ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ НА КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЯХ СВОЕГО НАРОДА.
материал по теме

Жданова Наталья Александровна

Духовно - нравственное воспитание

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_v_knigu.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

ДУХОВНО  НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ НА КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЯХ

 СВОЕГО НАРОДА

           Создай раньше материал нравственности, а потом её правила.

                                                                                             К.Д.Ушинский

Человек – существо духовное, он стремится не только к физическому развитию, но и к духовному становлению. Соединить в себе личное и народное, земное и небесное, телесное и духовное – это естественная потребность человека, призванная в этот мир. Только все вместе – образовательное учреждение, семья, церковь, государство – путем целенаправленного воспитательного влияния могут заложить в человеке семена любви к людям, заложить основы понимания того, что надо действительно спешить делать добро, а не только «брать от жизни все» и «действовать ради целей обогащения любым способом».

Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений –одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. «Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа. Как ни сложна, ни темна психология национальной связи, мы можем, однако, утверждать, что мы не можем созреть вне национальной культуры, которой мы должны проникнуться, чтобы присущие душе нашей силы могли получить развитие», – писал известный русский религиозный философ В.В. Зеньковский. Система духовно-нравственного воспитания ребенка строится через приобщение его к культурному наследию своего народа.

Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию; уважение к своей нации, понимание своих национальных особенностей; формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей (к сверстникам, их родителям, соседям и другим людям) является приоритетной задачей нашего детского сада .

Особую роль в приобщении ребенка к народной культуре играют народные праздники как средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых (педагогов и родителей) и детей, объединенных совместными действиями, общим переживанием.

Поэтому в нашем детском саду регулярно  проводятся сезонные музыкально-игровые праздники: осенью - «Ярмарка»; зимой -«Новый год», «Рождество», «Святки», «Защитники Отечества», «Масленица»; весной - «Милые мамочки», «Праздник птиц», «День земли», «Пасха», «Никто не забыт и ничто не забыто», «Именины березки» (Троица).

Дети вместе со взрослыми исследуют особенности каждого народного праздника. Старшие дошкольники устанавливают его взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с трудом предков в прошлом и взрослых в настоящее время, а также с важными датами, событиями в общественной жизни.

Характерной особенностью работы по формированию духовно-нравственного отношения к культурному наследию и чувства сопричастности ему является приобщение детей к крестьянской культуре и быту. Крестьянское искусство входит в жизнь современного ребенка вместе с народной песней, сказкой, былиной, поэтому оно так близко ему и понятно.

Педагоги детского сада совместно с родителями, и воспитателем по художественной деятельности помогают детям получить представление о разных видах народного искусства и пережить отношение к ним в продуктивной, игровой деятельности. Знакомство ребенка с народным искусством развивает у него вкус и бережное отношение к материальным ценностям, созданным предшествующими поколениями.

 От занятия к занятию, от экскурсии к экскурсии, из года в год взрослые вводят ребенка в сказочный мир народной культуры.

Детям интересно и полезно ходить на выставки в музеи, где видна жизнь и история своего края. В нашем детском саду педагоги организовали мини-музей «Русская изба».

Посещение русской избы  – одно из основных средств развития эмоционально-чувственного восприятия предметов старины и нравственного отношения к ним в нашем учреждении. В ней происходит осознание ребенком понятий «прошлое», «настоящее», «время»,   дети  ощущают себя в потоке времени как продолжатели дела предков.

Через рассказ воспитателя, чтение познавательной литературы, рассматривание иллюстраций происходит первое знакомство детей с предметами старины. Взрослые помогают увидеть в произведениях народно-прикладного искусства, промысловой деятельности красоту и высокое мастерство их создателей, рассмотреть в музейных экспонатах «лицо» времени, почувствовать, как меняются со временем предметы быта, одежда.

Сравнивая старинные предметы и такие же, изготовленные современными мастерами, дети находят много общего, делают вывод о том, что традиции мастерства сохраняются.

После посещения избы мы создаем условия для самостоятельной творческой деятельности детей. От эмоционального восприятия дошкольники легко переходят к подражательству.

При оценке результатов детской деятельности педагоги подчеркивают индивидуальные особенности работы каждого ребенка, замечают, что это вообще характерно для настоящих мастеров, в том числе и для наших предков.

Музейная педагогика дает возможность ребёнку представить, почувствовать целостную картину мира, позволят раскрыть и развить свои способности, поможет стать личностью, гражданином и патриотом своей страны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно – нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях русского народа

Возрождение духовно-нравственных ценностей через приобщение детей и родителей к русской культуре, к традициям, обычаям....

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа

Система духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста строится на приобщении его к культурному наследию своего народа. Русская культура, как культура великой нации, всегда отличалась выс...

Беседа с родителями «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа»

Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живёт народная душа. Как ни сложна, ни темна психология национальной связи, мы не можем, однако, утвер...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа.

Человек всегда стремился и стремится не только к физическому развитию, но и к духовному становлению. Его естественная потребность - соединить в себе личное и общественное, земное и небесное, телесное...

Статья "Духовно- нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях русского и бурятского народов"

Статья "Духовно- нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях русского и бурятского народов"...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа

Методические рекомендации по приобщению детей к культурному наследию...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа

Консультация для родителей по вопросам духовно-нравственного воспитания дошкольников....