ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ НА КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЯХ СВОЕГО НАРОДА.
учебно-методический материал по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Шелест Наталия Анатольевна

Краткая аннотация: в данной статье рассматриваются вопросы формирование у детей дошкольного возраста духовно-нравственных качеств через приобщение их к культурным традициям своего народа. Раскрываются условия, формы, методы и приёмы работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_d-n_vospitaniyu_2018.docx27.77 КБ

Предварительный просмотр:

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ НА КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЯХ ЧВОЕГО НАРОДА.

Краткая аннотация: в данной статье рассматриваются вопросы формирование у детей дошкольного возраста духовно-нравственных качеств через приобщение их к культурным традициям своего народа. Раскрываются условия, формы, методы и приёмы работы.

Ключевые слова: проблема, духовно-нравственное воспитание, семья, дошкольное учреждение, цели и задачи, формы работы, культура своего народа, игры, праздники, русский фольклор.

Перед обществом в настоящее время необычайно остро стоит вопрос о проблеме духовно-нравственного воспитания.  Педагогическое сообщество пытается понять, каким образом. привить современным детям нравственно-духовные ценности и заложить в него основы духовно-нравственного воспитания,ведь азы нравственного воспитания, усвоенные с детства, лежат в основе всех дальнейших поступков человека, формируют облик его личности и определяют систему ценностей.

На духовно-нравственное воспитание младших дошкольников, в первую очередь, оказывает  семья. В статье 18 ФЗ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте». Ребеноквпитываетнормы и принципы поведения внутри нее и воспринимает их, как общепринятый эталон.Любите своих детей, уделяйте им достаточно внимания. Свое представление о том, что хорошо, а что плохо,ребенок складываетна основе примеров родителей,полностью копирует их.Родители помогают малышу сформировать свою систему ценностей, чтобы он ясно понимал какие поступки хорошие, а какие недопустимы.  Ребенок не будет придерживаться высоких идеалов, если вы, взрослые, сами далеки от них. Подайте пример, начните жить так, как хотели бы, чтобы жили ваши дети.Это поможет ребенку набраться сил, веры в себя.

Духовно-нравственное воспитание дошкольника является длительным процессом, требующим внутреннего изменения, приобретения внутреннего осознания и стремления к добру. Формирование нравственной личности, содействие духовному опыту и приобщение к ценностям православной культуры - является главной целью духовно-нравственноговоспитания

Задачами нашей работы являются:

-познание и прививание православной культуры и традиций;

-раскрытие духовной и нравственной одаренности ребенка, его способностей и талантов;

-гармоничное, позитивное и гуманистическое развитие личности ребенка; формирование гражданского самосознания, доброжелательного отношения к окружающему миру и людям;

-одухотворение жизненного пространства ребенка;

-защита и укрепление физического, психического и духовного здоровья ребенка

Педагогам дошкольного учреждения необходимо отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес.

Решение задач по духовно – нравственного воспитания детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей,в разных формах организации образовательного процесса: непосредственно образовательной деятельности (НОД), режимных процессах, самостоятельной деятельности детей в условиях семьи и при сотрудничестве с семьей, с использованием развивающих технологий и методик и, хорошо организованной предметно-развивающей среды.В состав программы духовно-нравственного воспитания дошкольников входят следующие виды деятельности: продуктивная деятельность (изготовление аппликаций, фигурок, конструкций, поделок, рисунков); театральная игровая деятельность (смоделированные сценки и спектакли духовно-нравственной тематики); познавательная деятельность (чтение исторической и православной литературы, сказок, жития святых); творческая деятельность (лепка из пластилина, живопись и графика, музыкальное творчество, танцы); нравственная деятельность (уроки любви и доброты, знакомство с культурными традициями и ценностями); совместная деятельность, в которой участвуют дети и родители, направлена на духовное развитие семьи, укрепление семейных ценностей, уважение и взаимопонимание (семейные и православные праздники, игры и конкурсы)

Работу по приобщению дошкольников к культурному наследию необходимо планировать в системе, по принципу «от простого к сложному», используя следующие формы работы:

- знакомство и последующая работа с народным календарём;

- предпраздничные посиделки;

- познавательные беседы;

- чтение художественной литературы;

- творческую продуктивную и игровую деятельность детей;

- оформление мини-музеев;

- экскурсии, целевые прогулки по родному городу.

Воспитывая духовно-нравственные качества личности, можно использовать различные методы и приёмы.

Ведущим видом деятельностив дошкольном детстве является – игра, в которой дети осваивают новые для себя социальные роли, совершенствуют коммуникативные навыки, учатся выражать свои чувства и понимать эмоции других людей, оказываются в ситуации, когда необходимо сотрудничество и взаимная помощь.  Расширение представлений о народной культуре эффективнее осуществлять посредством народной игры, в которой отражается не только образ жизни людей, их быт, труд, устои, но и представления о чести, смелости, мужестве. Народная игра - это источник положительный эмоций, естественный спутник жизни, обладающий воспитательным потенциалом. Накапливая первоначальный банк нравственных представлений, ребёнок пробуют соотносить их со своими поступками, учится следовать усвоенным нравственным нормам и самостоятельно совершать моральный выбор.

 Развитие в ребёнке духовно - нравственных ценностей невозможно без воспитания патриотических чувств: любви к родной городу, уважительного отношение к государству, усвоения элементарных знаний по истории своего родного края. Знакомство с историей своего города можно начать с экскурсии по родным улицам, посещения достопримечательностей и памятников, просмотров презентаций. При посещения краеведческого музеядети знакомятся с жизнью людей города, с предметами старины, которые использовали жители родного города в прошлых веках.

Оформленный «Уголок старины», в котором размещены предметы народного быта: посуда, игрушки, расшитые полотенца, кружевные салфетки, прялка, люлька и другое, которые отражают богатое наследие местных умельцев и мини-музей «Русской избы», дают возможность детям, не только посмотреть и потрогать предметы быта, изделия старины, но и самим попробовать растолочь зерно в ступке, поставить ухватом горшок в печь, покрутить прялку. Все эти действия приносят детям положительные эмоции и надолго остаются в их памяти.

Наш детский сад работает по реализации проекта по ранней профориентации дошкольников и в одной из групп организован «Центр ремёсел», в котором дети знакомятся не только с современными профессиями, но и с творчеством народных умельцев: дымковской городецкой, хохломской росписью. Особый интерес у детей вызывают яркие разноцветные матрёшки. Малыши знакомятся с внешним видом, особенностями этой игрушки, а старшие дети – с историей её возникновения, сведениями о мастерах, её создавших. Воспитанники имеют возможность рассмотреть и исследовать разнообразные виды декоративного искусства (изделия из дерева, глины, бумаги, картона, шитьё, вышивка, плетение), с их бытовым и эстетическим назначением. Во время «Клубного часа», у детей есть возможности побыть кукольниками,гончарами, умельцами по росписи посуды. Много радости приносит детям работа с глиной, солёным тестом, нитками, бумагой и картоном, которые используются для изготовления народных игрушек и других предметов. Они приобретают новые навыки работы с художественными материалами и привычку делать своими руками приятные и полезные для людей вещи. Вся эта работа приближает ребёнка к познанию нашей культуры.

Патриотический уголок позволяет познакомить детей с российской символикой (флагом, гербом, гимном), историей их создания, а также с историей родного города (историей, памятниками, обычаями и традициями).

Культура - это прежде всего система ценностей, закрепленная в традициях. Она необходима для удовлетворения духовных потребностей и поиска высших ценностей.. Народные праздники с обрядами, песнями и играми – это сильнейший и обильнейший источник познания народной жизни. В них есть не только красота и поэзия, отдых и веселье, предания и сказания, но и сокрытые истории, которую можно при желании увидеть. Это средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых и детей, где все объединяются совместными действиями, общими переживаниями. Особый эмоциональный отклик у детей вызывают разнообразные праздники, утренники и мероприятия, которые формируют у дошкольников причастность к культурным традициям своего народа.

    В «Музыкальной гостиной», дети могут обогатить свой опыт о музыкальной культуре через беседы о народных песнях, слушании фонограмм, исполнении некоторых народных песен, старинных танцев, хороводных игр. У детей есть возможность не только услышать звучание инструментов, но и самим поиграть на гуслях, колокольчике и многих других инструментах, узнать о их изготовлении.

    Уголок музыкально-театрализованной деятельности с народными инструментами (гудок, рожок, ложки, трещотки), разнообразными видами театров по русским народным сказкам, народными костюмами для девочек и мальчиков знакомят детей с культурой нашего народа, а также и других национальностей, населяющих нашу страну. Костюм является средством духовного единения малыша с прабабушкой, прадедушкой. Внимание малышей при рассматриваниииллюстраций, кукол в русских народных костюмах необходимо акцентировать на внешнем виде костюма, его форме, расцветке, элементах украшения. Старших дошкольников необходимо знакомить и с костюмами других национальностей, классифицируя их по принадлежности: праздничный, будничный, для женщины, девушки, мужской. Знакомить с декором костюма, материалом украшений: жемчуг, бисер, разноцветное стекло и др. Полученные знания и умения дети смогут использовать в других видах деятельности: продуктивная деятельность (изготовление аппликаций, фигурок, конструкций, поделок, рисунков);творческая деятельность (лепка из пластилина, живопись и графика, музыкальное творчество, танцы);

В работе можно использовать разнообразные развивающие технологии и методики. Это проектирование, экспериментирование, занятия разных типов и видов, игры сюжетные и с правилами, элементы ТРИЗ, проблемные ситуации и др., ориентированные на специфические для дошкольника виды мышления (наглядно – действенные, наглядно – образное) и способы познания (сенсорные, игровые, экспериментирование, вопросы к взрослым в процессе общения), доступные способы действия, поведения, преобладающую в дошкольном возрасте эмоциональность.

Задача взрослого – внимательно наблюдая за развитием ребенка, не пропустить ростки духовности и творческого восприятия мира, которые могут стать стержнем, вокруг которого будет выстраиваться гармонически развитая личность ребёнка. В последнее время нередко наблюдается у детей дошкольного возраста, что они «уходят в себя», а нам необходимо «раскрыть» ребенка, мудро, ненавязчиво заложив духовно-нравственные принципы детям дошкольного возраста. Эти принципы станут фундаментом личности творческой, думающей, созидающей, станут потребностью и неотъемлемой частью достойного человека. Решая проблемы духовно-нравственного воспитания детей, мы гарантируем свое светлое будущее.

Список литературы

  1. Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М., 2004
  2. Киркос Р.Ю. Патриотическое воспитание дошкольников. -. -С-Пт., 2005
  3. «Основной общеобразовательной программе дошкольного образования» под ред.Н.Е.Вераксы,Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. М.МОЗАЙКА- СИНТЕЗ, 2012
  4. Петрова В.И. Т.Д. Стульник. Нравственное воспитание в детском саду. - М., Мозаика-Синтез, 2008
  5. Интернет-ресурсы.

Шелест  Наталия Анатольевна, воспитатель высшей категории МБДОУ БГО Центра развития ребёнка – детского сада №11, г. Борисоглебск

Каратаева Ирина Михайловна, воспитатель 1КК  МБДОУ БГО Центра развития ребёнка – детского сада №11, г. Борисоглебск


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа

Система духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста строится на приобщении его к культурному наследию своего народа. Русская культура, как культура великой нации, всегда отличалась выс...

Беседа с родителями «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа»

Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живёт народная душа. Как ни сложна, ни темна психология национальной связи, мы не можем, однако, утвер...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа.

Человек всегда стремился и стремится не только к физическому развитию, но и к духовному становлению. Его естественная потребность - соединить в себе личное и общественное, земное и небесное, телесное...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа

Методические рекомендации по приобщению детей к культурному наследию...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа

Консультация для родителей по вопросам духовно-нравственного воспитания дошкольников....

Доклад на тему: ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ НА КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЯХ СВОЕГО НАРОДА

Человек – существо духовное, он стремится не только к физическому развитию, но и к духовному становлению. Соединить в себе личное и народное, земное и небесное, телесное и духовное – это е...