Формирование толерантного поведения дошкольников средствами физической культуры
материал по физкультуре на тему

Петрова Светлана Николаевна

         Наш детский сад работает по программе «Радуга», одним из направлений  которой является социально-нравственое воспитание дошкольников.Физическая культура является эффективным средством решения задач нравственного и патриотического воспитания дошкольников.т.к. формирование физических качеств, двигательных навыков и умений тесно связано с воспитанием нравственно волевых черт личности.

Я глубоко убеждена, что физически развитый человек, крепкий, сильный, здоровый должен быть добрым, терпимым, должен уметь прийти на помощь к тем, кому она нужна и направлять свои умения и силу только на добрые поступки.

Представляю вниманию коллег выступление из опыта работы на  районном  конкурсе "Учитель года- 2007".

Пре

 За

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование толерантности у дошкольников через физическое воспитание.

        Мировая общественность в качестве всеобъемлющего средства борьбы за выживание выбрала Толерантность как основополагающий принцип морали: «Мы обречены на толерантность».

       Толерантность – терпимость к чужому образу жизни, мнению, поведению, ценностям, способность к принятию точки зрения собеседника, отличающейся от собственной. Нормой жизни каждого человека – взрослого и ребенка – должна стать толерантность.

       Правительством России принята Федеральная программа «Формирование установок толерантного поведения и профилактики экстремизма в российском обществе». По словам А.Г.Асмолова – доктора психологических наук, профессора, зав. Кафедрой психологии личности психологического факультета МГУ – она стала первой «гуманитарной пятилеткой». В Приказе Минобразования России, Минздрава России, Госкомспорта России и РАО от 16 июля 2002г. № 2715/227/166/19 одним из приоритетных направлений совершенствования процесса физического воспитания в дошкольных учреждениях и других образовательных учреждениях приказано считать профилактику асоциального поведения обучающихся средствами физической культуры и спорта. В Письме Министерства образования Российской Федерации от 2 апреля 2002г. № 13-51-28/13 «О повышении Воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении» говорится « Занятие физической культурой и спортом необходимо рассматривать как эффективное средство решения задач нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения».

       На современном  этапе развития общества значительно изменились ценностные ориентиры,  на первый план выходят материальные ценности, в то время как  жизненный уровень большинства населения снизился и  родители вынуждены решать финансовые  проблемы. В связи с этим повысилась  занятость агрессивность людей, отчего страдает молодое поколение. Они переживают постоянные стрессы, неудовлетворенность в любви, ласке, защищенности.

        В настоящее время значительная часть педагогов и родителей попала под влияние педагогических теорий, пропагандирующих интеллектуальное развитие. Взрослые  готовы, не жалея сил и времени, учить детей считать, читать, знакомить с основами наук. Наш детский сад работает по программе «Радуга», одним из направлений  которой является социально-нравственое воспитание дошкольников.

 Занятие физической культурой и спортом я рассматриваю как эффективное средство решения задач нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения.

Чтобы быть уверенным, что нашим детям будет хорошо в будущем, надо уметь уважать себя и других и учить этому детей. Необходимо с раннего детства воспитывать у детей патриотизм, гуманизм по отношению ко всему живому, нравственные качества. Иными словами, нужно воспитывать будущего гражданина своей страны. Я считаю, что физическая культура может внести свой вклад в решение этой задачи, т.к. формирование физических качеств, двигательных навыков и умений тесно связано с воспитанием нравственно волевых черт личности. Физическое воспитание необходимо рассматривать шире – как педагогический процесс воспитания личности. Я глубоко убеждена, что физически развитый человек, крепкий, сильный, здоровый должен быть добрым, терпимым, должен уметь прийти на помощь к тем, кому она нужна и направлять свои умения и силу только на добрые поступки.

         Воспитание толерантности, нравственных качеств у детей средствами физической культуры я построила по нескольким направлениям:

-знакомство с культурой, традициями своего народа;

-знакомство с культурой народов мира через подвижные игры;

-олимпийское образование;

-формирование уверенности в себе, уважения и дружелюбия к сверстникам;

- педагогическое просвещение родителей;

-самообразование и консультирование воспитателей.

         Одной из задач своей работы я вижу сообщение знаний об окружающем мире (особенностях быта, культуры, уклада своего народа и народов мира). Готовя детей к жизни, полной противоречий стремлюсь дать им правильные ориентиры, подвести к осознанию того, что среди сверстников и взрослых любой национальности есть разные люди. Уважают того, кто с любовью и вниманием относится  своей матери, родным и близким, верен дружбе, честен, у кого доброе сердце. Сегодня говорить о дружбе народов непросто, поскольку наша неприглядная действительность полна совсем иными примерами, зачастую негативного содержания. Вместе с тем я считаю, что избегать этой темы неверно. Хотя бы потому, что дружба между людьми разной национальности была и существует. И моя задача – поддерживать ее, в столь сложных условиях, создавать благоприятный климат. С помощью взрослого дети осмысливают: дружба – это не только «я» и «ты», не только «мы», а значительно большее, выходящее за пределы детского сада. В этом – истоки первых чувств гражданственности и патриотизма, толерантности растущего человека. Верный путь – воспитание уважения к людям разных национальностей через познание ребенком их культуры. Культуру межнационального общения дошкольники постигают через игру, основной вид деятельности. В первую очередь на своих занятиях и спортивных мероприятиях я знакомлю с традициями русого народа, их праздниками, играми. Русская народная игра – это наша историческая память. В жизни Древней Руси различные игры и игрища, как составные части народных и храмовых праздников, занимали видное место. В праздниках участвовали люди всех возрастов, но особенная роль отводилась детям, они были самыми активными участниками. Во всех народных играх проявлялась любовь русского человека к веселью, удальству. Игра – это школа воспитания. Одни из них развивают ловкость, меткость, быстроту и силу, другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Она формирует высокую нравственность. А сколько новых впечатлений черпают дети в народной игре! дети спрятались, а ищет их «палочка-застука». Играя, они встречают «дедушку Пыхто». Да и водящих, называют оказывается по-разному. В одной игре – это «юлушка-юла», в другой – «огарышек». В играх есть дразнилки, прибаутки. В играх заключен залог полноценной духовной жизни в будущем. На других занятиях я знакомлю детей с многообразием игр других стран мира. Через это знакомство мне хотелось бы, что бы дети смогли понять что, не смотря на различие цвета кожи, разреза глаз, языка дети других национальностей такие же а и мы. Они любят играть, бегать прыгать. Их игры во многом похожи на наши, иногда различаются только названием. А чем больше знаешь о человеке, о его жизни и интересах, тем  больше проникаешься  нему уважением, испытываешь добрые и даже дружеские чувства. Работа над воспитанием дружелюбия, уважения к людям разных национальностей рассчитана в большей степени на отдаленные, а не сиюминутные результаты. Я думаю, есть надежда, что дети, познакомившиеся с другими национальностями, будут лучше понимать, ценить все живое на земле.

Автор книги «Игры детей мира» Андраш Лукачи рассказывает о встрече его шестилетней дочери, которая говорила только по-венгерски, с сыном друзей из Словакии. «Сначала они отчужденно мерили друг друга взглядами, и лишь катание на санках помогло преодолеть смущение. И тогда они вдруг нашли общий язык: стали играть в игры, которые обоим были известны. Откуда-то появились шары, которые нужно было катить до черты. Да и простая игра в мяч не требует объяснений. А потом они уже рисовали классики. Эту игру тоже оба хорошо знали, но ласы, которые они нарисовали, отличались друг от друга. Но вот в правилах – а бросать камешки, как подбирать, как прыгать – различий не было». Инстинктивно дети пришли к тому, что ученые этнографы утверждают серьезными исследованиями: за национальным характером игры роется культурное богатство весьма даже международного свойства. Есть игры, национальную принадлежность которых определить невозможно: они как воздух или хлеб, принадлежат всем. Таковы прятки, жмурки… «бадминтон» довольно древняя игра, трудно даже определить место ее рождения. В Индии она известна с незапамятных времен, в Китае она имеет особое название – «пернатый мяч». О кеглях можно сказать: «немецкая игра с английским акцентом». Любят играть в эту игру и у нас. В Австрийском сборнике игр прошлого века опубликована «школа мяча». Очень популярна она и у наших детишек. Например, известная русская игра «лапта» совершила полный круг по земле. В Венгрии играют в лапту уже несколько веков. В 15 веке лапта попала в Англию и получила название «раундерс»; от нее произошла игра англичан – крикет. В Соединенных Штатах она получила название бейсбол.

          Для знакомств с культурой других народов я провела серию развлечений «Игры народов мира». Сначала мы познакомились с играми русского народа. Ведь, прежде всего ребенок должен знать культуру и историю своей страны. Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального и физического воспитания. Радость движения сочетается с духовным обогащением. Игра – это школа воспитания. У детей формируются заинтересованное, уважительное отношение к культуре нашей страны, стран ближнего и дальнего зарубежья. Игра объединяет, помогает найти общий язык разным детям всей планеты.

        Работая над темой «Воспитание толерантности у дошкольников, одним из путей считаю приобщение к олимпийскому движению. Я уверена, что формирование представлений об олимпизме может стать частью не только физического, но и нравственного воспитания ребенка.  Выдающийся педагог А.С.Макаренко не случайно писал о воспитательном значении физкультуры и спорта. Олимпийское движение и Олимпийские игры – это важнейшие социальные явления в международной жизни. Олимпийские игры обладают огромной притягательной силой не только потому, что это единственные в своем роде всемирные спортивные состязания, но и потому, что они представляют прекрасную возможность для установления дружеских связей между спортсменами разных стран.

          Ведь к идеям олимпизма относятся:

-дружба и сотрудничество спортсменов стран и континентов;

-гармоничное развитие личности;

-запрещение дискриминации по политическим, расовым, социальным, религиозным и другим мотивам.

        Поэтому я ставлю перед собой задачи:

1. Создать представление об Олимпийских играх как мирного соревнования , в котором участвуют народы всего мира.

2. Ознакомить дошкольников с доступными для детей этого возраста сведениями из истории олимпийского движения.

3. Способствовать формированию у детей интереса к занятиям физическими упражнениями.

        Особенно актуальна эта задача была в феврале 2006г, когда в Италии проходила Зимняя Олимпиада. Перед ее началом с детьми старшего возраста провела спортивный досуг «Первые Олимпийские игры», где познакомила детей с зарождением Олимпийского движения. Дети узнали, что на время проведения этих игр, запрещались война и вражда. Я познакомила детей с народами континентов и теми видами спорта, которые они подарили всем остальным людям. Например, в Африке в давние времена одним из излюбленных видов спорта были прыжки через быка. В современной гимнастике есть подобный элемент: прыжки через гимнастического коня. Дети испытали себя на ловкость и смелость в прыжках через гимнастическую скамейку. А стрельба из лука пришла из Австралии, многие виды борьбы – из Азии. Чтобы поддержать интерес к Олимпиаде в Турине, дети самостоятельно узнали место проведения зимней Олимпиады, и нашли его на карте. Каждое утро перед зарядкой обсуждали новости с олимпиады. Очень приятно было видеть интерес детей к этим соревнованиям. Дети познакомились с символом олимпиады: кольца дружбы, обозначающие дружбу между всеми континентами. Узнали о факельной эстафете по всему миру с участием лучших спортсменов мира. А участие в эстафетах в спортивных праздниках в саду вырабатывает у детей чувство ответственности за команду, товарищей. Дети узнают, что важно достижение победы не любым путем, а только честной борьбой, с настоящим уважением к сопернику. Решается и задача патриотического воспитания через формирование у детей через формирование чувства сопричастности  борьбе спортсменов Родины на мировых аренах. Дети с чувством гордости рассказывали о победах и очередных наградах, полученных на этой олимпиаде. Девизом для наших детей стали слова:

                                                 Я, ты, он, она!

                                                 Вместе дружная семья!

Так давайте так дружить,

Чтобы вместе победить!

        Немаловажной задачей в нравственном воспитании, становлении будущего гражданина считаю формирование представлений ребенка о себе как уникальной, самоценной, неповторимой личности, развитие представлений о других людях, умения давать оценку своим поступкам и поступкам других, прислушиваться к мнению других, мирно, без конфликтов решать возникающие проблемы. Каждый ребенок развивается в своем темпе и наша задача – бережно относиться к этому процессу. «Мы должны быть людьми доброй души и любить детей такими, какие они есть» (Ш.А.Амонашвили). Чтобы не пробуждать у детей чувство зависти нельзя ставить одних ребят в пример другим, необходимо сравнивать успехи каждого из них с тем, что он сумел достичь прежде. В таких ситуациях я говорю: «Молодец, сегодня у тебя дела идут уже лучше». Чтобы все дети, даже самые робкие и застенчивые, были активны, на своих занятиях стараюсь создать доброжелательную атмосферу, в которой ни у кого не возникает желание высмеять товарища за то, что он еще не умеет свободно пройти по узкой скамейке или перепрыгнуть высоту. Стараюсь, чтобы никто из детей не стремился утверждать свое превосходство над другими. В каждой группе есть дети, которым с трудом даются некоторые виды основных движений. Бывает так, что неудача вызывает смех. Я спрашиваю детей: «Разве можно смеяться над товарищами и радоваться его неудаче?» Стараюсь быть внимательнее к ним, подбадриваю. И дети начинают по-другому относиться, многие сами подбадривают, утешают: «Ничего, научишься, у тебя все получится!» Некоторые дети предлагают свою помощь. В моей практике был такой случай. Чтобы научиться правильно, выполнять повороты, мы с детьми придумали игру «Прогулка в лесу». Дети гуляли по лесу и заблудились, чтобы найти дорогу, они посмотрели карту, где написано, куда правильно надо поворачиваться. Если правильно выполнили все повороты налево, направо дорога была выбрана правильно, если нет – дети не могли выбраться из леса. И некоторым детям никак не удавалось запомнить, как надо  выполнять повороты. Мальчики, у которых все получалось, взяли шефство над остальными и в группе продолжали с ними играть и помогать справиться с неудачей. Я думаю, что, проникшись сочувствием в такой ситуации, такие дети не пройдут мимо чужого страдания. Свою заботу проявляют мальчики о девочках. Они с удовольствием предлагают помощь взобраться на скамейку, спуститься с высоты. В группу поступил новенький ребенок. Его я тоже не оставлю без внимания. Необходимо чтобы он почувствовал, что он здесь не чужой. Это очень важно в воспитании у ребенка общительности и дружелюбия. А.С.Макаренко писал об этом: «Важное значение для воспитанника имеют первые дни пребывания их в учреждении. Впечатления первых часов надолго, а иногда и навсегда определяют отношение воспитанника к учреждению». Детей сближают совместные переживания, чувства радости от своего успеха и успеха товарища. Поэтому таких детей я активно вовлекаю в совместную игру, предлагаю ведущие роли, подбадриваю, отмечаю его успехи. Дети отвечают взаимностью, охотно идут на контакт.                    

         Толерантный человек, который понимает и принимает другого должен быть, прежде всего, уверенным в себе. Предполагается: уверенный в себе ребенок легко встанет на позицию другого, разделит его переживания. В настоящее время, по данным известного психолога Л.Н.Галигузовой, застенчивость, неуверенность в себе и своих возможностях в той или иной степени свойственны 42% российских дошкольников. Застенчивость, тревожность, длительное подавленное состояние, неспособность самостоятельно принимать решения, справляться с трудностями, ощущение собственной неполноценности осложняют жизнь ребенка как в семье, так и в коллективе сверстников. Результаты исследований свидетельствуют о том, что жизнь таких детей протекает в обстановке сплошных конфликтов. А это ведет к ухудшению поведения. Одной из причин появления трудных подростков является нарушение эмоциональных расстройств социального характера. Ученые считают, что в большинстве случаев этим детям трудно быть «наедине с собой» уже в дошкольном возрасте. Они постоянно переживали неуспех в деятельности и социальном окружении, испытывали сложности в общении со сверстниками и другими взрослыми.  Я.Л.Коломенский в процессе исследований выявил интересный фат: чтобы завоевать благоприятное положение среди сверстников и педагогов, ребенку необходимо обладать многими положительными чертами, для того же, чтобы попасть в число изолированных детей, ему часто достаточно обладать одной-двумя отрицательными чертами при всем многообразии положительных ячеств. Толчком к развитию уверенности, а также лидерских качеств могут стать спортивные игры-соревнования, требующие ловкости, точности, скорости движения. Взрослые должны замечать малейшие успешные действия ребенка и искренне одобрять их. Роль успеха в развитии личности огромна. Н.Е.Щурова полагает, что «переживание успеха приходит тогда, когда сумеешь преодолеть себя, свое неумение, незнание, неопытность. Личность ребенка словно вырастает в успехе, в то время как неудачи заставляют его скукоживаться, сворачиваться, замыкаться от осознания своей второсортности». Ю.Е.Лукоянов пишет: «Успех окрыляет ребенка, способствует выработке инициативы, уверенности в своих силах, обеспечивает впоследствии формирование характера борца, верящего в свои силы». На своих занятиях я, прежде всего, воздаю должное старательности, поощряю и подбадриваю тех, кто усерден. Моя задача – подводить детей к преодолению трудностей, опираясь на интерес. Завершить начатое, добиться выполнения задуманного для ребенка дошкольного возраста нелегко. Трудно потому, что это всегда связано с проявлением воли, которая еще недостаточно развита. В таких случаях я поддерживаю ребенка, оказываю ему необходимую помощь и словом, и делом: подбадриваю, показываю, как надо действовать. Важно, чтобы ребенок хоть раз пережил чувство радости от того, что преодолел трудность, довел дело до конца. Чтобы не пробуждать у детей антагонизма, чувства зависти, не ставлю одних ребят в пример другим, а сравниваю успехи каждого из них с тем, что он сумел достичь прежде.

        Игра – основной вид деятельности дошкольников. Она способствует тесному общению детей, установлению контактов; в игре дошкольники учатся вступать в отношения со сверстниками и регулировать их.  Практика и научные исследования свидетельствуют о том, что подвижные игры создают благоприятные условия для формирования важных нравственных качеств: умение проникаться общими интересами, радоваться успехам товарищей, проявлять желание оказать помощь. Старший дошкольный возраст – наиболее благоприятный период для формирования детских взаимоотношений. У детей в этом возрасте повышается активность, самостоятельность. Старшие дошкольники осваивают подвижные игры, в которых участники делятся на команды (эстафетные игры). В играх этой группы ясно видна роль каждого участника в достижении общего результата. Дети наглядно убеждаются в преимуществе общих усилий и начинают осознавать, что успех выполнения заданий во многом зависит от умения действовать согласованно с другими. У детей следует формировать положительный опыт игрового общения.  Эта работа, прежде всего, требует индивидуального подхода, своевременной оценки поведения каждого ребенка. Первоначально я знакомлю детей с элементарными правилами поведения в совместных подвижных играх:

-Доброжелательно реагировать на замечания других игроков;

-не нарушать правила;

- в вежливой форме исправлять неточные действия игроков.

Разъяснение правил, своевременное напоминание об их выполнении, оценка поведения детей воспитателем – все это способствует формированию положительного опыта игрового общения.  Например, для выбора ведущего, чтобы избежать конфликтов поможет использование считалки или жеребьевки. Усваивая данные способы, дети начинают самостоятельно предлагать их своим сверстникам. В играх соревновательного характера от детей требуется умение налаживать более сложные контакты, основанные на чувстве взаимной ответственности, товарищеской сплоченности.

 Знакомя ребят с правилами, я обращаю внимание на очередность действий, особенности поведения: не торопить и не подталкивать других игроков, спокойно ждать своей очереди; закончив задание, занять свое место в конце звена; при передвижении следить за своими партнерами; стремиться к честному соперничеству. Обращаю внимание на то, что от четкости выполнения задания зависит выиграет звено или нет. При подведении итогов игры отмечаю самую дружную команду, подчеркивая при этом, что именно дружба, умение договориться и поддерживать друг друга помогли ребятам быстрее справиться с заданием.

       Воспитывая гуманные отношения, уважение, умение доброжелательно исправить ошибку товарища, нарушение, я учу детей не кричать друг на друга, не драться, не толкаться. В процессе игры и после нее вместе анализируем и обсуждаем поведение. Например, Максим как ведущий, заметив нарушение, поправил Сережу, не толкал его, не кричал, а спокойно помог исправить ошибку. Развивая положительные взаимоотношения в игре, я учу детей добросовестно , честно выполнять правила в игре, вношу такие элементы, как: «Тот, кто нарушил правило, пропускает ход!»  Если раньше дети при нарушении правил другими начинали нарушать правила, то теперь они отстаивают игровые правила, объясняют нарушителям ошибки. Это говорит, о повышении уровня оценки ребенком своих возможностей в игре, об улучшении эмоциональных взаимоотношений. Дети чувствуют личную ответственность, становятся требовательными к способам выигрыша в игре, учатся самостоятельно регулировать свое поведение. Приобретенные в подвижных играх навыки положительных взаимоотношений должны служить прочной основой для проявления у играющих чувства товарищества, взаимовыручки, способности заботиться об общем успехе, а не только о своих результатах.  

       Высшее место в иерархии нравственных ценностей занимает дружба. Наиболее важные правила дружбы отображают, по своей сути, идеальные отношения между людьми. Доктор философских наук, профессор И.С.Кон относит к ним следующие: «делиться своими переживаниями, оказывать моральную поддержку, добровольно помогать в случае нужды, заботиться о друге, доверять ему и быть уверенным в нем, защищать друга в его отсутствие». Конечно, перечисленные правила доступны лишь человеку с опытом дружеских отношений, способному переживать глубокие чувства. С того момента, когда ребенок начинает понимать значение слова друг, мы учим его дорожить дружбой. Умение устанавливать и сохранять дружеские отношения со сверстниками – важное качество, которое помогает дошкольнику познавать мир и утверждать себя. Моя задача, как взрослого товарища детей, заботиться о развитии дружеских взаимоотношений, создавать условия для их возникновения. Для этого в течение года можно провести с детьми серию физкультурных развлечений по этой теме: «Друг в беде не бросит», «Поможем другу», «Если с другом вышел в путь». Цель этих развлечений закреплять и обобщать представления детей о доброжелательном отношении  сверстникам: «Другу всегда помогай, друга всегда выручай, не жди, когда тебя попросят о помощи, надо самому видеть, кому нужна твоя помощь», побуждать детей к проявлению внимания и заботы  сверстникам и близким. Поддержанию интереса способствуют использование сказочных сюжетов. На примере сказочных персонажей, которые приходят  нам на занятие или физкультурные досуги, демонстрируются позитивные образцы выхода героев из затруднительных ситуаций, помогают преодолевать трудности, спасают попавших в беду. Например, дети с удовольствием помогают Ивану Царевичу освободить Василису Прекрасную. Для этого им приходится выполнить задания, которые дает Кощей. Или, помогают зайчонку найти дорогу домой. Дети показывают и свою физическую подготовленность, и смекалку, и желание помочь в трудную минуту.

         Через умело организованную игру формирую в детях смелость, дружбу, коллективизм. Например, в игре «Палочка-выручалочка» дети, не смотря на опасность самому быть пойманным, стремятся выручить друга. Игры «Иголка и нитка», «Дракон кусает свой хвост» способствуют сближению ребят. Игра на развитие эмпатии, взаимопомощи – «Волшебные картинки». Собрать их может только дружная команда. «Скажи другому комплимент» - передавая мяч, друг другу, по очереди дети говорят приятное друг другу. В этой игре участие принимаю и я. И дети дарят в ответ приятные слова. В старшем дошкольном возрасте много уделяю внимание проведению эстафет. Часто проигравшие дети обижаются, ищут виноватого. В таких случаях я подбадриваю побежденных: «Ничего, в другой раз выиграете. Вы тоже старались». Стараюсь объяснить, что согласованные, дружные действия ведет к победе. Детей сближают совместные игры и стремление  победе.

         Большое значение придаю художественному слову. Это пословицы, стихи о дружбе. «Нет друга – ищи, а найдешь, та береги», «друзья познаются в беде», «Дерево сильно корнями, а человек – друзьями».

Если кто-то одинок. Грусть кого-то гложет,

Пусть к нам приходит на порог, мы все ему поможем.

Играть всем вместе веселей, прекрасно жить на свете.

Везде полным полно друзей, их надо только встретить.

Во время конфликтных ситуаций я использую мирилки. Название они берут от слова «мир» - мириться. Эти короткие стишки дети приговаривают после ссоры.

Ссориться не будем.

Будем мы дружить. Клятву не забудем,

Пока будем жить.

А.С.Макаренко в «лекциях о воспитании детей» указывал на огромную роль личного примера родителей в воспитании ребят. Он говорил: «ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его. Вы воспитываете его в каждый момент жизни, как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь,- все это имеет для ребенка большое значение».

Одна из задач – активное вовлечение родителей в воспитательный процесс. Самые распространенные формы работы с семьей являются физкультурные досуги, дни открытых дверей, родительские собрания, консультации, беседы.  Развитие коммуникативных способностей начинается в семье, в ежедневном общении с родителями, братьями и сестрами, бабушами и дедушками. Играя с детьми, родители помогают преодолеть своему малышу эмоциональные проблемы, развивают уверенность, воображение, ловкость и смекалку, завоевывают доверие и дружбу с ребенком. Любимый вид деятельности детей: подвижные игры - рекомендую родителям использовать в целях снятия тревожности, агрессии, развития общительности. Для реализации задач толерантного воспитания, устранения дефицита общения родителей с детьми  использую традиционное информирование родителей (выступления на собраниях, оформление наглядной агитации), привлечение родителей к совместным праздникам.

 Для того чтобы в работе с детьми иметь определенные результаты, воспитатель своим личным примером призывают детей к доброжелательным взаимоотношениям. Взрослый человек, вводящий маленького ребенка в мир сложных человеческих взаимоотношений, сам должен быть уверен в себе, должен адекватно ориентироваться в чувствах, желаниях, поддержать и направить детскую активность в нужное русло, владеть навыками разрешения конфликтов. Я стараюсь внимательно наблюдать за развитием игры, анализировать, предотвращать и разрешать неизбежно возникающие конфликты в процессе игры.

Каждый раз, когда вступаешь в общение с детьми, за суетой, заботами, усталостью, надо помнить, что ты не отрабатываешь смену, а даешь малышам добро, истину.

           Результативность воспитательного воздействия всегда определяется конечным его результатом, который определяется в поведении ребенка Необходимо всегда помнить, что педагог – «проводник» воспитательных идей («Что посеешь, то и пожнешь»). В построении взаимоотношений с детьми я придерживаюсь следующих принципов:

1. Не торопить ребенка.

2. Сравнивать ребенка с ним самим, только с ним вчерашним.

3. Подчеркивать качественно момент успеха ребенка в любых сферах.

4. Ребенок и все люди имеют право на ошибку.

6. Не фиксировать внимание на неудачах ребенка.

      Критерием эффективности проводимой работы, я думаю, может служить:

-исчезновение в поведении агрессивных тенденций и появление доброжелательности;

-преобладание положительных эмоций;

-способность сопереживать, оказывать помощь, дружелюбие.

        Впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств. Развитие ребенка происходит постоянно, оно не знает перерывов, каникул или выходных дней. У ребенка все впервые и все оставляет неизгладимые впечатления, настолько сильные, что и тогда, когда он станет взрослым, впечатления детства будут влиять на его представление о себе, о людях, влиять на выбор им конкретных поступков, линии поведения. В детстве все оставляет след. К.Д.Ушинский обращал внимание взрослых на такой факт: если на веточке молодого дерева посидит птичка, ветка уже меняет направление своего роста; так и ребенок: очень немного нужно, чтобы он изменил направление своего нравственного развития.

В программе поставлены задачи формирования бережного и уважительного отношения к окружающему миру, уважения и доверия к взрослым, уважения и терпимости к сверстникам. Не допускаются никакие формы агрессивного поведения ни детей по отношению друг к другу, ни взрослого по отношению к детям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование графо-моторных навыков старших дошкольников средствами физической культуры

Статья раскрывает формы работы по формированию графомоторныхнавыков старших дошкольников средствами физической культуры....

Формирование личности дошкольника средствами физической культуры

В статье представлен опыт работы по формированию личности дошкольников через внедрение физкультурно-оздоровительных мероприятий в деятельность детского дошкольного образовательного учреждения, использ...

Доклад "Формирование личности дошкольника средствами физической культуры".

Ребенок – это активно развивающаяся и растущая личность,способная познать мири себя в нем с помощью взрослого.В дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического в...

Формирование личности дошкольника средствами физической культуры

Среди  многих  факторов,  оказывающих влияние  на  формирование  личности дошкольника  (социальных,  культурных,  гигиенических  и  др.),  о...

Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию патриотических чувств у дошкольников средствами физической культуры

Система работы инструктора по физической культуре по формированию патриотических чувств у дошкольников....

Консультация для педагогов «Формирование личности дошкольника средствами физической культуры»

Консультация для педагогов  «Формирование личности дошкольника средствами физической культуры»...