайд 12

Разнообразие . Стремитесь показать малышу максимально возможное количество разнообразных предметов, действий с ними, называть их словом. Пояснение и обучение . Видя интерес ребёнка, расскажите ему о признаках предмета, сравните его с другими знакомыми игрушками. Предложите посмотреть на разные по цвету, форме объекты, назовите и укажите, чем они отличаются, дайте потрогать и даже попробовать на вкус. Каждый предмет, попадающий в руки малыша, должен быть изучен всеми возможными способами (рассмотреть, потрогать, покусать, постучать об пол или другие предметы, услышать название);

Слайд 13

Обучите ребёнка рисовать карандашами, красками, лепить из пластилина и теста, нанизывать бусины, играть со шнуровками. Мелкая моторика, развиваемая этими занятиями, стимулирует развитие речевых центров;

Слайд 14

ходим и бегаем от 1 до 2 лет. Аттракционы Качели, карусели – любимое развлечение, которое влияет на развитие вестибулярного аппарата у детей. Игры с мячом Пригодится маленький тряпичный мячик. Простые движения хорошо развивают координацию и скорость реакций. Можно не только подбрасывать мяч, но и катать ножкой; наклонившись низко, поднимать с земли. Висы В качестве упражнения для тренировки можно использовать турники, гимнастические кольца, руки родителей. Детям нравится висеть. Безопасность требует страховки взрослыми. На гимнастических снарядах выполняются простые упражнения: раскачивание, подъем ног, подтягивание с поддержкой взрослого. Занятия не должны быть излишне длительными. Велосипед Натренировать вестибулярный аппарат поможет катание на велосипеде. По мере развития навыка конструкция велосипеда меняется.

Слайд 15

От 2 до 3 лет: прыжки и кувырки Небольшая регулярная зарядка На развитие вестибулярного аппарата у детей положительное влияние оказывает утренняя зарядка. Ребенок делает простые упражнения вместе с родителями. Часть упражнений полезно выполнять попеременно с закрытыми и открытыми глазами. Поскольку вестибулярная система связана со зрительной, происходит дополнительная тренировка. Движение под музыку Танцы – отличный способ развития вестибулярного аппарата в домашних условиях. Мама показывает, малыш повторяет простые движения: повороты головы; туловища; наклоны; прыжки. Жмурки Ребенок ориентируется в пространстве, закрыв глаза. Взрослый подает сигналы, показывая направление движения.

Слайд 16

Ходьба по линии Балансировать, соблюдая равновесие, непросто. Есть более простой вариант этого упражнения – пройти по ровной поверхности, соблюдая прямую линию. Кувырки Любые наклоны туловища развивают вестибулярный аппарат. Кувырок – полный переворот тела. Ребенка нужно научить правильно выполнять упражнение. Обход препятствий На расстоянии раскладываются небольшие предметы. Малышу предстоит обойти их сначала прямо, затем боком, приставными шагами.

Слайд 17

3-4 года. Обобщаем, сравниваем, ищем новые варианты Возраст 3 лет – переломный момент. Наступает время новых открытий и освоения ранее неизведанных форм познания. Малыш учится ролевым играм, но еще не отделяет отдельный признак от предмета. Цвет, форма и другие признаки воспринимаются как неотделимая часть объекта изучения. Сенсорное развитие в этот период идет быстрыми темпами. Восприятие предмета разными органами чувств с использованием уже изученных методов познания позволяет получать сложную информацию, выискивать новые неизученные грани окружающего мира. Возможность называть ощущения, объединять их в группы, анализировать позволяют крохе создавать целую базу возможных операций с каждым предметом.

Слайд 18

Повседневная нагрузка на зрение должна чередоваться с разминкой. Только тогда дети будут воспринимать весь поток зрительной информации без ущерба для здоровья. Нужно 2 раза в день выполнять детскую гимнастику для глаз. Ее основные цели: тренировка глазодвигательных мышц; успокоение нервной системы; восстановление зрения; стимуляция тонуса зрительных мышц; снятие усталости; профилактика ухудшения зрения; улучшение кровоснабжения глазного яблока;

Слайд 19

Коробочки с запахами Монтессори: Этот материал вводится не ранее 3 лет. Для него понадобятся 8–12 одинаковых баночек. Наполните их по парам пахнущими материалами: ватой, смоченной эфирными маслами, различными приправами, кофе. Каждую из пар разделите, поставив все баночки в две коробки. Покажите, как нюхают содержимое баночки из одной коробки, а после содержимое баночек другой коробки, подыскивая пару. Подобранную пару отставляют в сторону и переходят к поиску следующей. На дне каждой ёмкости приклеена метка (кружок определённого для каждой из пар цвета). Таким образом дети самостоятельно проверяют работу, окончив её. Предложите работать с закрытыми глазами. Это поможет сосредоточиться на одном ощущении (запахе), абстрагируясь от всех других.

Слайд 21

Ароматные растения или специи Предложите детям набор специй в одинаковых баночках. Выберите три специи, дайте понюхать и скажите название. Проведите трёхэтапный урок для введения названий. Подобную работу можно проводить с ватой, смазанной ароматными маслами, любыми сильно пахнущими веществами и растениями.

Слайд 22

Вкусовые бутылочки По примеру баночек с запахами делают вкусовые бутылочки. В 8 бутылочек наливают по парам сладкую, солёную, кислую (с лимоном) и слегка горькую (с настойкой полыни) воду. Ребёнку предлагают пробовать воду и подыскать пару. После вводят называния вкусов трёхэтапным уроком.

Слайд 23

Игра угадай на вкус и по запаху Эта игра обычно нравится детям, её легко провести дома, и малыши с удовольствием пробуют и едят даже нелюбимые фрукты или овощи. Именно с этими продуктами лучше всего проводить игру. Возьмите несколько знакомых фруктов, рассмотрите их вместе, отрежьте по кусочку от каждого и положите на тарелку перед собой. Завяжите малышу глаза и дайте один из кусочков. Пусть попробует угадать фрукт по запаху, а после откусит кусочек и уточнит свои ощущения. Теперь ребёнок может открыть глаза и проверить, правильно ли угадал.

Слайд 24

3-4 года: путь к спорту Подрастая, дети нуждаются в увеличении физической нагрузки . Тренировки вестибулярного аппарата продолжаются. Упражнения должны быть разными, обязательно – интересными. Домашние занятия спортом Хорошим выходом станет оборудование дома спортивного уголка. В него могут входить: кольца; турник; лесенки; канат. Обязательным является мягкое покрытие пола. Занятия следует начинать с разминки, разогревающей мышцы. Рекомендованы такие упражнения: наклоны головы, повороты в сторону; махи руками; повороты корпуса; приседания; наклоны вперед и в сторону; бег на месте.

Слайд 25

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Сенсорный логопедический массаж как один из приемов сенсорной стимуляции"

Согласно исследованиям специалистов, от 40 до 80% детей имеют те или иные нарушения в сфере сенсорной интеграции. Дисфункция сенсорной интеграции приводит к отставнию в нервно - психическом развитии, ...

Сенсорные системы

Тактильная система...

Сенсорные системы.

Проприорецептивная система....

Сенсорные системы.

Вестибулярная система...

Вестибулярная сенсорная система и её влияние на познавательно-речевое развитие воспитанников

Описание влияния вестибулярной сенсорной системы на познавательно-речевое развитие воспитанников.  Представлен комплекс упражнений из личного опыта , который адаптирован и применяется в коррекцио...

Сенсорные системы

Каковы симптомы сенсорного расстройства у детей?...

ТБ. Документ. Сенсорные системы.

Информация о сенсорных системах человека....