Доклад на тему «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа»
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Жардан Ольга Константиновна

   В ноябре 2022 года президент внёс изменения в закон «Об образовании».  А также заявил о необходимости  создания в стране единого образовательного пространства, на котором будут  учитываться национальное многообразие и духовно-нравственные ценности жителей России. Чтобы дошкольники получали равноценное и качественное образование с опорой на национально-культурные традиции.

В докладе даётся краткое описание основных направлений педагогической работы по духовно - нравственному воспитанию дошкольников через народные традиции. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на тему: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа»

     Александр Сергеевич Пушкин писал: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет права на будущее…».

      В переводе с латинского языка слово «традиция» (traditio) буквально означает «передавать», то есть представ ляет собой действие.

      Традиции российского народа – это исторический, социальный  и культурный опыт, который передаётся из поколения в поколение в виде  моделей поведения.

      Традиции передаются от поколения в поколение  через обычаи и обряды , религии, устное народное творчество, мудрые народные преданья, красивые традиционные народные праздники, народное декоративно – прикладное искусство, народное музыкально – поэтическое творчество, народный костюм, почтительное отношение к женщине, к старшим, к их жизненному опыту, уважительное отношение к государственной символике и многие другие элементы. Они не только помогают нам узнать больше о своих корнях, но и в значительной мере определяют нашу личность и индивидуальность,  формируют характер и культурную идентичность, учат уважению к предкам и памяти о том, что они сделали для будущих поколений, поддерживают духовное единство. Сохранение традиций также способствует объединению людей вокруг общих ценностей и культурных отличий, что снижает вероятность межнациональных конфликтов.

      В ноябре 2022 года президент внёс изменения в закон «Об образовании».  А также заявил о необходимости  создания в стране единого образовательного пространства, на котором будут  учитываться национальное многообразие и духовно-нравственные ценности жителей России. Чтобы дошкольники получали равноценное и качественное образование с опорой на национально-культурные традиции.

      В ФОП ДО  в содержательном разделе  уточняются  ключевые подходы в дошкольном образовании и целевые ориентиры развития, которые учитывают систему ценностей российского народа и соответствуют возрасту детей.

        «29.2.2.2.     Духовно-нравственное направление воспитания.

1)  Цель        духовно-нравственного направления воспитания - формирование способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, индивидуально-ответственному поведению.

2)  Ценности - жизнь, милосердие, добро лежат в основе духовно- нравственного направления воспитания.

3)   Духовно-нравственное воспитание направлено на развитие ценностно- смысловой сферы дошкольников на основе творческого взаимодействия в детско- взрослой общности, содержанием которого является освоение социокультурного опыта в его культурно-историческом и личностном аспектах.»

                                                                                     (Извлечение из ФОП ДО)

      Хранилищем знаний о традициях, ремёслах, праздниках и обычаях        служит устное народное творчество. Через него можно изучать жизнь предков и применять уроки прошлого в настоящем.    

      Лев Николаевич Толстой говорил о том, что «русский народ создал

устную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, веселые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, волшебные сказки. Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, связанную с трудом, природой, почитанием отцов и дедов».
       В работе с малышами педагог широко использует малые фольклорные формы. Уместно прочитанная  потешка,  загадка, считалка улучшают настроение детей, вызывают улыбку, развивают познавательный интерес и интерес к культурно-гигиеническим навыкам («Сорока – белобока», «Водичка – водичка»)

колыбельные песни покоряют их нежностью, сказочностью, мелодичностью; прибаутки и небылицы обостряют внимание к окружающей действительности, к реальным отношениям предметов и явлений; заклички, приговорки, игровые припевы формируют поэтическое отношение к природе, к жизни; считалки, скороговорки помогают вырабатывать правильную речь. В сказках жизненная правда народа раскрывается в развернутом повествовании.

      Причину успеха сказок у детей К. Д. Ушинский видел в том, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. По мнению Ушинского, природные русские педагоги - бабушка, мать, дед, не слезающий с печи, понимали инстинктивно и знали по опыту, какую огромную воспитательную и образовательную силу таит в себе народная сказка.

«Хорошо рассказанная сказка – это уже начало культурного воспитания», писал А. С. Макаренко.

      Сказки и былины о храбром богатыре Илье Муромце, о Добрыне Никитиче учат детей любить и уважать свой народ, с честью выходить из трудных положений, преодолевать препятствия. В споре народного героя с отрицательным персонажем решается вопрос о торжестве добра и наказании зла.

      В большинстве сказок отражены лучшие черты народа: трудолюбие, одаренность, верность в бою и труде, безграничная преданность народу и родине.

При прочтении сказок педагог может демонстрировать предметы народно-прикладного искусства (посуда, игрушки, музыкальные инструменты, элементы народного костюма и т. п)

      Малыши очень любят народные хороводные игры под песенное сопровождение («Каравай», «Ходит Ваня»), народные подвижные игры  («Гуси-лебеди», «Петушиный бой», «Ведьмина метёлка»).

        Особую роль в приобщении ребенка к народной культуре играют народные праздники как средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых (педагогов и родителей) и детей, объединенных совместными 

действиями, общим переживанием.

        Оптимальным для духовно-нравственного воспитания в детском саду является проведение сезонных музыкально-игровых праздников: осенью — «Ярмарка», «Моя Родина – Россия»; зимой — «Зимушка – зима», «Новый год», «Рождество Христово», «Святки», «Защитники Отечества», «Масленица»; весной— «Наши любимые», «Праздник птиц», «Пасха», «1 мая – праздник весны и труда", «Никто не забыт и ничто не забыто», «Именины березки» (Троица).

        Дети вместе со взрослыми исследуют особенности каждого народного праздника. Старшие дошкольники устанавливают его взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с трудом предков в прошлом и взрослых в настоящее время, а также с важными датами, событиями в общественной жизни.

        В ожидании праздника педагогам целесообразно организовать несколько посиделок, при этом каждый раз меняется их содержание. Например, на одних мастерят предметы для оформления праздника и знакомятся с новой хороводной песней; на других — делают подарки для родных, друзей и играют в народные игры; на третьих — знакомство с национальными блюдами, правилами гостеприимства русского народа и народа другой национальности. Все посиделки заканчиваются народными играми, хороводами («Кончил дело — гуляй смело»).

Посиделки интересны слиянием индивидуального и коллективного творчества. На посиделках не только разучивают песни, затевают хороводы, игры, но и изготавливают разные предметы, которые необходимы для праздника; оформляют интерьер русской горницы предметами старины; изготавливают открытки-приглашения, подарки-сюрпризы близким (родным, друзьям) и др. Дошкольники проживают (пропускают через разум, сердце, руки) собственное представление о празднике как о содержательном отдыхе после большого труда.

      На посиделки дети, как и бабушка-хозяюшка, приходят в русских народных костюмах. Практика показывает, что ряженье повышает эмоциональный тонус детей и усиливает их восприятие.

      Характерной особенностью работы по формированию духовно-нравственного отношения к культурному наследию и чувства сопричастности ему является приобщение детей к крестьянской культуре и быту. Этому способствует  посещение музеев и создание мини-музеев в детском саду, где представлены предметы декоративно – прикладного искусства. Педагоги детского сада совместно с родителями, работниками музеев помогают детям получить представление о разных видах народного искусства и пережить отношение к ним в продуктивной, игровой деятельности. Сравнивая старинные предметы и такие же, изготовленные современными мастерами, дети находят много общего, делают вывод о том, что традиции мастерства сохраняются.

      После посещения музея педагоги создают условия для самостоятельной творческой деятельности детей. От эмоционального восприятия дошкольники легко переходят к подражательству. Из глины, пластилина, бумаги, папье-маше, картона они изготавливают понравившиеся предметы.

      Знакомство ребенка с народным искусством развивает у него вкус и бережное отношение к материальным ценностям, созданным предшествующими поколениями.

       Дети старшего дошкольного возраста получают представление о материалах, из которых изготовлены предметы народно-прикладного искусства.

Педагоги вовлекают детей в процесс изготовления народных игрушек и других предметов, в ходе которого дети приобретают навыки работы с художественным

материалом и привычку делать своими руками приятные и полезные для

окружения  вещи.

     Дети знакомятся с русским народным костюмом, а также с народными

костюмами  людей других национальностей, населяющих нашу страну.  Это очень важно, так как позволяет показать непрерывную связь поколений и связь искусства изготовления костюма с духовными традициями народа.    

      На посиделках и праздниках дети совместно со взрослыми знакомятся с деталями костюма, наряжаются в него, входят в определенную роль. Костюм является средством духовного единения малыша с прапрабабушкой (прапра-дедушкой). Детей 3—7 лет педагоги знакомят с народным костюмом той местности, в которой они проживают, а детей 5—7 лет — и с народными костюмами других национальностей. Внимание младших дошкольников педагоги акцентируют на внешнем виде костюма, его форме, расцветке, элементах украшения. Со старшими дошкольниками классифицируют его по принадлежности: праздничный, будничный; для женщины, девушки; женский, мужской. Знакомят с декором костюма, материалом украшений: жемчуг, бисер, разноцветное стекло и др. Педагоги помогают детям в радостной гамме расцветок увидеть красоту и попробовать изобразить ее в продуктивной творческой деятельности. Дети украшают декором женский наряд: костюм, мужскую косоворотку и др. (в рисунке, аппликации).

          Педагоги  знакомят детей с разнообразными видами декоративного искусства (изделия из дерева, глины, бумаги, картона, шитье, вышивка, плетение), с их бытовым и эстетическим назначением.  Помогают понять, как любимые народом занятия связаны с природными особенностями края. Например, в Центральной России — это резьба по дереву, изготовление гончарных изделий как необходимых предметов быта.

         Взрослые знакомят детей с колокольчиками и колоколами, их назначением. Старшим  дошкольникам рассказывают о роли колокола в жизни предков — извещать о празднике, пожаре, приближении неприятеля, о прибытии высокого гостя.

         Предметом познания народной культуры является и архитектура как часть народного искусства, связанная с традиционной народной культурой и природной средой.  Дети до 5 лет получают представление о деревянном доме с резными наличниками и о современном кирпичном доме. Они сравнивают дом прабабушки и дом, в котором они живут. Находят общее между ними и различия.

Дети старшего дошкольного возраста получают новые знания: об архитектуре древнего и современного города, (села); о сельском рубленом доме, тереме расписном; городском доме; деревянной резьбе; культовых сооружениях (соборах, церквях), их внешнем виде и украшениях и др. Знакомятся с пословицей «Хорошая работа два века живет». Человек умирает, а дело его, выполненное с любовью, остается долго жить, его берегут  внуки, правнуки.

      В заключение хочется отметить, что самой первой и наиболее важной ступенькой для вхождения маленького человека в мир духовно-нравственной культуры является, прежде всего, семья, где складываются свои обычаи и традиции. Именно родители закладывают основы мировоззрения ребёнка, морали, эстетических вкусов.

      Совместный досуг и деятельность, наполненные историей и общими

воспоминаниями, обладают терапевтическим эффектом и снижают уровень стресса, помогая предотвратить конфликтные ситуации и способствуют улучшению отношений между детьми, сестрами и братьями, родителями, бабушками и дедушками. Когда членов семьи объединяет что-то общее, имеющее некую устойчивость и незыблемость во времени, регулярность и периодичность, то это укрепляет семейный очаг и делает его настоящей «маленькой» крепостью, которой легче противостоять невзгодам мира.

      Кто-то колядует в сочельник и распевает народные мотивы, другие непременно отправляются окунуться в прорубь, третьи мастерят красочную масленицу и пекут блины, а кто-то плетет и пускает венки по реке, загадывая о суженном.

      В культурных элементах и практиках иногда можно найти новые стороны самого себя — какие-то неожиданные качества своей личности, понять потребности и желания, разобраться в чувствах и эмоциях, и даже открыть творческий потенциал. Такой совместный семейный досуг является прекрасной возможностью понаблюдать за собой, проанализировать ценности и определиться с тем, что по-настоящему важно для нас, формируя свое мировоззрение и отношение к жизни.
      Таким образом,  практика показывает, какое важное  значение имеет духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа. Сначала интерес и любование, затем – бережное отношение к тому, что их окружает.

 

 

Доклад подготовила воспитатель первой квалификационной категории Ольга Константиновна Жардан.

                                          Март 2025 г., п. Знаменский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа

Система духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста строится на приобщении его к культурному наследию своего народа. Русская культура, как культура великой нации, всегда отличалась выс...

Беседа с родителями «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа»

Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живёт народная душа. Как ни сложна, ни темна психология национальной связи, мы не можем, однако, утвер...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа.

Человек всегда стремился и стремится не только к физическому развитию, но и к духовному становлению. Его естественная потребность - соединить в себе личное и общественное, земное и небесное, телесное...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа

Методические рекомендации по приобщению детей к культурному наследию...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа

Консультация для родителей по вопросам духовно-нравственного воспитания дошкольников....

Доклад на тему: ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ НА КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЯХ СВОЕГО НАРОДА

Человек – существо духовное, он стремится не только к физическому развитию, но и к духовному становлению. Соединить в себе личное и народное, земное и небесное, телесное и духовное – это е...