Сенсорные системы
консультация (младшая группа)

Шихова Наталья Сергеевна

Каковы симптомы сенсорного расстройства у детей?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensornye_sistemy_i_piramida_razvitiya_i_obucheniya.docx662.4 КБ

Предварительный просмотр:

Сенсорные системы

Система

Положение

Функции

Примеры воздействия

Тактильная

Кожа

Наиболее чувствительные зоны: губы, руки и половые органы

Обеспечивает информацией об окружающей среде, объектах и их свойствах (осязание, давление, фактура, холод, боль и др.)

Утяжеленная жилетка

Пуховое одеяло

Антистрессовые игрушки

Прикасаться к холодному / теплому

Игры с песком, водой и крупами

Вестибулярная

Внутреннее ухо – стимулируется за счет

- движений/

вращений головой

- развития других функций, особенно зрительной

Обеспечивает информацией о нашем местоположении,

движущихся вокруг нас объектах

Сообщает о скорости и направлении движения тела

Прыгать на батуте

Висеть вниз головой

Заниматься на фитболе

Качаться на качелях

Вращаться на каруселях

Проприоцептивная

Мышцы и суставы – активизируются за счет сокращения мышц, движений частей тела

Обеспечивает информацией о конкретной части тела и ее движении

Выполнять физические упражнения

Ходить в походы

Бегать

Ходить на руках (положение "тачка")

Тянуть/толкать/

Переносить утяжеленные предметы

Визуальная

Сетчатка глаза – стимулируется за счет периодического направления на глаза световых лучей

Обеспечивает информацией об объектах и субъектах, а также помогает расширить визуальный спектр во время движения

Очки

Кепка

Темное помещение

Лазерная ручка

Слуховая

Внутреннее ухо – стимулируется за счет звуковых волн

Обеспечивает информацией о звуковых сигналах в окружающей среде (громкие, тихие, далекие, близкие, высокие, низкие)

Беруши

Наушники

Музыка

Звон колоколов

Говорящие игрушки

Аудиозаписи

Вкусовая

Вкусовые рецепторы на кончике языка, тесно связаны с системой обоняния

Обеспечивает информацией о видах вкуса (сладкий, горький, кислый, острый, соленый)

Есть хрустящую пищу

Надувать пузыри из жевательной резинки

Пить холодную воду

Играть на музыкальных инструментах

Обоняние

Обонятельные рецепторы на назальной мембране, тесно связаны с вкусовой системой человека

Обеспечивает информацией о видах запаха

Пахнущие ручки или маркеры

Душистые свечки

Назальные затычки

Соматическая

Ощущения от внутренних органов

Обеспечивает информацией о физиологических потребностях, частоте сердечных сокращений, дыхании, смене настроения

Соблюдение режима дня (сон, прием пищи, двигательная активность)

Каковы симптомы сенсорного расстройства у детей?

Слух: ребенок боится неожиданных или громких звуков; закрывает уши руками; не может гулять по шумной улице; выглядит рассеянным в шумном окружении.

Зрение: ребенок предпочитает находиться в темноте; ему трудно преодолевать ступеньки; избегает яркого света; напряженно смотрит на людей или предметы; избегает контакта "глаза в глаза".

Обоняние: ребенок постоянно нюхает несъедобные предметы; не переносит крепких запахов.

Положение тела: ребенок постоянно пробует разные виды двигательной активности; хватается за других людей, мебель, предметы; имеет слабую мускулатуру, легко утомляется; ходит на цыпочках.

Движения: ребенок становится неуверенным, тревожным, когда чувствует, что теряет почву под ногами; избегает подъемов, лазания и прыжков; не любит играть на спортплощадке; опасно рискует в игре, не осознавая опасности.

Прикосновения: ребенок не переносит прикосновений к себе, боится испачкаться клеем, песком, красками и т. д.; чрезмерно чувствителен к определенным тканям (одежде, постельному белью); не любит прикасаться к людям и предметам; избегает ходить босиком, особенно по траве и песку; у него понижена болевая и температурная чувствительность.

Внимание, поведение и общение: ребенок быстро меняет одну активность на другую, и это мешает ему играть; плохо концентрирует внимание; чрезмерно аффективен с другими; кажется тревожным; склонен к инцидентам; ему трудно заводить друзей, выражать эмоции, испытывает трудности с проявлением нежности и ласки к родным или животным

Чем вызваны сенсорные расстройства?

Большинство экспертов считают, что это комбинация генетических и экологических факторов, сенсорные ограничения с раннего возраста, обусловленные современной средой

Дисфункция сенсорной интеграции вызвана двумя основными причинами (Л. А. Хоекман):

1) ребёнок получает слишком много чувственной информации (не настроены «фильтры»), его мозг перегружен;

2) ребёнок не получает достаточного количества чувственной информации («фильтры» черезчур сильные), он начинает ее жаждать.

Важно понимать:

• Способность уделять внимание задаче зависит от способности тормозить несущественную сенсорную информацию — окружающий шум или зрительные образы. У многих детей не развито защищающей, тормозящей способности нервной системы. Это может выражаться в рассеянности, гиперактивности или импульсивности — ребенок без "тормозов".

• Ребенок кажется неорганизованным, ему не хватает целеустремленности. Поэтому он не в состоянии исследовать окружающий мир, полноценно играть. Он может казаться неуклюжим и плохо держать равновесие. Ему трудно успокаиваться после физических игр.

• Негативное поведение имеет скрытую причину. Ребенок может быть вспыльчивым, возбужденным, кричать из-за ерунды — например, из-за того, что испугался незнакомых звуков, увидел нечто непонятное или ему просто мешает складка в одежде.

• Общий симптом дисфункции сенсорной стимуляции — неспособность поддерживать необходимое состояние внимания, а также концентрировать внимание на определенной задаче. Это особенно заметно при восприятии речи, несущей огромное количество слуховой информации, которую нервная система не может переработать.

Принципы работы с ребенком, имеющим сенсорные нарушения

  1. Проработка тех ощущений, которые провоцируют сенсорный поиск
  2. Постепенная нагрузка тех сенсорных систем и навыков, которые нужны ребенку, чтобы развиваться дальше, но развиты на данный момент недостаточно
  3. Обучение навыкам базового обучения

Примеры корректирующего (терапевтического воздействия)

Система

Факторы возбуждения

Факторы торможения

Визуальная

•  Цвета: красный, желтый

•  Яркий резкий световой поток

•  Области визуальной концентрации в группе

•  Разноцветные папки для бумаги

•  Цвета: голубой, зеленый

•  Индивидуальная деятельность

•  Мягкое освещение

•  Угловая игровая (рабочая) зона/ наклонная рабочая поверхность

http://childneurologyinfo.com/images/sensory-text-reference1.jpg

Слуховая

•  Громкая, подвижная музыка

•  Разговор пониженным тоном (надо напрячься и прислушаться)

•  Инструментальная / классическая музыка

•  Чистые звуки

•  Метроном

http://childneurologyinfo.com/images/sensory-text-reference3_2.jpg

Вкусовая

•  Холодные напитки

•  Кислые продукты

•  Мятная добавка

•  Карамельная или иная начинка в выпечке

http://childneurologyinfo.com/images/sensory-text-reference3_3.jpg

Тактильная

•  Шершавые поверхности, грубые ткани

•  Находить инородные предметы в пище

•  Рисовать на мыльной поверхности

•  Разминать руки с помощью специальных игрушек

•  Действовать в перчатках

•  Антистрессовые игрушки

•  Пуховое одеяло

http://childneurologyinfo.com/images/sensory-text-reference3_4.jpg

Обоняние

•  Перечная мята

•  Лимон

•  Ваниль

•  Розы

  • • Банан

http://childneurologyinfo.com/images/sensory-text-reference3_5.jpg

Двигательная

•  Неожиданность

•  Нестабильность

•  Внезапное ускорение / торможение

•  Упражнение прыгать "по-лягушачьи"

•  Ожидаемое событие

•  Упражнение "встать-сесть"

•  Упражнение "назад-вперед"

•  Прогулки с животными

•  Качаться на качелях

http://childneurologyinfo.com/images/sensory-text-reference3_6.jpg

Примерный комплекс специальных упражнений, направленных на улучшение интеграции между тактильной, проприоцептивной и вестибулярной сенсорными системами:

• изменение положения тела с помощью поворотов;

• обведение контура тела массажным мячиком;

• обведение контура тела (ладони, стопы) на бумаге;

• растирание поверхности тела тканями различной текстуры;

• рисование на спине тактильными ладошками;

• прикосновение и надавливание предметами различной формы, температуры;

• вращение по кругу;

• раскачивание на качелях или в гамаке;

• перекатывание со спины на живот;

• заворачивание в ковер, одеяло, тяжелые ткани, рулон бумаги;

• пролезание в ограниченное пространство;

• толкание тяжелых предметов;

• растягивание эластичных лент;

• балансирование на гимнастических мячах;

• катание на животе на роликовой доске;

• ползание (ходьба, бег) по неровной, наклонной, ограниченной, неустойчивой поверхности;

• прохождение лабиринтов, преодоление препятствий;

• лазание по тренажерным стенкам;

• прыжки на мате, матраце, батуте, в мешке, через скакалку;

• перетягивание каната;

• движения под музыку, пение песен с движениями;

• подражание позам и очередности движений;

• работа с пластичными материалами (тесто, пластилин, глина, гипс).

Пирамида обучения

Крупная моторика (проприоцепция), вестибулярная и тактильная системы являются базовой основой пирамиды развития и обучения, на которых формируются и развиваются все остальные функции центральной нервной системы и головного мозга. Это хорошо видно по приложенной схеме развития центральной нервной системы. Ребенок с рождения словно бутон раскрывается в своем потенциале с базовых функций (первый этаж схемы) к более продвинутым верхним этажам.

В современном обществе с самого рождения ребенок получает много информационной перегрузки (TV, интернет, гаджеты). У детей всё меньше и меньше возможности играть и «сенсориться», как это было во времена наших бабушек и дедушек. Зачастую родители и специалисты отдают предпочтение развитию мелкой моторики, развитию интеллекта и речевых навыков, но порой совсем забывают о влиянии крупной моторики на высшие психические функции центральной нервной системы, тем самым пропуская выстраивание «фундамента».




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система педагогической работы по развитию умственных способностей дошкольников посредством системы сенсорных игр

Система педагогической работы по развитию умственных способностей дошкольников посредством системы сенсорных игр...

Сенсорные системы

Тактильная система...

Сенсорные системы.

Проприорецептивная система....

Сенсорные системы.

Вестибулярная система...

Вестибулярная сенсорная система и её влияние на познавательно-речевое развитие воспитанников

Описание влияния вестибулярной сенсорной системы на познавательно-речевое развитие воспитанников.  Представлен комплекс упражнений из личного опыта , который адаптирован и применяется в коррекцио...

ТБ. Документ. Сенсорные системы.

Информация о сенсорных системах человека....

Презентация. Сенсорные системы.

Развитие сенсорных систем....