Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа.
презентация к уроку (старшая группа) на тему

Каратаева Ирина Михайловна
Человек всегда стремился и стремится не только к физическому развитию, но и к духовному становлению. Его естественная потребность - соединить в себе личное и общественное, земное и небесное, телесное и духовное. Но одному всё это совместить очень трудно. Только все вместе – образовательное учреждение, семья, церковь, государство – путем целенаправленного воспитательного влияния могут заложить в человеке семена любви к людям, заложить основы понимания того, что надо действительно спешить делать добро, а не только «брать от жизни все» и «действовать ради целей обогащения любым способом».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovno-nravstvennoe_razvitie_irina.docx22.72 КБ
Файл prezentatsiya_karataeva_i.m.pptx2.93 МБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа.

Человек всегда стремился и  стремится не только к физическому развитию, но и к духовному становлению. Его естественная потребность - соединить в себе личное и общественное, земное и небесное, телесное и духовное.  Но одному всё это совместить  очень трудно. Только все вместе – образовательное учреждение, семья, церковь, государство – путем целенаправленного воспитательного влияния могут заложить в человеке семена любви к людям, заложить основы понимания того, что надо действительно спешить делать добро, а не только «брать от жизни все» и «действовать ради целей обогащения любым способом».

Проблема нашего времени – отдаление  подрастающего поколения  от общественно-исторического опыта поколений,  от отечественной культуры. Необходимо с дошкольного возраста развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему. В нашем детском саду планомерно проводится работа по духовно-нравственному воспитанию детей и приобщению их к основам народной культуры. Задачами нашей работы являются:

  • знакомство детей с культурой и историей своего народа;
  • формирование чувства сопричастности к культурному наследию;
  • формирование таких нравственных качеств как  доброта, сострадание, трудолюбие;
  • вовлечение родителей в совместную деятельность с ДОУ по духовно-нравственному воспитанию детей

Для того, чтобы начать решать эти задачи, надо было создать необходимую  предметно-развивающую среду.  С помощью родителей мы оформили «Уголок старины», где разместили  предметы народного быта: посуда, игрушки, расшитые полотенца, кружевные салфетки, прялка, люлька и т.д.

В игровой  уголок  нашей группы добавили  настольно-дидактические игры: «Бабушкин сундучок»,  «Герои русских былин», «Собери целое» (позволяет  ребёнку ориентироваться в различных видах росписи; закрепляем знания об истории некоторых видов народного промысла.), «Полезные вещи» (дети учатся  правильно называть предметы одежды, быта)  и др.

Уголки музыкально-театрализованной деятельности пополнились народными  музыкальными  инструментами: гудок, рожок, ложки, рубель. Разнообразили  видами театров по русским народн6ым сказкам, сшили народные костюмы для девочек и мальчиков.

В детском саду был создан  мини-музей «Русской избы».  Дети  с удовольствием его посещают, получают возможность не только посмотреть, но и потрогать своими руками предметы быта,  изделия старины.

Оформили  патриотический уголок с российской символикой, где ребята знакомятся  с флагом, гербом России, историей их создания.

Работу по приобщению дошкольников к культурному наследию планируем в системе, по принципу «от простого к сложному», используем следующие формы работы:

  • знакомство и последующая работа с народным календарем
  • предпраздничные посиделки;
  • познавательные беседы;
  • чтение художественной литературы;
  • творческую продуктивную  и игровую деятельность детей;
  • оформление в детском саду мини-музея «Русская изба»
  • экскурсии, целевые прогулки по улицам города.

Предложили родителям вместе с детьми  сделать альбом «Праздники» в технике «коллаж»,  в котором раскрывается содержание, история возникновения и особенности  праздников. Это значительно расширяет кругозор воспитанников.

Дети с удовольствием участвуют в предпраздничных посиделках, где  дети разучивают стихи,  заклички, песни, водят хороводы, проводят игры. С интересом  изготавливают разные предметы, которые необходимы для праздника,  открытки-приглашения, подарки-сюрпризы близким, родным и друзьям. На посиделках к детям приходят игровые персонажи – бабушка, красна-девица, которые ведут живой рассказ о народном празднике, используя всевозможные присказки: «Сказка от начала начинается, до конца читается, в середке не перебивается», «Далеко от нас было – не видать, а только лишь от стариков было слыхать»,знакомят детей  с музыкальным фольклором, устным народным творчеством, народной игрушкой, декоративно-прикладным искусством.

В приобщении детей к народной культуре особую роль играют народные праздники. Это средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых и детей, где все объединяются совместными действиями, общим переживанием.

В нашем детском саду регулярно  проводятся сезонные музыкально-игровые праздники: осенью - «Ярмарка»; зимой -«Новый год»,  «Святки», спортивный праздник в честь Защитников Отечества, «Масленица»; весной - «День всех мам», «Праздник птиц», «День земли», «Пасха», «Никто не забыт и ничто не забыто», «День русской березки» (Троица).

Знакомим детей с  творчеством  русских умельцев: дымковской, городецкой, хохломской росписью. Особый интерес у детей вызывают яркие разноцветные матрёшки. Малышей знакомила с внешним видом, особенностями этой игрушки, а старших детей – с историей её возникновения, сведениями о мастерах, её создававших. Затем рассматривали, исследовали с  детьми  разнообразные  виды декоративного искусства (изделия из дерева, глины, бумаги, картона, шитьё, вышивка, плетение), с их бытовым и эстетическим назначением. Дети узнавали, как народное искусство  связано с природными особенностями их местожительства.

Много радости приносит детям  работа  с глиной, солёным тестом, нитками, бумагой и картоном, которые используются для изготовления народных игрушек и других предметов.  Они приобретали навыки работы с художественными материалами и привычку делать своими руками приятные и полезные для людей вещи.

Важно знакомить  детей с русским народным костюмом,  а также с народными костюмами людей других национальностей, населяющих нашу страну. Костюм является средством духовного единения малыша с прапрабабушкой, прапрадедушкой. Малыши рассматривали иллюстрации, кукол в русских народных  костюмах, а старших знакомила с народными костюмами других национальностей. Внимание младших дошкольников акцентировала на внешнем виде костюма, его форме, расцветке, элементах украшения, а со старшими школьниками классифицировала его по принадлежности: праздничный, будничный, для женщины, девушки, женский, мужской. Знакомила с декором костюма, материалом украшений: жемчуг, бисер, разноцветное стекло и др. В рисунке, аппликации дети украшали народный костюм – косоворотку, рубаху, сарафан, кокошник.

 Системная работы с детьми в детском саду позволяет формировать  у дошкольников  знания о культурном наследии русского народа, позволяет почувствовать ребёнку свою  причастность  к наследию прошлого.

Литература:

  Знакомство детей с русским народном творчеством. Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений_Авт. Сост. Куприна Л.С., Бударина Т.А., Маханева О.А., Корепанова О.Н. и др. – СПБ.: Детство-Пресс, 2004.

 Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачёва Н.В.; Есаулова Н.А.; Потапова Н.Н. – Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.

  Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие – СПБ.: Детство-Пресс, 2004.

  Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие./ М.: Айрис-пресс, 2003.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное казённое дошкольное учреждение Борисоглебского городского округа Центр развития ребёнка – детский сад №11 Тема: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа ». Воспитатель: Каратаева Ирина Михайловна "Духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества, государства"

Слайд 2

Проблема нашего времени – отдаление подрастающего поколения от общественно-исторического опыта поколений, от отечественной культуры. Необходимо с дошкольного возраста развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему.

Слайд 3

Задачи: знакомство детей с культурой и историей своего народа; формирование чувства сопричастности к культурному наследию; формирование таких нравственных качеств как доброта, сострадание, трудолюбие; вовлечение родителей в совместную деятельность с ДОУ по духовно-нравственному воспитанию детей

Слайд 4

Для того, чтобы начать решать эти задачи, надо было создать необходимую предметно-развивающую среду. С помощью родителей мы оформили «Уголок старины». В игровой уголок нашей группы добавили настольно-дидактические игры: «Бабушкин сундучок», «Герои русских былин», «Собери целое»

Слайд 5

В детском саду был создан мини-музей «Русской избы». Дети с удовольствием его посещают, получают возможность не только посмотреть, но и потрогать своими руками предметы быта, изделия старины

Слайд 6

Формы работы знакомство и последующая работа с народным календарем предпраздничные посиделки; познавательные беседы; чтение художественной литературы; творческую продуктивную и игровую деятельность детей; оформление в детском саду мини-музея «Русская изба» экскурсии, целевые прогулки по улицам города

Слайд 7

Дети с удовольствием участвуют в предпраздничных посиделках, где дети разучивают стихи, заклички, песни, водят хороводы, проводят игры. С интересом изготавливают разные предметы, которые необходимы для праздника, открытки-приглашения, подарки-сюрпризы близким, родным и друзьям.

Слайд 8

В приобщении детей к народной культуре особую роль играют народные праздники. Это средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых и детей, где все объединяются совместными действиями, общим переживанием.

Слайд 9

Важно знакомить детей с русским народным костюмом, а также с народными костюмами людей других национальностей, населяющих нашу страну. Костюм является средством духовного единения малыша с прапрабабушкой, прапрадедушкой. Малыши рассматривали иллюстрации, кукол в русских народных костюмах, а старших знакомила с народными костюмами других национальностей.

Слайд 10

Системная работы с детьми в детском саду позволяет формировать у дошкольников знания о культурном наследии русского народа, позволяет почувствовать ребёнку свою причастность к наследию прошлого

Слайд 11

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа

Система духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста строится на приобщении его к культурному наследию своего народа. Русская культура, как культура великой нации, всегда отличалась выс...

Беседа с родителями «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа»

Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живёт народная душа. Как ни сложна, ни темна психология национальной связи, мы не можем, однако, утвер...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа

Методические рекомендации по приобщению детей к культурному наследию...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа

Консультация для родителей по вопросам духовно-нравственного воспитания дошкольников....

Доклад на тему: ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ НА КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЯХ СВОЕГО НАРОДА

Человек – существо духовное, он стремится не только к физическому развитию, но и к духовному становлению. Соединить в себе личное и народное, земное и небесное, телесное и духовное – это е...

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ НА КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЯХ СВОЕГО НАРОДА.

Краткая аннотация: в данной статье рассматриваются вопросы формирование у детей дошкольного возраста духовно-нравственных качеств через приобщение их к культурным традициям своего народа. Раскрываются...