Доклад на тему: "Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством приобщения к якутским музыкальным традициям (якутской традиционной культуре)".
методическая разработка на тему

Тимофеева Лилия Владимировна

Известно, что дошкольный возраст — это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются и развиваются первые представления об окружающем мире, человеке, обществе, культуре. На этом этапе необходимо знакомить дошкольников с традициями «своей» социокультурной среды - местными историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями региона.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_timofeeva.docx21.17 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тимофеева Лилия Владимировна

Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством приобщения к якутским музыкальным традициям (якутской традиционной культуре).

Известно, что дошкольный возраст — это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются и развиваются первые представления об окружающем мире, человеке, обществе, культуре. На этом этапе необходимо знакомить дошкольников с традициями «своей» социокультурной среды - местными историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями региона.

Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.

При ознакомлении детей с якутской традиционной культурой мы ставим следующие задачи:

- сформировать представление об особенностях музыкальной культуры;

  •  прививать интерес к народному художественному творчеству;
  •  обогатить речь детей народными пословицами, поговорками;
  •  развивать образное мышление ребенка, его фантазию с помощью народных сказок, легенд, сказаний;
  •  использовать образы героев олонхо и сказок как пример для подражания в воспитании нравственно-этических качеств личности.

Знакомство с якутским фольклором начинается на музыкальных занятиях со средней группы. Детям слушают народные песни, знакомятся со звуками хомуса. Обязательно во время прослушивания обращается внимание детей на то, как передаются образы природы, животных. Отдельно представляется народный варганный инструмент хомус. Дети слушают с большим интересом, а после пытаются рассказать о своих впечатлениях.

С детьми 4-х лет под уже знакомую им музыку разучиваются элементы народных танцев. При обучении детей тем или иным движениям учитывается их возрастные особенности. На этом этапе танцевальные движения простые, имитирующие. Дети изображают растения или животных, пытаются в танце передать их характер. Подходит, например, танец птиц, нерпушек, танец цветов. Предшествует этому предварительное чтение и обсуждение якутских сказок о животных. Все разученные танцевальные номера включаются в сценарии утренников и развлечений.

В старших группах на музыкальных занятиях используется варганная музыка хомуса, происходит знакомство с гортанными звуками якутского национального горлового пения. Живая музыка хомуса звучит в исполнении педагога, а также по возможности приглашается детский ансамбль хомусистов из городской Детской школы искусств. Такие концерты всегда производят неизгладимое впечатление.

Песни на якутском языке с интересом подхватываются детьми, независимо от национальности. Довольно быстро на слух улавливают текст и мелодию, с удовольствием поют на иностранном (якутском) языке. Для этого подходят мелодичные песни, несложные в плане артикуляции.

При разучивании якутских танцев для шестилеток усложняются движения и рисунок. Если в средней группе дети танцевали в основном все вместе, то в старшей группе их уже можно разделить на подгруппы и даже ставить сольные партии и танцы. Как это и принято в традициях танцевального искусства Якутии девочки преимущественно исполняют роль птиц - стерхов, а мальчики изображают ботуров (богатырей) или охотников.

Эта работа требует серьезного подхода: детям необходимо очень внимательно слушать композиционно более сложную музыку, чтобы правильно и вовремя выполнять танцевальные движения. Надо следить и за эмоциональным исполнением танцев. Хотелось бы заметить, что подбор репертуара полностью зависит не только от способностей, но и от состава детей в группе. Если в группе больше девочек, то соответственно сюжет и композиция танцев будет с преобладанием женских партий. Все танцы заканчиваются победой добра над злом и общей радостью.

В подготовительной к школе группе уже более углубленно изучается якутская поэзия, героический эпос - олонхо, закрепляются и совершенствуются знания, умения в музыке и танцах, происходит знакомство с национальными обычаями и обрядами, предметами национальной материальной культуры. Совместно с воспитателями знакомим со стихами для детей в переводах на русский язык народных поэтов Якутии С. Данилова, М. Ефимова, И. Гоголева, ведется работа по развитию речи с малыми жанрами устного народного творчества - пословицами и поговорками, загадками.

На музыкальных занятиях продолжаем слушать музыку хомуса, разучиваем новые танцы и песни. Девочки этой возрастной группы исполняют более сложные танцы, в которых появляются новые сюжеты и рисунок. Например, танец желаний (с саламой), танец с чоронами. В этих танцах необычный шаг, более сложная пластика, используются атрибуты. С мальчиками разучивается танец охотников и танец рыбаков. Эти танцы рассказывают о старинных обычаях и трудовой жизни якутов. В также нужны атрибуты охотников и рыбаков.

Приобщая детей к якутской национальной культуре, мы совместными усилиями воспитываем толерантное восприятие социокультурного пространства мира, учим бережному и уважительному отношению к окружающей их хрупкой северной природе, эстетически развиваем, учим любить свою малую родину, свой край, быть настоящими патриотами.