Доклад на тему «Духовно – нравственное воспитание дошкольников средствами физической культуры»
материал

Галкина Светлана Петровна

В последние годы проблема духовно-нравственного воспитания приобрела особую значимость для нашего общества. Одно из ключевых направлений этой деятельности, связанное с созданием условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России, способного отстаивать ее интересы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_duhovno-nravstvennoe.docx31.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Первомайский детский сад»

Первомайского района

Тамбовской области

Доклад на тему:

«Духовно – нравственное воспитание дошкольников средствами

физической культуры»

в рамках районного методического объединения

Подготовила:

воспитатель

высшей квалификационной категории

Галкина Светлана Петровна

п.Первомайский

2023г.

В последние годы проблема духовно-нравственного воспитания приобрела особую значимость для нашего общества. Одно из ключевых направлений этой деятельности, связанное с созданием условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России, способного отстаивать ее интересы.

 Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста является одной из приоритетных задач нравственного воспитания. Именно дошкольный возраст является сензитивным периодом в духовно- нравственном воспитании подрастающего поколения, когда происходит приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям. Патриотическое воспитание предполагает укоренение в сознании детей общечеловеческих ценностей, определяющих духовную жизнь нации: семья, родной язык, родина, родная природа, народ, его история, вера, духовная культура в целом. Все это — фундамент становления личности. Чем выше духовное начало национального, чем глубже осознание внутренней сущности и исторической роли своего народа, тем ярче личность человека.

Вызвано это обновлением содержания образования и воспитания дошкольного детства и необходимостью более ранней ориентации и творческого саморазвития личности дошкольника.

Нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.

Одним из эффективных средств решения задач духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, на наш взгляд, являются занятия физкультурой и спортом. Физическая культура и спорт являются одними из эффективнейших средств  профилактики заболеваний, укрепления здоровья и поддержания высокой работоспособности человека.   Особую важность и актуальность должны получить физкультура и спорт в настоящее время, когда приняты государственные программы по их развитию. Кроме того, в 2010 году утверждена государственная программа «Патриотическая программа граждан Российской Федерации на 2010-2015», которая  в большей мере должна способствовать пропаганде физкультуры и спорта чем другие. Ведь одним из важнейших направлений военно-патриотического воспитания является физическое воспитание молодежи. Поэтому регулярные занятия по физической подготовке позволяют не только овладеть двигательными навыками, необходимыми для профессиональной деятельности,  развить физические качества, но и закалить характер,  подготовить себя к защите Родины.

Чтобы быть уверенным, что нашим детям будет хорошо в будущем, надо уметь уважать себя и других и учить этому детей. Необходимо с раннего детства воспитывать у детей патриотизм, гуманизм по отношению ко всему живому, нравственные качества. Иными словами, нужно воспитывать будущего гражданина своей страны. Пед. коллектив ДОУ считает, что физическая культура может внести свой вклад в решение этой задачи, т.к. формирование физических качеств, двигательных навыков и умений тесно связано с воспитанием нравственно волевых черт личности. Физически развитый человек, крепкий, сильный, здоровый должен быть добрым, терпимым, должен уметь прийти на помощь к тем, кому она нужна и направлять свои умения и силу только на добрые поступки.

В нашем ДОУ сложилась система работы по данному направлению развития дошкольников. Формирование патриотических чувств детей дошкольного возраста осуществляется в процессе использования различных форм и методов работы с ними: на занятиях по ФИЗО, в процессе проведения подвижных игр, эстафет, спортивных турниров и досугов. Наибольший воспитательный эффект оказывают спортивные праздники и развлечения. Данная форма работы позволяет закрепить и обобщить знания и умения детей в рамках определённой темы, объединить детей разного возраста общими чувствами и переживаниями.

         Чтобы достичь положительных результатов в формировании личности через двигательную сферу ребенка педагоги  ДОУ  поставили  перед собой следующие задачи:

1. Способствовать проявлению разумной смелости, решительность, уверенности в своих силах с помощью подбора физических упражнений, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей.

2. Создавать условия для выполнения физических упражнений, направленных на преодоление трудностей физического характера. Развивать у детей терпение и выносливость.

3. Создавать условия для проявления положительных эмоций.

4. Привлечь родителей к формированию здорового образа жизни ребёнка и скорригировать представления родителей о духовно-нравственном воспитании дошкольников.

Работа с детьми физкультурно-оздоровительной направленности ведётся систематически и последовательно, согласно годовому и перспективному плану работы на учебный год.

В нём отражены такие мероприятия, как

  • «Наш любимый детский сад»
  • «Россия – родина моя»
  • «Школа спасателей»
  • «А ну ка, мамы!»
  • Военно-спортивная игра «Зарничка»
  •  «Малые Олимпийские игры»
  • «Широкая Масленица»
  • «Защитники Отечества»
  • «Пернатые друзья родной природы» Поход
  • «Освоение космоса»
  • «День Победы»
  • «Весёлый светофорик»
  • «Путешествие в Сказкоград»
  • «Папа, мама, я – счастливая семья»

Вышеперечисленные праздники и развлечения являются в детском саду традиционными. В их подготовке принимают участие дети, родители, педагоги и другие категории сотрудников детского сада.

Задачи, поставленные перед педагогическим коллективом ДОУ по воспитанию духовно-нравственных качеств личности дошкольников средствами физической культуры, по своей направленности можно условно разделить на несколько групп:

1. Формирование чувства Родины. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к ближайшему окружению – детскому саду. Духовное единение детей и родителей, детей и воспитателей важная задача в воспитании дошкольников. Этому способствует ежегодное проведение спортивного праздника «А ну ка, мамы!», посвящённой Дню Матери. «Наш любимый детский сад»- спортивное мероприятие между детьми и сотрудниками детского сада, посвящённое Дню дошкольного работника.

Не так давно в нашей стране стал отмечаться праздник Всероссийский день семьи, любви и верности. Интересно, что празднование Дня семьи поддержана всеми традиционными религиозными организациями России – ведь идея празднования Дня семьи не имеет конфессиональных границ. В каждой религии есть примеры семейной верности и любви. В нашем детском саду проводится комплексное мероприятие «Папа, мама, я – счастливая семья», в рамках которого проводятся спортивные эстафеты, чтение стихов, исполнение песен с обязательным привлечением семей воспитанников. Вечная ценность семейного счастья и хранение любви и верности, понимания и доброжелательности – всё это цель проведения данного праздника.

Познакомить дошкольников с героями, прославившими нашу Родину, дать более широкое и объёмное представление о людях разных профессий внёсших вклад в развитие общества и ежедневно находящихся на страже его покоя, помогают такие спортивные мероприятия как: «Освоение космоса», «Школа спасателей», «Малые олимпийские игры»,  «Весёлый светофорик».  В процессе участия в них совершенствуются не только физические, но и нравственно-волевые качества личности ребёнка, укрепляются дружеские взаимоотношения со сверстниками, командный дух, чувство коллективизма, а также ребёнку даётся возможность «примерить на себя профессию», почувствовать себя значимым, нужным, что повышает самооценку и положительный эмоциональный фон.

2. Ознакомление дошкольников с культурой, традициями народов России осуществляется в процессе ежедневных физкультурных занятий. Так, проведя цикл занятий с использованием русского фольклора, в качестве обобщения, организуется музыкально – спортивный праздник «Масленица», тематическая пасхальная неделя заканчивается спортивным досугом «Пасха». Приобщать воспитанников  к культуре народов России нам помогают сказки, с которыми дети знакомятся в течении всего года, а встретиться, узнать их, поиграть и посоревноваться с их героями можно на спортивном празднике посвящённом Дню защиты детей – «Путешествие в Сказкоград».

В ДОУ разработан перспективный план по обучению детей подвижным играм народов России. План разработан по месяцам для всех возрастных групп ДОУ и реализуется на протяжении всего учебного года воспитателями и узкими специалистами. Дети с удовольствием играют в игры разных народов: «Акула», «Продавец горошков», «Гори, гори ясно», «Юрта», «Липкие пеньки» и другие. И, конечно же, главным мероприятием, объединяющим культуру и традиции многочисленного народа России является праздник «День народного единства».

 Ни одно массовое мероприятие в ДОУ не обходится без проведения подвижных игр, тем самым решаются задачи не только физкультурно-оздоровительного цикла, но и задачи формирования толерантности, чувства уважения и интереса к национальным традициям народов, населяющих Российскую Федерацию.

3. Отдельным направлением духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в нашем ДОУ является военно - патриотическое воспитание. Работу по данному направлению можно представить как интеграцию различных видов детской деятельности. Центральным, стержневым моментом является праздник, посвящённый Дню защитника Отечества и оказывающий наибольшее влияние на воспитание патриотических чувств детей. В процессе подготовки к Смотру песни и строя, в честь Дня Победы на физкультурных занятиях особое внимание уделяется строевой подготовке детей, различным построениям и перестроениям под военные марши.

Смотр строя и песни   - крупное мероприятие. В его подготовке, так же как и Дня защитника Отечества, принимают участие дети старших и подготовительных групп, родители и все сотрудники детского сада. Мероприятие проходит в торжественной обстановке, в красочно оформленном зале.

Смотр строя и песни проводится в виде конкурса. Критерии конкурса – чёткое выполнение строевых упражнений и команд, сдача рапорта командирами отрядов, отдельно оценивается исполнение девиза, песни, единство формы и строгая дисциплина в отряде. Старания детей оценивает компетентное жюри – представители военкомата, один из родителей военной профессии. Полученные знания и умения детей используются при праздновании   Дня Победы.

Ежегодно в качестве подарка для всех присутствующих силами детей готовится номер в виде спортивного танца, гимнастического этюда, боевого искусства. И этот год не исключение. Наш детский сад посетили ученики кадетской школы «Калкан». Дошкольники с восхищением и завистью смотрели на выправку старших ребят, их ловкость и силу.

Одним из полюбившихся детям и педагогам мероприятий военной тематики, и как результат, ставший традиционным, является военно-спортивная игра «Зарничка». Проводится между подготовительными группами в летнее и зимнее время года с целью приобщения подрастающего поколения к патриотическим ценностям, формирования детских представлений о военной службе. В процессе поиска флага на разных станциях («Порази танк», «Разведчики» и др.) совершенствуются бег, ловкость, глазомер, развиваются выносливость и смекалка, воспитываются организованность, дух соперничества.

Для средних групп организуются спортивные соревнования с участием пап «Буду в армии служить», «Аты-баты шли солдаты» с целью воспитания у детей желания быть похожими на солдат через участие в эстафетах, играх с элементами соревнований.

Таким образом, благодаря совместной работе инструктора по физической культуре, музыкального руководителя и воспитателей групп формируется модель выпускника – здоровая, физически развитая личность с активной гражданской позицией, обладающая социально ценностными нравственными качествами и потребностями в здоровом образе жизни с развитым творческим потенциалом и способностью к саморазвитию.

Месяц

Группа общеразвивающей направленности детей от 4-5лет

Группа общеразвивающей направленности детей от 5-6лет

Группа общеразвивающей направленности детей от 6-7лет

Сентябрь

Гуси-Лебеди, филин и пташки (русские народные игры)

У медведя во бору, ловишка в кругу (русские народные игры)

Горелка, коршун (русские народные игры)

Октябрь

Липкие пеньки, стрелок (башкирские народные игры)

Липкие пеньки, Юрта.(башкирские народные игры)

Палка-кидалка, Юрта.(башкирские народные игры)

Ноябрь

Ищем палочку; Иголка, нитка и узелок. (бурятские народные игры)

Иголка, нитка, узелок; Волк и ягнята. (бурятские народные игры)

Волк и ягнята, табун.(бурятские народные игры)

Декабрь

Невод; ловля оленей.(народные игры Коми)

Невод, Стой, олень!(народные игры Коми)

Бег к реке, выбей из круга. (дагестанские народные игры ).

Январь

Бита; метание с плеча.(северо-осетинские народные игры)

Перетягивание ,метание с низу.(северо-осетинские народные игры)

Перетягивание, метание сверху .(северо-осетинские народные игры)

Февраль

Займи место, ловишки.(татарские народные игры)

Займи место ,Лисички и курочки.(татарские народные игры)

Водяной, догонялки(удмуртские народные игры)

Март

Водяной, серый зайка.(удмуртские народные игры)

Водяной, догонялки.(удмуртские народные игры)

Ловишки, угадай и догони.(татарские народные игры)

Апрель

Хищник в море, Расходитесь! (чувашские народные игры)

Луна и солнце, летучая мышь.(чувашские народные игры)

Овцы и волк, яблоко.(молдавские народные игры)

Май

Колдун, мак. (украинские народные игры)

Охотники и утки, перетягивание.(украинские народные игры)

Волк в отаре, клади платок.(киргизские народные игры).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях ФГТ» (из опыта работы)

Цели и задачи духовно-нравственного воспитания в ДОУ:Основной целью духовно-нравственного воспитания является воспитание духовно-нравственной личности ребенка, содействие обретению им нравственн...

Доклад на тему Духовно – нравственное воспитание дошкольников в едином образовательном пространстве ДОУ (особенности внедрения интегрированного курса «Белгородоведение»)

определение уховно-нравственному развитию;Основные формой организации работы по духовно-нравственному воспитанию детей;цель Д-н воспитания;з-адачи д-н воспитанияосновные принципы  духовно-нр...

Доклад на тему "Духовно-нравственное воспитание дошкольников"

В начале третьего тысячелетия в истории России наступает новая эпоха, эпоха духовно-нравственных ориентиров в политике государства, эпоха формитрования нового человека....

Доклад на тему: "Духовно- нравственное воспитание дошкольников через приобщение к культурному наследию русского народа".

Духовно-нравственное воспитание детей на основе традиций и культуры русского народа....

Доклад на тему: "Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством приобщения к якутским музыкальным традициям (якутской традиционной культуре)".

Известно, что дошкольный возраст — это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются и развиваются первые представления об окружающем ми...

Доклад на тему: ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ НА КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЯХ СВОЕГО НАРОДА

Человек – существо духовное, он стремится не только к физическому развитию, но и к духовному становлению. Соединить в себе личное и народное, земное и небесное, телесное и духовное – это е...

Доклад на тему: "Духовно - нравственное воспитание дошкольников через ознакомление с культурными традициями своего народа"

Доклад будет полезен воспитателям дошкольных учреждений по духовно - нравственному воспитанию....