Духовно – нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях русского народа
материал (старшая группа) по теме

Прохорова Ирина Анатольевна

Возрождение духовно-нравственных ценностей через приобщение детей и родителей к русской культуре, к традициям, обычаям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty_prokhorovoy_i.a.doc184.64 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно – нравственное воспитание дошкольников на               культурных традициях русского народа

Друзья мои!

Внушайте людям веру!

И чаще говорите “Добрый день ”,

И следуйте хорошему примеру! Продляйте добрым словом                 Жизнь людей!

В. Боков.

Актуальность

Программа стабилизации и развития образования в России выдвигает задачу становления духовно-нравственных ценностей у подрастающего по коления как одну из приоритетных задач образовательной системы на всех ее уровнях.

Опыт последних лет развития России показал, что в условиях современной свободы выбора нельзя рассчитывать на успех в воспитании детей, полагаясь только на государство, либо только на общественные институты, прежде все го на школу и детский сад, либо только на семью. В обществе возрастает до ля понимания того, что достигнуть социального мира в стране, высокой нравственности и культуры, полноценного патриотического сознания народа можно только работая вместе - семья, детский сад, школа. Только все вместе - семья, образовательное учреждение, государство - путем целенаправленно го воспитательного влияния могут заложить в человеке семена любви и доб ра к людям, заложить основы понимания того, что надо действительно спе шить делать добро, а не только и не столько “брать от жизни все” и “действо вать ради целей обогащения любым способом”.

В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы и ставило перед собой основную цель - воспи тать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым, ве рящим в возможность совершенствования мира и людей.

В России - семейное, общественное и государственное устройство складывалось под влиянием православной культуры, поэтому, в настоящее

время, когда идет поиск духовного возрождения страны, обращение к опыту                                                                                                                                                        православного воспитания кажется особенно актуальным.                                    От торжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общест венно-исторического опыта поколений — одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. «Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа. Как ни сложна, ни темна психоло гия национальной связи, мы можем, однако, утверждать, что мы не можем созреть вне национальной культуры, которой мы должны проникнуться, что бы присущие душе нашей силы могли получить развитие», — писал извест ный русский религиозный философ В.В. Зеньковский. Система духовно нравственного воспитания ребенка строится на и через приобщения его к культурному наследию своего народа. Культура - это, прежде всего система ценностей, закрепленная в традициях. Она необходима для удовлетворения духовных потребностей и поиска высших ценностей. Удивительное и зага дочное явление народной культуры - праздники и обряды. Если в праздниках сокрыта душа народа, то именно в праздничные дни она раскрывается.

Профессор И.М. Снегирев писал, что народные праздники со всеми, относящимися к ним обрядами, песнями и играми - это сильнейший и обильнейший источник познанию народной жизни. Действительно в них есть не только красота и поэзия, отдых и веселье, предания и сказания, но есть и сокрытые истории, которые можно при желании увидеть.

Обращение к духовно-нравственным традициям отечественного обра зования и воспитания видится мне наиболее перспективным, поскольку свя зано с восстановлением традиций, уклада жизни и форм национального опы та, направляя воспитание на развитие гармоничной личности.

Анализируя вышеизложенное я поняла, что нужен новый подход к оз накомлению дошкольников с истоками русской народной культуры, необхо димо найти новое содержание, новые формы воспитания у детей духовности и нравственности.

                                                                                                                                              Цель:        

        Возрождение духовно-нравственных ценностей через приобщение детей и родителей к русской культуре, к традициям, обычаям.

Для повышения эффективности воспитательно-образовательной работы с дошкольниками определила следующие задачи:

  1. Приобщить ребенка к истокам православной культуры через сопричастие к церковным праздникам и восстановления традиций русского народа.
  2. Способствовать становлению духовно-нравственных ценностей на основе познания и раскрытия значения православных праздников.
  3. Воспитывать уважение к своей нации, понимание своих национальных особенностей.

Обоснование

В качестве основополагающего направления выбрала музыкально поэтическое творчество русского народа, фольклор, народную педагогику - как веками выработанные формы наследования, сохранения и развития рус ского этноса. Знакомить с этими формами мы начинаем с раннего возраста, несмотря на то, что некоторые дети ещё не умеют говорить.                       В необхо димости использования этих форм в современной практике дошкольного воспитания меня убеждает непреходящая ценность их педагогических и пси хотерапевтических возможностей. Вся культура России, как народная, так и светская (имеются ввиду лучшие плоды классической культуры), имеет оп ределенное христианское звучание, что подготавливает детскую душу к принятию духовных впечатлений.

Система работы

Работая по типовой программе Васильевой М.А. «Воспитание и обуче ние в детском саду», я пришла к выводу, что задачи по ознакомлению до-школьников с родной культурой сформулированы слишком общие, в резуль тате чего представления детей о русской культуре отрывочны и поверхност ны. Прежде чем дать знания своим воспитанникам, я должна сначала сама вооружиться ими.

В процессе работы были апробированы и внедрены парциальные про граммы «Мы живём в России» (авт. Н.Г. Зеленова), «Приобщение к истокам русской народной культуры» (авт. О.Л. Князева).

Характерной особенностью работы по формированию духовно  - нравственного  отношения к культурному наследию и чувства сопричастно сти ему является приобщение детей к крестьянской культуре и быту. Кресть янское искусство входит в жизнь современного ребенка вместе с народной песней, сказкой, былиной, поэтому оно так близко ему и понятно. Приступив к работе, стало понятно, что необходимо создавать условия, которые дадут возможность ввести детей в мир русского народного быта. Для реализации задач по ознакомлению дошкольников с истоками народной культуры я ис пользовала различные формы и методы работы над данной проблемой. Но наиболее интересным направлением посчитала разработку проекта «Русская горница» и был составлен тематический план работы с детьми. Всем миром взялись за дело: сотрудники детского сада, родители наших воспитанников, знакомые приносили старинные предметы быта. (Приложение №1)

«Русская горница» оформлена в виде комнаты, где есть «красный угол» с образами; стоит стол, покрытый вышитой скатертью, лавки. На столе торжественно возвышается старинный самовар, деревянная посуда. У окна, с красивыми вышитыми занавесками, находится прялка с шерстью и верете ном, берестяной короб с клубками пряжи. В углу примостился сундук, по крытый лоскутным одеялом. Есть люлька, куклы в русских народных сара фанах, кокошниках. Печь выставлена посреди горницы, рядом кочерга, ух ват, на печи чугунок. Имеются вышитые полотенца, покрывало, на полу ра зостланы домотканые половики; все это отгораживает настоящий плетень. Есть в избе и хозяйка. Это я. Работа планируется в соответствии с народным календарем.

Особую роль в приобщений ребенка к народной культуре играют народные праздники как средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых (педагогов и родителей) и детей, объединенных совмест ными действиями, общим переживанием. Оптимальным для духовно нравственного воспитания в детском саду является проведение сезонных му зыкально-игровых праздников: осенью — «Ярмарка»; зимой — «Новый год», «Рождество», «Святки», «Защитники Отечества», «Масленица»; весной — « Наши любимые», «Праздник птиц», «Пасха», «Никто не забыт и ничто не забыто», «Именины березки» (Троица).

Педагогический процесс строился с учётом принципов деятельностно го подхода к развитию личности детей, т.е. в процессе их общения, организа ции предметно - практической, игровой, художественно - продуктивной дея тельности, утверждения принципов гуманизма и творческих способностей. В основе организации педагогического процесса - комплексное обучение и ор ганизация разносторонней детской деятельности.

Принцип культуросообразности в воспитании согласно современной трак товке предполагает, что «воспитание должно основываться на общечеловече ских ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и норма ми тех или иных национальных культур и специфическими особенностями, присущими традициям тех или иных регионов, не противоречащими общече ловеческим ценностям.

Принцип расширения связей ребенка с окружающим миром предполагает преодоление имеющейся в дошкольных образовательных учреждениях замк нутости системы воспитательной работы, обогащение общения детей с ок ружающим социумом и природой, проникновение в мир других людей, при общение к культуре родного края.

Принцип приоритетности регионального культурного наследия означает вос

питание патриотизма на местном материале с целью формирования уважения к своему дому с целью формирования уважения к своему дому (семье, сосе дям, друзьям), бережного отношения к природе родного края; приобщение ребенка к национальному культурному наследию, образцам национального, в том числе местного, фольклора, народным художественным промыслам, на ционально-культурным традициям, произведениям местных писателей, по этов, композиторов, художников.

Принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка требует созда ния условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые сосредоточивают внимание ребенка на объекте познания, собствен ном действии и поступке, что достигается через сопереживание и прогнози рование развития ситуации.

В процессе знакомства дошкольников с традиционной культурой рус ского народа мною используются различные формы работы по приобще нию детей к культурному наследию:

  • Занятия, беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содер жания.
  • Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей.
  • Проведение совместных праздников.
  • Просмотр слайд - фильмов, диафильмов (с использованием аудиозапи сей и ТСО).
  • Экскурсии, целевые прогулки (по городу).
  • Тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия).
  • Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).
  • Постановка музыкальных сказок духовно - нравственного содержания.
  • Творческие вечера.

Таким образом, прослеживается несколько направлений работы.

  1. Духовно-образовательное (занятия, беседы, устные поуче ния ). (Приложение № 2)
  2. Воспитательно-оздоровительное (праздники, игры подвижные и на зидательные, ролевые и строительные, прогулки, экскурсии, похо ды).(Приложение № 3)
  3. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии, концерты, просмотр диафильмов).
  4. Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготов ление подарков к праздникам).

Для приобщения детей к культурному наследию использую следующие методы:  наглядный, словесный, практический.

Наглядный метод используется во время

  • чтения педагогом рассказов;
  • экскурсий в художественную школу, музей;
  • наблюдений;
  •         показа сказок (педагогом, детьми);
  • рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
  • проведения дидактических игр;
  • экскурсий по городу, целевых прогулок.

Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе

  • чтения литературных произведений воспитателем;
  • чтения стихотворений детьми, воспитателем;

в бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;

  • ответов на вопросы педагога, детей;
  • проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);
  •         сообщения дополнительного материала воспитателем;
  • загадывания загадок;
  • рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
  • разбора житейских ситуаций;
  • проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров;
  • чтения литературных произведений родителями.

Практический метод используется, когда необходимо

  • организовывать продуктивную деятельность;
  • провести игры (строительные, дидактические, подвижные, малопод вижные, инсценировки и др.);
  • оформить коллекцию семян для занятия;
  • сшить кукол к сказкам;
  • организовать постановку пьес, сказок, литературных произведений;
  • провести экскурсии различной направленности;
  • организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников;
  • изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.

Принципы организации занятий.

Наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, научность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, прочность усвоения знаний, связь теории с практикой обучения и жизнью, воспитание в процессе обучения; вариативный подход.

Занятия строятся следующим образом:

  • Познавательная часть (знакомство с жилищем, бытом, историей, костю мом, философией, педагогикой русского народа).
  • Практическая часть - художественный ручной труд (изготовление кукол

из ткани, лыка, соломы; роспись яиц; плетение поясков; работа с бума гой).

  • Фольклор, который либо присутствует в двух первых частях, либо исполь зуется как самостоятельная часть занятия (игры, заклички, попевки, при говорки, прибаутки, сказки, приметы, загадки, пословицы, поговорки).

Познавательные беседы развивают мышление ребенка, осмысленное восприятие события. У детей активно совершенствуется нравственное и эсте тическое отношение к народным традициям, к национальному наследию. Практика показала, какое важное значение имеет осознанное восприятие для приобщения детей к культурному наследию своего народа. Сначала интерес и любование, затем — бережное отношение к тому, что их окружает.

На праздничные народные гулянья собираются дети всех групп, их роди тели, бабушки, дедушки, сотрудники детского сада. Вместе поем народные песни, частушки, колядки, играем в народные игры, водим хороводы. А по вара угощают всех обрядовой пищей: блинами - на Масленицу; караваем - на Осенины.

Богатство и глубина содержания, многообразие средств изображения произ ведений искусства обладают большой воспитательной силой. Они возбужда ют творческое воображение, сильно воздействуют на чувства детей. Живо пись и народно-прикладное искусство являются живой красочной картиной реального мира. Восприятие этих произведений способствует расширению жизненного опыта детей, развивает любознательность, интерес к окружаю щей действительности. Поэтому для нас, стало нормой посещение детьми и взрослыми (педагоги, родители) музея, в котором дети встречаются с истин ными произведениями народно-прикладного искусства, промысловой дея тельности и живописи.

Работа с родителями

Особую значимость при решении задач нравственного воспитания дошкольников имеет тесный контакт с семьёй воспитанника. Семья играет

центральную роль в сознании ребёнка. То, что обязана дать малышу семья, никто кроме неё не даст в полной мере. И моя задача - помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками. И что именно родители ответственны за воспитание детей.

Родители оказывают большую помощь, активно участвуют в жизни детского сада, проявляя выдумку, фантазию, энтузиазм.

С их участием проводятся:

  • выставки рисунков, поделок, фотографий: «У моей мамы руки золотые», «Моя семья»;
  • реализован педагогический проект «Генеалогическое древо моей семьи» и «Трудовая история моей семьи»;
  • оформление групповых комнат;
  • пополнение уголка «Русская горница»;
  • утренники, праздники, экскурсии, соревнования.

Формы работы с родителями:

  • родительские собрания на духовно-нравственные темы ( «Воспитание патриотизма и гражданственности у детей дошкольного возраста»);
  • лекторий для родителей («Семья - ребёнок - детский сад»);
  • открытые показы воспитательно-образовательного процесса;
  • вечера вопросов и ответов;
  • анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;
  • наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, пап ки-передвижки, выставки детских работ, дидактические игры, литера тура;
  • в ведение социальной карты с целью изучения, обобщения и распростра нения опыта семейного воспитания;
  • совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей («Пасха»,  «Воздвиженье», «Рождество Христово», «Масленичные Гуляния»,);
  • совместное посещение богослужений и прогулки к собору;
  • помощь родителей детскому саду (облагораживание территории, участие в подготовке праздников, мелкий ремонт, хозяйственные работы).

Предполагаемые результаты

  • Готовность и открытость ребёнка к добру.
  • Формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений с взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира.
  • Потребность и готовность проявлять сострадание и умение разделять радость.
  • Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества.
  • Приобщение к опыту православной культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах.
  • Деятельное отношение к труду.
  • Ответственность за свои дела и поступки.

Показатели успешной работы:

По отзывам родителей и педагогов, наблюдается заметная положитель ная динамика в развитии детей: дети стали более общительными, вниматель ными по отношению друг к другу, у них повысился интерес к исконно- рус ским праздникам, народным традициям и обычаям. О чём свидетельствуют итоги диагностики. (Приложение № 4)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализируя свою работу по духовно - нравственному воспитанию де тей дошкольного возраста, я пришла к выводу, что нельзя добиться больших успехов, если не будет создано единое духовно - нравственное образова тельное пространство: семья - дошкольное учреждение. Воспитание, давае мое в детском саду, не принесёт желаемых результатов, если родители не бу дут поддерживать в детях те добрые правила жизни, прививаемые им педаго гами.

И кстати будут слова В. А. Сухомлинского: «Если человека учат добру - .. .в результате будет добро».