Рекомендации для педагогов "АКТИВНЫЙ ОТДЫХ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
методическая разработка по физкультуре (подготовительная группа) по теме

АКТИВНЫЙ ОТДЫХ ЯВЛЯЕТСЯ ОДНОЙ ИЗ ФОРМ РАБОТЫ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОСНОВАМ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация на тему 

«Активный отдых с детьми старшего дошкольного возраста»

Составила Заварницина Наталья Михайловна

г. Курган МДОУ «Детский сад комбинированного вида №138 «Дюмовочка»

 Человек - часть природы, без взаимодействия с которой его жизнь не может быть полноценной.        

Благодаря природе развивающийся организм постоянно        

(постепенно) накапливает здоровье и силы. Мир природы и мир  движений, объединяясь, становятся мощным средством разностороннего развития ребёнка.

Одним из средств такого воспитания являются прогулки - походы  в природу, в ходе которых развиваются физические качества, формируется потребность в движении, активном отдыхе,  развиваются самостоятельность, морально-волевые качества,  дружеские взаимоотношения с детьми.

Как же организовать прогулки-походы с детьми подготовительной к школе группы в условиях городской черты? Прежде всего, необходимо поставить цель и наметить задачи в соответствии с задами ДОУ. Составить перспективный план, продумать взаимосвязь с другими формами работы.        

ЦЕЛЬ. Способствовать физическому развитию, приобщать к  основам здорового образа жизни. Для достижения цели  определяются следующие 

ЗАДА ЧИ:        

  • расширять функциональные возможности детей путём  развития систем организма в ходе выполнения физических упражнений.
  • совершенствовать жизненно-важные виды движений и  обогащать двигательный опыт (выполнять двигательные задания на ориентировку в пространстве).
  • формировать представления о том, что человек - часть  природы, его жизнь и здоровье зависят от состояния  природных объектов.
  • развивать интерес и любовь к родному краю.        
  • формировать межличностные, дружеские отношения детей в процессе игровой туристской деятельности, адаптированной к их возможностям.        

Реализации поставленных задач способствует взаимосвязь  различных форм воспитательно-образовательного процесса. В частности:

  • учебная деятельность;        
  • физкультурно-оздоровительная работа;        

.

  • активный отдых.

 

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ включает в себя:        

* познавательные занятия:

I. Формирование представлений о здоровом образе жизни:

    - Значение движения для здоровья.

    - Занятия из цикла «Познай себя».        

    - Влияние природы на здоровье человека.        

II. Формирование представлений о походах как средстве  _        сохранения здоровья:

    - Польза от прогулок-походов.

    - Новые знания.

    - Приобретение новых умений.

    - «Кто такие туристы?»

III. Формирование начальных туристических знаний:

    - Правила безопасного поведения на прогулках, в походах.                 

    - Походные должности.  

    - Походный строй.

    - Укладка макета костра.

IV. Формирование знаний о личной гигиене:        

    - Требования к одежде и обуви.

    - Первая помощь при ушибе, порезе.

    - Опасности в лесу (заблудился, гроза, ядовитые или незнакомые растения).

V. Формировать стремление изучать родной край:

    - Родной город.

    - Местоположение детского сада.

    - Социальные объекты.

    - Птицы и растения края.

    - Посещение парков, скверов в ближайших окрестностях.        

VI. Формирование знаний о природе:

    - Объекты живой и неживой природы;        

    - Организация отдыха без вреда для природы (ликвидация отходов движение на маршруте).

VII. Формирование умений ориентироваться в пространстве:

    - Определять положение себя относительно объектов, а так же объектов относительно себя.

    - Использование игр и заданий поискового характера.

    - Запоминать пройденный путь.

VIII. Формирование умений работать с картами, схемами:

    - Назначение карты.

    - Условные обозначения. Составление плана детского сада (группы).  практические занятия:

    - Природоведческие прогулки.

    - Занятия - тренировки.

    - Сюжетные занятия.

    - Занятия соревнования.

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА включает в себя

  1. Развитие выносливости:
  • ходьба, бег,
  • лыжные прогулки, -
  • подвижные игры,

- выполнение поисковых заданий (социальных объектов, объектов живой и неживой природы на территории детского сада и ближайшем окружении).

  1. Развитие силы:
  • лазание,
  • метание,
  • упражнения с партнером,
  • упражнения с предметами.
  1. Развитие быстроты:
  • бег на скорость,
  • челночный бег,
  • игры-эстафеты.
  1. Развитие гибкости:
  • упражнения на растягивание,
  • прыжки.
  1. Развитие координации:
  • построение, перестроение, 
  • преодоление препятствий,
  • эстафеты,
  • игры поискового характера.
  • АКТИВНЫЙ ОТДЫХ:
  1. Развлечения (1 раз в месяц):
  • в помещении,
  • на улице,
  • с выходом за территорию.
  1. Праздники (2 раза в год - зимой и летом):
  • в соревновательной форме,

-  с заданиями поискового характера, ориентированием на местности.

III. Недели здоровья (1 раз в квартал): _        

- по временам года,        

     -спортивные,        

  • туристической направленности.        

 ФОРМИРОВАНИЕ ДРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ДЕТЬМИ:        

        I. Беседы:

          -«Дружба»,        

          -«Значение взаимопомощи в походе».

        II. Формировать умение действовать сообща:

  • совместные игры,         

 - коллективные задания,

     - учить договариваться,        

     - эстафетные игры.

При составлении перспективного плана необходимо  учитывать: возможность наблюдения сезонных изменений  в природе, знакомство с социальными объектами, совершенствование жизненно-важных движений, обогащение  двигательного опыта. Поэтому нужно четко определить - походы какого типа будут использоваться в работе.

Виды прогулок - походов

Виды прогулок-походов:

  1. Дневные прогулки-походы.

Выходят утром после завтрака и возвращаются к обеду. Дети знакомятся с окрестностями родного города либо детского сада (в зависимости от местоположения): парк, сквер, водоемы, зоны отдыха, социальные объекты: библиотека, музей стадион и т. п. При условии, что путь к ним проходит через зеленую зону.

II Вечерние прогулки-походы.

 - Проводятся со старшими дошкольниками. Дети вместе с педагогами и родителями идут в поход после ужина и возвращаются в сумерки, освещая дорогу фонариками. Расстояние 2,5 - 3 км.

III. Семейные прогулки-походы.

В этот поход дети идут с родителями в выходной день. Это помогает восполнить недостаток общения детей и родителей, \ сближает их.

IV. Сюжетные прогулки-походы.

V

Проводятся по сказкам. Закрепляются полученные ранее умения.

»

F:\Мой документы\Наташа\РАБОТА\ПОХОД\100OLYMP\для конспкта\P6130055.JPG

V. Спортивные прогулки-походы.

   Закрепляются основные виды движений: бег, метание, прыжки, знакомые подвижные игры. Необходимо создать условия для  самостоятельного проведения детьми знакомых игр.  (Подвижных и спортивных).

    VI. Лыжный поход.

ьВыбирается маршрут, прокладывается лыжня. Первую половину пути дети идут с лыжами на плече, вторую на лыжах. Первыми  идут наименее подготовленные дети. Колонну замыкает  взрослый.

 VII. Туристические походы.

Проводятся осенью и весной, когда позволяют погодные  условия. Маршрут подбирается со спусками и подъемами. Дети  учатся выбирать маршрут по плану, вести себя согласно  правилам, соблюдать технику безопасности. Знакомятся с компасом.        

Из всех перечисленных прогулок-походов наиболее  приемлемыми для проведения в ДОУ являются:        

  • Дневные походы с целью знакомить с социальными объектами,  окрестностями детского сада, наблюдения за сезонными  изменениями в природе;        
  • Спортивные походы - как средство развития физических качеств и повышения двигательной активности детей.
  • Туристические походы - как форма активного отдыха.        

    Таким образов, при составлении плана каждый вид похода

используется один раз в квартал.

Например:        

Сентябрь - дневная прогулка «Осень золотая».

Цель. Наблюдение сезонных изменений в природе.        

Октябрь - поход с элементами туризма «Мы ребята - туристята».

Цель. Знакомство с компасом и сторонами света. , Ориентирование на местности относительно природных « объектов.

Ноябрь - спортивный поход «Погуляем-поиграем».

Цель. Развивать умение самостоятельно играть в знакомые подвижные и спортивные игры.        \

Проводятся по сказкам. Закрепляются полученные ранее умения.         

7        *

  • Любой поход имеет определенную организационную структуру: правила подготовки к походу        
  • Выбор маршрута        
  • проверить состояние маршрута;        
  • составить план движения.
  • Предварительная работа:
  • беседа о маршруте (сообщить цель);
  • чтение художественной литературы;
  • знакомство с правилами поведения.        
  • Подготовка снаряжения:        
  • рюкзаки;        
  • -удобная обувь;

-одежда в соответствии с сезоном и походными условиями;  

-туристические коврики;

-фляжки с водой (индивидуальны);

*Подготовка оборудования:

  • для подвижных и спортивных игр;        
  •  -для закрепления ОВД;
  •  -для туристического похода;

Правила движения

        

  • Из детского сада выходят парами.        
  • Впереди колонны идет взрослый. Замыкает колонну тоже  взрослый.
  • На природе можно идти в колонне по одному.
  • Первыми идут наименее подготовленные дети.        
  • Время в пути от одного часа до полутора - двух часов.        
  • Через каждые 30 мин. пути привал 10-15 мин.        
  • Обратная дорога выбирается по короткому пути.                
  • Реальность расстояния от полутора до трех километров.        

        После окончания похода обязательно проводится анализ. Это позволяет формировать чувство ответственности перед группой (за выбранную деятельность в походе), способствует сплочению.

        

        

        

       •• Оздоровительный, познавательный и тренирующий эффект от прогулок-походов всех видов бесспорен, но главное - это приобретение детьми коммуникативного опыта, приобщение их к культуре активного отдыха.        

ЛИТЕРАТУРА

  1. «Дошкольное воспитание». Журнал. 2005-2007 г.
  2. А. С. Журавлева «Солнечная тропинка» - М.: «Мозаика - синтез» . 2006 - 144с.
  3. «Здоровье и гармония личности ребенка». Из опыта работы  дошкольного образовательного учреждения «429 по организации нетрадиционных подходов к физкультурно- оздоровительной работе - Н. Новгород 2000 г. - 252с.        
  4. В. А. Шишкина, М. Н. Дедулевич «Прогулки в природу». М.:  «Просвещение». 2002 - 112с.        I



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План -конспект занятия по описанию картины «Отдых на даче» с детьми старшего дошкольного возраста

Данная разработка поможет в работе воспитателю при проведении занятия по развитию речи, также студентам педагогического факультета...

Методические рекомендации к организации беседы с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Украина»

Формирование представлений об украинском народе, его быте и культуре; развитие памяти, словарного запаса, познавательного интереса, воображения и фантазии....

Рекомендации по проведению самомассажа с детьми старшего дошкольного возраста

Многочисленные исследования показывают: неблагоприятная экологическая ситуация, сложные социально-экономические условия способствуют тому, что здоровье детского населения не улучшается, а напротив, им...

Рекомендации по проведению самомассажа с детьми старшего дошкольного возраста

Рекомендации по проведению самомассажа с детьми старшего дошкольного возраста...

Методические рекомендации по работе с одаренными детьми старшего дошкольного возраста

Цель рекомендаций – показать систему работы по выявлению одарённых дошкольников и последовательность работы с одарёнными детьми.Задачи: Разработать систему диагностики и развития предпосыло...

Методические рекомендации по заучиванию стихотворений с детьми старшего дошкольного возраста

В современных условиях при широком внедрении новых информационных технологий актуальной остается проблема развития речи ребенка. Ведь именно от уровня развития речевых способностей зависит дальне...

Методические рекомендации по заучиванию стихотворений с детьми старшего дошкольного возраста

Актуальной проблемой в наше время становится полноценное развитие детей с дошкольного возраста. Важную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребёнка являе...