Транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности
материал (подготовительная группа)
Транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.92 КБ | |
| 20.52 КБ | |
| 487.3 КБ | |
| 535.01 КБ | |
| 580.48 КБ | |
| 464.41 КБ | |
| 296.24 КБ | |
| 1.03 МБ |
Предварительный просмотр:
Куча мала Все шахматные фигуры лежат в куче. Вы закрываете глаза, берете какую-нибудь из фигур и ощупываете ее. Выбранную шахматную фигуру вы умышленно называете неправильно, открываете глаза и спрашиваете ребенка: «Так?». Ребенок исправляет вас. Затем можно поменяться местами. | Школа "Школа". Переверните шахматную доску клетками вниз, в углубления поставьте шахматные фигуры и скажите ребёнку: "Это твои ученики. Как зовут этого ученика?.. А этого?.." | Цвет Попросите малыша поставить в ряд все белые или все чёрные шахматные фигуры. Когда ребёнок выполнит задание, поменяйтесь ролями и, располагая друг около друга белые фигуры, "по ошибке" поставьте там же одну-две чёрные шахматные фигуры. Малыш должен заметить вашу ошибку и указать на неё. |
Ряд Предложите ребенку поставить в один ряд пешки, коней, слонов, ладей, ферзей, королей. А потом то же самое сделайте сами и попросите ребенка проверить вас. | По росту Попросите ребенка по росту расставить шесть разных шахматных фигур одного цвета, называя фигуры. | Догонялки Выберите одну из белых фигур, например, пешку, имитируйте ее бег по столу. После этого предложите ребенку выбрать и назвать какую-либо черную фигуру и пуститься ей вдогонку за вашей фигурой. Пусть ваша шахматная фигура «бежит» не очень быстро, и фигура малыша ее догонит. Потом поменяйтесь местами. |
Прятки Спрячьте в комнате несколько шахматных фигур. Ребенок должен их найти и назвать. Потом фигуры прячет малыш. | Кто быстрее Все шахматные фигуры стоят на столе. Предложите ребёнку посостязаться с вами в такой игре: кто быстрее соберёт в определенном месте две-три одинаковые шахматные фигуры. | Над головой Назовите какую-нибудь шахматную фигуру. Ребенок должен ее найти и быстро поднять над головой. |
На стуле Поставьте на стул какую-нибудь шахматную фигуру. По разные стороны от стула, но на равном расстоянии от него встаньте с ребёнком. Досчитайте до трёх и на счет "три" бегите к стулу. Тот, кто первым схватит шахматную фигуру, должен назвать её. | Волшебный мешочек По очереди прячьте в непрозрачном мешочке шахматные фигуры и просите малыша на ощупь определить, какая фигура спрятана. Для большего эффекта позвольте и ребёнку прятать фигуры, а сами угадывайте, какая фигура в мешочке. Иногда вы "не угадываете" и малыш с восторгом укажет на вашу ошибку. В другом варианте игры в мешочек прячутся все фигуры сразу, и ребёнок на ощупь ищет определенную фигуру. | Шахматный теремок Сделайте из деревянной шахматной доски "теремок". Сюда, следуя сказочному сюжету, по очереди забегут шесть разных белых фигур: от пешки до короля. Король может забраться на "теремок" и уронить его, а остальные фигуры помогут "теремок" "построить" - поднять. |
Шахматный колобок Дидактическую игру-инсценировку сказки "Колобок" можно провести так: "дед" - король, "баба" - ферзь, "заяц" - пешка, "лиса" - конь, "волк"-слон, "медведь" - ладья, а колобок - шарик или клубок. Малыш должен назвать все шахматные фигуры, от которых убегает колобок. Но в конце сказки "лиса" колобка не съест - колобок от неё убежит. | Поиграем-угадаем Ведущий загадывает либо горизонталь, либо вертикаль и просит учеников по очереди отгадать, какую именно дорожку вы загадали. Естественно с двух попыток дорожка будет отгадана. | Горизонталь, Вертикаль Педагог вызывает двоих детей, дает им по 4 пешки и предлагает им по очереди заполнить пешками одного цвета одну горизонталь, располагая на каждом поле только по одной пешке (в серединках полей). Аналогично проводится и игра «Вертикаль», но в этом случае пешками заполняется одна из вертикалей. |
Горизонтально-вертикальная игра Белая пешка ставится на любое поле шахматной доски и, вызывая учеников по одному к демонстрационной доске, просите детей передвинуть пешку на одно поле в задаваемом направлении. Типичные указания: «Направо по горизонтали», «Вверх по вертикали», «Налево по горизонтали», «Вниз по вертикали», «В любую сторону по вертикали», «В любую сторону по горизонтали». Угадайка Опишите какую-нибудь из фигур и предложите ребятам определить и назвать её. | Диагональ Педагог вызывает двоих детей, дает им по 4 пешки и предлагает им по очереди заполнить пешками одного цвета любую диагональ, располагая на каждом поле только по одной пешке (в серединках полей). Запретная фигура Все фигуры располагаются на столе у педагога в один ряд, дети стоят рядом и по очереди называют все шахматные фигуры, кроме «запретной», которая выбирается заранее. Вместо названия этой фигуры надо сказать: «Секрет». | Горизонтально-вертикальная –диагональная игра Педагог задает и диагональное направление. Типичные указания: «Направо вниз по диагонали», «Налево вверх по диагонали», «Налево вниз по диагонали», «Направо вверх по диагонали». Поиграем-угадаем Педагог загадывает одну из фигур (или прячет ее в кулаке), а дети по очереди пытаются угадать, какая фигура загадана. |
Что общего? Педагог берет две фигуры и спрашивает у учеников, чем эти фигуры похожи? чем отличается? (цветом, формой) | Большая и маленькая На столе у педагога 6 разных фигур. Дети подходят туда по одному, называют самую высокую фигуру и отставляют ее в сторону…Вскоре все фигуры стоят по росту. | Мешочек Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и ставят их на те поля, которые они занимают в начальной позиции. Когда последняя фигура извлечена из мешочка, на доске будет расставлена начальное положение. |
Да – Нет Педагог поднимает над головой две шахматные фигуры и спрашивает у группы, стоят ли эти фигуры рядом в начальной позиции. | Мяч Педагог говорит какую-либо фразу о начальном положении, если утверждение верно, то мяч следует ловить. Например, «Ладья стоит в угловом поле», «Ферзь любит свой цвет», Король стоит рядом ферзем», «Конь стоит рядом с ладьей», «Слон стоит между конем и ферзем» и т.д. | Шахматная репка Посадите "репку" - клубок. Около него малыш по росту выстраивает белые или чёрные фигуры, поясняя: "дед" - это король, "бабка" - ферзь, "внучка" - слон, "Жучка" - конь, "кошка" - ладья, "мышка" - пешка. |
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
муниципального образования г.Нягань
« Центр развития ребёнка-детский сад № 4 « Веснянка»
Картотека игр для дошкольников «При обучении игры в шахматы»
Предварительный просмотр:
Опыт работы
«Познавательно развитие дошкольников через обучение игре в шахматы»
В 2012 году президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин, приветствуя гостей и участников матча за звание чемпиона мира по шахматам, отметил; «Шахматы – это не просто спорт. Они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективно оценивать сложившуюся ситуацию, просчитать поступки на несколько ходов вперёд. А главное, воспитывают характер»
Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление дошкольника, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, внимательность, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.
«Шахматы» занимают определенное место в педагогическом процессе детских образовательных учреждений, поскольку являются действенным средством умственного развития и подготовки детей к школе.
В рамках осуществления образовательной деятельности по познавательному развитию, проводится непосредственно образовательная деятельность «Шахматы». Непосредственно образовательная деятельность «Шахматы» проводится в соответствии с учебным планом, который предполагает 8 часов в год. Воспитателями нашей группы составлено календарно-тематическое планирование по разделу «Шахматы» для подготовительной к школе группы и включает 8 занятий.
В своей работе опираюсь на пособие И.Г. Сухина «Шахматы, первый год, или «Учусь и учу» и учебник того же автора «Шахматы, первый год, или там клетки черно-белые чудес и тайн полны».
Целью моей работы является: овладение шахматной игрой, формирование познавательных способностей у детей.
Задачи:
1. Освоить основные шахматные понятия.
2. Развивать мышление, память, внимание, наблюдательность, воображение; активизировать мыслительную деятельность.
3. Воспитывать усидчивость, целеустремленность, волю, организованность, уверенность в своих силах, самостоятельность в принятии решений.
В своей работе опираюсь на пособие И.Г. Сухина «Шахматы, первый год, или «Учусь и учу» и учебник того же автора «Шахматы, первый год, или там клетки черно-белые чудес и тайн полны».
Знакомство с шахматами было начато со знакомства с шахматной доской. Цель: познакомиться с такими понятиями как: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.
Для эффективности использовала такие дидактические упражнения, как «Покажи горизонталь», «Покажи вертикаль», «Покажи диагональ», «Назови адрес фишки» и другие.
Следующий этап - знакомство с шахматными фигурами. Ознакомление с шахматными фигурами планируем постепенно: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король
При ознакомлении детей с шахматными фигурами, для более успешного усвоения, организуем такие задания, как:
- аппликация «Шахматная доска»;
- рисование или лепка шахматной фигуры;
- использование литературного материала: загадки, стихи, считалки, пословицы, что также повышает эффективность обучения.
Один раз в месяц планируем проведение викторин, соревнований или досугов по пройденному материалу.
В режимных моментах во взаимодействии взрослого с детьми проводится следующая работа:
- чтение шахматных сказок «Лена и Ален», «Котята хвастунишки», «Удивительные приключения шахматной доски», стихов шахматного содержания;
- разгадывание загадок;
- просмотр познавательных шахматных мультфильмов «Смешарики в шахматном королевстве»;
- игры на развитие логического мышления «Шахматный мешочек», «Что изменилось», «Правильно, неправильно», «Найди сходство и разницу», «Узнай по описанию», «Шахматная лесенка», «Узнай фигуру»;
- решение шахматных задач «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь», «Лабиринт», «Игра на уничтожение», «Захват контрольного поля», «Ограничение подвижности», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Сними часовых», «Выиграй фигуру».
С целью популяризации шахматного образования при выстраивании взаимодействия с семьями воспитанников запланированы следующие формы взаимодействия:
- анкетирование;
- папки-передвижки «Шахматы в дошкольном возрасте», «Взялся – ходи!», «Интеллектуальное развитие ребенка»;
- консультации «Нужно ли учить детей играть в шахматы»
- информационный стенд «Шахматы как эффективное средство интеллектуального развития дошкольников»;
- памятки «Шахматы, как средства развития познавательного интереса у старших дошкольников», «Ребенку о шахматах».
Для реализации образовательной области «Познавательное развитие» по разделу «Шахматы», в группе организован шахматный уголок, в котором содержится разнообразный занимательный материал для организации обучения детей в шахматы, развития логического мышления и мелкой моторики. В шахматном уголке имеется:
- кукла Шахматная королева;
- методическая литература;
- картотеки «Загадки», «Стихи», «Дидактические игры»;
- шахматные наборы;
- демонстрационный и раздаточный материал;
- дидактические игры;
- портреты выдающихся шахматистов.
В группе имеется интерактивный стол, что позволяет использовать информационно-коммуникативные технологии – «Динозавры учат в шахматы».
Ожидаемые результаты усвоения образовательной программы
по образовательной области «Познавательное развитие» по разделу «Шахматы»
К концу обучения воспитанники должны знать и уметь:
Знать | Уметь |
- шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые, чёрные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья. - названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. - правила хода и взятия каждой фигуры. | - ориентироваться на шахматной доске; - играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса; - правильно помещать шахматную доску между партнёрами; - правильно расставлять фигуры перед игрой; - различать горизонталь, вертикаль, диагональ; - рокировать; - объявлять шах; - ставить мат; - решать элементарные задачи на мат в один ход. |
В 2020 году прошла курсы повышения квалификации по программе "Методика обучения детей игре в шахматы в рамках реализации ФГОС ДО» (72 часа).
Научить играть в шахматы можно каждого, но для этого необходимо запастись терпением. Наша цель – не воспитывать чемпионов, а прививать интерес к мудрой игре.
Хочется надеяться, что наши воспитанники навсегда подружатся с этой увлекательной и мудрой игрой.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию речи" Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей старшего дошкольного возраста". Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию
Выступление на педагогическом совещании"Нетрадиционные формы работы по развитию речи" Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей старшего дошкольного возраста"...

Выступление на педагогическом совете. Тема выступления: «Значение психологического здоровья детей дошкольного возраста в логопедической работе»
Кто такой учитель-логопед? Взаимосвязь психологии с логопедией, психологическое здоровье детей. Используемые методы и приемы в коррекционно-логопедической работе. Значение психологического климата на ...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возрас
С данным материалом я выступала на методическом объединении учителей начальных классов. В нём методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление сопровождается презентацией....

Выступление на муниципальном семинаре «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста» (выступление из опыта работы)
Для ребенка, приученного к личной гигиене с раннего возраста, гигиенические процедуры потребность, привычка.Любую гигиеническую процедуру с маленьким ребенком следует проводить аккуратно, осторожно, ч...

Презентация - выступление на заседание РМЦ. Тема выступления "Нетрадиционные формы взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи по формированию здорового образа жизни у детей среднего возраста"
Презентация - выступление на заседание РМЦ. Тема выступления "Нетрадиционные формы взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи по формированию здорового образа жизни у детей среднего возраста"...

Выступление на районном методическом объединении воспитателей групп раннего возраста. Тема выступления: «Развитие личности ребенка, его успешности и творческого потенциала через проектный метод»
Развитие личности, ее творческой индивидуальности должно лежать в основе современного педагогического процесса. Эффективное решение этой проблемы зависит от содержательных и структурно-...

Тезисы выступлений. Тема выступления: «Система работы по экологическому воспитанию, формы, методы».
Тезисы выступленийТема выступления: «Система работы по экологическому воспитанию, формы, методы»....
