Сенсорные системы
консультация (младшая группа)
Каковы симптомы сенсорного расстройства у детей?
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 662.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Сенсорные системы
Система | Положение | Функции | Примеры воздействия |
Тактильная | Кожа Наиболее чувствительные зоны: губы, руки и половые органы | Обеспечивает информацией об окружающей среде, объектах и их свойствах (осязание, давление, фактура, холод, боль и др.) | Утяжеленная жилетка Пуховое одеяло Антистрессовые игрушки Прикасаться к холодному / теплому Игры с песком, водой и крупами |
Вестибулярная | Внутреннее ухо – стимулируется за счет - движений/ вращений головой - развития других функций, особенно зрительной | Обеспечивает информацией о нашем местоположении, движущихся вокруг нас объектах Сообщает о скорости и направлении движения тела | Прыгать на батуте Висеть вниз головой Заниматься на фитболе Качаться на качелях Вращаться на каруселях |
Проприоцептивная | Мышцы и суставы – активизируются за счет сокращения мышц, движений частей тела | Обеспечивает информацией о конкретной части тела и ее движении | Выполнять физические упражнения Ходить в походы Бегать Ходить на руках (положение "тачка") Тянуть/толкать/ Переносить утяжеленные предметы |
Визуальная | Сетчатка глаза – стимулируется за счет периодического направления на глаза световых лучей | Обеспечивает информацией об объектах и субъектах, а также помогает расширить визуальный спектр во время движения | Очки Кепка Темное помещение Лазерная ручка |
Слуховая | Внутреннее ухо – стимулируется за счет звуковых волн | Обеспечивает информацией о звуковых сигналах в окружающей среде (громкие, тихие, далекие, близкие, высокие, низкие) | Беруши Наушники Музыка Звон колоколов Говорящие игрушки Аудиозаписи |
Вкусовая | Вкусовые рецепторы на кончике языка, тесно связаны с системой обоняния | Обеспечивает информацией о видах вкуса (сладкий, горький, кислый, острый, соленый) | Есть хрустящую пищу Надувать пузыри из жевательной резинки Пить холодную воду Играть на музыкальных инструментах |
Обоняние | Обонятельные рецепторы на назальной мембране, тесно связаны с вкусовой системой человека | Обеспечивает информацией о видах запаха | Пахнущие ручки или маркеры Душистые свечки Назальные затычки |
Соматическая | Ощущения от внутренних органов | Обеспечивает информацией о физиологических потребностях, частоте сердечных сокращений, дыхании, смене настроения | Соблюдение режима дня (сон, прием пищи, двигательная активность) |
Каковы симптомы сенсорного расстройства у детей?
Слух: ребенок боится неожиданных или громких звуков; закрывает уши руками; не может гулять по шумной улице; выглядит рассеянным в шумном окружении.
Зрение: ребенок предпочитает находиться в темноте; ему трудно преодолевать ступеньки; избегает яркого света; напряженно смотрит на людей или предметы; избегает контакта "глаза в глаза".
Обоняние: ребенок постоянно нюхает несъедобные предметы; не переносит крепких запахов.
Положение тела: ребенок постоянно пробует разные виды двигательной активности; хватается за других людей, мебель, предметы; имеет слабую мускулатуру, легко утомляется; ходит на цыпочках.
Движения: ребенок становится неуверенным, тревожным, когда чувствует, что теряет почву под ногами; избегает подъемов, лазания и прыжков; не любит играть на спортплощадке; опасно рискует в игре, не осознавая опасности.
Прикосновения: ребенок не переносит прикосновений к себе, боится испачкаться клеем, песком, красками и т. д.; чрезмерно чувствителен к определенным тканям (одежде, постельному белью); не любит прикасаться к людям и предметам; избегает ходить босиком, особенно по траве и песку; у него понижена болевая и температурная чувствительность.
Внимание, поведение и общение: ребенок быстро меняет одну активность на другую, и это мешает ему играть; плохо концентрирует внимание; чрезмерно аффективен с другими; кажется тревожным; склонен к инцидентам; ему трудно заводить друзей, выражать эмоции, испытывает трудности с проявлением нежности и ласки к родным или животным
Чем вызваны сенсорные расстройства?
Большинство экспертов считают, что это комбинация генетических и экологических факторов, сенсорные ограничения с раннего возраста, обусловленные современной средой
Дисфункция сенсорной интеграции вызвана двумя основными причинами (Л. А. Хоекман):
1) ребёнок получает слишком много чувственной информации (не настроены «фильтры»), его мозг перегружен;
2) ребёнок не получает достаточного количества чувственной информации («фильтры» черезчур сильные), он начинает ее жаждать.
Важно понимать:
• Способность уделять внимание задаче зависит от способности тормозить несущественную сенсорную информацию — окружающий шум или зрительные образы. У многих детей не развито защищающей, тормозящей способности нервной системы. Это может выражаться в рассеянности, гиперактивности или импульсивности — ребенок без "тормозов".
• Ребенок кажется неорганизованным, ему не хватает целеустремленности. Поэтому он не в состоянии исследовать окружающий мир, полноценно играть. Он может казаться неуклюжим и плохо держать равновесие. Ему трудно успокаиваться после физических игр.
• Негативное поведение имеет скрытую причину. Ребенок может быть вспыльчивым, возбужденным, кричать из-за ерунды — например, из-за того, что испугался незнакомых звуков, увидел нечто непонятное или ему просто мешает складка в одежде.
• Общий симптом дисфункции сенсорной стимуляции — неспособность поддерживать необходимое состояние внимания, а также концентрировать внимание на определенной задаче. Это особенно заметно при восприятии речи, несущей огромное количество слуховой информации, которую нервная система не может переработать.
Принципы работы с ребенком, имеющим сенсорные нарушения
- Проработка тех ощущений, которые провоцируют сенсорный поиск
- Постепенная нагрузка тех сенсорных систем и навыков, которые нужны ребенку, чтобы развиваться дальше, но развиты на данный момент недостаточно
- Обучение навыкам базового обучения
Примеры корректирующего (терапевтического воздействия)
Система | Факторы возбуждения | Факторы торможения |
Визуальная | • Цвета: красный, желтый • Яркий резкий световой поток • Области визуальной концентрации в группе • Разноцветные папки для бумаги | • Цвета: голубой, зеленый • Индивидуальная деятельность • Мягкое освещение • Угловая игровая (рабочая) зона/ наклонная рабочая поверхность |
Слуховая | • Громкая, подвижная музыка • Разговор пониженным тоном (надо напрячься и прислушаться) | • Инструментальная / классическая музыка • Чистые звуки • Метроном |
Вкусовая | • Холодные напитки • Кислые продукты • Мятная добавка | • Карамельная или иная начинка в выпечке |
Тактильная | • Шершавые поверхности, грубые ткани • Находить инородные предметы в пище • Рисовать на мыльной поверхности | • Разминать руки с помощью специальных игрушек • Действовать в перчатках • Антистрессовые игрушки • Пуховое одеяло |
Обоняние | • Перечная мята • Лимон | • Ваниль • Розы
|
Двигательная | • Неожиданность • Нестабильность • Внезапное ускорение / торможение • Упражнение прыгать "по-лягушачьи" | • Ожидаемое событие • Упражнение "встать-сесть" • Упражнение "назад-вперед" • Прогулки с животными • Качаться на качелях |
Примерный комплекс специальных упражнений, направленных на улучшение интеграции между тактильной, проприоцептивной и вестибулярной сенсорными системами:
• изменение положения тела с помощью поворотов;
• обведение контура тела массажным мячиком;
• обведение контура тела (ладони, стопы) на бумаге;
• растирание поверхности тела тканями различной текстуры;
• рисование на спине тактильными ладошками;
• прикосновение и надавливание предметами различной формы, температуры;
• вращение по кругу;
• раскачивание на качелях или в гамаке;
• перекатывание со спины на живот;
• заворачивание в ковер, одеяло, тяжелые ткани, рулон бумаги;
• пролезание в ограниченное пространство;
• толкание тяжелых предметов;
• растягивание эластичных лент;
• балансирование на гимнастических мячах;
• катание на животе на роликовой доске;
• ползание (ходьба, бег) по неровной, наклонной, ограниченной, неустойчивой поверхности;
• прохождение лабиринтов, преодоление препятствий;
• лазание по тренажерным стенкам;
• прыжки на мате, матраце, батуте, в мешке, через скакалку;
• перетягивание каната;
• движения под музыку, пение песен с движениями;
• подражание позам и очередности движений;
• работа с пластичными материалами (тесто, пластилин, глина, гипс).
Пирамида обучения
Крупная моторика (проприоцепция), вестибулярная и тактильная системы являются базовой основой пирамиды развития и обучения, на которых формируются и развиваются все остальные функции центральной нервной системы и головного мозга. Это хорошо видно по приложенной схеме развития центральной нервной системы. Ребенок с рождения словно бутон раскрывается в своем потенциале с базовых функций (первый этаж схемы) к более продвинутым верхним этажам.
В современном обществе с самого рождения ребенок получает много информационной перегрузки (TV, интернет, гаджеты). У детей всё меньше и меньше возможности играть и «сенсориться», как это было во времена наших бабушек и дедушек. Зачастую родители и специалисты отдают предпочтение развитию мелкой моторики, развитию интеллекта и речевых навыков, но порой совсем забывают о влиянии крупной моторики на высшие психические функции центральной нервной системы, тем самым пропуская выстраивание «фундамента».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система педагогической работы по развитию умственных способностей дошкольников посредством системы сенсорных игр
Система педагогической работы по развитию умственных способностей дошкольников посредством системы сенсорных игр...

Вестибулярная сенсорная система и её влияние на познавательно-речевое развитие воспитанников
Описание влияния вестибулярной сенсорной системы на познавательно-речевое развитие воспитанников. Представлен комплекс упражнений из личного опыта , который адаптирован и применяется в коррекцио...
















