Доклад на тему: ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ НА КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЯХ СВОЕГО НАРОДА
презентация к уроку (средняя группа) на тему

Александрова Марина Михайловна

Человек – существо духовное, он стремится не только к физическому развитию, но и к духовному становлению. Соединить в себе личное и народное, земное и небесное, телесное и духовное – это естественная потребность человека, призванная в этот мир. Только все вместе – образовательное учреждение, семья, церковь, государство – путем целенаправленного воспитательного влияния могут заложить в человеке семена любви к людям, заложить основы понимания того, что надо действительно спешить делать добро, а не только «брать от жизни все» и «действовать ради целей обогащения любым способом». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon duhovno-nravstvennoe_vospitanie.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное  Учреждение Д/С №10

        Доклад на тему: ДУХОВНО  НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ НА КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЯХ

 СВОЕГО НАРОДА

                                                                           Выполнила: Александрова Марина Михайловна                  

        г.Алейск 2017.


ДУХОВНО  НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ НА КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЯХ

 СВОЕГО НАРОДА

   1 слайд    Создай раньше материал нравственности, а потом её правила.

                                                                                             К.Д.Ушинский

2 слайд Человек – существо духовное, он стремится не только к физическому развитию, но и к духовному становлению. Соединить в себе личное и народное, земное и небесное, телесное и духовное – это естественная потребность человека, призванная в этот мир. Только все вместе – образовательное учреждение, семья, церковь, государство – путем целенаправленного воспитательного влияния могут заложить в человеке семена любви к людям, заложить основы понимания того, что надо действительно спешить делать добро, а не только «брать от жизни все» и «действовать ради целей обогащения любым способом».

Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. «Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа. Как ни сложна, ни темна психология национальной связи, мы можем, однако, утверждать, что мы не можем созреть вне национальной культуры, которой мы должны проникнуться, чтобы присущие душе нашей силы могли получить развитие», — писал известный русский религиозный философ В. В. Зеньковский. Система духовно-нравственного воспитания ребенка строится «на» и «через» приобщения его к культурному наследию своего народа.

Важным средством духовно-нравственного воспитания дошкольников,  является приобщение их к традициям народа. С рождения ребенок слышит родную речь. Песни матери, сказки эмоционально окрашивают его мир.  

3 слайд Цели воспитания — развитие нравственных качеств личности ребенка.

Основные задачи воспитания — формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию; уважение к своей нации, понимание своих национальных особенностей; формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей (к сверстникам, их родителям, соседям и другим людям).

Основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура той среды, в которой живет ребенок и где происходит его становление и развитие. Тот дух, который царит в семье, дух которым живут родители и люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребенка, - оказывается определяющим в развитии духовно-нравственного воспитания  ребенка.

4 слайд Особую роль в приобщении ребенка к народной культуре играют народные праздники как средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых (педагогов и родителей) и детей, объединенных совместными действиями, общим переживанием.

5 слайд Оптимальным для духовно-нравственного воспитания в детском саду является проведение сезонных музыкально-игровых праздников: осенью — «Осенины», «День мудрости и добра», «День матери»; зимой — «Новый год», «Защитники Отечества», «Масленица»; весной— «8 Марта»,  «Пасха», «Никто не забыт и ничто не забыто», выпускной.

Дети вместе с взрослыми исследуют особенности каждого народного праздника. Старшие дошкольники устанавливают его взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с трудом предков в прошлом и взрослых в настоящее время, а также с важными датами, событиями в общественной жизни.

6 слайд Характерной особенностью работы по формированию духовно-нравственного отношения к культурному наследию и чувства сопричастности ему является приобщение детей к крестьянской культуре и быту. Крестьянское искусство входит в жизнь современного ребенка вместе с народной песней, сказкой, былиной, поэтому оно так близко ему и понятно. Педагоги нашего детского сада совместно с родителями, работниками музея помогают детям получить представление о разных видах народного искусства и пережить отношение к ним в продуктивной, игровой деятельности. Знакомство ребенка с народным искусством развивает у него вкус и бережное отношение к материальным ценностям, созданным предшествующими поколениями.

7 слайд Дети старшего дошкольного возраста получают представление о материале, из которого изготовлены предметы народно-прикладного искусства. Педагоги нашего детского сада вовлекают детей в процесс изготовления народных игрушек и других предметов, в ходе, которого дети приобретают навыки работы с художественным материалом и привычку делать своими руками приятные и полезные для людей вещи.

8 слайд Данная работа знакомит детей с народным костюмом. Это очень важно, так как позволяет показать непрерывную связь поколений и связь искусства изготовления костюма с духовными традициями народа. Воспитатели знакомят детей с русским народным костюмом, а также с народным костюмом людей других национальностей, населяющих нашу страну.

Детей 3—4 лет мы знакомим с народным костюмом той местности, в которой они проживают, а детей 5—7 лет — и с народными костюмами других национальностей. Внимание младших дошкольников педагоги акцентирую на внешнем виде костюма, его форме, расцветке, элементах украшения. Со старшими дошкольниками классифицирую его по принадлежности: праздничный, будничный; для женщины, девушки; женский, мужской. Знакомлю с декором костюма, материалом украшений: жемчуг, бисер, разноцветное стекло и др.

9 слайд Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Она пленит душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.

Помимо знакомства с предметами старины и традициями русской культуры мы играем в сюжетно-ролевые игры, разучиваем танцы, а также устраиваем выставки работ к русским народным праздникам.

10 слайд Одним из самых эффективных средств воспитания оказывается непосредственное общение ребенка с родителями, бабушками и дедушками для более тесного контакта в семье дети и родители изготавливают генеологического древа семьи и придумывают герб семьи.

11 слайд Говоря о традициях нашего народа - дети проявляют большой интерес, посещая историко-краеведческий музей нашего города.

Знакомство ребенка с народным искусством развивает у него вкус и бережное отношение к материальным ценностям, созданным предшествующими поколениями.

 12 слайд От занятия к занятию, от экскурсии к экскурсии, из года в год взрослые вводят ребенка в сказочный мир народной культуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях ФГТ» (из опыта работы)

Цели и задачи духовно-нравственного воспитания в ДОУ:Основной целью духовно-нравственного воспитания является воспитание духовно-нравственной личности ребенка, содействие обретению им нравственн...

Доклад на тему Духовно – нравственное воспитание дошкольников в едином образовательном пространстве ДОУ (особенности внедрения интегрированного курса «Белгородоведение»)

определение уховно-нравственному развитию;Основные формой организации работы по духовно-нравственному воспитанию детей;цель Д-н воспитания;з-адачи д-н воспитанияосновные принципы  духовно-нр...

Доклад на тему "Духовно-нравственное воспитание дошкольников"

В начале третьего тысячелетия в истории России наступает новая эпоха, эпоха духовно-нравственных ориентиров в политике государства, эпоха формитрования нового человека....

Доклад на тему: "Духовно- нравственное воспитание дошкольников через приобщение к культурному наследию русского народа".

Духовно-нравственное воспитание детей на основе традиций и культуры русского народа....

Доклад на тему: "Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством приобщения к якутским музыкальным традициям (якутской традиционной культуре)".

Известно, что дошкольный возраст — это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются и развиваются первые представления об окружающем ми...

Доклад на тему: "Духовно - нравственное воспитание дошкольников через ознакомление с культурными традициями своего народа"

Доклад будет полезен воспитателям дошкольных учреждений по духовно - нравственному воспитанию....

Доклад на тему: "Духовно –нравственное воспитание дошкольников средствами массовых мероприятий."

Доклад на тему: "Духовно –нравственное  воспитание дошкольников средствами массовых мероприятий."...