Презентация. Тактильное пособие из Национальной библиотеки.
консультация

Рахова Юлия Алексеевна

Сказка: "Волк, медведь и лиса".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazka.pptx1.99 МБ
Файл k_skazke.docx20.11 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Карельская сказка «Волк, медведь и лиса» Выполнила: Рахова Ю.А.

Слайд 16

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Сказка «Волк, медведь и лиса».

  • История:

 2002 году, в рамках ФЦП «Культура России» был поддержан проект библиотеки «Издание тактильной книги для слепых и слабовидящих детей». Первой тактильной книжкой стала книжка-игрушка «Овод и козы» по мотивам карельской сказки.

  • Местонахождение:

Данные тактильные пособия находятся в Национальной библиотеке Республики Карелия города Петрозаводск. Центр детского чтения.

  • Название: Тактильные пособия.
  • Автор: сотрудники Национальной библиотеки, в частности Екатерина Арнольдовна Добрынина – учитель-дефектолог Коррекционного класса Карельской республиканской библиотеки для слепых.

  • Аудитория:  Данные пособия предназначены для детей с нормой и с отклонениями в развитии:
  • Дети с нарушениями зрения. (Пособия выполнены весьма правдоподобно и дают достоверную информацию о мире. Присутствует шрифт         Брайля).
  • Дети с нарушением слуха;
  • Дети с речевыми нарушениями;
  • Дети с нарушением ОДА;
  • Дети с ЗПР;
  • Даже взрослым имеющим нарушения зрения могут быть полезны данные пособия;

  • Ссылка на видео в этом отделе в Нац. Библиотеке:

https://www.youtube.com/watch?v=dvafkZUscuM&feature=emb_title


В самом начале можно задать ребёнку вопрос: Чем русская народная лисичка отличается от Карельской?

Ответ:

Карельские сказки отличаются от русских народные тем, что хитрость лисички приветствуется. Если лисичка может проявить хитрость, то она молодец!

В сказке посадили рожь, лисичка взяла себе маленькую кучку, где были только зёрна, волку отдала мякину, медведю солому. Что это такое?  Придётся объяснять:

  • Мякина - Состоит из мелких, легкоопадающих частей колосовых и бобовых растений, вроде обломков колосьев, цветочных и кроющих плёнок колосков, стручьев, обрывков, стеблей и пр. (Как скорлупки от семечек.)
  • Солома – сухие стебли.
  • Рожь – хлебное растение, из его зёрен делают муку и пекут тёмный хлеб.

В пособии это всё есть, сразу можно посмотреть. Можно потрогать, все детали снимаются. Что такое рожь, мякина и какие кучки их них получаются.

Герои сказки-игрушки выполнены правдоподобно, но сразу видно, что они сказочные, раз одеты в костюмы.  + Они все соотносятся по размеры. Игрушки хорошо проработаны (мелкие детали) и узнаваемы.

Текст сказки помещён в файлы и поверх напечатанных слов сделан Шрифт Брайля. И так на каждой страничке.

Дальше… Стали они рожь молоть. Чтобы объяснить ребёнку, что значит «молоть» сделаны 2 жернова с характерными звуками.

  • Жернова, которые перемалывают само зерно, издают один звук (скрип).
  • И жернов, который шуршит по соломе.

Таким способом активизируется слух, и ребёнок может поработать руками - покрутив жернов. ( + Можно поговорить из чего и для чего делается этот жернов. Почему звук разный от зерна и соломы?)

Мелкие детали (ложка) привязаны, так как теряются. Ребёнок может взять эту ложку и повзаимодействовать, когда по сказке герои пробуют кашу.  Котелки тоже снимаются, их можно передвигать.

Так на одном пособии можно поговорить на многие темы:

  • Разобрать сказку.
  • Как рожь выращивалась в Карелии?
  • Лён  от прядильного станка до рубашки или сарафана для лисички.
  • Зачем нам рожь? Что можно приготовить из муки?
  • Где, как ухаживать и сколь выращивать рожь?
  • Как собирали рожь раньше (коса) и сейчас (комбайн)?

  • Вывод:

Фонд тактильных книг ежегодно пополняется и насчитывает около 60 книг. Сегодня работа по изданию тактильной книжки-игрушки строится в тесном контакте художника-дизайнера и учителя-дефектолога. Уникальные тактильные книжки-игрушки способствуют социокультурному развитию детей-инвалидов, пользуются большим спросом у педагогов-дефектологов и родителей.

Помимо тактильных книг, библиотека издает и тактильные пособия - карты. Первая уникальная карта была изготовлена по центральной части г. Петрозаводска.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по использованию тактильного пособия "Познаю мир руками"

Данное пособие развивает тактильные ощущения, мелкую моторику, цветовосприятие (для детей с остаточным зрением) и ориентировку в пространстве....

Конспект экскурсии для подготовительной группы тема: «Скульптуры у Российской Национальной Библиотеки»

Конспект-занаятие в подготовительной группе экскурсии а Российской Нацйиональной Библиотеки в СПб. Знакомство со скульптурой....

Презентация "Методическое пособие для развития мелкой моторики рук и тактильных ощущений"

Цель данного пособия - способствовать развитию у детей зрительного, сенсорного и тактильного восприятия. Развивать мелкую моторику пальцев рук, мышление и речь. Сначала всё должно проис...

Презентация "Дидактическое пособие, тактильно-сенсорное панно «Чудесная поляна»

Многофункциональное сенсорное дидактическое панно предназначено для индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми 2-7 лет, для обыгрывания сюжетов, а также служит прекрасным интерьером групповой комн...

Посещение Национальной библиотеки Республики Карелия. Познавательное занятие " Пусть краски книжки оживят". Подготовительная к школе группа. В-ль: Анфимова Е. И. МДОУ детский сад № 98 " Сказка", г. Петрозаводск.

Наши ребята в Национальной библиотеке Республики Карелия. Познавательное занятие «Пусть краски книжки оживят» о художниках - иллюстраторах детской книги. Сотрудники библиотеки познакомили ...

Презентация " Национальная библиотека"

Знакомить детей с национальной библиотекой г.Чебоксары.Развиать  в детях любовь к чтению, воспитывать любовь к своему народу....

Экскурсия в Национальную библиотеку Чувашской республики

В рамках реализации муниципального проекта "По родному краю с рюкзаком шагаю" воспитанники старшей группы " Золотой петушок " вместе с воспитателем Ивановой Светланой Николаевной совершили экскурс...