Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа
учебно-методическое пособие на тему

Хусаинова Любовь Владиславовна

Система духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста строится на приобщении его к культурному наследию своего народа. Русская культура, как культура великой нации, всегда отличалась высокой духовностью. Её исторические корни уходят  вглубь веков. И во все времена, времена взлёта и падения, русская культура помогала своему народу не только выжить, но и сохранить своё лицо, самобытность, высокую духовность и нравственность. Приобщение к культуре развивает ум, формирует душу, обогащает речь. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzeyoffice_word.docx22.92 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ  Тисульский детский сад «Лесовичок»

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа

Воспитатель: Хусаинова

 Любовь Владиславовна

Тисуль 2016г

 Система духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста строится на приобщении его к культурному наследию своего народа. Русская культура, как культура великой нации, всегда отличалась высокой духовностью. Её исторические корни уходят  вглубь веков. И во все времена, времена взлёта и падения, русская культура помогала своему народу не только выжить, но и сохранить своё лицо, самобытность, высокую духовность и нравственность. Приобщение к культуре развивает ум, формирует душу, обогащает речь.

Начиная с 2016 года в нашем ДОУ планомерно проводится работа по духовно-нравственному воспитанию детей и приобщению их к основам народной культуры  Духовно-нравственное воспитание детей на основе православных традиций, в условиях светского образовательного учреждения оказалось делом необычайно трудным и деликатным, требующим единения желаний всех и педагогов и детей и родителей. Нельзя не учитывать проблему отчужденности, оторванности детей от православной  жизни. Мы не можем игнорировать такую особенность детской аудитории.

И поэтому основными задачами моей работы являются:

  • знакомство детей с культурой и историей своего народа;
  • формирование чувства сопричастности к культурному наследию;
  • формирование таких нравственных качеств как  доброта, сострадание, трудолюбие;
  • вовлечение родителей в совместную деятельность с ДОУ по духовно-нравственному воспитанию детей

Для решения поставленных задач была создана соответствующая предметно-развивающая среда.  Нашими  сотрудниками с помощью родителей оформили групповую комнату предметами народного быта. Посуда, игрушки, расшитые полотенца, кружевные салфетки, придали интерьеру групп теплоту и уют. В группе появились народные календари и буклеты.

Неотъемлемым атрибутом  игровых уголков в группе являются  настольно-дидактические игры такие как «Угадай вид росписи», «Секреты бабушкиного сундучка»,  «Полезные вещи»  др., они помогают ребятам оценить и практически освоить способы взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Уголки музыкально-театрализованной деятельности пополнились музыкальными инструментами, различными видами театров по русским народн6ым сказкам, народными костюмами.

В детском саду создан  мини-музей «Русской избы», где дети получают возможность не только посмотреть, но и потрогать своими руками предметы быта,  изделия старины.

В холле ДОУ оформлен  патриотический уголок с российской символикой.

 В своей работе  по приобщению дошкольников к культурному наследию я используем следующие формы работы:

  • работа с народным календарем
  • предпраздничные посиделки;
  • посещение краеведческого музея;
  • оформление в детском саду мини-музеея «Русская изба»
  • чтение художественной литературы;
  • познавательные беседы;
  • творческую продуктивную  и игровую деятельность детей;
  • экскурсии, целевые прогулки по улицам города.

После новогодних каникул наряду с обычным календарем природные уголки старших групп пополняются детскими  народными  календарями. Следует отметить, что такой календарь воплощает в себе многовековой опыт русского народа и отражает особенности  его менталитета. Это календарь, по которому русский человек испокон веку жил, работал и созидал. Изучая их, дошкольники приобщаются к нравственным основам культурного наследия своего народа, узнают о предстоящих  народных праздниках.  Далее с помощью  взрослых  дети составляют познавательные буклеты, в которых раскрывается содержание, история  возникновения и особенности данного праздника. Это значительно расширяет кругозор воспитанников.

Затем устраиваются предпраздничные посиделки.

Основная цель предпраздничных посиделок – это подготовка к празднику. На посиделках дети не только разучивают песни, затевают хороводы, игры, но и изготавливают разные предметы, которые необходимы для праздника; изготавливают открытки-приглашения, подарки-сюрпризы близким, родным и друзьям, знакомятся с музыкальным фольклором, устным народным творчеством, народной игрушкой, декоративно-прикладным искусством.

На посиделки в гости к детям приходят игровые персонажи – бабушка, девица-красавица, добрый молодец, которые ведут живой рассказ о народном празднике, используя всевозможные присказки («Посидим рядком, да поговорим ладком» и др.). Старшие  передают свои знания малышам – в этом заложен важный принцип народной педагогики.

На посиделки дети, как и бабушка-хозяюшка, приходят в русских народных костюмах. Практика показывает, что ряженье повышает эмоциональный тонус детей и усиливает их восприятие.

Народные праздники, как средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых и детей, объединенных совместными действиями, общим переживанием, играют особую роль в приобщении ребенка к народной культуре.

Праздники в нашем детском саду  начинаются с осени.

Первая неделя сентября — дни радостных встреч и знакомств со сверстниками, сотрудниками детского сада. Я целую неделю предлагаю детям праздничные развлечения, сюрпризы, пытаются наладить контакт с детьми. Это время адаптации ребенка к новым условиям после летнего отдыха.

С октября начинаются традиционные праздники русской культуры. Первый народный праздник — «Осенины». Затем – «Новый год и Рождество», «Святки», Масленица», «Встреча птиц», «Пасха», «Троица».

Здесь важно вспомнить слова К.Д. Ушинского,  который писал: «Для ребенка Светлый праздник Пасхи и весна, Рождество и зима, Спас и спелые плоды, Троица и золотые березки сливаются в одно могучее впечатление, свежее и полное жизни…»

После  праздника педагоги с детьми старшего дошкольного возраста организуют итоговые беседы на следующие темы: «Край в котором ты живешь», «Откуда пошла земля русская», «Светлый праздник Рождества» и др.

Познавательные беседы развивают мышление ребенка, осмысленное восприятие события. У детей активно совершенствуется нравственное и эстетическое отношение к народным традициям, к национальному наследию.

Активно использую и такую форму работы, как посещение музея. Посещение музея — одно из основных средств развития эмоционально-чувственного восприятия предметов старины и нравственного отношения к ним.

На экскурсию в музей нашего детского сада можно приходить всегда. Детям любопытно приподнять старый утюг, заглянуть в чугунок, рассмотреть вышивку на полотенце, попробовать растолочь в ступке пшеничные зёрна пестом, сравнить прялку с веретеном в действии. Можно полюбоваться коллекцией старинных ёлочных игрушек, монет, календарей, часов и др.

Богатство и глубина содержания, многообразие средств изображения произведений искусства обладают большой воспитательной силой. Они возбуждают творческое воображение, сильно воздействуют на чувства детей. Живопись и народно-прикладное искусство являются живой красочной картиной реального мира. Восприятие этих произведений способствует расширению жизненного опыта детей, развивает любознательность, интерес к окружающей действительности.

После посещения музея дети в самостоятельной творческой деятельности изготавливали понравившиеся предметы из бумаги, пластилина, глины, приобретая навыки работы с художественным материалом и привычку делать своими руками приятные и полезные для людей вещи.

Эффективным и доступным для детей дошкольного возраста средством воспитания духовно-нравственных качеств, на наш взгляд, является устное народное творчество. 

Трудно представить мир ребенка без сказок, потешек, считалок, загадок: детство и фольклор – понятия неразделимые.

  К.Д. Ушинский подчеркивал, что литература, с которой впервые встречается ребенок, должна вводить его в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа. Такой литературой, приобщающей ребенка к духовной жизни своего народа, прежде всего, являются произведения устного народного творчества во всём его жанровом многообразии: потешки, пестушки, загадки, считалки, перевертыши, пословицы, поговорки, скороговорки, сказки и другое. За трехлетний период работы по данному направлению в каждой возрастной группе нашего детского сада подобраны картотеки литературных произведений и обобщен  опыт работы на тему: «Устное народное творчество как средство духовно-нравственного развития дошкольников» В результате приобщения дошкольников к фольклору на практике убедились, что устное народное творчество является богатейшим источником познавательного и духовно-нравственного развития детей, прививает любовь к истории и культуре нашей Родины.

Знакомясь с народным искусством и классическим наследием прошлого и настоящего, ребенок осваивает бесценный культурный опыт поколений. И здесь сотрудничество с социумом открывает огромные возможности.

Как известно, первыми воспитателями ребенка всегда являются его родители. Их авторитет для малыша незыблем. Поэтому работа, проводимая  в детском саду, без сотрудничества родителей воспитанников была бы неэффективной. Родители должны стать помощниками и союзниками педагогов в духовно-нравственном воспитании детей

Проведенные анкетирования, беседы с родителями, показали, что основная часть родителей наших воспитанников считают себя православными людьми. Но, вера – дело сугубо личное и мы не вправе вмешиваться в чужую личную и семейную жизнь. Цель нашей работы с родителями мы определили как просветительскую, т.е. познакомить родителей с православной культурой и историей, пробудить к ней интерес.

Совместно с родителями мы проводим фольклорные праздники, которые сопровождаются выставками детского и взрослого творчества.

 В течение года организую  и провожу акции: «Сохраним елку- красавицу наших лесов», «Покормите птиц зимой», «Чистый двор, чистые улицы – чистый город»

Организую выставки совместного творчества детей и родителей: «Осенние фантазии», «Пасхальное яйцо», «Елочка красавица – всем ребятам нравится», «Хоть пол света обойдешь, лучше папы не найдешь», «Самая лучшая мама» и др.

В дальнейшем я планируем большее внимание уделять средствам наглядной информации: стенды, папки-передвижки, выпуск газет. Планируется также апробировать новые формы работы с родителями, предполагающие деятельное участие в них самих родителей. Проведение совместных мероприятий (родительские семинары-собеседования на диалоговой основе, тематические семинары с использованием ТСО, факультативные занятия, вечера вопросов и ответов)            

Я считаю, что православное воспитание не противоречит задачам светского воспитания, а обогащает и дополняет воспитательный процесс уникальными  традициями русской педагогики и вносит в жизнь детского сада особую одухотворенность.

Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа с родителями «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа»

Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живёт народная душа. Как ни сложна, ни темна психология национальной связи, мы не можем, однако, утвер...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа.

Человек всегда стремился и стремится не только к физическому развитию, но и к духовному становлению. Его естественная потребность - соединить в себе личное и общественное, земное и небесное, телесное...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа

Методические рекомендации по приобщению детей к культурному наследию...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа

Консультация для родителей по вопросам духовно-нравственного воспитания дошкольников....

Доклад на тему: ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ НА КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЯХ СВОЕГО НАРОДА

Человек – существо духовное, он стремится не только к физическому развитию, но и к духовному становлению. Соединить в себе личное и народное, земное и небесное, телесное и духовное – это е...

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ НА КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЯХ СВОЕГО НАРОДА.

Краткая аннотация: в данной статье рассматриваются вопросы формирование у детей дошкольного возраста духовно-нравственных качеств через приобщение их к культурным традициям своего народа. Раскрываются...