КРИТЕРИЙ 4. ПУНКТ 4.1.2. Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности
материал

Кузнецова Анна Сергеевна

4.1.2. Участие в работе методических объединений: выступление на педагогических советах ОО, семинарах, заседаниях методических объединений по вопросам повышения качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания; распространение педагогического опыта (выступления с представлением собственного опыта работы на педагогических советах, на заседаниях городских объединений, на курсах ИРОСО)

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Метод проектов в формировании представлений о морских обитателях Сахалинской области у детей старшего дошкольного возраста

В моей методической мастерской деятельностный подход занимает ведущее место. Концептуальную базу деятельностного подхода составляют труды: Джона Дьюи, Николая Евгеньевича Вераксы, Тони Бьюзена, Акименко Валентины Михайловны, а в трудах Льва Семёновича Выготского, Алексея Николаевича Леонтьева, Сергея Леонидовича Рубинштейна я взяла важнейшие положения, которые определяют основу моей профессиональной деятельности.

Современные тенденции и стремительные перемены в социуме приводят к осознанию того, что современные дошкольники должны знать и много уметь больше, чем их сверстники 15-20 лет назад, поэтому педагоги находят наиболее эффективные средства обучения и воспитания, в соответствии с ФГОС ДО.

Формированию познавательного интереса у дошкольников способствует такая организация обучения, при которой ребенок вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает задачи проблемного характера. Одним из перспективных методов, способствующих развитию дошкольников, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, обеспечивает активность детей в образовательной деятельности.

В своей педагогической практике использую этот метод, как один из наиболее эффективных, дающий положительный результат.

Новизна и практическая ценность используемого метода заключается в разработке и апробации различных проектов по развитию познавательной и творческой активности детей дошкольного возраста и организации взаимодействия всех участников проектной деятельности.  

Технология проектирования позволяет изменить стиль работы с детьми: ребёнок успешно адаптируется к изменяющейся ситуации, становится увереннее в своих силах, а также проектная деятельность позволяет вовлечь родителей и других членов семьи в образовательный процесс дошкольного учреждения.     

 

При структурировании проекта руководствуюсь алгоритмом «Шесть П», предложенным Джоном Дьюи (американский психолог и педагог).

1. Проблема (выбор темы)

2. Проектирование или планирование

3. Поиск информации

4. Продукт (практический результат)

5. Презентация

 6. Портфолио.

  Проектная деятельность представляет собой особый тип взаимодействия ребенка и взрослого и строится на следующих принципах, вы их видите на экране.

Принципы проектной деятельности:

  1. Проектная деятельность начинается тогда, когда прямое действие оказывается невозможным.
  2. Проектная деятельность, в отличие от продуктивной, предполагает движение ребенка в пространстве возможного.
  3. Проектная деятельность опирается на субъектность ребенка, то есть на выражение его инициативы, проявление самостоятельной активности.
  4. Проектная деятельность предполагает не просто реализацию идеи ребенка, но и реализацию его смыслов.
  5. Проектная деятельность имеет адресный характер.

Представляю вашему вниманию технологию проекта для дошкольников по теме: «Морские обитатели Сахалинской области».

Инициаторами проекта стали дети подготовительной группы. Посетив музей «Музей Флоры и Фауны моря», дети проявили интерес и стали задавать вопросы.

Вид проекта – познавательно- исследовательский, экологический.

Сроки реализации – долгосрочный (три месяца).

Участники проекта-  дети 6-7 лет, родители, воспитатель.

Способ реализации- групповой.

Постановка проблемы, актуальность – у детей старшего дошкольного возраста наблюдалась недостаточная осведомлённость о морских обитателях Сахалинской области, мало внимания уделяется проблемам экологического воспитания и формированию нравственных ценностей детей.

Так создалась ситуация, в ходе которой дети самостоятельно пришли к формулировке исследовательской задачи.

Модель трёх вопросов (С.М. Оберемок)

Что мы знаем  о  морских обитателях Сахалинской области?

Что мы хотим узнать ?

Как мы узнаем об этом?

- Океан – это большое море

- Море, где живут рыбы

- В море водоросли и ракушки

- В море есть осьминоги и ракушки

- Я боюсь акул, они кусаются

- Живут такие рыбы, они надуваются

- Про дельфинов

- О морской звезде

- Про осьминога

- Рыбы спят и что едят

- Почему вода соленая

- Бывают морские чудовища

- Все ли рыбы съедобные

- У мамы спросить

- У воспитателя

- Посмотрим телевизор

- Прочитаем в энциклопедии

- В компьютере посмотрим

- Посмотрим видеофильм

- Когда поедем на море отдыхать

Благодаря модели «Трёх вопросов» Светланы Михайловны Оберемок получили первичную информацию о запасе знаний, представлений детей по теме, и, основываясь на предложенных ответах детей, была определена цель проекта и сформулированы задачи и ожидаемый результат.

Цель: Формировать и углублять представления у детей старшего дошкольного возраста о морских обитателях Сахалинской области. Проект даст дошкольникам представления о том, что вода в Охотском море очень холодная, поэтому не все известные им морские обитатели там водятся, а некоторые морские животные встречаются только в нашем регионе и имеют довольно крупные размеры.

Задачи:

-  создавать условия для познавательно-исследовательской деятельности детей;

- способствовать развитию познавательной мотивации с помощью проблемной ситуации;

- развивать умение работать в коллективе, желание делиться информацией, участвовать в совместной деятельности;

- расширять, обобщать и систематизировать знания о морских обитателях Сахалинской области;

- воспитывать бережное отношение к морским животным.

Дети расширят и обогатят знания и представления об особенностях морских животных, у них разовьется познавательный интерес к исследовательской деятельности, мотивационная активность. У родителей будет вызван интерес к совместной деятельности.             

 Разработан план действий под руководством воспитателя. Роль педагога в корректировке действий детей, но педагог не навязывает своё видение решения задачи, а осуществляется совместная деятельность между всеми участниками проектной группы.    

Работа с детьми: совместно с детьми находили информацию и интересные сведения о морских обитателях Сахалинской области. Рассматривали видеоролики и видеофильмы по теме проекта, о морских обитателях, где обитают, чем питаются, об их особенностях жизнедеятельности, интересных, не знакомых ранее фактах.  Разучивали физкультминутки и подвижные игры на морскую тематику. Рисовали, лепили, создавали поделки из бумаги на тему «Подводный мир Сахалина».

Работа с родителями: родители оказывали помощь в сборе нужной информации, читали детям художественную литературу, энциклопедию, разучивали загадки и стихи о морских животных и птицах, совместно изготавливали с детьми поделки, помогали в составлении рассказов.

Темы исследования: «Как зимуют морские котики и тюлени», «Всё про сахалинскую креветку», «Почему у крабов сердце в голове, а рот сзади?», «Чем опасны медузы», «Рыбы семейства лососевых», «Морские ежи и морские звёзды».

Большое влияние на детей оказал просмотр видеороликов, которые направлены на привлечение внимания людей к проблемам экологии, как от выброшенного в море мусора и разлитой нефти страдают и погибают животные.

Одной из результативных форм восприятия информации детьми является экскурсия. Экскурсионные занятия дали положительный результат и вызвали интерес и желание у детей получать больше знаний о морских обитателях Сахалинской области.

В клубе "Бумеранг" приобрели краеведческие игры. В комплект входят четыре настольные и одна подвижная игра, освоив эти пять игр, ребята будут знать более 80 объектов живой природы Сахалинской области, а также наглядно-методические пособия, плакаты, электронные презентации и видеофильмы.

Разработали свои дидактические игры: «4 лишний», «Морское путешествие», «Рыбалка», «Угадай по описанию», «Какое слово не подходит».

С целью запоминания и систематизации информации составили мыслительные карты или, хорошо вам знакомое название, – интеллект- карты.  В работе стала использовать этот метод Тони Бьюзена, так как он имеет полезные свойства: - наглядность (вся проблема с её многочисленными сторонами и гранями оказывается прямо перед вами, её можно окинуть одним взглядом);

- запоминаемость (оттого, что работают оба полушария мозга, интеллект-карта легко запоминается). 

И у детей развиваются как творческие, так и речевые способности, активизируется память и мышление.

Метод интеллект-карт помогает пробудить у ребёнка способность к изображению окружающего мира.

Интеллект-карты, составленные совместно с детьми, помогли им понять, запомнить и повторить материал. Нами были составлены интеллект-карты по темам: среда обитания, морские обитатели.

Продуктом нашего проекта стал мини-музей «Подводный мир Сахалина». Экспонаты, наглядный материал, творческие работы – все предоставили дети и родители.  

Для презентации проекта мы выбрали экскурсионную форму. Дети нашей группы выступили в роли экскурсоводов и пригласили посетить мини-музей ребят из старших дошкольных групп.  

Результат проекта показал: дети стали больше интересоваться морскими обитателями родного края, у детей сформировались первоначальные представления о самоценности ресурсов нашего острова, выработались первые навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе, желание относиться к ней бережно.

Дети рассказали, что для них было более интересным в ходе работы, что вызвало трудности и как их преодолевали.

В Портфолио проекта вошли наработанные материалы: интеллект-карты, дидактические игры, продукты изобразительной деятельности, прикладного творчества, экспонаты мини-музея, фотографии) все это необходимо для того, чтобы возвращаться и вспоминать вместе с детьми.

Метод проектной деятельности – результативен. Самостоятельное открытие детьми новых знаний в процессе исследовательской деятельности способствует тому, что эти открытия приобретают для них личную значимость.

                                                       


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КРИТЕРИЙ 4. ПУНКТ 4.1.3. Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности

4.1.3. Участие в деятельности рабочих (творческих) групп, экспертных групп по аттестации, групп по разработке грантовых проектов, жюри профессональных конкурсов, олимпиад...

КРИТЕРИЙ 4. ПУНКТ 4.1.4. Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности

4.1.4 Наличие собственных (самостоятельно разработанных) методических продуктов по повышению качества образования, совершенствованию методов обучения и воспитания, получивших экспертную оценку: методи...

КРИТЕРИЙ 4. ПУНКТ 4.2.3. Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности

4.2.3 Участие в профессиональных конкурсах (очных, официально заочных): педагогического мастерства, методических разработок, сценариев образовательно - воспитательных мероприятий...

КРИТЕРИЙ 4. ПУНКТ 4.1.2. Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности

4.1.2. Участие в работе методических объединений: выступление на педагогических советах ОО, семинарах, заседаниях методических объединений по вопросам повышения качества образования, совершенствование...