Доклад на тему: "Духовно- нравственное воспитание дошкольников через приобщение к культурному наследию русского народа".
материал на тему

Пашко Оксана Викторовна

Духовно-нравственное воспитание детей на основе традиций и культуры русского народа. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx14.08 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему: «Духовно- нравственное воспитание дошкольников через приобщение к культурному наследию русского народа».

                                                        Подготовила: Пашко Оксана Викторовна.

   Народная культура донесла до наших дней древние традиции, которые не должны быть утеряны и стерты современной массовой культурой. Культура каждого народа не застывшее «музейное», а яркое и живое явление, которое должно развиваться и включаться в современную жизнь подрастающих поколений.

   Актуальность темы определяется потребностью нашего общества в духовно- нравственном воспитании детей на основе традиций и культуры русского народа и народов, населяющих Россию.

   Детство- время, когда человек приобретает знания об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте идет активное накопление нравственного опыта и обращение к духовной жизни начинается также в дошкольном возрасте с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно- нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.

   «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным!»,- сказал К.Д. Ушинский. Он ввел в русскую педагогическую культуру термин «народная педагогика», видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.

   Детей дошкольного возраста приобщать к народной культуре, наверное, лучше всего через народные праздники и традиционные игры, песни Праздники- особая, яркая, живая сторона народной культуры, отражающая древние традиции, обряды, исторический  опыт народа. Народные праздники наполняют жизнь ребенка светом добра и ласки, духовно его обогащают, закладывают основы высоких человеческих ценностей. Раскрытие личности в ребенке полностью возможно через включение его в культуру собственного народа. Дети знакомятся с народными традициями, а затем вносят полученные знания, опыт в свою ежедневную деятельность. Мудрость народной культуры делает их более осведомленными в бытовых ситуациях, эмоционально и нравственно воспитывает, готовит их к будущей жизни.

   Народные праздники были настоящим кодексом неписаных норм и обязанностей, но только в художественно- эмоциональной форме. Обряды, отображающие нравственные устои народа, закрепляющие чувства верности семье, друзьям, развивающие чувства детей и содержащие в себе многие другие педагогические элементы, ярко представлены в таких праздниках как Рождество, Пасха, Троица, Масленица и т.д.

   Подготовка и проведение праздников и развлечений способствуют нравственному воспитанию детей: они объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма; произведения фольклора, песни и стихи о родной стране, природе, о людях разных национальностей. Это расширяет их кругозор, развивает память, речь, воображени6е, способствует умственному развитию.

   В связи с этим вся система работы включает в себя поэтапное, постепенное воспитание и развитие ребенка на традициях народной культуры. Работа заключается в осуществлении познавательного цикла через интеграцию с художественно- творческой деятельности детей, как одной из форм взаимопроникновения различных направлений по приобщению детей к русской народной культуре. Интеграция включает в себя различные виды деятельности: изобразительное творчество, сюжетно- ролевые игры, драматизация, фольклор, проблемные ситуации, экспериментирование.

   Интеграция имеет большое значение для повышения эффективности воспитания и образования детей на всех уровнях обучения. Это:

- взаимосвязь разных видов искусства и разнообразных видов детской деятельности способствуют образованию связей между различными содержаниями образования;

- взаимосвязь различного материала и содержания повышает мотивацию усвоения, делает ее личностно- значимой для каждого ребенка;

- интеграция формирует у детей более глубокие, разносторонние знания.

   Механизмом интеграции является образ, создаваемый средствами разных видов искусства, художественной деятельности.

   Последние годы мы активно вспоминаем нашу национальную культуру и по-новому начинаем относится к старинным праздникам и традициям, фольклору, художественным промыслам и декоративно- прикладному искусству, в которых народ оставил все самое ценное из своих культурных достижений.

   Таким образом, в педагогическом аспекте под духовно- нравственным воспитанием нами понимается процесс формирования сознательного человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и рос, гордящегося историческими свершениями своего народа и его культурой.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников через приобщение детей к русской народной культуре на занятиях и в повседневной жизни»

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа можно говорить много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь....

Духовно - нравственное воспитание дошкольников через приобщение к культурному наследию своего народа. День матери.

quot;Традиции и новации: культура, общество, личность." Российский праздник "День матери" Консультация для родителей и сценарий развлечения ....

«Духовно-нравственное воспитание детей через приобщение к культурному наследию родного края»

laquo;Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа.» Русский религиозный философ В.В. Зеньковский...

Доклад на тему: "Духовно - нравственное воспитание дошкольников через ознакомление с культурными традициями своего народа"

Доклад будет полезен воспитателям дошкольных учреждений по духовно - нравственному воспитанию....

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к культурно историческим ценностям родного края

Я узнал, что у меня есть огромная родня:И тропинка, и лесок, в поле - каждый колосок,Речка, небо надо мною - это все мое, родное!»В. ОрловТема нравственности и патриотизма, пожалуй, одна из...

"Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к культурно-историческим ценностям"

Познакомить детей с родным городом, краем, его историей и достопримечательностями.  Развивать интерес к прошлому своего края; развивать  познавательную активность, логическое мышление, вообр...

Стендовый доклад «Духовно нравственное воспитание дошкольников через приобщение к музыкальному фольклору»

Одной из основных задач – приобщение ребенка к фольклору, является знакомство с русскими старинными традициями через музыкальные занятия, утренники, посиделки. При этом прививается детям любовь ...