Рекомендации по проведению самомассажа с детьми старшего дошкольного возраста
материал

Коковина Анна Александровна

Многочисленные исследования показывают: неблагоприятная экологическая ситуация, сложные социально-экономические условия способствуют тому, что здоровье детского населения не улучшается, а напротив, имеет тенденцию к ухудшению. И поэтому, оздоровительная работа с дошкольниками в последние годы приобрела особую актуальность. В настоящее время одной из важных задач, стоящих перед педагогами является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.

Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на укрепление здоровья.

Опыт показывает, что в старшем дошкольном детстве дети без особых усилий усваивают знания о строении организма и приобретают первоначальные навыки ОБЖ, если знания преподносятся в доступной и увлекательной форме. В связи с этим разрабатываются новые оздоровительные методики и используются на практике. Одной из таких форм оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста является самомассаж.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Многочисленные исследования показывают: неблагоприятная экологическая ситуация, сложные социально-экономические условия способствуют тому, что здоровье детского населения не улучшается, а напротив, имеет тенденцию к ухудшению. И поэтому, оздоровительная работа с дошкольниками в последние годы приобрела особую актуальность. В настоящее время одной из важных задач, стоящих перед педагогами является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.

Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на укрепление здоровья.

Опыт показывает, что в старшем дошкольном детстве дети без особых усилий усваивают знания о строении организма и приобретают первоначальные навыки ОБЖ, если знания преподносятся в доступной и увлекательной форме. В связи с этим разрабатываются новые оздоровительные методики и используются на практике. Одной из таких форм оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста является самомассаж.

Главная ценность массажа заключается в том, что он, прежде всего, влияет на нервную систему малыша, помогает ребенку снять общую усталость, помогает всем органам и системам работать бесперебойно и эффективно. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребенка. Надо всегда помнить заповедь Гиппократа «Не навреди!». Положительные результаты в оздоровлении дошкольников возможны только при понимании важности и значимости оздоровительной работы с детьми.

При проведении массажа рекомендуется обучать детей не надавливать силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев, слегка надавливая или легко поглаживая. Массирующие движения следует выполнять в направлении от периферии к центру (от кистей рук к плечу и т.д.). Приемы самомассажа проводят в такой последовательности: поглаживание, растирание, разминание и вибрация (потряхивание).

Продолжительность самомассажа для детей 5-7 минут, в зависимости от поставленной задач.

Цель и задачи.

Создание устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих.

Научить детей ответственно и осознанно относиться к своему здоровью.

Разъяснить, что человек в силах уберечь себя от болезней.

Сформировать привычку к здоровому образу жизни.

Привитие навыков элементарного самомассажа рук, ног, головы, лица и т.д..

Игровой самомассаж для детей старшего дошкольного возраста

« Утка и кот »

 Массаж биологически активных зон для профилактики простудных заболеваний 

  

А уточки, а уточки

Все топают по улочке.

Идут себе вразвалочку

И крякают считалочку.

Утка крякает, зовет Поглаживать шею ладонями сверху

Всех утят с собою,      вниз.

А за ними кот идет,  Указательными пальцами растирать 

Словно к водопою.     крылья носа.

У кота хитрющий вид, Пальцами поглаживать лоб от  

                                      середины

Их поймать мечтает!     к вискам.

Не смотри ты на утят-Раздвинуть указат. и средний 

Не умеешь плавать!    пальцы, сделать «вилочку» и масси                                              

                 ровать точки  около уха

«Дождик»

Массаж спины под песню Е. Поплянской (сб. «А мы на уроке – играем»)

Дождик бегает по крыше- Встать друг за другом «парово

                                                зиком»

Бом! Бом! Бом!             и похлопывать друг друга по спине.

По веселой звонкой крышей-

Бом! Бом! Бом!

Дома, дома посидите-       Постукивание пальчиками.

Бом! Бом! Бом!

Никуда не выходите-

Бом! Бом! Бом!

Почитайте, поиграйте-      Поколачивание кулачками.

Бом! Бом! Бом!

А уйду-тогда гуляйте-

Бом! Бом! Бом!

Дождик бегает по крыше-  Поглаживание ладошками.

Бом! Бом! Бом!

По веселой звонкой крыше-

Бом! Бом! Бом!

«Летели утки»

Дети садятся на ковер, где проводится массаж лица.

 Летели утки                              Слегка касаясь пальцами, 

 Над лесной опушкой,              провести по лбу 6 раз

Задели ели                                  Слегка касаясь пальцами,

 Самую макушку,                      провести по щекам 6 раз

 И долго елка                              Указательными пальцами

 Ветками качала…                    массировать крылья носа                                                            по кругу от себя

« Гусь »

Дети садятся на ковер и делают массаж пальцев

Где ладошка?  Тут? Тут!  Показывают правую ладошку.

На ладошке пруд? Пруд! Гладят левой ладонью правую.

Палец большой-                   Поочередно массируют 

 Это гусь молодой,                каждый палец.

 Указательный-поймал,

 Средний-гуся ощипал,

Безымянный-суп варил,

 А мизинец-печь топил.

Полетел гусь в рот,     Машут кистями, двумя ладонями,

 А оттуда в живот.    прикасаются ко рту, потом к животу

 Вот!                             Вытягивают ладошки вперед.

« Наши ушки »

Дети выполняют массаж ушей.

1. Загнуть руками уши вперед (4 раза); прижать руками ушные раковины, затем отпустить; потянуть руками мочки ушей в стороны, вверх, вниз, отпустить (4 раза);

Указательным пальцем освободить слуховые отвороты от «воды».

2. Загибание вперед ушных раковин: быстро загнуть вперед всеми пальцами, прижать, резко отпустить.(Способствует улучшению самочувствия всего организма)

3. Оттягивание ушных раковин: кончиками большого и указательного пальцев потянуть вниз обе мочки ушей 5-6 раз. (Полезно при закаливании горла и полости рта)

4. Массаж козелка: захватить большим и указательным пальцами козелок. Сдавливать. Поворачивать его во все стороны в течение 20-30 секунд. (Массаж стимулирует функцию надпочечников, укрепляет нос, горло, гортань, помогает при аллергии)

5. Растирание ушей ладонями.

« Божьи коровки »

Дети выполняют массаж ног

Божьи коровки, папа идет,  Сидя, поглаживать ноги  

                                                    сверху донизу

Следом за папой мама идет,  Разминать ноги

За мамой следом детишки идут, Похлопывать ладош

                                                           ками

Вслед за ними малышки бредут  Поколачивать кулач

                                                           ками

Юбочки с точками черненькими. Постукивать пальцами

На солнышко они похожи,      Поднять руки вверх и скре

                                                       стить кисти,

Встречают дружно новый день.  широко раздвинув

                                                            пальцы

А если будет жарко им,            Поглаживать ноги ладонями

                                                      и спрятать

То спрячутся все вместе в тень.  Руки за спину.

« Черепаха »

Самомассаж тела

Шла купаться черепаха           Дети выполняют легкое

                                                      пощипывание

И кусала всех со страха            пальцами рук  груди, ног.

Кусь! Кусь! Кусь! Кусь!

Никого я не боюсь!

Черепаха Рура!               Дети поглаживают себя ладонями, 

В озеро нырнула,            выполняя круговые движения и 

С вечера нырнула           приговаривают.

И пропала… Э-эй,

Черепашка Рура,

Выгляни скорей!

« Ириски от киски »

Массаж глаз (по китайской медицине)

        

В гости к нам явилась киска.    Потереть друг о друга

                                                         средние пальцы рук

Всем дает она ириски:

Мышке, лебедю, жуку,               Прикрыть неплотно глаза

                                                         и провести паль-

Псу, зайчонку, петуху.               цами, не надавливая сильно    

                                                       на кожу, от внутреннего                

                                                       края глаза к внешнему.

Рады, рады все гостинцам!         Совершать круговые

                                                          движения зрачками

Это видим мы по лицам.             глаз вправо и влево

Все захлопали в ладошки,          Хлопки в ладоши

Побежали в гости к кошке.       Постучать подушечками

                                                        пальцев друг о друга.

     

http://logopedprm.ru/wp-content/uploads/2012/06/Draznilka-1.jpg

в


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация и проведение прогулок с детьми старшего дошкольного возраста

Здесь представлен материал об организации прогулок детей...

Конспект проведения беседы с детьми старшего дошкольного возраста по теме: Композитор Эдвард Григ

Программное содержание: развитие музыкального восприятия, формирование музыкально-эстетической культуры, формирование представлений детей о творчестве композитора Эдварда Грига, развитие умения ...

Описание проведения опытов с детьми старшего дошкольного возраста

Описание проведения опытовс детьми старшего дошкольного возраста...

Самомассаж с детьми старшего дошкольного возраста

Цели, задачи, методы и приёмы проведения самомассажа....

"Особенности проведения наблюдений с детьми старшего дошкольного возраста"

Наблюдение как понятие. Средства наблюдения. Подготовка к наблюдению. Общие требования к организации наблюдения. Характеристика видов наблюдения....

Самомассаж с детьми старшего дошкольного возраста

Самомассаж с детьми старшего дошкольного возраста, цели и задачи,точечный массаж по А. Уманской....

Рекомендации по проведению самомассажа с детьми старшего дошкольного возраста

Рекомендации по проведению самомассажа с детьми старшего дошкольного возраста...