Формирование личности дошкольника средствами физической культуры
статья по физкультуре (подготовительная группа) на тему

Фролова Ирина Анатольевна

В статье представлен опыт работы по формированию личности дошкольников через внедрение физкультурно-оздоровительных мероприятий в деятельность детского дошкольного образовательного учреждения, использование подвижных игр и тематических занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formi-e_lichnosti_dosh-ka_sredstvami_f.k.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №25 "Умка" муниципального образования г.Саяногорск

655602,р-ка Хакасия,г.Саяногорск,Ленинградский мик-он, дом 42, телефон/факс8(390426-14-77),e-mail:25umka@mail.ru

                                                                            Автор: инструктор по физической культуре

 Фролова Ирина Анатольевна

Формирование личности детей дошкольного возраста

средствами физической культуры.

     Одним из наиболее эффективных средств решения задач нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения, на мой взгляд, являются занятия физической культурой и спортом. Необходимо с раннего детства воспитывать у детей патриотизм, нужно воспитывать будущего гражданина своей страны. Физическая культура может внести свой вклад в решение этой задачи, т.к. формирование физических качеств, двигательных навыков и умений тесно связано с воспитанием патриотизма и чувства гордости за свою страну, край.

        Чтобы достичь положительных результатов в формировании личности через двигательную сферу ребенка в дошкольном учреждении я, как инструктор по физической культуре, ставлю перед собой следующие задачи:

  • способствовать проявлению разумной смелости, решительности, уверенности в своих силах с помощью подбора физических упражнений, соответствующих возрастным индивидуальным особенностям детей.
  • создавать условия для выполнения физических упражнений, направленных на преодоление трудностей физического характера, развивать у детей терпение и выносливость.
  • создавать условия для проявления положительных эмоций.

        Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство. Знакомить детей с русской народной подвижной игрой можно начинать ещё с младшего дошкольного возраста. Мной разработан перспективный план по обучению детей подвижным играм по неделям для всех возрастных групп ДОУ и реализуется на протяжении всего учебного года воспитателями и узкими специалистами. Ни одно массовое мероприятие в ДОУ не обходится без проведения подвижных игр. Тем самым решаются задачи не только физкультурно-оздоровительного цикла, но и задачи формирования толерантности, чувства уважения и интереса к национальным традициям русского народа. 

        Широко использую военно-спортивные игры патриотической направленности, сюжетные занятия из серии «Разведчики». Данные мероприятия углубляют симпатию к солдатам и вызывают желание подражать им, быть твердыми духом, выносливыми, смелыми, упорными, готовыми всегда прийти на помощь товарищу. Такая форма проведения занятий способствует воспитанию ответственности, стремлению выполнить задание не только быстро, но и правильно, чтобы не подвести товарищей. Формируются  волевые  качества: выносливость, смелость,  ловкость - те  качества,  которые  необходимы будущим защитникам Родины.

        Наибольший воспитательный эффект оказывают спортивные праздники и развлечения. Данная форма работы позволяет закрепить и обобщить знания и умения детей в рамках определённой темы, объединить детей разного возраста общими чувствами и переживаниями. Подобные досуги проходят с обязательным участием родителей. Когда взрослые на глазах у детей демонстрируют свое умение бегать, прыгать, соревноваться, это поучительно всем, и особенно детям, так как это создает определенный эмоциональный настрой, дарит огромную радость от взаимного общения, развивает чувство гордости за успехи своих родителей, что является важным фактором в формировании патриотических чувств. Работа с детьми по патриотическому воспитанию в рамках физического развития ведётся систематически и последовательно, согласно годовому и перспективному плану работы на учебный год.

В нём отражены такие мероприятия, как:

  • «Весёлые старты» с учащимися 1 класса школы.
  • «Неделя здоровья»
  • «А ну-ка, мальчики»
  • «Будем в Армии служить!» с участие пап.
  • «Служу Отечеству!» спортивные соревнования между МБДОУ № 25 и МБДОУ       № 21.
  • «Масленица»
  • «Рыцарский турнир»
  • «День Победы».

Вышеперечисленные праздники и развлечения являются в детском саду традиционными. В их подготовке принимают участие дети, родители, педагоги и другие категории сотрудников детского сада.

Участие родителей в образовательной деятельности.

Деятельность семьи по развитию и формированию духовно-нравственной и патриотической сферы является ведущей на протяжении всего периода дошкольного возраста. Для приобщения родителей к вопросам патриотического воспитания использую различные формы работы. Педагогическое просвещение: «Герб семьи», «Воспитание любви к Родине в раннем возрасте», «Семья и гражданское воспитание», «Нравственное формирование личности внутри семьи». Наглядные формы: статьи и памятки в уголках для родителей: «Граждане и патриоты», «Формирование основ нравственности», «Азбука нравственности», «Нравственное воспитание дошкольников». Совместная деятельность: физкультурные досуги, праздники: «Весёлые старты», «Русские богатыри», «Папа, мама, я – спортивная семья», «Поклонимся великим тем годам». Выставки совместного творчества: «Папа может все что угодно», «Мама и я со спортом друзья», «Спорт мы любим здоровыми будем».

Таким образом, применение в работе инструктора по физической культуре различных форм взаимодействия с родителями помогает повысить эффективность работы не только по оздоровлению детей, но и способствует формированию патриотических чувств у дошкольников.

Результаты проведенной работы.

В нашем дошкольном учреждении был активизирован процесс патриотического воспитания детей в тесном взаимодействии педагогов с семьями воспитанников и общественными организациями.

В процессе работы по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей были достигнуты следующее результаты:

  • повысилась компетентность педагогов по духовно-нравственному воспитанию дошкольников старшего возраста
  • оптимизировано взаимодействию с родителями, произошла активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада.
  • произошло расширение связей ДОУ с социумом.
  • собран и оформлен методический материал (конспекты занятий, проекты, сценарии, консультации, доклады, тематическое планирование по возрастам и мн.др.).

Перспектива дальнейшей работы по патриотическому воспитанию дошкольников.

Специфика дошкольного образовательного учреждения такова, что ежегодно из стен детского сада дети подготовительных групп поступают в школы, а к нам приходят новые малыши. Именно поэтому педагоги нашего детского сада продолжат работу по воспитанию духовно-нравственных и патриотических качеств личности детей и ознакомлению дошкольников с историей, культурой и традициями родного края, Родины, привлекая к этой проблеме родителей вновь поступивших детей, попытаются сделать так, чтобы родители наших воспитанников стали для нас первыми союзниками и помощниками. Будет продолжена работа по совершенствованию структуры создаваемой системы работы по патриотическому развитию детей, отбирая наиболее эффективные методы, средства и формы организации работы с детьми, родителями и общественностью.

Таким образом, благодаря совместной работе инструктора по физической культуре, музыкального руководителя и воспитателей, родителей, социальных партнеров формируется модель выпускника – здоровая, физически развитая личность с активной гражданской позицией, обладающая социально ценностными нравственными качествами и потребностями в здоровом образе жизни с развитым творческим потенциалом и способностью к саморазвитию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование толерантного поведения дошкольников средствами физической культуры

Наш детский сад работает по программе «Радуга», одним из направлений  которой является социально-нравственое воспитание дошкольников.Физическая ку...

Формирование графо-моторных навыков старших дошкольников средствами физической культуры

Статья раскрывает формы работы по формированию графомоторныхнавыков старших дошкольников средствами физической культуры....

Доклад "Формирование личности дошкольника средствами физической культуры".

Ребенок – это активно развивающаяся и растущая личность,способная познать мири себя в нем с помощью взрослого.В дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического в...

Формирование личности дошкольника средствами физической культуры

Среди  многих  факторов,  оказывающих влияние  на  формирование  личности дошкольника  (социальных,  культурных,  гигиенических  и  др.),  о...

Консультация для педагогов «Формирование личности дошкольника средствами физической культуры»

Консультация для педагогов  «Формирование личности дошкольника средствами физической культуры»...

Консультация для педагогов «Формирование личности дошкольника средствами физической культуры»

Консультация для педагогов  «Формирование личности дошкольника средствами физической культуры»...

«Формирование личности дошкольника средствами физической культуры»

laquo;Формирование личности дошкольника средствами физической культуры»...