Доклад Тема: «Духовно – нравственное воспитание дошкольников средствами физической культуры в соответствии с ФГОС ДО»
статья по физкультуре

Мулокаева Анжела Валерьевна

Доклад

 

 

Тема: «Духовно – нравственное воспитание дошкольников

средствами физической культуры в соответствии с ФГОС ДО»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 2 «Сказка» г. Холмска муниципального образования

«Холмский городской округ» Сахалинской области

Доклад

Тема: «Духовно – нравственное воспитание дошкольников

средствами физической культуры в соответствии с ФГОС ДО»

                                          Подготовила:

                                          инструктор по физической культуре- Мулокаева. А.В.

                                                          г. Холмск

                                                                                 

                                                                                          Здоровьем слаб, так и духом не герой.

Русская народная пословица.

           Термин «духовно-нравственное воспитание» определяет связь духовной культуры общества и процесса воспитания, ибо с категорией духовности соотносится потребность познания мира, себя, смысла и назначения своей жизни.

Главная цель профессиональной деятельности инструктора по физической культуре в детском саду- охрана и укрепление физического здоровья дошкольников, развитие их двигательного опыта, физических качеств и способности организма адекватно реагировать на изменения окружающей среды. Однако инструктор в детском саду –это прежде всего педагог, влияющий на формирующуюся личность детсадовца, его внутренний мир.

            Педагог детского сада призван показать ребёнку, что наряду с внешним окружающим его миром есть и другой, внутренний мир человека -мир желаний, переживаний и чувств. Все педагоги -дошкольники формируют у маленьких подопечных полезную привычку поступать в соответствии с нравственными ценностями и правилами (желание жить по совести).

Чтобы достичь положительных результатов в формировании нравственной личности ребенка посредством двигательной сферы, педагоги каждый в своей области ДОУ решают следующие задачи:

  • способствовать проявлению разумной смелости, решительности, уверенности в своих силах с помощью подбора физических упражнений, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей;
  • создавать условия для выполнения физических упражнений, направленных на преодоление трудностей физического характера. Развивать у детей терпение и выносливость;
  • создавать условия для проявления положительных эмоций.

      В последние годы проблема духовно- нравственного воспитания детей дошкольного возраста приобрела особую значимость. Это вызвано обновлением содержания образования, воспитания дошкольников и необходимостью более ранней ориентации, творческого саморазвития личности ребёнка. Нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.

          Одним из эффективных средств решения задач нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения, являются занятия физкультурой и спортом. Физическая культура вносит свой вклад в решение этой задачи, в части формирования физических качеств, двигательных навыков и умений, что тесно связано с воспитанием нравственно- волевых черт личности. Общество уверенно, что физически развитый человек, крепкий, сильный, здоровый должен быть добрым, терпимым, должен уметь прийти на помощь слабым, и к тем кому она нужна, направлять свои умения и силу только на добрые поступки. Не зря народная мудрость гласит: «В здоровом теле – здоровый дух!». Образовательной программой ДОУ предусмотрена организация спортивных досугов –(«Весёлые старты», «Малые олимпийские игры», «В здоровом теле, здоровый дух», «Путешествие в страну Спортландию»,) спортивные эстафеты по ПДД, где совершенствуются не только физические, но и нравственно-волевые качества личности ребёнка, формируются дружеские взаимоотношения со сверстниками, командный дух, чувство коллективизма.  

      В нашем ДОУ педагогическая работа построена так, что духовно-нравственное воспитание — это естественный процесс и результат всего воспитательно-образовательного процесса.     Основа физического воспитания в детском саду двигательно-игровая деятельность, именно в ней ребенок познает окружающий мир, его законы и особенности. С этой целью практикующие инструкторы по физической культуре специально моделируют условия, в которых дети вольно или невольно проявляют свое отношение к деятельности, к товарищам, к воспитателю. Например, в русской подвижной игре «Ловишки с мячом» необходимо соблюдать правила безопасной игры, так как дети, увлекаясь игрой могут нанести довольно сильный удар мячом. Рассчитывая силу удара, ребенок тем самым учится бережно относиться к сверстникам, сострадать и переживать если нечаянно причинил боль.

В систему духовно-нравственного воспитания включено формирование патриотических чувств детей. Оно осуществляется в процессе образовательной деятельности в т.ч. на музыкальных занятиях (пение песен, танцы), занятиях по познавательному развитию (беседы, рассказ воспитателя) с использованием различных форм и методов работы. А на занятиях по физической культуре для этой цели наиболее подходят народные подвижные игры.

Общеизвестно, что чувство Родины начинается у ребенка с любви к своей семье, к ближайшему окружению – детскому саду. С целью формирования этих чувств я провожу физкультурные занятия определенной тематики: «Папа, мама, я –дружная семья!», «Мамин праздник», по сюжету русской народной сказки «Репка» и т.д.

Наибольший воспитательный эффект на душу ребенка оказывают спортивные праздники и развлечения фольклорной тематики, они входят в жизнь ребенка ярким событием и остаются в памяти надолго. Данная форма работы позволяет закрепить и обобщить знания и умения детей в рамках определённой темы, объединить детей разного возраста общими чувствами и переживаниями. Красной нитью этой работы является воспитание у ребят таких волевых качеств как: смелость, терпимость, доброжелательность, воля к победе.

Следующим направлением педагогической работы нашего образовательного учреждения средствами физического воспитания является ознакомление дошкольников с культурой и традициями народов России и Сахалинской области. В структуру ежедневных физкультурных занятий я включаю народные игры, в процессе которых дети познают игровой опыт прошлых поколений.  В них дети ненавязчиво знакомятся с образом жизни людей прошлого, их трудом, бытом, национальными устоями, приобретают представления о чести, смелости, мужестве. Я призываю детей (к возникновению у них желания) обладать такой же силой, ловкостью, выносливостью, как у былинных героев, проявлять смекалку, выдержку, находчивость как герои русских сказок. Таким образом, радость движения на физкультурных занятиях, сочетаю с духовным обогащением детей. Моё внимание как педагога, народные игры привлекают тем, что они, имея нравственную основу, учат малыша обретать гармонию с окружающим миром. У воспитанников формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, её языку, а, следовательно, и родному краю, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств. Часто я практикую в заключительной части физкультурного занятия со старшими дошкольниками игры народов нашего островного края: «Ручьи и озера», «Льдинки, ветер и мороз», «Синичка и хитрый ворон», подвижная нивхская игра «Ловись рыбка», «Прыжки через нарты», айнская игра «Попади в нерпу», корейская игра «Кто быстрее доскачет» и другие.     Прежде чем ввести новую игру, мы с педагогами проводим предварительную работу, рассказываем о культуре и быте того или иного народа (н-р русские народные игры «Гуси-лебеди», «У медведя во бору», «Удочка», «Горелки», «Лапта», «Карусель» и т.д.). Я ценю   применение народных игр на занятиях физической культурой за лаконичность, выразительность и доступность пониманию ребенка. Данная группа игр вызывает активную работу мысли, способствует расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, обогащению словарного запаса дошкольника. В конце игры я всегда положительно оцениваю поступки тех детей, кто проявил смелость, ловкость, выдержку и взаимопомощь. Тем самым решаются задачи не только физкультурно-оздоровительного цикла, но и задачи формирования духовно -нравственного мира ребёнка: толерантности, чувства уважения и интереса к национальным традициям народов населяющих РФ.  

Так, после цикла занятий с использованием русского фольклора, в качестве обобщения, организуются музыкально – спортивные праздники «Рождество Христово», «Масленица», «Пасха».

      Отдельным направлением духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в нашем ДОУ является военно-патриотическое воспитание. Работу по данному направлению можно представить, как интеграцию различных видов детской деятельности. Центральным, стержневым моментом патриотического воспитания в ДОУ является празднование ежегодных дней   воинской славы: 23 февраля- День   Защитника Отечества, 9 мая –День Победы, 4 ноября-День Народного Единства. Эти праздники, с точки зрения педагогического коллектива, оказывают наибольшее влияние на воспитание патриотических чувств детей ДОУ. В процессе подготовки к ним на физкультурных занятиях особое внимание уделяется строевой подготовке детей под звучание военных маршей. И одним из полюбившихся детям и педагогам мероприятий военной тематики, ставший традиционным в ДОУ, является военно-спортивная игра «Зарница». Она проводится между воспитанниками старших и подготовительных к школе групп с целью приобщения подрастающего поколения к патриотическим ценностям общества, формирования детских представлений о военной службе. Игра «Зарница» в детском саду проводится в виде конкурса.  Критерии конкурса – чёткое выполнение строевых упражнений и команд, сдача рапорта командирами отрядов, отдельно оценивается исполнение девиза, единство формы и строгая дисциплина в отряде.  Старания детей оценивает компетентное жюри – один из родителей военной профессии или ветеран Великой Отечественной Войны. Далее полученные навыки, знания и умения детей используются при формировании сценария празднования Дня Победы.

      «Зарница» в форме Квест игры начинается в групповых помещениях с продолжением в музыкальном и спортивном залах. Детям раздаются задания, после прохождения определенного этапа они получают награду-ключ –задание на следующий этап: письмо из штаба, обрывок карты, депеша и т.д, (каждый год разные), при выполнении которых можно пройти на следующий этап соревнований. В ходе «Зарницы» проводятся игры-эстафеты: «Разминируй поле», «Перенеси рацию», «Перевяжи раненого», «Увернись от пули» (по принципу игры «Вышибалы»). Далее следуя маршруту, дети перемещаются в спортивный зал, где также выполняют определенные задания «Попади в цель» (бросание мячей), «Кто быстрее» (игры-эстафеты на скорость), «Самый ловкий» (лазание по гимнастической стенке).  В процессе поиска государственного флага на разных станциях («Танкисты», «Разведчики» и др.) совершенствуются физические качества бег, ловкость, глазомер, развиваются выносливость и смекалка, воспитываются организованность, дух соперничества.  В конце игры подводятся итоги, дети награждаются грамотами «За смелость», «За находчивость», «За сплоченность», «За волю к победе» и т.д.

Перед проведением игры обязательно проводится предварительная работа с привлечением родителей для строительства крепости, штаба, снежных лабиринтов, полосы препятствий. Так как согласно ФГОС ДО родителей являются равноправными участниками образовательного процесса. В подготовке к массовым мероприятиям ДОУ они обязательно принимают участие наряду с педагогами и другими категориями сотрудников детского сада. Дети всегда с радостью ждут эти соревнования, изготавливают атрибуты, эмблемы, разучивают речёвки. И если они после праздника торопятся поделиться своими впечатлениями и еще много дней живут этими эмоциями – значит, мы достигли цели: праздник состоялся, и мир вокруг нас стал чуточку ярче, светлее и добрее!

      Таким образом, в нашем ДОУ благодаря совместной работе инструктора по физической культуре с другими педагогами, родителями достигается цель духовно -нравственного, воспитания дошкольников, которые не только физически развиты, что немаловажно накануне школьного обучения, но имеют активную гражданскую позицию, обладают социально ценностными нравственными качествами и потребностями в здоровом образе жизни с развитым творческим потенциалом и способностью к саморазвитию. И внося свою лепту в душевное развитие ребёнка я каждый раз надеюсь, что он найдёт своё собственное место в мире и признает право на такое же место для другого человека!

Список использованной литературы:

1. Анисимова, Т.Г, Савинова, Е.Б. Физическое развитие детей 5-7 лет (планирование, занятия с элементами игры в волейбол, подвижные игры, физ. досуги) -Волгоград: Учитель, 2009.

2. Ветлугина, Н. А. Казакова, Т. Г. Пантелеев, Г.Н. Нравственно-

эстетическое воспитание ребёнка в детском саду-М.: Просвещение, 1987.

3. Гаврилова, В.А. Занимательная физкультура для детей 4-7 лет. - Волгоград: Учитель, 2009.

4.Зацепина, М.Б. Народные праздники в детском саду -М.: Мозаика-Синтез, 2008.

5. Зацепина, М.Б. Дни воинской славы -М.: Мозаика-Синтез, 2008.

6. Коротков, И.М. Подвижные игры для детей-М.: Советская Россия, 1987.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами физической культуры.

Данная публикация вкратце раскрывает основные направления работы педколлектива по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников средствами физической культуры - через организацию тематических до...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством художественного слова в соответствии с ФГОС ДО

Представленный материал показывает какими методами и формами решались задачи в поставленной перед нами цели.Тема определилась самой жизненной ситуацией;отчуждение от родной литературы и культуры,паден...

"Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами физической культуры"

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами физической культуры. Физкультурные занятия, подвижные игры, спортивные праздники....

ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.

В статье говорится о том, что формирование физических качеств, двигательных навыков и умений тесно связано с воспитанием нравственно – волевых черт личности. Так же предложены направления и сред...

Статья для публикации в сборнике материалов на сайте ФГБОУ ВО«СахГУ» по теме: «Духовно – нравственное воспитание дошкольников средствами физической культуры в соответствии с ФГОС ДОУ»

Статья  для публикации в сборнике материалов на сайте ФГБОУ ВО«СахГУ» по теме: «Духовно – нравственное воспитание дошкольников средствами физической культуры в соответстви...

Презентация "Духовно-нравственное воспитание дошкольника средствами физической культуры в соответствии с ФГОС ДО"

Презентация  "Духовно-нравственное воспитание дошкольника  средствами физической культуры в соответствии с ФГОС ДО"...

Доклад на тему «Духовно – нравственное воспитание дошкольников средствами физической культуры»

В последние годы проблема духовно-нравственного воспитания приобрела особую значимость для нашего общества. Одно из ключевых направлений этой деятельности, связанное с созданием условий для воспитания...