ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.
статья по физкультуре

Ярая Елена Николаевна

В статье говорится о том, что формирование физических качеств, двигательных навыков и умений тесно связано с воспитанием нравственно – волевых черт личности. Так же предложены направления и средства духовно-нравственного воспитания, используемые в процессе физкультурных занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

          

ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.

Аннотация

В статье говорится о том, что формирование физических качеств, двигательных навыков и умений тесно связано с воспитанием нравственно – волевых черт личности. Так же предложены направления и средства духовно-нравственного воспитания, используемые в процессе физкультурных занятий.

Ключевые слова

Духовно -  нравственное воспитание, физкультура, спорт, патриотизм,  физические качества, подвижные игры, история культуры.

 Проблема духовно -  нравственного воспитания детей дошкольного возраста приобрела высокую значимость, это одна из сложнейших проблем, которую должны решать сегодня все, кто работает с детьми.  Одним из главных средств решения задач духовно – нравственного воспитания молодого поколения являются занятия физической культурой и спортом, потому что приоритет здоровья не может быть заменен никаким другим. Формирование двигательных навыков и умений, физических качеств, очень связано с воспитанием нравственно – волевых черт личности. Физически развитый здоровый ребёнок должен быть терпимым, добрым, он должен не раздумывая прийти на помощь к тем, кому она нужна.

Для достижения положительных результатов в формировании нравственной личности ребенка посредством двигательной активности, педагоги решают следующие задачи:

  • способствовать проявлению смелости, решительности, уверенности в своих силах с помощью подбора физических упражнений,
  • создавать условия для выполнения физических упражнений, направленных на преодоление трудностей физического характера.         

     Педагогическая работа в детском саду построена так, что духовно-нравственное воспитание проходит, как естественный процесс и результат всего воспитательно-образовательного процесса.  Основа физического воспитания  двигательно-игровая деятельность, именно в ней ребенок познает окружающий мир, его законы и особенности. Поэтому инструктор по физической культуре моделируют условия, в которых дети потом проявляют свое отношение к товарищам, к воспитателю, к спортивной деятельности. В программе детского сада обязательно предусмотрена организация спортивных досугов –(«Мама, папа, я – спортивная семья», «Малые олимпийские игры», «В здоровом теле, здоровый дух», «Буду я, похож на папу», «Путешествие в Спортландию»), спортивные эстафеты и квесты по безопасности, где совершенствуются физические и нравственно-волевые качества ребёнка, формируются дружеские взаимоотношения, взаимовыручка с окружающими, чувство коллективизма.  

На занятиях физкультурой обязательно используются  средства нравственного воспитания:

—  содержание и организация занятий. Бережное и внимательное отношение к результатам труда воспитывается посредством использования различного спортивного оборудования. Дежурство детей на занятиях побуждает к добросовестности и ответственности;

—  подвижные игры. Необходимость выполнения правил игры, контроль над своим поведением, развитие чувства коллективизма, дружбы, чувства непримиримости к нарушениям нравственных норм и др.;

—  соревнования. Строгое выполнение правил, воля к победе, командный дух, смелость, решительность, мужественность, самообладание);

—  спортивные праздники способствуют воспитанию гражданственности и патриотизма.

Для реализации задач нравственного воспитания используются следующие методы и приемы:

—  оценка поступков (поощрение, похвала, осуждение, порицание),

—  положительный пример детей и самого педагога, 

— убеждение (разъяснение, беседа),

— накопление морального опыта (многократное повторение правильных действий).

   Наибольший воспитательный эффект оказывают спортивные праздники и развлечения фольклорной тематики, они входят в жизнь ребенка очень ярким событием и остаются надолго в памяти. Инструктор по физической культуре  включает в свои занятия народные игры, которые очень интересны детям. Они ненавязчиво знакомятся с образом тех людей, которые жили и трудились в далёком прошлом прошлой, их национальными устоями, бытом, трудом, приобретают представления о чести, мужестве, смелости т.е познают игровой опыт прошлых поколений.    

 Народные подвижные игры помогают осуществить интегративный подход при организации образовательного процесса в разных областях:

—  развивать воображение, мышление, активизировать умственную деятельность, обучать умению конструировать игры на традиционной народной основе (образовательная область «Познание»);

—  создавать определенный духовный настрой, интерес к народному творчеству; развивать нравственные качества, воспитывать патриотические чувства (область «Социализация»);

—  развивать навыки свободного общения со сверстниками, инициативу, умение постоять за себя, нравственные чувства  (область «Коммуникация»);

—  развивать двигательную активность и физические качества (область «Физическая культура»);

—  знакомить с различными видами фольклора: считалками, перевертышами, загадками, хороводами, народными песнями и др. (области «Чтение художественной литературы», «Музыка»).

    Приобщение детей к истории культуры посредством народных подвижных игр осуществляется по четырем направлениям:

1)     ознакомление детей с народными старинными подвижными играми, организация физкультурных праздников и развлечений по мотивам народных традиций и обычаев;

2)  обучение воспитателей эффективным приемам работы с детьми. Педагоги должны знать историю появления народной подвижной игры и уметь заинтересовать  детей.

3)  привлечение родителей к совместным развлечениям с использованием народных подвижных игр, ознакомление с календарными праздниками, их обычаями и традициями; это объединяет семью и наполняет ее досуг новым содержанием;

4)  оснащение предметно-развивающей среды — изготовление разнообразного оборудования для проведения игр и состязаний.

    Детские  подвижные игры, взятые из сокровищницы народных игр, позволят нам решить задачу национального воспитания и всестороннего развития ребенка. Правильная организация игровой деятельности дошкольников это действенный путь возрождения и сохранения традиционных детских игр, а через них и культуры своего народа.  

      Таким образом благодаря совместной работе инструктора по физической культуре с другими педагогами, родителями достигается цель духовно -нравственного воспитания дошкольников, которые не только физически развиты, но имеют активную гражданскую позицию, обладают нравственными качествами и потребностью в здоровом образе жизни со способностью к саморазвитию. И внося свою лепту в душевное развитие ребёнка мы каждый раз надеемся, что он найдёт своё собственное место в мире и признает право на такое же место для другого человека!

Список использованной литературы:

1. Анисимова, Т.Г, Савинова, Е.Б. Физическое развитие детей 5-7 лет (планирование, занятия с элементами игры в волейбол, подвижные игры, физ. досуги) -Волгоград: Учитель, 2009.

2. Ветлугина, Н. А. Казакова, Т. Г. Пантелеев, Г.Н. Нравственно-

эстетическое воспитание ребёнка в детском саду-М.: Просвещение, 1987.

3. Гаврилова, В.А. Занимательная физкультура для детей 4-7 лет. - Волгоград: Учитель, 2009.

4.Зацепина, М.Б. Народные праздники в детском саду -М.: Мозаика-Синтез, 2008.

5. Зацепина, М.Б. Дни воинской славы -М.: Мозаика-Синтез, 2008.

6. Коротков, И.М. Подвижные игры для детей-М.: Советская Россия, 1987

                                                                                                                                           

Ярая Е.Н

Инструктор по

физической культуре

МДОУ детский сад №1

п.Вейделевка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами физической культуры.

Данная публикация вкратце раскрывает основные направления работы педколлектива по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников средствами физической культуры - через организацию тематических до...

"Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами физической культуры"

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами физической культуры. Физкультурные занятия, подвижные игры, спортивные праздники....

Статья для публикации в сборнике материалов на сайте ФГБОУ ВО«СахГУ» по теме: «Духовно – нравственное воспитание дошкольников средствами физической культуры в соответствии с ФГОС ДОУ»

Статья  для публикации в сборнике материалов на сайте ФГБОУ ВО«СахГУ» по теме: «Духовно – нравственное воспитание дошкольников средствами физической культуры в соответстви...

Доклад Тема: «Духовно – нравственное воспитание дошкольников средствами физической культуры в соответствии с ФГОС ДО»

Доклад   Тема: «Духовно – нравственное воспитание дошкольниковсредствами физической культуры в соответствии с ФГОС ДО»...

Презентация "Духовно-нравственное воспитание дошкольника средствами физической культуры в соответствии с ФГОС ДО"

Презентация  "Духовно-нравственное воспитание дошкольника  средствами физической культуры в соответствии с ФГОС ДО"...

Доклад на тему «Духовно – нравственное воспитание дошкольников средствами физической культуры»

В последние годы проблема духовно-нравственного воспитания приобрела особую значимость для нашего общества. Одно из ключевых направлений этой деятельности, связанное с созданием условий для воспитания...