Доклад Тема: «Духовно – нравственное воспитание дошкольников средствами физической культуры в соответствии с ФГОС »
методическая разработка

Доклад

 

Тема: «Духовно – нравственное воспитание дошкольников

средствами физической культуры в соответствии с ФГОС »

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_duhovno-patrioticheskoe_vospitanie.docx23.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №30 комбинированного вида»

Доклад

Тема: «Духовно – нравственное воспитание дошкольников

средствами физической культуры в соответствии с ФГОС »

Подготовила:

инструктор по физической культуре – Мельникова Н.Р.

г.Троицк 2022г.

  « Здоровьем слаб, так и духом не герой »

                                                                                               Русская народная пословица.

Главная цель профессиональной деятельности инструктора по физической

культуре в детском саду - охрана и укрепление физического здоровья дошкольников,

развитие их двигательного опыта, физических качеств и способности организма адекватно

реагировать на изменения окружающей среды. Однако инструктор в детском саду – это

прежде всего педагог, влияющий на формирующуюся личность детсадовца, его

внутренний мир.

  Педагог детского сада призван показать ребёнку, что наряду с внешним

окружающим его миром есть и другой, внутренний мир человека - мир желаний,

переживаний и чувств. Все педагоги - дошкольники формируют у маленьких подопечных

полезную привычку поступать в соответствии с нравственными ценностями и правилами

(желание жить по совести).

Чтобы достичь положительных результатов в формировании нравственной личности

ребенка посредством двигательной сферы, педагоги каждый в своей области ДОУ решают

следующие задачи:

способствовать проявлению разумной смелости, решительности, уверенности в своих

силах с помощью подбора физических упражнений, соответствующих возрастным и

индивидуальным особенностям детей;

создавать условия для выполнения физических упражнений, направленных на

преодоление трудностей физического характера. Развивать у детей терпение и

выносливость;

создавать условия для проявления положительных эмоций.

 Одним из эффективных средств решения задач нравственно-патриотического

воспитания подрастающего поколения, являются занятия физкультурой и спортом.

Физическая культура вносит свой вклад в решение этой задачи, в части формирования

физических качеств, двигательных навыков и умений, что тесно связано с воспитанием

нравственно - волевых черт личности. Общество уверенно, что физически развитый

человек, крепкий, сильный, здоровый должен быть добрым, терпимым, должен уметь

прийти на помощь слабым , направлять свои умения и силу только на добрые поступки. Не зря народная мудрость гласит: «В здоровом теле – здоровый дух!».

 Образовательной программой ДОУ предусмотрена организация

спортивных досугов , где совершенствуются не только физические, но и нравственно-волевые качества

личности ребёнка, формируются дружеские взаимоотношения со сверстниками,

командный дух, чувство коллективизма.

В нашем ДОУ педагогическая работа построена так, что духовно-нравственное

воспитание — это естественный процесс и результат всего воспитательно-

образовательного процесса.

Основа физического воспитания в детском саду - двигательно-игровая деятельность, именно в ней ребенок познает окружающий мир, его законы и особенности. С этой целью инструкторы по физической культуре специально моделируют условия, в которых дети вольно или невольно проявляют свое отношение к деятельности, к товарищам, к воспитателю. Например, в русской подвижной

игре «Ловишки с мячом» необходимо соблюдать правила безопасной игры, так как дети,

увлекаясь игрой могут нанести довольно сильный удар мячом. Рассчитывая силу удара,

ребенок тем самым учится бережно относиться к сверстникам, сострадать и переживать

если нечаянно причинил боль.

В систему духовно-нравственного воспитания включено формирование

патриотических чувств детей. Оно осуществляется в процессе образовательной

деятельности в т. ч. на музыкальных занятиях (пение песен, танцы), занятиях по

познавательному развитию (беседы, рассказ воспитателя) с использованием различных

форм и методов работы. А на занятиях по физической культуре для этой цели наиболее

подходят народные подвижные игры. Например русские народные игры «Гуси-лебеди»,

«У медведя во бору», «Удочка», «Горелки»

 Я ценю применение народных игр на занятиях физической культурой за лаконичность, выразительность и доступность пониманию ребенка. Данная группа игр вызывает активную работу мысли, способствует расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, обогащению словарного запаса дошкольника.

 В конце игры я всегда положительно оцениваю поступки тех детей, кто проявил смелость, ловкость, выдержку и взаимопомощь. Тем самым решаются задачи не только физкультурно-оздоровительного цикла, но и задачи формирования духовно-нравственного мира ребёнка: толерантности, чувства уважения и интереса к национальным традициям народов населяющих РФ.

Отдельным направлением духовно-нравственного воспитания подрастающего

поколения в нашем ДОУ является военно-патриотическое воспитание. Работу по данному

направлению можно представить, как интеграцию различных видов детской деятельности.

Центральным, стержневым моментом патриотического воспитания в ДОУ является

празднование ежегодных дней воинской славы: 23 февраля - День Защитника Отечества,

9 мая – День Победы. Эти праздники, с точки зрения педагогического коллектива, оказывают наибольшее влияние на воспитание патриотических чувств детей ДОУ. В процессе подготовки к ним на физкультурных занятиях особое внимание уделяется строевой подготовке детей под звучание военных

маршей.

Дети всегда с радостью ждут эти соревнования, изготавливают атрибуты,

эмблемы, разучивают речёвки. И если они после праздника торопятся поделиться своими

впечатлениями и еще много дней живут этими эмоциями – значит, мы достигли цели:

праздник состоялся, и мир вокруг нас стал чуточку ярче, светлее и добрее!

Ни для кого не секрет, что любовь к Родине у дошкольника начинается с любви к своей семье, к своему окружению, к своему детскому саду. Для того, чтобы развить в детях эти чувства, в детском саду проходят мероприятия с участием родителей воспитанников: «Папа, мама, я – вместе дружная семья!», «Праздник для мамы», «День защиты детей» и т.д. В ходе таких мероприятий у семей дошкольников развивается командный дух, чувство коллективизма, сплоченность, желание придти на выручку.

 Важным нравственно-волевым качеством является смелость, которая выражается в уверенности ребенка в своих силах, способности сознательно преодолевать страх. Смелость помогает проявлять инициативу, решительность, активность. Ее формированию способствуют физкультурные игры и упражнения, в которых часто ребенок ставится перед необходимостью побороть чувство неуверенности или страха, проявить решительность в подвижной игре, в сложных физических упражнениях.

Для воспитания смелости очень важны занятия физкультурой. Воспитывается бесстрашие не только в преодолении физических преград, хороший спортсмен умеет не только выигрывать, но он умеет сохранять мужество при поражении. Это очень важно в жизни: не падать духом при неудачах, а бороться с ними и побеждать.

Благодаря такому подходу к организации образовательной деятельности выпускники детского сада обладают социально-ценностными нравственными качествами, имеют развитый творческий потенциал и способность к саморазвитию, а так же потребность в здоровом образе жизни

Таким образом, в нашем ДОУ благодаря совместной работе инструктора по

физической культуре с другими педагогами, родителями достигается цель духовно-нравственного, воспитания дошкольников, которые не только физически развиты, что немаловажно накануне школьного обучения, но имеют активную гражданскую позицию ,обладают социально ценностными нравственными качествами и потребностями в здоровом образе жизни с развитым творческим потенциалом и способностью к саморазвитию. И внося свою лепту в душевное развитие ребёнка я каждый раз надеюсь ,что он найдёт своё собственное место в мире и признает право на такое же место для другого человека!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами физической культуры.

Данная публикация вкратце раскрывает основные направления работы педколлектива по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников средствами физической культуры - через организацию тематических до...

"Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами физической культуры"

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами физической культуры. Физкультурные занятия, подвижные игры, спортивные праздники....

ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.

В статье говорится о том, что формирование физических качеств, двигательных навыков и умений тесно связано с воспитанием нравственно – волевых черт личности. Так же предложены направления и сред...

Статья для публикации в сборнике материалов на сайте ФГБОУ ВО«СахГУ» по теме: «Духовно – нравственное воспитание дошкольников средствами физической культуры в соответствии с ФГОС ДОУ»

Статья  для публикации в сборнике материалов на сайте ФГБОУ ВО«СахГУ» по теме: «Духовно – нравственное воспитание дошкольников средствами физической культуры в соответстви...

Доклад Тема: «Духовно – нравственное воспитание дошкольников средствами физической культуры в соответствии с ФГОС ДО»

Доклад   Тема: «Духовно – нравственное воспитание дошкольниковсредствами физической культуры в соответствии с ФГОС ДО»...

Презентация "Духовно-нравственное воспитание дошкольника средствами физической культуры в соответствии с ФГОС ДО"

Презентация  "Духовно-нравственное воспитание дошкольника  средствами физической культуры в соответствии с ФГОС ДО"...

Доклад на тему «Духовно – нравственное воспитание дошкольников средствами физической культуры»

В последние годы проблема духовно-нравственного воспитания приобрела особую значимость для нашего общества. Одно из ключевых направлений этой деятельности, связанное с созданием условий для воспитания...